Интеграция как инструмент развития ребенка

Галина Шелудякова
Интеграция как средство развития ребёнка

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодняшний семинар – практикум посвящен теме «Интеграция как средство развития ребёнка».

Слайд 2

Как помочь вам — педагогам в реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ? Как активизировать деятельность каждого педагога? Какими средствами и способами это можно сделать? Об этом я предлагаю поговорить сегодня на семинаре.

Слайд 3

А мы начинаем нашу работу.

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть.

Слайд 4

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Слайд 5

На слайде представлены слова. Подберите слова — синонимы к понятию «интеграция»,как вы понимаете это слово из предложенных слов на слайде: взаимодействие, соединение, совмещение, объединение, «два в одном». Синонимов понятия «интеграция» много, определений в различных источниках тоже.

Самое доступное,но отражающее наиболее точно суть данного понятия следующее: «Интеграция — это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития».

Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ — интегрированные занятия.

Слайд 6

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что в последние годы возрос интерес к интегрированным занятиям. И «теоретики» и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, музыка, физкультуру. Интегрированныезанятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащает словарь, развиваются коммуникативные умения. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности.

Слайд 7

Обращаю ваше внимание на актуальность проведения интегрированных занятий

1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях в его многообразии и единстве

2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности

3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности

4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности

5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов

Слайд 8

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей основными целями и задачами интегрированных занятий являются:

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

• формирование эстетического восприятия окружающего мира;

• приобщение к миру искусства;

• воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству,

• умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные

• эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

• детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и

• театрализованной деятельности.

Многие педагоги не всегда правильно различают интегрированные занятия от комплексных. С одной стороны очень похожи между собой в принципе, но есть между ними и отличия.

Слайд 9

Сейчас я предлагаю вашему вниманию технологическую матрицу сравнения и планирования интегрированных и комплексных занятий.

Интегрированные занятия имеют отличительные особенности, которые прослеживаются в матрице.

Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.

На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как «настроение», с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент – образ.

Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии педагоги ДОУ используют большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов, используя проектор и ноутбук, чтобы дети могли свободно подойти, рассмотреть и использовать.

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.

Слайд 10

Если учесть, что интегрированное занятие проводят два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов.

Я остановлюсь подробнее на том, как наши педагоги готовятся к проведению интегрированного занятия, если его проводит воспитатель +специалист.

Во-первых, воспитатель и специалист согласовывают свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общей для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог продумывает содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения.

Во-вторых, в процессе подготовки к занятию проводят взаимные «консультации — встречи» педагогов по вопросам изучения темы. Это помогает выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.

Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и содержании им сообщается. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (принимают участие в организации экскурсий с детьми в музей и выставочные залы картинной галереи, подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).

Слайд 11

Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Наиболее эффективны из них следующие:

• сюрпризный, игровой моменты;

• рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование;

• сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

• проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

• разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Слайд 12

Мы заметили, что интегрированные занятия более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.

Стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных её сферах (рисовании, пении, театрализованной и художественно-речевой) – это и есть широта интересов ребёнка, которую формирует педагог средствами интегрированных занятий.

Слайд 13

«Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать?»

Предлагаю поучаствовать в ситуативном мозговом штурме, который позволит решить сначала проблему «Как пробудить желание в человеке есть салат». Наша задача – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы. (Идёт обсуждение)

Слайд 14

Я попрошу Анну Юрьевну записывать все варианты ответов. Итак, мы составили некий алгоритм действий по решению нашей проблемы. Получилось где – то так. И я думаю, что убедили есть человека салат. Посмотрите на экран.

Тщательно очистить его

Украсить его

Подать в необычной сервировке

Придумать салат с любимым вкусом

Придумать интригующее название

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

Убедить в полезности состава ингредиентов

А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст, а затем применим найденные решения к реальным обстоятельствам — найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т. е. решить наш главный поисковый вопрос.

Тщательно очистить его Тщательнее подготовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить его Использовать наглядность, средства мультимедиа и др.

Подать в необычной сервировке Проводить в нестандартной форме

Придумать салат с любимым вкусом Интегрировать с другой деятельностью

Придумать красивое (необычное) название Превратить «скучные» темы организованной деятельности во «вкусные»

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания

Убедить в полезности состава ингредиентов Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни

Слайд 15

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.

Упражнение «Ладошка».

Педагоги берут нарисованную ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

Большой – для меня это важно и интересно потому что…

Указательный – я получил конкретные рекомендации (указать какие)

Средний – мне было трудно (указать трудности) или не понравилось…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно…

Источник

«Принцип интеграции в дошкольном образовании»

         Дошкольная педагогика в настоящее время претерпевает  значительные изменения.

Особое внимание уделяется принципу интеграции образовательных областей. По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным  образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего  формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

До недавнего времени в ДОУ существовала предметная система обучения, воспитания и развития, и получалось, что знания оставались разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному принципу.

Проектирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении требует основания на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы.

Выбор темы и интегрируемых образовательных областей принадлежит педагогам, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей детей и специфики условий осуществления образовательного процесса.

       В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов.

       Система знаний, которая должна быть сформирована у учащихся, понималась К.Д. Ушинским не как механическая сумма абстрактных представлений, а как единство органически связанных между собой знаний об объективно существующем мире. «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, и даёт нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Более того, «излагать без связи описание тех или иных естественных предметов и явлений – значило бы

только бесполезно утомлять детскую память».

      Один из важных принципов планирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

      Наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система.

     Для интегрированных занятий характерна смешанная структура, она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

 2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

 3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

     Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности воспитанников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Потребность в организации интегрированных занятий  объясняется целым рядом причин:

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в ДОУ, начальной школе.
  5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей.

      Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию.

     Например, тема «Наши мамы» (старший дошкольный возраст) предполагает выбор таких образовательных областей, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», а так же разных видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник. В течение дня дети читают произведения о маме, рисуют портреты мам, делают выставку портретов, рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы (например, аппликационную открытку), организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины наряды» или «Хозяюшка». В такой день полезна встреча с одной из мам, которая поделится секретами приготовления любимого лакомства для сына или дочки. Дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и усваивают идеал современной женщины, учатся ценить и уважать свою маму. Так происходит духовно-нравственное и гендерное воспитание, осуществляется социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а так же формирование таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

     Тема «Моя семья» (старший дошкольный возраст) предполагает в качестве ведущей формы выбор проекта, организуемого на основе интеграции всех образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация». Проект достаточно трудоемкий, поэтому его выполнение может происходить в течение 3-5 дней. Системообразующим фактором интеграции образовательных областей может служить деятельность по составлению «Генеалогического древа» совместно с родителями, представление этого проекта и защита каждой семьей. При этом важно рассказать не только о членах семьи, но и об их правах, обязанностях, профессиях. Возможна так же защита мини-проекта «Семейные традиции и увлечения», в котором дети вместе с родителями в свободной форме (рисунок, танец, фотографии, драматизация) представляют свою семью, схемы-карты своих микрорайонов, домов, квартир. В качестве материалов для проектов дети вместе с родителями подбирают пословицы и поговорки о семье. В проекты могут быть включены и сюжетно-ролевые игры («Семья», «Мебельный салон», «Моя квартира», «Дом»), игры-драматизации сказок («Репка», «Гуси-лебеди»), творческое рассказывание («Как я помогаю дома», «Кем я буду», «Я буду мамой/папой», «Наши любимые питомцы»). Помимо этого в такие проекты могут быть включены конкурсы («Утренняя гимнастика моей семьи», «Мама, папа и я – спортивная семья», «Люби мое блюдо моей семьи», «Семейный бюджет»); конкурс рисунков («Моя семья», «Мы на отдыхе»), выпуск семейных газет, организация выставки «Семейное хобби». В проекте так же могут быть прочитаны рассказы Л.Н. Толстого «Косточка», «Филиппок», сказка А.Линдгрен «Малыш и карлсон», прослушаны произведения П.И.Чайковского из «Детского альбома», разучены и исполнены песни о маме.

Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

Интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности (на мероприятиях, где воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования являются не наблюдателями, а активными участниками).

        Следует учитывать, что любая интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут, получить все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уж имеющихся знаний и представлений.

Источник