Инновационный подход к развитию музыкальных способностей у ребенка
Музыкальные способности ребенка начинают формироваться еще в дошкольном возрасте и включают целый ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический и гармонический), чувство метроритма, музыкальную память (кратковременную и долговременную), воображение (воссоздающие и творческое). Музыкальные способности тесно связаны с общими свойствами (способностями) личности, такими как: внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, которые в результате обучения и воспитания дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения одного специального вида деятельности.
Природные способности развиваются только в процессе работы над ними. Многие люди, в детстве проявившие исключительные природные данные к какому-либо виду деятельности, став взрослыми, утрачивали их.
Видимо, развитие ребёнка шло неверным путем. Поэтому педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей, стимулировать их творческую инициативу, правильно и своевременно подбирать дидактический материал.
На конкретных примерах рассмотрим, как развиваются следующие компоненты музыкальных способностей дошкольников: память и воображение.
Музыкальная память.
Современные психологи утверждают, что память можно и нужно развивать.
К основным процессам памяти психологи относят запоминание материала, а также узнавание его и воспроизведение.
Благодаря памяти, можно определить музыкальные темы и целые произведения при повторном их исполнение, а также воспроизводить отдельные интонации, мелодические обороты и произведения целиком.
Психологи различают два вида запоминания — непроизвольное, совершающиеся без какого-либо усилия со стороны человека и произвольное (благодаря волевому усилию).
Непроизвольное запоминание считается наиболее устойчивым. В процессе обучения запоминание постепенно приобретает волевой, целенаправленный характер, переходящий в произвольную его форму. Уже в дошкольном возрасте ребенок сталкивается с необходимостью выучить материал, то есть запомнить его и уметь воспроизводить — рассказать, написать, нарисовать, спеть и так далее.
Произвольное запоминание зависит от ряда факторов в первую очередь от запоминаемого материала. Чем доступнее для ребёнка изучаемый материал, чем больше он вызывает ассоциативных, смысловых и структурных связей, тем интереснее и легче его усвоение и дольше удержание в памяти. Следовательно, привлечение ассоциативных, например, визуальных связей к слуховому восприятию музыкального материала должно способствовать лучшему запоминанию.
С этой целью на музыкальных занятиях в ДОУ мы, музыкальные руководители пользуемся не только различными наглядными пособиями: картинками, плакатами, столбцами, но и системно используем мультимедийные и интерактивные технологии. Предъявления информации на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
Полезно разучивать песни со словами, так как слова обычно вызывают дополнительные ассоциации и способствуют лучшему усвоению песенного материала.
При этом на проекционном экране детям показывается специально подобранный видеосюжет, связанный с текстом песни.
Песни, рекомендуемые для разучивания на начальном этапе обучения, должны быть очень просты по складу, желательно куплетного строения, небольшого диапазона и строиться преимущественно на поступенном движении или с применением небольших скачков (на терцию, кварту, квинту).
Для этой цели мы используем как русские народные песни: колыбельные, хороводные, плясовые как наиболее простые по форме и доступные по содержанию, так и песни национальные — адыгских композиторов.
Способность запоминать и длительно удерживать материал в памяти во многом зависит также от сосредоточенности и от интереса, вызванного в момент восприятия данного материала. Поэтому процесс запоминания у детей дошкольного и младшего школьного возраста должен строиться в игровой форме. Игра создает на занятиях атмосферу заинтересованности, это залог успешного освоения и более прочного запоминания данного музыкального материала.
Перечисленные выше факторы, от которых зависит произвольное запоминание, очень важны в музыкально-педагогической деятельности, особенно в работе с дошкольниками.
Необходимость включения двигательных упражнений (музыкально-ритмические движения: ходьба под музыку, подвижные игры, простукивание различных ритмических фигур) является существенным моментом в музыкальном воспитании дошкольников.
Проводя исследование, и наблюдая за динамикой музыкального развития дошкольников в младших, средних и старших группах, мы обнаружили рост интеллектуального мышления, свободы разговорной речи, образно -ассоциативных параллелей благоприятное — профессиональный интерес к музыкальному искусству. Проанализировав данный факт, мы пришли к выводу, что этому росту в полной мере способствовали:
– разработанная специально для музыкально — эстетического воспитания дошкольников соавторская рабочая программа «Динамика» (авторы Т. М. Винокурова, Ф. К. Нагоева);
– системность и последовательность в изложении музыкального материала (от простого к сложному);
– интересные фоно — хрестоматийный материал;
– все темы музыкальной грамоты представлены в виде дидактических игр;
– Детские импровизации носят относительно свободный характер (с небольшими поправками музыкального руководителя);
– для импровизации отобраны лучшие и интересные для детей четверостишие разнообразной тематики;
– и, конечно, это развлекательные мероприятия, музыкальные сценки, музыкальные сказки, авторские мюзиклы, утренники.
Как один паучок плетет целую серию паутинок из «Песенок на ступеньки» (автор Винокурова T. M.) складывается ладо — гармонический слух дошкольников. В чём же здесь секрет? Всё очень просто.
Каждая ступень лада (кроме нижней и верхней тоники) поступенно вверх или вниз (где ближе) доходит до тоники.
Эта «интонация» повторяется многократно, закрепляя «местоположение» данной ступени в ладу. Это подкрепляется текстом, в котором дается четкое указание «о каждой ступени»:
– первая — тоника, главный, опорный звук лада;
– вторая и седьмая — вводные звуки;
– третья — мажорная — веселая «грустная в миноре я»;
– четвёртая — субдоминанта;
– пятая — доминанта.
После разучивания «Песенок на ступеньки» игра «Кто я?», которая заключается в том, чтобы дети определили на слух, какая ступень звучит.
Дети — ступеньки поют поочередно ступени (каждый свою), другие дети определяют — узнают, но ни в коем случае не отгадывают. Дети, правильно определившие ступени, получают золотые медали на золотых подвесках. После закрепления песенок на ступеньки дети сами играют поют со словами.
Тема-игра «Устойчивые и неустойчивые солдатики» (устойчивые; неустойчивые ступени и их разрешение).
Дети (8 человек) держат карточки. 1,3,5 и 8-красного цвета (устойчивые); 2,4,6 и 7-синего или зеленого цвета (неустойчивые). Затем музыкальный руководитель играет разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Дети соответственно музыки выполняют движения.
Для изучения длительности нот в программе предусмотрено целая серия игр, развлечений и творческих заданий в ритмических тетрадях. Ритм-сердце музыки. Если сердце бьется неровно, пульс нарушен и музыка гибнет — поможем музыке выжить, спасём её!
Литература:
- Блинова М. Физиологические основы элементарного звукового синтеза и вопросы теории и эстетики музыки. — 2. — М.:, 1963.
- Картавцева М. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. — М.:, 1978.
- Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. — М.:, 1975.
- Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. — М.:, 1962.
- Калугина М., Халабузарь П. Восритание творческих навыков на уроках сольфеджио. — М.: Современный композитор, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальный материал, память, произвольное запоминание, проекционный экран, музыкальный руководитель, музыкальная память, игровая форма, дошкольный возраст, ступень.
Источник
Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников.
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. При создании предметно-развивающей среды в образовательной области «Музыка» учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют использование абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию – функцию общения. Приобщение к искусству, музыкальное воспитание – очень индивидуальное и даже интимное понятие, всязанное с неповторимым самоопределением личности.
В своей работе я использую некоторые современные технологии.
- Здоровьесберегающая технология;
- Элементарные формы музыкальной импровизации;
- Эстетотерапия;
- Эвритмия. (Это уравновешенность элементов, слаженность, соразмерность, гармоничность) — искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.) Эвритмия разработана Рудольфом Штейнером и получила широкое распространение в мире;
- Музыкально-речевая и пальчиковая гимнатика;
- Анимационные танцы и флешмобы;
- Квесты;
- Игры с инструментами;
- Применение ИКТ
Задачи использования здоровьесберегающей технологии:
- Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видахмузыкальной деятельности, используя здоровьесберегающую методику, исходя их возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоорвье
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- Формировать положительное отношение ребенка а к окружающему миру, семье, сверстникам, самому себе.
- Организовать сотрудничество с родителями в вопросах здорового образа жизни, профилактики заболевания.
Основные методы работы в здоровьесберегающей технологии:
— песенки-распевки. Используются для подготовк голосовых связок к пению и упражненю в чистом интонировании определенных интервалов;
-дыхательная гимнастика. Приучает детей дышать носом для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию лёгких, повышает насыщение крови кислородом, тренирует сердечно-сосудистую систему повышает устойчивость к гипоксии (недостаткау кислорода).
— пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие: положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает носовое дыхание.
-артикуляционная гимнастика – выработка качественных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем, тренировка мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма. В результате улучшаются показатели уровня развития речи детей, певческие навыки, музыкальная память, внимание.
— пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
-речевые игры снимают напражение, повышают способность к непроизвольному вниманию, обостряют наблюдательность. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию педагог добавляет музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения (пантомимические и театральные возможности).
-музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает дыхание.
-музыкальные физкультминутки способствуют укреплению организма ребенка, позволяют активно менять деятельность, повышают работоспособность.
Работа по здоровьесберегающей технологии ведется с учетом программ и методических пособий таких, как «Праздник каждый день» И.Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, элементарное музицирование Т.Тюиюнниковой, «Ритмическая мозаика» Бурениной, «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии» С.А.Коротковой, О.В.Кацер.
Одной из инновационных форм в практике музыкального воспитания являются элементарные формы музыкальной импровизации. В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Форму развития музыкальности, которую я активно использую, это коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психолошиеское раскрепощение. Задачи, которые решают коммуникативные танцы:
- Развитие коммуникативных навыков;
- Работа над ощущением формы;
- Развитие двигательной координации;
- Развитие чувства ритма.
Это возможность согласовать собственный замысел с замыслом сверстников и совместно организовывать игру, танец, пластические этюды, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. В танцах с использованием популярной детской музыки, используя знакомые движения, которые объединяются в цепочки по 2-3 движения, включающие в себя элементы невербального общения, смену партнеров, рождается инициатива, творчество, воображение, взаимопонимание, умение сотрудничать. Коммуникативные танцы дают положительный эффект в коррекции развития детей с ОВЗ, вовлекя ребенка в процесс музицирования в игровой форме, создают атмосферу принятия друг друга и эмоционально-психологическое раскрепощение. Дети понимают друг друга по жестам, мимике, движениям рук, что помогает им в социализации в группе, ДОУ, обществе. Эмоциональный подъем создает ситуацию успеза и повышает самооценку ребенка.
Координационно-подвижные музыкальные игры дают ощущение музыкальной динамики, исполнительского штриха. Речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры стимулируют развитие ловкости, точности, реакции, воспитывают ансамблевую слаженность. Здесь важным и необходимым является умение педагога воодушевить детей на игру, создавая игровую атмосферу сказки, загадки, приключений, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонациооно-речевой, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния. Использование этой технологии позволяет добиться следующих результатов:
- Удается создать на праздниках, музыкальных занятиях, развлечениях атмосферу радостного общения, приподнятого настроения, гармоничного самоощущения;
- Дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
- Удается попасть в тональность актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению,
- Дети усваивают элементарные музыкальные знания, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общени с музыкой, без лишних натаскиваний и утомительных заучиваний, обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития; развиваются музыкально-творческие способности.
Особым вниманием в музыкальном воспитании в ДОУ пользуются развлечения, тематические досуги и праздники. Это яркие события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Одной из инновационных форм в практике дошкольного образования в организации досугов и развлечений можно считать квест. Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что как правило, есть некая цепь, дойти до которой можно. Последовательно разгадывая загадки. Каждая разгадка – ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими и интеллектуальными. Квесты могут проводиться как в помещении, так и на площадке. Каждый ребенок становится непосредственным участником разыгрываемых событий. За основу можно взять любой сценарий. Применение квеста решает ряд задач: воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение того или иного задания, развитие творческих способностей, воображения, поисковой активности, формирование навыков исследовательской деятельности, стремление к новизне; вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Возможность реализации образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях дошкольного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста в организации праздников и развлечений.
Летнее развлечение «На поиски пропавшего Лета» злой волшебник заколдовал Лето, но оставил подсказки. По различным ориентирам дети попадают в разные места и встречаются с разными героями, которые помогают им расколдовать Лето. Или развлечение «День добрых дел» в форме квест-игры. В детском саду появилось дерево добрых дел, но кто-то мешает детям совершать добрые поступки. С котом Леопольдом и с помощью волшебных ленточек дети попадают в страну добра.
В своей музыкально-педаггической деятельности активно использую анимационные танцы и флешмобы. Плюс таких танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится. Родители с удовольствием танцуют с детьми. Практически все дети любят танцы с элементами черлидинга, спортивного танца с помпонами. Он сочетает элементы гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Доступность такого танца основывается на простых шагах, прыжках и танцах, где задействованы разные группы мышц. Анимационные танцы развивают творческие и двигательные способности дошкольников. Для постановки таких танцев нужны несколько условий. Сначала нужно выбрать музыку. Нужен средний и очень чёткий ритм. Выбранная мелодия должна лечь на восьмитактовый счет. Не допускать большого нагроможднения движений! Педагогу необходимо запомнить и станцевать весь набор движений. Они должны быть удобными. Если вы испытываете дискомфорт, то и детям тоже будет неудобно их танцевать. А вот флешмоб, в отличие от анимационных танцев, требует хорошей подготовки! Здесь важно отработать каждое движение. Эти танцы нацелены на зрелищность, эстетику. За несколько минут танца может меняться и музыка, и темп. В таких танцах можно смешивать стили, классику с хип-хопом и другие. Музыка обязательно должна быть зажигательной, чтобы не только танец, но и мелодия настраивала танцующих на позитивный лад. Важно выбирать простые движения (прыжки, повороты, хлопки и т.д.). Главное – чтобы было весело, и все участники могли их выполнить. Сложность в том, чтобы научить детей выполнять движения синхронно, без опозданий, зато это разовьет их координацию и внимание.
Когда музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске, процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносит удовольствие и ощущение «отдачи». «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (Мишель Монтень)
Нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в образовательной деятельности, на мероприятиях и музыкальных праздниках, развлечениях, досугах. Использование компьютера в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию; во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
Например, знакомство с новой темой можно сопровождать показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; использовать при слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов;
демонстрировать графический материал (модели, схемы); “посещать” музеи, театры, концерты; моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш – в младших группах, опера, балет – в старших), а также постигают такие понятия, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель», «дирижёр» и многое другое. Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня, танец, марш», «Весело-грустно» и др. Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма. Музыкальные клипы и показ репродукций великих художников на тему «Природа и музыка» позволяют более комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют более полному пониманию красоты и богатства музыкальной культуры человечества, развитию эстетического восприятия окружающего мира. Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига, Сен-Санса, Римского-Корсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия.
В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдовпо теме праздника. Использование в работе музыкального руководителя компьютерных технологий помогает и в такой сложной в настоящее время теме, как знакомство с народными праздниками и традициями.
Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.
Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития, как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком.
Литература:
1. Боровик Т.А «Пути педагогического творчества», М:ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004
2. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2010.
3. Буренина А. «Коммуникативные танцы для детей», СПб, 2004
4. Богодяж О. «Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников»
5. Ветлугина Н.А,.Кенеман А.В «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», М:Просвещение, 1983
6. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3
7. Радынова О.П. «Дошкольный возраст — задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 — 30
8. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . — №1. – с.10
Источник