Инновационные технологии развития личности ребенка

Инновационные технологии развития личности ребенка thumbnail

Алёна Попова
Использование инновационных технологий для развития личности ребенка

В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».

Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему. Стремление постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствование используемых ранее педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности.

Педагогическая технология должна отвечать некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присущая опора на определенную научную концепцию, которая содержит философское, психологическое, дидактичное и социально-педагогическое обоснование достижение образовательной цели.

Системность. Педагогической технологиидолжны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.

Возможность управления. Предусматривает возможность диагностического возложения, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными за результатами и оптимальными за расходами, гарантировать достижение определенного стандарта образования.

Воспроизводимость. Возможность использования (повторение, воссоздание) педагогической технологии в других идентичных образовательных заведениях, другими субъектами.

Визуализация (характерная для отдельных технологий). Предусматривает использование аудиовизуальной и электронной техники, а также конструирование и применение разнообразных дидактичных материалов и оригинальных наглядных пособий.

Одним из важнейших стратегических заданий на сегодняшнем этапе модернизации образования есть обеспечение качества подготовки специалистов на уровне международных стандартов. Решение этого задания возможно при условии изменения педагогических методик и внедрения инновационных технологий обучения.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности

должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.

В решении воспитательных задач огромную роль играют информационно-коммуникационные технологии.Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами звука, видео, мультимедиа, что способствует повышению эффективности педагогического труда.

На сегодняшний день одной из актуальных задач российского образования выступает разработка и создание максимально эффективных условий обучения и развития для каждого обучающегося в рамках учебно-воспитательного процесса. Это обусловлено общественной потребностью в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самостоятельной деятельности, самореализации, готовых генерировать и реализовывать

новые идеи в различных областях знаний. При этом особую значимость приобретает обеспечение перехода образовательного процесса на качественно новый уровень, отвечающий государственным задачам модернизации образовательной среды в пространстве современного информационного общества.

Личностно-ориентированное обучение во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Это такая методология организации условий обучения и воспитания, которая предполагает включение собственно-личностных функций или востребование субъективного опыта каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход создает предпосылки для развития творческого мышления детей, стимулирует их к поиску оригинальных решений поставленных в процессе обучения задач, способствует успешной самореализации детей в различных видах учебной и творческой деятельности.

Источник

«Инновационные образовательные технологии — путь развития личности детей старшего дошкольного возраста»

А.И.Аминова,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №25 «Йолдызкай»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Проблема всех педагогов согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом.  Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было  быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть развитой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. И проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать развивает у дошкольника его самостоятельность и познавательный интерес, наилучшим образом формирует личность ребенка.

        Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить  этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных. Реализация современной цели педагогического процесса — развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни — требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта деятельности — это его самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, общении, игре и посильном труде. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.

Развитию личности старших дошкольников помогают современные образовательные технологии, такие как: педагогическое проектирование, работа с портфолио дошкольника, здоровьесберегающие технологии и т.д. Именно они, на наш взгляд, позволяют сплотить детей между собой, со взрослыми, с миром в единое целое, научить жить и успешно развиваться в современном обществе. И, если ре­бенок после проведенной работы начинает доверять нам, верить, значит, можно дальше творить, фантазировать, воображать. Однако не следует забывать, что использование современных образовательных технологий определённо должно носить развивающий, проблемный характер; подталкивать дошкольника к решению проблемных ситуаций, поиску оптимальных способов действий.

В рамках образовательной деятельности мы на протяжении ряда лет активно используем метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, что позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же позволяет сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности ребенка в социуме, потребовала обучения детей и родителей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Учитывая, что современный мир опасен для маленького человека: это дороги, бытовая техника, пожары в природе и в доме, ядовитые и опасные для детей растительный мир, мы разработали проекты «В стране дорожных знаков», «Служба 01», «Служба 02». В рамках проектной деятельности мы решаем задачи охраны жизни и здоровья детей; предупреждения дорожно-транспортного травматизма; обеспечения безопасности и усиления бдительности при встрече с незнакомыми людьми. При реализации поставленных задач мы исходим из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл; увидел спички – нельзя брать – не взял; подошёл незнакомый человек – нельзя разговаривать и брать «подарки» — отошёл и т.д.). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора; взять – но нельзя, т.к. конфету предложил «незнакомец»; поиграть – но нельзя, потому что спички-это опасно и т.п.). Важна привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Наша задача — не столько обучение детей правилам дорожного движения, сколько  воспитание безопасного поведения на улице, на дорогах, в транспорте, на природе, дома – в социуме.

С целью эффективности работы в данном направлении, мною создано пособие «Специальные машины или смоделируй ситуацию», которое позволяет научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях, безошибочно принимать решение. Весь иллюстративный материал скомпонован по темам: «Ситуации на дорогах», «Ситуации на воде», «Ситуации в быту». Дети должны не только рассказать о том, что изображено на иллюстрации (или что произошло?), но и выстроить «цепочку действий» в сложной ситуации (как помочь? что делать?). Вся «цепочка действий» строится из иллюстраций и сопровождается речевым толкованием. Игры учат детей внимательности, сообразительности, ответственности, умению быстро принимать решения и желание прийти на помощь, не быть равнодушными. Содержание пособие развивает логическое мышление, учит размышлять, отвечая на вопросы «почему это произошло?», «кто виноват?», «есть выход?». Играть можно как, отталкиваясь от иллюстрации с изображением конкретных ситуаций (пожар, ДТП и т.п.), так и в обратном порядке, выстраивая «цепочку действий» с конца (специальной машины, телефонного номера службы, спасателя), отвечая на вопрос «что случилось?» («что произошло?»). Игровую деятельность в рамках реализации данного пособия можно организовать как индивидуально, так и с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Такое «моделирование ситуаций» закладывает основу знаний о необходимости обеспечения безопасной жизнедеятельности ребенка в социуме.  Работа по данному пособию поможет сохранить жизнь и здоровье детей во взрослой жизни, в условиях социального, техногенного, природного или экологического неблагополучия.

Также в своей работе мы активно используем технологию портфолио, как средство социализации ребенка — дошкольника. Мы понимаем, что ведение портфолио не только является современной эффективной формой оценивания ребёнка, но и помогает решать такие важные педагогические задачи, как: поддержка мотивации дошкольников; поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности самообучения; развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Мы включили в практику работы с детьми старшего дошкольного возраста разные виды портфолио: портфолио достижений, портфолио будущего первоклассника, портфолио по интересам. Опыт работы по данной технологии был представлен в рамках муниципального конкурса «Портфолио дошкольника» Портфолио «Я расту» состояло из разделов (страничек): «Личная страничка» (обо мне, познакомьтесь со мной, полюбуйтесь на меня, мой гороскоп, характеристика знака «Бык»), «Я расту» (динамика роста), «Моя семья», «Мой режим дня», «Мой детский сад» (мои любимые воспитатели, мои друзья), «Страничка моих достижений», «Мир моих увлечений», «Мои любимые игрушки», «Мои праздники», «Страничка документов», «Страничка пожеланий» (от мамы, от воспитателей). Работа по ведению портфолио помогла укреплению детско-родительских отношений.

Наиболее значительных положительных результатов нам удалось добиться в процессе обучения детей методам и приемам педагогического проектирования. В переводе с греческого проект — это путь исследования. Проектные технологии обучения являются для дошкольников инновационными. Проект — это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. С этого учебного года мы обратились к инновационной технологии – индивидуальный проект дошкольника. Исследовательский проект «Какие ручки кастрюли безопаснее?» был представлен наРЦ «Всё лучшее детям» (декабрь,2014)

На протяжении ряда лет мы используем целый комплекс «здоровьесберегающих» и «здоровьеразвивающих» мероприятий: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, дыхательная, бодрящая, корригирующая, физкультурные занятия, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения и т.п.

Моя цель — выбор результативных форм физического воспитания и оздоровительной работы, т.е. таких технологий, которые несли бы в себе особые развивающие возможности для детей. В нашем учреждении активно применяется технология раскрепощённого развития детей, разработанная физиологом, врачом-офтальмологом, хирургом высшей категории, отличником здравоохранения, доктором медицинских наук В.Ф.Базарным. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на занятиях мы используем «Зрительный стадион», расположенный в разных местах помещения: на доске, на потолке и т.п. В группе, под потолком, по углам, размещены «сенсорные тренажёры», которые тренируют зрение детей, развивают внимание, поисковую деятельность, учат ориентации в пространстве и обеспечивают режим подвижных зрительных образов. Занятия проводятся в режиме смены динамических поз.

Учитывая, что зрение старших дошкольников достаточно уязвимо, а успеваемость первоклассников напрямую зависит от зрения, мною выбрана здоровьеразвивающая технология (технология сохранения и стимулирования здоровья) — «тренажёры для глаз» по методике В.Ф. Базарного. Цель моей работы со старшими дошкольниками:

-увеличение двигательной активности детей на занятии; предупреждение утомляемости;

-обучение детей различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья (валеология), чтобы затем, перейдя в начальную школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять;

-систематическая работа с родителями по организации здорового образа жизни.

«Зрительный стадион» и «сенсорные тренажёры» тренируют глаз, снимают напряжение и расслабляют мышцы глазного яблока, а также способствуют развитию вестибулярного аппарата. Используемая в комплексе здоровьеразвивающая деятельность в итоге сформировала у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное физическое развитие.

Таким образом, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования главными направлениями инновационной деятельности нашего дошкольного учреждения стали: метод проектов; портфолио дошкольника; исследовательская проектная деятельность; здоровьесберегающие технологии.

Каждая инновационная технология уникальна, вариантов слияния множество. Нами создана такая модель, в основе которой заложена интеграция разных технологий с целью развития личности ребёнка.Данная модель является привлекательной для родителей и детей, которые находят здесь прекрасную возможность всестороннего развития личности старших дошкольников, соответствующей современным запросам общества. В рамках концепции деятельности нашего детского сада, организация инновационной деятельности потребовала от нас обеспеченияследующих оптимальных условийдля полноценного проживания ребенком дошкольного периода жизни:

  • сохранение ведущих видов деятельности (игровой);

  • сотрудничество педагогов (проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);

  • создание условий для развития творческих и личностных потенциалов ребенка;

  • необходимость в дошкольном возрасте уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, и пр.).

В условиях инновационных изменений, происходящих сегодня в современной системе образования, мы создали такую систему педагогической деятельности, которая отвечает запросам родителей, учитывает особенности детей, способствует развитию каждого ребёнка[2,с.319]. В ходе этих инновационных процессов, касающихся обновления содержания, форм, методов и приемов дошкольного образования, мы стали использовать новые технологии, обеспечивающие самопознание и творческое самовыражение, а также физическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное здоровье и развитие детей, стимулирующие их познавательную, речевую и другую активность. Мы учли, что педагогические технологии содержат развивающий, формирующий потенциал и функционал образования. Именно это позволило нам добиться хороших результатов в работе с дошкольниками группы.

Сравнительная диагностика уровня развития дошкольников по итогам внедрения современных образовательных технологий выявила положительную динамику:

— повысился уровень социальной компетентности старших дошкольников;

— у детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности;

— сформирован ряд навыков самостоятельного творческого мышления;

— значительно повысилась самостоятельную активность детей.

Кроме того, удалось сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей, вовлечь их в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Список использованной литературы:

1.Белая К. Ю. Инновационная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера»,2005.– 64 с.

2.Урмина И.А.,  Данилина Т. А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-метод. обеспечение). – М: Линка-пресс, 2009. – 319 с. 

Источник