Информация для родителей по развитию речи ребенка
Признаки благополучного развития речи у ребенка
• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
• Ребенок развивается с задержкой.
• Ребенок перенес тяжелые заболевания.
• У ребенка есть неврологические заболевания.
• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
• Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
• Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак
неблагополучного развития речи ребенка,
значит вашему ребенку необходима помощь!
Как формируется речь
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.
Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка.
Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас. Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».
Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать «Дай!», а девочка тихо канючить «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.
Подождите волноваться!
Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение
из правила, подтверждающее это правило!
Динамика формирования речи в онтогенезе
№ | Форма речи | Примерный возраст появления |
1 | Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) | 1-2 мес. |
2 | Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) | 1,5-3 мес. |
3 | Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что то похожее на слова, но со стоящее из одинаковых слогов) | 4-5 мес. |
4. | Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык> слова состоят из двух трех от крытых слогов (ляля, тата, кука и др. ), много звукоподражании (би би гае гае, пи пи и проч. ) | 8 мес. — 1 год 2 мес. |
5 | Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) | 1 год 6 мес. — 2 года 2 мес. |
6 | Активный рост словаря (Ребенок спрашивает как это называется) | 1 год 9 мес. — 2 года 6 мес. |
7. | Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова но при этом использует законы родного языка) | 2 года 4 мес. — 3 года 6 мес. |
8. | 2 года 6 мес. — 3 года 5 мес. | |
9. | Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми | 1 мес. — 1,5 мес. |
10. | Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом | 2 года 6 мес. — 3 года 6 мес. |
Почему у ребенка речь формируется с задержкой?
Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нор мы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.
Если в силу каких либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести.
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи.
а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки,
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции. Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
Источник
Светлана Ваккер
Информация для родителей о развитии речи детей
Информация для родителей о развитии речи детей
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.
Часто мамы и папы не могут решить, что лучше — активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает.
Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, — основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность.
Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.
Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребёнка. Он гулит — повторять за ним, плачет — уделять внимание. Произнёс первый слог — обрадоваться достижению. С первых дней надо разговаривать с малышом, читать сказки, стихи. Хвалить, когда он пытается повторять слова. Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки, считалки. Дети любят показывать «как сорока-ворона кашу варила», «ладушки-ладушки жили у бабушки».
Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова. Реакция родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравновешенной. Обстановка в доме — тёплой, доброжелательной. Развивающие занятия — с учётом его возможностей и самочувствия.
Для правильного формирования высшей психической деятельности ребёнка важен режим дня. Некоторые родители пытаются подстроить его сон, период бодрствования под свой, взрослый распорядок. Это большой стресс для детской нервной системы, который может привести к сбою в её развитии.
Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи. Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями.Он увидел поезд: «Ту-ту!»— мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте — неправильное формирование речи в семье.
Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи.
Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными. В области логопедии есть много полезных разработок. Специалист поможет построить индивидуальные занятия и совместить приятное с полезным.
Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов — телевизор. В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит быструю, непонятную речь — это может привести к психологическим и речевым комплексам.
Протёртое питание (пюре) тоже, как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой функции. Всё хорошо в меру. Пюре нужно сочетать с кусковой пищей. По телевизору смотреть детские развлекательные и развивающие программы, соответствующие возрасту. Главный принцип — польза для здоровья и развития ребёнка, а не собственный комфорт.
Достижения прогресса привели к тому, что проблем с развитием речи становится всё больше. Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил 10 слов. Сейчас на это способно ограниченное количество детей. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна только родителям и близким людям — некритично. Если речь к 3 годам продолжает оставаться непонятной — это уже тревожный сигнал.
Источник
Артикуляционная гимнастика.
«Песенка непослушного язычка».
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
«Качели».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.
«Почистим зубы».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движение языком вверх-вниз.
«Горка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.
«Маляр».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка от зубов к горлу и обратно.
«Грибок».
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей полостью к небу (язык присасывается) и удерживается в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Вкусное варенье».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким языком облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба.
«Лошадка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать (цокать языком).
«Автоматик».
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т (д-д-д) – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног и т.д., значит, можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Но постановкой и автоматизацией звуков можно заниматься только под руководством логопеда.
Для занятий дома с родителями предлагается артикуляционная гимнастика, которая в раннем и младшем возрасте может помочь ребенку достичь правильного звукопроизношения.
Упражнения артикуляционной гимнастики подбирают в соответствии с дефектом речи ребенка, это делает логопед.
Существуют определенные правила для выполнения артикуляционной гимнастики:
сначала упражнения выполняются в медленном темпе;
Упражнения выполняются перед зеркалом;
На первых занятиях можно ограничиться 2 — 3кратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно;
Постепенно количество повторений упражнения доводится до 10 – 15 раз.
Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого, уважаемые взрослые, Вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику. Проконсультироваться по подбору упражнений артикуляционной гимнастики и их выполнению Вы можете у логопеда
Дизартрия
Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.
Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произволных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания. Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, произвольные движения языком и губами, гиперкинезы (насильственные движения), синкинезии (сопутствующие движения), звукопроизношение.
Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Дети-дизартрики поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи. Активный и пассивный словарный запас этих детей значительно различаются по объёму. Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать в активной речи многие известные им слова. В грамматическом строе речи дизартриков можно выделить такую специфическую ошибку, как пропуск предлогов («кига езыт тое» — «книги лежат на столе»), что также связано с трудностями произношения многих звуков.
В физическом статусе детей-дизартриков отмечаются общая физическая слабость, маленький рост, узкая грудная клетка, двигательная недостаточность,проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотделении и слюнотечении.
В психологическом статусе возможно нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повышенной возбудимости ребёнка, чрезмерной чувствительности ко всем раздражителям или наоборот в вялости, пассивности, безынициативности, двигательной заторможенности. Для дизартриков характерны :повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудность в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень.
ЗАИКАНИЕ.
Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще в возрасте от 2 до 5 лет.
БУДТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обратитесь к специалисту, если Ваш ребенок:
употребляет перед отдельными словами лишние звуки (А, И, Э и т.д.);
повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
затрудняется перед началом речи.
Профилактика заикания.
* Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить, по возможности, ребенка от контактов с заикающимися (например, если это знакомые).
* Отрицательно сказывается на состоянии речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы, конфликты.
* Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).
* Нельзя перегружать ребенка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту; разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.
* Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда! Не опережайте его развитие!
* Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребенка бабай-ягой, лешим и т.д.
* Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле. Лишить лакомства или участия в любимой игре
Беседа с логопедом.
Взрослым очень интересно то,
Что всем давно известно:
Как зовут, и кем ты будешь,
И кого ты больше любишь:
Маму, папу или братца?-
Все не могут разобраться.
А вот завтра я поеду
На беседу к логопеду!
Он попросит: порычи.
Он попросит: помычи,
Попиши и пожужжи,
И язык мне покажи.
Хорошо пройдет беседа
У меня и логопеда!
Л. Фадеева.
Если ребёнок плохо говорит…
В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»
Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке,и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходит не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.
Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребёнок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трёх лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.
Поэтому, если ребёнок не горит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из неё. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребёнку невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребёнка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении неговорящий малыш учиться не сможет. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.
Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Ещё наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».
Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребёнка вперёд, но и сможете быстрее преодалеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребёнка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для дамашних занятий?
Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки, фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
С сынишкой можно провисти игру-соревнование на скорасть. Кто скорее, папа или сын разложит би маленькие болтики или гайки в разные контэйнера?
Покаржите мальчику, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, ёлочку, домик, кровать для куклы.
Выкладывайте с ребёнком узоры из гороха, фасоли желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластелина.
Лепите со своим ребёнком из пласелина, играйте в мозайку и пазлы.
Учите ребёнка застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнуков.
Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Двухлетний малыш стравится с рисованием мягкой кисточкой. А трёхлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребёнка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребёнок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребёнку сопровождющие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
Дождик
Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
Он бежит по переулку, На каждую строку загибибаем на обеих
Барабанит по окошку, руках пальцы, начиная с больших.
Напугал большую кожку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымым тоже.
Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями, как будто отряхиваем
их от воды.
Дождик кончился. Устал. Кладём ладони на стол.
Источник