Информация для родителей об интеллектуальном развитии ребенка
наталья жемердей
Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие дошкольников»
Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.
Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитиеотвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.
Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.
Интеллектохватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ?:
1. От наследственности, которую ребенок получает вместе в генами родителей;
2. От образа жизни мамы в период беременности;
3.От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
5. От социального статуса семьи;
6. От характера и темперамента малыша;
7. От качеств личности родителей.
КОГДА НАЧИНАТЬ РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА?:
Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА:
• Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
• Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
• Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА:
1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
2.Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
4. Математика и точные науки;
5. Чтение;
6. Изучение иностранных языков;
7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.
Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами. Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания. Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности. Если кроха посещает детский сад или центр раннего развития, родители должны приобретенные знания использовать и в повседневной жизни, а не только на занятиях. Именно родители должны рассмотреть в своем малыше ценные задатки, с которыми он родился и стараться максимально их развивать.
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ:
1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
6. Расширяйте круг общения детей;
7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
8.Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;
Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА:
• Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
• Предлагайте ребенку «полезные» игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
• Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
• Используйте многофункциональные игрушки;
• Не перегружайте ребенка;
• Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
• Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
• Подбирая ребенку детский сад,обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
• Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
• Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
• Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.
Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!
Источник
Работа с родителями
Познавательная лекция «Значение семьи в интеллектуальном развитии ребёнка»
Добрый вечер, уважаемые родители. Все мы знаем, что наши детки скоро пойдут в школу, вступят уже во взрослую жизнь, поэтому ваша роль очень важна для интеллектуального развития вашего ребёнка, и мне сегодня хотелось бы рассказать вам, что же такое интеллектуальное развитие ребёнка?
Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые не мечтали бы о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всесторонне развитым ребёнком. А для того, чтобы успешно развивать интеллект, необходимо понимать, что это такое.
В психологии существует несколько мнений на этот счёт, но все они сводятся к следующему: Интеллект – это некая сумма знаний и умений + способность эти самые знания усваивать и решать с помощью них любые нестандартные ситуации. А усваивать эти знания и умения помогают другие способности – познавательные (восприятие, внимание, память), своевременное и достаточное развитие которых является важной предпосылкой и необходимым условием формирования мышления ребёнка.
Психологи сводятся также во мнении, что интеллект – это генетически заданная характеристика, выражаемая в виде задатков. А вот развитие этих задатков – задача воспитания и обучения. Поэтому так важна роль педагогов и родителей в процессе интеллектуального развития. Нужно понимать и помнить о том, что интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее: его можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком – то этапе (в зависимости от обстоятельств). Ведь развитие мышления у детей определяется не только и не столько их способностями (задатками) и возрастными особенностями, а в большей мере объёмом и характером информации, которую они получают и степенью её усвоения.
Для гармоничного интеллектуального развития ребёнка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям! Именно в дошкольном возрасте маленькие «почемучки» очень любознательны. Они, как губка впитывают новые знания. Очень важно не упустить момент для интеллектуального развития ребёнка. Научно доказано, что дети в первые 5 лет жизни усваивают столько же информации, сколько за всю оставшуюся жизнь. Поэтому, чем раньше вы позаботитесь о его умственном развитии, тем легче ему будет потом получать новые знания в школе. И именно в этом возрасте, если вы заинтересованы в интеллектуальном развитии своего ребёнка, направьте его неуёмную энергию, желание узнать как можно больше в конструктивное русло.
Что нужно для интеллектуального развития ребёнка?
• Поощряйте его активность (разумеется, в пределах возможного). Например, поощряйте его стремление что – либо разбирать, собирать, открывать, закрывать, ломать и чинить – в процессе такой самостоятельной и увлекательной деятельности ребёнок учится мыслить, думать, проявляет смекалку и сообразительность.
• Подберите интересную для обоих (родителя и ребёнка) интеллектуальную задачу, игру и попытайтесь вместе этим позаниматься. Зачастую именно в такой совместной деятельности ребёнок начинает любить то или иное занятие, предмет.
• Научите любить чтение. Самое главное – не принуждайте силой ребёнка к чтению, сделайте так, чтобы он получал удовольствие от процесса.
• Одним из важных аспектов интеллектуального развития ребёнка является творчество – детское или же совместно с родителями. Особенно это важно для дошкольного возраста. Всячески поощряйте малыша, хвалите его за различные поделки и рисунки.
• Интеллектуальное развитие ребёнка начинается в семье: с простых игр, со сказок, которые вы рассказывайте ему на ночь, с отношений между малышом и взрослым… Это накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие, образ мышления. Если внимательно наблюдать за малышом, в какие сюжетно – ролевые игры он предпочитает играть, можно определить тип отношений семьи, в которой он воспитывается. Поэтому все взрослые своим поведением должны подавать малышу достойный пример для подражания. Так, в семье, где царит спокойная, доверительная атмосфера, где никто не препятствует всестороннему развитию ребёнка, где каждый член семьи всячески поддерживает друг друга, будет расти любознательный, умный карапуз.
• Следует помнить о главном условии развития интеллектуальных способностей ребёнка – необходимо, чтобы ребёнок получал удовольствие, радость от самого процесса познания. Если же малыш выполняет какие – то задачи, из желания получить награду, из послушания, из страха быть наказанным, то, конечно, он усвоит определённые знания, но это не будет иметь никакого отношения к способностям.
Как оценить интеллектуальное развитие ребёнка?
Каждого родителя интересует, а достаточно ли развит его ребёнок для своего возраста? Нет ли у ребёнка, каких – либо нарушений в интеллектуальном развитии?…Ответы на вопросы могут дать специальные тесты, каждый из которых рассчитан на определённый возраст ребёнка. И нужно сказать, что при правильном (профессиональном) использовании тесты на оценку интеллектуального развития ребёнка дают довольно – таки достоверную информацию для вас, родители. Спасибо за внимание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Модифицированный опросник по Дж. Чейпи для родителей
Цель: Определение уровня интеллекта детей самими родителями.
1. Оценка базового опыта ребёнка
• Приходилось ли ребёнку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин?
• Был ли ваш малыш в библиотеке?
• Приходилось ли ребёнку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
• Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
• Проявляет ли Ваш ребёнок повышенный интерес к чему – либо, есть ли у него хобби?
2. Оценка речевого развития
• Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
• Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?
• Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: щётка, пылесос, холодильник?
• Может ли ребёнок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
• В состоянии ли Ваш ребёнок рассказать историю, описать какой – либо происшедший с ним случай?
• Чётко ли ребёнок выговаривает слова?
• Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики.
3. Оценка умения общаться
• Включается ли ребёнок в игру других детей?
• Соблюдает ли он очерёдность, когда этого требует ситуация?
• Способен ли ребёнок слушать других, не перебивая?
• Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую – либо сценку в домашнем спектакле?
4. Оценка когнитивного развития
• Может ли ребёнок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, непохожую на остальные?
• Может ли ребёнок различать буквы и читать короткие слова?
• Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
• Может ли ребёнок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из 15 элементов?
• Может ли ребёнок рифмовать слова?
• Может ли ребёнок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
• Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Всего – 23 вопроса.
От 20 – 11 отрицательных ответов – низкий уровень интеллекта
От 10 отрицательных ответов – средний уровень
1 – 2 отрицательных ответа – высокий уровень
Источник
Лариса Донских
Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие дошкольников»
Консультация для родителей
Интеллектуальное развитие дошкольников
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.
Интеллектуальное развитие – это и процесс,и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. ; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
Интеллектуальное развитие предполагает:
— дифференцированное восприятие;
— аналитическое мышление (способность воспроизвести образец);
— рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
— логическое запоминание;
— интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
— овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;
— развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.
Цель – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.
Задачи:
1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои действия.
2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Для основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
Методы и приемы:
— практические (игровые);
— экспериментирование;
— моделирование;
— воссоздание;
— преобразование;
— конструирование;
Дидактические средства: Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).
Форма организации детской деятельности:
— индивидуально-творческая деятельность;
— творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
— учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
Все это опирается на развивающую среду:
1. Математические развлечения:
— игры на плоскостное моделирование (Танграм и т. д.);
— игры-головоломки;
— игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера;
— задачи-шутки.
2.Дидактические игры:
— сенсорные;
— моделирующего характера;
— специально разработанные воспитателем для обучения детей;
3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. При этом взрослые, уважая личность ребенка,создают ряд непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения, каждый малыш – исследователь.
Источник