Индивидуальный темп развития психических процессов у ребенка это
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
Самостоятельная работа
по дисциплине: «Специальная психология»
по теме:
«Особенности
психического развития детей с задержкой психического развития»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Ефимова
Валерия Анатольевна
г. Москва, 2017 г.
Задания для самостоятельной работы по теме «Особенности
психического развития детей с задержкой психического развития»
Что такое темп психического развития?
Раскройте понятие задержки психического развития как крайнего варианта нормы.
Каковы основные особенности ЗПР конституционального, соматогенного, церебрально-органического происхождения?
Каковы условия обучения, необходимые для детей с ЗПР?
Четко определите, что понимается под возрастной нормой? Как соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка?
В каких случаях можно говорить об аномальном развитии? Каких детей считают аномальными?
Чем, по мнению Л.С. Выготского, определяется процесс формирования ребенка?
1 вопрос: Что такое темп психического развития?
Ответ:
Темп психического развития – это степень быстроты личностных изменений человека. Психика постоянно изменяется и развивается. Это диахронная (дио — сквозь, хронос — время) система. Сюда относится, напр., закономерная последовательность развития интеллекта, описанная Ж. Пиаже (1896-1980). Согласно В.Д. Шардакову, гетерохромная система существует и в овладении профессиональной деятельностью. В процессе психического развития стадии нарастания функций чередуются со стадиями стабилизации. Так происходит переход количественных изменений в качественные. Процесс развития разных сторон целостной личности, уровней ее индивидуального сознания также происходит неравномерно. Поэтому в личности могут сочетаться зрелость в одних отношениях и инфантилизм — в других. Интегральной характеристикой физического и психического развития выступает скорость изменений. По этому признаку людей можно разделить на три группы: 1) с ускоренным (примерно 25%), 2) с равномерным (50%) и 3) с замедленным развитием (25%).
2 вопрос: Раскройте понятие задержки психического развития как крайнего варианта нормы.
Ответ:
Задержка психического развития — это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
ЗПР не относиться к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причем тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком. Очень важны своевременная диагностика и создание специальных условий воспитания и обучения. Лучшие результаты в коррекционной работе можно получить, когда ребенок еще не достиг младшего школьного возраста.
3 вопрос: Каковы основные особенности ЗПР конституционального, соматогенного, церебрально-органического происхождения?
Ответ:
Дети с задержкой психического развития, пришедшие в школу, начинают испытывать трудности в обучении. У них недостает сформированности некоторых психических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками, т. к. им не хватает знаний для усвоения даваемого в общеобразовательной школе материала. Такие дети без специальной помощи не смогут овладеть общешкольным материалом.
ЗПР конституционального происхождения
При этом виде задержки психического развития эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе.
ЗПР соматогенного происхождения
Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей.
При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья.
ЗПР церебрально-органического происхождения.
Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т. п. Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.
В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
Клинико-психологические критерии ЗПР:
Астено-невротический синдром (сокращенно АНС) – это неврологический недуг. Его часто наблюдают у взрослых и детей с очень подвижной психикой, которые реактивно реагируют на малейшие неудачи или внешние раздражители, бурно проявляют эмоции, принимают «близко к сердцу» жизненные неурядицы.
Такие психоэмоциональные особенности человека могут иметь врожденно-наследственный характер и при благоприятной окружающей обстановке особо не проявляться. Но могут резко «сдетонировать» под воздействием внешней или внутренне- физиологической причины и спровоцировать развитие нервной болезни, которую трудно лечить.
синдром гармонического инфантилизма – это личностная незрелость преимущественно в области ее эмоционально-волевых свойств, сохраняющих черты более младшего детского возраста. Эта эмоционально-волевая незрелость проявляется в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации, неумении сдерживать свои желания и эмоции, детской непосредственности и преобладании игровых интересов в школьном возрасте, в беспечности, повышенном фоне настроения и недоразвитии чувства долга, неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей, в повышенной подражаемости и внушаемости. Кроме того, у этих детей нередко имеются признаки интеллектуальной недостаточности (не достигающей степени умственной отсталости) в виде относительной слабости абстрактно — логического мышления, словесно-смысловой памяти, дефицита познавательной активности при обучении в связи с отсутствием школьных интересов и быстрой пресыщаемости в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения, в стремлении быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует;
церебрастенический синдром – это заболевание неврологического характера. Ухудшение памяти и концентрации внимания, рассеяность, раздражительность являются основными признаками данного заболевания. Больной быстро устаёт, обычная работа становится тяжёлой и трудновыполнимой. Повышается сонливость, утомляемость и возникает некое подобие апатии.
4 вопрос: Каковы условия обучения, необходимые для детей с ЗПР?
Ответ:
Важным условием полноценной социализации и социальной жизни является освоение навыков социального общения — коммуникации. Лица с ограниченными возможностями испытывают значительные затруднения и в социализации, и в формировании навыков социальной коммуникации, так как для них доступ к различного рода источникам информации ограничен по ряду причин: наличие коммуникативных ограничений и барьеров, ограничение мобильности, недостаточность навыков межличностного взаимодействия, а также неприятие и ограничение общения с этими людьми большинством социума.
Особенности клинико-психологической картины органического инфантилизма в значительной мере связаны с преобладающим фоном настроения. У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. На уроках эти дети непоседливы, не подчиняются требованиям дисциплины, в ответ на замечания дают обещание исправиться, но тут же об этом забывают.
В беседе открыто и легко высказывают отрицательное отношение к учебе, не смущаясь, говорят, что учиться неинтересно и трудно, что они хотят гулять или играть.
Главные задачи, которые способствуют гармоничному обучению детей с ЗПР:
Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации учащихся, и внедрение инновационных технологий обучения могут улучшить условия обучения детей рассматриваемой категории;
квалифицированная коррекциионно — развивающая работа, основанная на результатах комплексной диагностики и новых организационных методических формах деятельности. Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в учении и адаптации к школе;
создание специальных классов коррекционно-развивающего обучения;
Сотрудничество с педагогами;
Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач;
Развитие у ребенка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь;
Малая наполняемость класса (10-12 человек);
Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований;
5 вопрос: Четко определите, что понимается под возрастной нормой? Как соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка?
Ответ:
Возрастная норма – это показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа.
К пониманию возрастной нормы выделяют следующие подходы:
Статистический подход;
функционально-системный подход;
медико-биологический подход.
С учетом подходов можно выделить виды норм1:
1. Статистическая (характеризует статистическое большинство описываемых показателей);
2. физиологическая (включает средние показатели процессов и состояний живого организма);
3. психическая (определяется показателями большинства индивидуальных проявлений психики);
4. индивидуальная (включает показатели функционирования организма конкретного человека без ориентировки на средневозрастные критерии).
При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников.
Возрастные особенности – это специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Они отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры.
Индивидуальные особенности – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт. Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения.
К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.
6 вопрос: В каких случаях можно говорить об аномальном развитии? Каких детей считают аномальными?
Ответ:
Аномальное развитие – это отклонение от нормы, закономерности развития, неправильность развития. Известно, что число детей развивающихся в условиях патологии постоянно растет. Обусловлена данная тенденция различными факторами. Среди них:
дестабилизация общества и отдельных семей;
отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экологических, экономических условий для будущих матерей и детей из разных возрастных групп;
психическая и познавательная депривация вследствие недостаточности удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей, которые приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии;
генетическую направленность вопроса, а также влияние эндо и экзогенных факторов в период пренатального, натального и постнатального развития.
Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с проблемами в развитии было выделено Л.С. Выготским как общая закономерность аномального развития.
Понятие аномальный ребенок в советской дефектологии отражает систему положений, характеризующих ребенка с дефектом с позиций развития.
Важнейшее положение заключается в том, что в отличие от дефекта у взрослого дефект, возникающий у ребенка под тем или иным болезнетворным влиянием, может привести к целому ряду отклонений в развитии. Называя ребенка с дефектом аномальным, советские дефектологи исходят прежде всего из того положения, что дефект той или иной функции может привести к нарушению общего хода развития ребенка только при определенных условиях.
Аномальным считается только такой ребенок, развитие которого в том или ином смысле нарушено. Это значит, что не всякий ребенок с дефектом может быть отнесен к категории аномальных. Так, например, ребенок, лишенный одного глаза, потерявший слух на одно ухо и т. п., чаще всего не имеет отклонений в развитии и, следовательно, не является аномальным. К категории аномальных относятся только те дети, у которых в связи с дефектом нарушен нормальный ход психического развития. Иными словами: при определении понятия аномальные дети речь идет об аномальном развитии ребенка, а не об отдельном дефекте.
7 вопрос: Чем, по мнению Л.С. Выготского, определяется процесс формирования ребенка?
Ответ:
В «Лекциях по педологии» Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются прижизненно и образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития. В своем развитии высшие психические функции проходят ряд стадий (Хрест. 6.2 и 6.3).
2
Список использованной литературы
1. https://xn--80ahc0abogjs.com/vozrastnaya-psihologiya_783/vozrast-vozrastnaya-norma-39396.html
2. https://yandex.ru/images/search
1 https://xn--80ahc0abogjs.com/vozrastnaya-psihologiya_783/vozrast-vozrastnaya-norma-39396.html
2 https://yandex.ru/images/search
11
Источник
Негосударственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Московский
институт современного академического
образования»
Федеральный
институт повышения квалификации и
переподготовки
Факультет
дополнительного профессионального
образования
Самостоятельная
работа
по
дисциплине: «Специальная
психология»
по
теме:
«Особенности
психического
развития детей с задержкой психического
развития»
Выполнил:
Слушатель
факультета ДПО
Андреева
А.Ш.
г.
Москва, 2016г.
Список
вопросов:
Что
такое темп психического развития?Раскройте
понятие задержки психического развития
как крайнего варианта нормы.Каковы
основные особенности ЗПР конституционального,
соматогенного, церебрально-органического
происхождения?Каковы
условия обучения, необходимые для детей
с ЗПР?Четко
определите, что понимается под возрастной
нормой? Как соотносятся возрастные и
индивидуальные особенности развития
ребенка?В
каких случаях можно говорить об
аномальном развитии? Каких детей считают
аномальными?Чем,
по мнению Л.С. Выготского, определяется
процесс формирования ребенка?
1.ТЕМП
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ степень
быстроты личностных изменений человека.
Психика постоянно изменяется и
развивается. Это диохронная (дио — сквозь,
хронос — время) система. Сюда относится,
напр., закономерная последовательность
развития интеллекта, описанная Ж. Пиаже
(1896-1980). Согласно В.Д. Шардакову,
гетерохронная система существует и в
овладении профессиональной деятельностью.
В процессе психического развития стадии
нарастания функций чередуются со
стадиями стабилизации. Так происходит
переход количественных изменений в
качественные. Процесс развития разных
сторон целостной личности, уровней ее
индивидуального сознания также происходит
неравномерно. Поэтому в личности могут
сочетаться зрелость в одних отношениях
и инфантилизм — в других. Интегральной
характеристикой физического и психического
развития выступает скорость изменений.
По этому признаку людей можно разделить
на три группы: 1) с ускоренным (примерно
25%), 2) с равномерным (50%) и 3) с замедленным
развитием (25%).
2.Понятие
«задержка психического развития»
употребляется по отношению к детям с
минимальными органическими повреждениями
или функциональной недостаточностью
центральной нервной системы, а также
длительно находящимися в условиях
социальной депривации. Для них характерна
незрелость эмоционально-волевой сферы
и недоразвитие познавательной
деятельности, имеющей свои качественные
особенности, компенсирующиеся под
воздействием временных, лечебных и
педагогических факторов.
Задержка
психического развития – это крайний
вариант нормы, один из видов дизонтогенеза
(нарушения онтогенетического развития).
Дети, имеющие такой диагноз, развиваются
медленнее, чем их сверстники, на протяжении
нескольких возрастных периодов.
ЗПР
не относиться к стойким и необратимым
видам психического недоразвития: это
временное замедление темпа развития.
Отставание преодолевается с возрастом,
причем тем успешнее, чем раньше начинается
коррекционная работа с ребенком. Очень
важны своевременная диагностика и
создание специальных условий воспитания
и обучения. Лучшие результаты в
коррекционной работе можно получить,
когда ребенок еще не достиг младшего
школьного возраста.
Дети
с задержкой психического развития,
пришедшие в школу, начинают испытывать
трудности в обучении. У них недостает
сформированности некоторых психических
функций, умений, навыков, они не успевают
за другими учениками, т. к. им не хватает
знаний для усвоения даваемого в
общеобразовательной школе материала.
Такие дети без специальной помощи не
смогут овладеть общешкольным материалом.
Зпр конституционального происхождения
При
этом виде задержки психического развития
эмоционально-волевая сфера ребенка
находится на более раннем этапе
физического и психического становления.
Наблюдается преобладание игровой
мотивации поведения, поверхностность
представлений, легкая внушаемость.
У таких детей даже при обучении в
общеобразовательной школе сохраняется
приоритет игровых интересов. При
этой форме ЗПР гармонический инфантилизм
можно считать главной формой психического
инфантилизма, при которой наиболее
ярко выражено недоразвитие в
эмоционально-волевой сфере. Ученые
отмечают, что гармонический инфантилизм
нередко можно встретить у близнецов,
это может указывать на связь данной
патологии с развитием многоплодности.
Обучение детей с данным типом ЗПР должно
происходить в специальной коррекционной
школе.
Зпр соматогенного происхождения
Причинами
данного типа задержки психического
развития являются различные хронические
заболевания, инфекции, детские
неврозы, врожденные и приобретенные
пороки развития соматической системы.
При этой форме ЗПР у детей может
присутствовать стойкое астеническое
проявление, которое снижает не только
физический статус, но и психологическое
равновесие ребенка. Детям присуща
боязливость, стеснительность, неуверенность
в себе. Дети этой категории ЗПР мало
общаются со сверстниками из-за опеки
родителей, которые стараются оградить
своих детей от лишнего, на их взгляд,
общения, поэтому у них занижен порог
межличностных связей.
При
этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении
в специальных санаториях. Дальнейшее
становление и обучение этих детей
зависит от их состояния здоровья.
Зпр церебрально-органического происхождения.
Этот
тип задержки психического развития
встречается чаще других. Часто
обладает яркостью и стойкостью
нарушений в эмоционально-волевой сфере
и познавательной деятельности
ребенка. У этой категории детей
преобладает наличие негрубой органической
недостаточности нервной системы. На
этот вид ЗПР могут оказать свое
патологическое влияние токсикозы
беременных, инфекционные заболевания,
травмы, резус-конфликт и т. п. Дети с
этим видом ЗПР характеризуются
эмоционально-волевой незрелостью.
4.Условия
обучения детей с ЗПР
1.
Соответствие темпа, объема и сложности
учебной программы реальным познавательным
возможностям ребенка, уровню развития
его когнитивной сферы, уровню
подготовленности, т. е. уже усвоенным
знаниям и навыкам.
2.
Целенаправленное развитие
общеинтеллектуальной деятельности
(умение осознавать учебные задачи,
ориентироваться в условиях, осмысливать
информацию).
3.
Сотрудничество с взрослыми, оказание
педагогом необходимой помощи ребенку
с учетом его индивидуальных проблем.
4.
Индивидуальная дозированная помощь
ученику, решение диагностических задач.
5.
Развитие у ребенка чувствительности к
помощи, способности воспринимать и
принимать помощь.
6.Малая
наполняемость класса (10-12 человек).
7.
Щадящий режим работы, соблюдение
гигиенических и валеологических
требований.
8.
Организация классов коррекционно-развивающего
обучения в стенах массовой школы.
9.
Специально подготовленный в области
коррекционной педагогики (специальной
педагогики и коррекционной психологии)
педагог — учитель, способный создать в
классе особую доброжелательную,
доверительную атмосферу.
10.
Создание у неуспевающего ученика чувства
защищенности и эмоционального комфорта.
11.
Безусловная личная поддержка ученика
учителями школы.
12.
Взаимодействие и взаимопомощь детей в
процессе учебной деятельности. 13.
Уверенность в безусловном принятии
себя как личности и позитивные
взаимоотношения со сверстниками.
Коррекция
индивидуальных недостатков развития
осуществляется на следующих индивидуальных
и групповых коррекционных занятиях:
• общеразвивающих
(коррекция памяти, внимания, речи,
словарного запаса и т. д.);
• предметной
направленности (подготовка к восприятию
трудных тем программ, восполнение
пробелов в знаниях);
• занятиях
по формированию содержательной учебной
мотивации, развитию познавательных
интересов, творческой активности
ребенка, личностных качеств.
5.
Возрастная
норма
— показатели интеллектуального и
личностного развития школьника
(психологические новообразования),
которые должны сложиться к концу
определенного возрастного этапа;
При
учете возрастных особенностей развития
детей педагог во многом опирается на
обобщенные данные педагогики и возрастной
психологии. Что же касается индивидуальных
различий и особенностей воспитания
отдельных детей, то здесь ему приходиться
полагаться лишь на этот материал, который
он получает в процессе личного изучения
воспитанников.
6.
Аномальное
развитие
— нарушение общего хода развития человека
в результате каких-либо физических
или психических дефектов. Термин
«аномальный» имеет в своей основе
греческое слово «anomalos», что в переводе
на русский язык означает
«неправильный».
Аномальными считаются
дети, у которых в результате психического
или физиологического отклонения
произошло нарушение общего развития.
К основным категориям аномальных детей
относятся дети:
1) с нарушением
слуха (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);
2) с нарушением зрения
(слепые, слабовидящие);
3) с тяжелыми
нарушениями речевого развития;
4) с
нарушением интеллектуального развития
(дети с задержкой психического развития,
умственно отсталые дети);
5)с
комплексными нарушениями
психофизиологического развития
(слепоглухонемые, слепые умственно
отсталые, глухие умственно отсталые и
др.);
6) с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
Кроме
перечисленных групп, существуют и
другие
группы детей с отклонениями в
развитии:
1) дети с психопатоподобными
формами поведения;
2) дети с трудностями
в адаптации к школе, страдающие так
называемыми школьными неврозами;
3)
одаренные дети, требующие отдельного
внимания со стороны педагогов и
психологов.
7
. По
мнению Л.С. Выготского, процесс формирования
ребенка определяется «единством
материальной и психической сторон,
единством общественного и личного при
восхождении ребенка по ступеням
развития». Каждый возрастной этап
детского развития характеризуется
своими новообразованиями. Под возрастным
новообразованием психолог понимал:
«тот новый тип строения личности и
ее деятельности, те психические и
социальные изменения, которые впервые
возникают на данной возрастной ступени
и которые в самом главном и основном
определяют сознание ребенка, его
отношение к среде, его внутреннюю и
внешнюю жизнь, весь ход его развития в
данный период». Фактически Л. С.
Выготский стремился найти целостную
характеристику развития, позволяющую
объяснить его особенности на конкретном
этапе.
Источник