Индивидуальный путь развития ребенка дошкольника
Ирина Соцкова
Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально — личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально- образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно)к которо относятся — лепки, аппликации, рисования)и другие виды продуктивно деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт — терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
— принцип опоры на обучаемость ребенка,
— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
— принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет «на стороне ребенка». Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
— принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
— принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
— принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе
Первый этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»
Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»
ФИ Выявленные трудности причины Результат (в конце сопровождения)
3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.! Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
На 5 этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась.
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Источник
Светлана Пархоменко
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя.
Суть ИОМ дошкольника ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению. Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.
Цель и направления ИОМ Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач.
Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута — это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.
Главная задача, которую решает индивидуальный образовательный маршрут дошкольника — развитие познания, пример которого демонстрируется на открытых занятиях. Направления работы образовательного маршрута следующие:
— формирование движения, куда включается совершенствование навыков моторики;
— возможность занятия разными сферами деятельности;
— совершенствование речевых навыков;
— развитие представлений об окружающем мире предметов и социальных отношений;
— развитие представления о времени, пространстве.
При этом, реализация индивидуального маршрута предполагает проведение регулярного мониторинга с целью отслеживания степени освоения образовательной программы каждым воспитанником дошкольного учреждения. Структура ИОМ В процессе введения в систему образования новых стандартов, все воспитатели были обязаны пройти курсы по повышению квалификации. На них им демонстрировался пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника, образец которого рассматривался достаточно подробно. Однако этот вид мониторинга развития ребенка важен не только для работников образования, но также и для родителей, которые зачастую не знаю о назначении этого педагогического инструмента. В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как: — целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам; — содержательный — систематизация и группировка учебных предметов; — технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов; — диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария; — организационно — педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей; — результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение. Необходимые предварительные действия перед составлением образовательного маршрута Так как основная цель образовательного маршрута — это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей.
Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника предполагает предварительную исследовательскую деятельность перед фиксированием результатов ребенка и является обязательной, включая в себя следующие действия:
1. Составление характеристики ребенка. В этом документе должно быть указано посещение воспитанником иных дошкольных учреждений и перерыв между их сменами. Также необходимо отметить скорость и уровень адаптации к группе.
2. Для определения ключевых трудностей у ребенка необходимо тщательное изучение его семьи с последующим составлением ее характеристики. В данном случае стоит обратить внимание на отношения между ребенком и родителями, так как чрезмерная опека может стать причиной подавления воспитанника.
3. Далее нужно изучить физические особенности ребенка, такие как походка, осанка, мимика и указать группу здоровья. Здесь необходимо отметить состояние здоровья, а также характеристику сна и аппетита.
4. Определение степени развития внимания, памяти, мышления, а также речевого развития является обязательным для дальнейшего наблюдения за его успехами;
5. Также необходимо выявить склонность ребенка к конкретным видам деятельности, чтобы помогать в развитии при помощи таких игр. Оформление образовательной программы Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает степень необходимости тщательного изучения всех сфер жизни каждого конкретного ребенка. Изучив все необходимые данные, воспитатель приступает к составлению индивидуального маршрута, куда входят следующие разделы:
— общие сведения о дошкольнике;
— характеристика семьи;
— особенности внешнего вида дошкольника;
— здоровье;
— особенности моторики;
— познавательная сфера дошкольника;
— уровень знаний по разделам программы;
— уровень развития речи;
— отношение к занятиям;
— характеристика деятельности;
— наличие трудностей в общении;
— индивидуальные особенности;
— дополнительные сведения о дошкольнике.
Этот глубокий анализ позволяет построить индивидуальную работу с дошкольником достаточно эффективно.
Источник
Светлана Терехова
План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника
ФИО ребенка
Группа
Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические представления. Ребенок отрицает правила, обижает детей. Недостаточная коммуникативная включенность, имеет отрывочные представления о художественной литературе.
Цель: создание комфортных условий для успешного усвоения программного содержания; развитие познавательных и коммуникативных способностей детей; расширение знаний об окружающем мире; развитие: памяти, мышления, внимания, воображения.
Задачи.
Развивать физические качества, овладение основными движениями.
Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы, в ситуациях и способах поведения в них.
Повышение внимания друг к другу; способствовать сплочению детского коллектива.
Формировать элементарные математические представления.
Развивать устной речи, обогащать словарный запас.
Развитие литературной речи, формирование целостной картины мира.
Месяц
Неделя Режимные моменты Дидактические игры, непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность с педагогом Взаимодействие с родителями
октябрь
1 неделя Игра «Ну — ка, отгадай».
Цель. Расширение знаний детей из области «познание». Развитие самостоятельности и познавательной активности. Активизация познавательных интересов. Формирование коммуникативных навыков.
Игра «Нарисуй вместо точек недостающую фигуру».
Цель: Развивать репродуктивное и творческое воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев рук.
Игра «Дорожка».
Цель. Разучить физические упражнения в движении, профилактика плоскостопия. Консультация «Дружная семейка».
2 неделя Игра «С кем ты дружить?». Игра «Найди друзей».
Цель. Формировать умение детей высказывать свои мысли, воспитывать дружелюбие. Упражнений «Репка».
Цель: Различать лево, право.
Игра «Что где растет».
Цель. Учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.
Порекомендовать родителям перечень игр на развитие речи
3 неделя Ситуативный разговор «Кого мы называем добрым человеком?».
Цель. Закрепить хорошие качества человека. Рисование ладошкой «Гусенок».
Цель. Развивать кисть руки. Спортивная игра с мячом «Поймай мяч».
Цель. Развивать умение ловить мяч.
Предложить оформить картотеку «Зарядка».
4 неделя Помочь другу снять футболку перед сном.
Цель. Развивать желание оказывать помощь другим.
Д. / Игра «Подбери слово».
Цель. Закрепить умение подбирать слова противоположного значения.
Игра «Найди применение».
Цель. Умение находить применение различным предметам; развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.
Консультация «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».
ноябрь
1 неделя Игра «Мишка заболел».
Цель. Воспитывать сочувствие и переживание к другим.
Рассматривание иллюстраций «Осень».
Игра «Путаница».
Упражнение «Массажный мячик».
Предложить родителям поиграть в игру «В гости к нам пришел гость».
2 неделя Разучивание стихотворения с использование мимики лица и тела.
Убери разбросанные игрушки по местам.
Игра «Светофор»
Цель. Учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова.
Рассмотри и расскажи сказку вместе с ребенком.
3 неделя Декларирование стихотворения перед всей группой.
Игра «Красиво — некрасиво»
Цель. Развивать умение выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус.
Упражнения для метания игра «Кольцеброс».
Цель. Развивать меткость.
Рисуем вместе «Мама, папа, я- дружная семья».
4 неделя Игра «Хорошо — плохо».
Цель. Закрепить правила поведения.
Работа с наглядным материалом «Чего не хватает?».
Цель. Развивать память и внимание.
Д. /Игра «Пуговицы и бантики».
Консультация «Правильная речь родителей и в семье, и вне дома».
декабрь
1 неделя «Эмоции людей».
Цель. Расширять и активизировать словарный запас.
Инсценировка отрывка из знакомой сказки.
Цель. Развивать творческие умения.
Д. /Игра «Что ты слышишь».
Цель. Развивать внимание и слух.
Папка-передвижка «Воспитание сказкой».
2 неделя. С. р. Игра «Семья».
Цель. Развитие коммуникативно-социальных навыков.
Беседа о семье.
Цель. Закрепить членов семьи. Эмоционально обогащать чувства детей.
Д. /Игра. «Зеркало».
Цель. Развивать монологическую речь.
Повтор стихотворения, выученного в детском саду.
3 неделя Беседа: «Будь вежливым».
Цель. Развитие взаимоотношений с окружающими.
Игра: «Колобок» (Придумай вежливое слово).
Цель. Воспитывать культуру общения.
Д. /и. «Кто выше?».
Цель: Продолжать учить сравнивать предметы по высоте, длине, ширине
Предложить родителям собрать картинки с зимним праздником.
4 неделя Беседа «Как вести себя на прогулке».
Цель. Закрепить элементарные правила поведения на прогулке.
Игра в сказку.
Цель. Закрепить последовательность в сказке.
Словесно-дидактическая игра по сказке «Курочка Ряба»
Цель. Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Беседа с родителями «Игра в сказку».
январь
1 неделя Игра: «Расскажи Айболиту о себе».
Цель. Формировать представления об особенностях своего организма, назначении отдельных органов (глаза, ухо, нос, ноги и т. д., условиях их нормального функционирования.
Игровое упражнение «Что надо для поездки».
Цель. Помочь овладеть способами ролевого взаимодействия.
Настольно-печатная игра «Парные картинки»
Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры. Советы родителям «Учим детей рассказывать».
2 неделя Зачем говорят «здравствуй»?
Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече.
Рисуем «Домик».
Цель. Развивать умение создавать простые изображения.
Игра «Качели»
Цель. Учить выполнять ритмичные различные движения; развитие координации и равновесия.
Рекомендации «Как развить память ребенка».
3 неделя Беседа. «Будь опрятным и аккуратным»
Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.
«Расскажи по картинке».
Цель. Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.
Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»
Цель. Развивать умение сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.
Консультация «Что должны усвоить дети дошкольного возраста».
февраль
1 неделя «Специальный транспорт».
Цель. Закреплять знания о специальном транспорте.
Д. /игра «Разноцветные шары».
Цель. Обогащать сенсорный опыт.
П. /игра «День и ночь».
Цель. Формировать понятие день и ночь. Развивать внимание, слух.
Папка-передвижка для родителей «Волшебные точки».
2 неделя Д/игра «Полезно – не полезно».
Цель. Формировать понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и о своем здоровье.
Д. /игра «Составь такую же фигуру».
Цель. Развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.
Д/игра «Где правая, где левая?».
Цель. Обогащать временные ориентировки.
Для родителей «Игры на развитие внимания, мышления, памяти».
3 неделя Беседа. «Где можно играть».
Цель. Закрепить элементарные правила поведения во время игр.
«Лепим для папы».
Цель. Совершенствовать умение лепить из пластилина.
П. /и. «Лошадки».
Цель. Развивать воображение, подражание, умение бегать, высоко поднимая колени. Советы родителям «Во время прогулки понаблюдать за птицами».
4 неделя Беседа «Что ты знаешь о снеге?».
Цель: Закреплять знания о свойстве снега. Осознание некоторых своих умений (умение рисовать и т. д.)
Игра – ситуация «Что будет, если козлята не откроют дверь волку?».
Цель. Формировать умение делать простые выводы.
Физкультминутка «Маша варежку одела».
Цель. Развивать умение согласовывать движения с текстом.
Консультация «Дорожная азбука».
март
1 неделя Отгадывание загадок о животных.
Цель. Развивать память, сообразительность.
«Подарок для друга».
Цель. Воспитывать доброе отношение к сверстникам.
Д. /игра «Раздели предметы на группы»
Цель. Развивать умение сравнивать и группировать предметы.
Предложить родителям вечером рассмотреть открытки с детьми к 8 марта.
2 неделя Беседа: «Можно ли разговаривать с незнакомцем?»
Цель. Развивать и поддерживать интерес к общению с взрослым, закрепить знания о безопасности.
Просмотр сказки «Репка», поставленной детьми.
Последовательность событий. Кто кем был? Кто кем будет?
Цель. Общее развитие и освоение знаний из области «Познание».
Упражнение «Покатился мячик».
Цель. Развивать крупные мышцы туловища. Разгружать позвоночник. Вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений.
Рекомендации «Как знакомить детей с окружающим миром».
3 неделя Помощь воспитателю в поливке цветок.
Цель. Воспитывать отзывчивость, чуткость.
Игра «Собери по образцу».
Цель. Развивать умение самостоятельно измерять постройки, соблюдать принцип конструкции.
Физкультминутка «Самолет».
Цель. Обогащать двигательный опыт ребенка.
Консультация «Подвижная игра в жизни ребенка».
4 неделя Д. /и. «Кто первый, а кто потом?».
Цель. Развивать умение последовательно называть и показывать героев сказки «Теремок».
«Закончи рисунок».
Цель. Развивать образное мышление.
П. /и. «Заинька».
Цель. Способствовать умению подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут, произнесены последние слова.
Играем в сказку вместе с родителями.
апрель
1 неделя Игра «Нарисуй картинку палочками»
Цель. Развивать у детей чувство симметрии; учить точно, передавать форму предмета. Игра «Подбери картинку».
Цель. Продолжать знакомить с фруктами овощами с грибами.
Игровое упражнение «Попади в круг».
Цель. Развивать меткость.
Консультация «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей».
2 неделя Поручение. Помощь воспитателю при организации показа сказки.
Цель. Воспитывать желание сотрудничать с взрослым.
Рисуем колобка.
Цель. Формировать умение рисовать героя сказки, в рисунке отразить свои эмоции.
Д/и «Что зачем?», «Когда это бывает?».
Цель. Расширять представления о временах года, частях суток.
Лепим героев из сказок вместе с детьми.
3 неделя Расскажи любимую сказку.
Цель. Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности.
Игра «Замкни цепочку».
Цель. Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Игра «Построим дом».
Цель. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Совет для родителей «Поручения для ребенка».
4 неделя Чтение любимой сказки.
Игра «Кто закончит правильно предложение».
Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Цель. Развивать умение интонационно выразительно воспроизводить любимую сказку.
Музыкально – пластические импровизации.
Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
Беседа «Развитие мелкой моторики у детей».
Я буду рада, если кому, пригодится мой материал. Большое СПАСИБО за внимание.
Источник