Индивидуальный подход в развитии речи ребенка среднего дошкольного возраста

Лариса Сосновских
Индивидуальный подход к речевому развитию воспитанников.

Индивидуальный подход к речевому развитию воспитанников.

Где-то в самом уголке сердца у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно настроиться самому на тон этой струны.

В. А. Сухомлинский.

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей, при этом необходимо принимать во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

(Слайд №2). Общение — необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания, это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение является ведущим средством развития речи.

Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально — положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально — положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие.

Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.

Многие факторы указывают на значение «возрастной чувствительности» как предпосылки формирования способностей и как компонента самих способностей.

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым (Слайд №3):

• потребность во внимании и доброжелательности взрослого (условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни);

• в сотрудничестве или в соучастии взрослого;

• в уважительном отношении взрослого;

• потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого (возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений).

Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. В раннем возрасте происходит развитие восприятия. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели.

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни. Варианты отклонений речевого развития и причины речевых трудностей у детей могут быть различными. Это и задержка речи на стадии называния, перегруженность речи специфически «детскими» словами, плохое артикулирование. Активная речь может быть «отложена» по причине преобладания эмоционального общения со взрослым или по причине чрезмерной ориентации на предметный мир.

Основными направлениями речевого развития в дошкольном возрасте являются (Слайд №4):

• расширение словаря и развитие грамматического строя речи;

• убывание эгоцентризма детской речи;

• развитие функций речи;

• речь как орудие общения;

• речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения;

• развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

Методика развития речи должна быть основана на следующих положениях (Слайд №5):

• Знание возрастных особенностей и возможностей детей.

• Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.

• Тесная связь с логопедическими технологиями.

• Сбалансированный охват всех сторон речи ребенка.

• Осознанное отношение педагогов и родителей к речевому развитию детей.

• Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей конкретной группы возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка.

Конкретное содержание занятий педагоги отбирают самостоятельно, ориентируясь на (Слайд № 6):

• результаты обследования развития речи;

• рекомендации логопеда (для детей с нарушением звукопроизношения);

• результаты анализа фронтальных занятий (для детей, не справляющихся с программой).

Индивидуальный подход – это действенное внимание к личности каждого ребёнка.

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

При индивидуальном подходе к развитию речи детей необходимо (Слайд №7):

• Знание педагогами особенностей речевого развития (и развития в целом) каждого ребенка своей группы.

• Умение анализировать результаты педагогической деятельности (обследование, наблюдения, фронтальные занятия) и планировать работу по развитию речи, исходя из полученных данных.

• Наличие у детей определенного уровня развития самостоятельности и умений взаимодействовать со сверстником.

• Систематическое (а не эпизодическое) проведение занятий.

Подготовительная работа по внедрению занятий дифференцированного подхода должна начинаться со второй половины учебного года с детьми среднего дошкольного возраста. Для этого во фронтальные занятия включаются элементы индивидуальных и подгрупповых заданий (как часть занятия, которые непродолжительны по времени и несложны по содержанию.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе рисунки

Занятия дифференцированного подхода можно использовать не только для речевого развития детей, но и в других видах деятельности (математика, физвоспитание и пр.). Это позволяет наполнить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает реальный уровень развития каждого ребенка, его личные проблемы и трудности.

Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с ребёнком предполагает ориентир на правило трёх «П» (Слайд №8): понимание, принятие, признание и заключается в категориях:

• понимание внутреннего мира ребёнка;

• принятие малыша независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет;

• признание личности ребёнка: умение прощать, вставать на его позицию, обеспечивать психологическую защиту перед неудачей.

Проектируя образовательный процесс, по мнению И. С. Якиманской, педагог должен, особое внимание уделять развитию индивидуальных способностей ребёнка, а личностно — ориентированное обучение должно стать технологией, способствующей выявлению и структурированию его субъективного опыта.

Практические рекомендации воспитателю при осуществлении индивидуального подхода к детям (Слайд №9):

• Постоянно учитывать состояние здоровья ребёнка.

• Обращаться к каждому ребёнку только по имени, предварительно узнав у родителей, какой вариант его имени ему больше нравится.

• Не делать отрицательных сравнений.

• Помнить: вежливость воспитывается только вежливостью.

• «Уходить» от слов-отрицаний: «Нет», «Нельзя», «Не…». Например, вместо: «Нельзя кричать», использовать фразу: «Говорите тихо».

• (Слайд № 10) Говорить с ребёнком так, словно те качества, которые вы хотите в нём воспитать, уже есть: «При твоей внимательности ты справишься с заданием!».

• Делать замечания желательно в форме рекомендаций, пожеланий.

• Хвалить детей за проявления духовности.

• Использовать юмор, шутку как универсальное лекарство от бед и обид.

(Слайд № 11) В заключение можно сказать, что индивидуальный подход – это эффективное и неотъемлемое средство обучения детей. Недаром, восточная мудрость гласит, что труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные экзотические растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень, иное любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одному лучше всего на песчаной почве, другому – на жирном чернозёме. Каждому ребёнку нужен особый, только для него подходящий подход, иначе он не достигнет совершенства в своём развитии.

Источник

Консультация для родителей

«Индивидуальный подход к развитию речи детей дошкольного возраста»

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книги и спектакли.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

Слушая рассказ ребёнка, взрослые имеют возможность закрепить правильное произношение звуков, трудных слов. Для этого лучше не перебивать ребёнка, а тактично поправить в конце рассказа. При этом  не следует повторять ошибку ребенка, лучше неоднократно произнести слово в правильной форме и предложить ребёнку повторить.

Читайте также:  Кризисы в развитии у ребенка

Полезны  следующие методы и приемы развития речи детей:

1. Упражнения на составление предложений с трудными словами (пальто, кофе, пианино, какао).

2. Словесные упражнения (согласование слов в роде и числе).  Например, что голубое? О чем еще можно сказать, что  оно  голубое?   Она  голубая?

 «Закончи предложение», например, пловец ныряет глубоко, а водолаз глубже.

3. «Измени слово по образцу» (Красивый – красивее).

 Я хочу, мы хотим. Стрелять! – мы стреляем; скакать – скачем; ездить – ездим; жечь – жжем.

4. «Что напутал Буратино?» Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к ребенку приходит Буратино. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению.

5. Игры и упражнения «Кто больше скажет слов о предмете?»

                6. Упражнение «Что сначала, что потом» Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий. Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и… (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и… (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и… (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и… (заплакала, не стала разговаривать с детьми). Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.

Источник

Èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé êîððåêöèîííî-ðå÷åâîé ðàáîòû âîñïèòàòåëÿ ÄÎÓ. Ìåòîäèêà ñîñòàâëåíèå ìàòåðèàëà ïî ðàçâèòèþ ïðàâèëüíîãî çâóêîïðîèçíîøåíèÿ. Îñîáåííîñòè òðåíèðîâêè äâèæåíèé îðãàíîâ àðòèêóëÿöèîííîãî àïïàðàòà. Óòî÷íåíèå ïðàâèëüíîãî ïðîèçíîøåíèÿ çâóêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Èíäèâèäóàëüíûé ïîäõîä ê ðàçâèòèþ ðå÷è äåòåé

Õîðîøàÿ ðå÷ü — âàæíåéøåå óñëîâèå âñåñòîðîííåãî ïîëíîöåííîãî ðàçâèòèÿ äåòåé. ×åì áîãà÷å è ïðàâèëüíåå ó ðåá¸íêà ðå÷ü, òåì ëåã÷å åìó âûñêàçàòü ñâîè ìûñëè, òåì øèðå åãî âîçìîæíîñòè â ïîçíàíèè îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, ñîäåðæàòåëüíåå è ïîëíîöåííåå îòíîøåíèÿ ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè, òåì àêòèâíåå îñóùåñòâëÿåòñÿ åãî ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå. Ïîýòîìó òàê âàæíî çàáîòèòüñÿ î ñâîåâðåìåííîì ôîðìèðîâàíèè ðå÷è äåòåé, î å¸ ÷èñòîòå è ïðàâèëüíîñòè, ïðåäóïðåæäàÿ è èñïðàâëÿÿ ðàçëè÷íûå íàðóøåíèÿ, êîòîðûìè ñ÷èòàþòñÿ ëþáûå îòêëîíåíèÿ îò îáùåïðèíÿòûõ íîðì ÿçûêà.

 ïîñëåäíåå âðåìÿ îòìå÷àåòñÿ óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà äåòåé ñ ðàçëè÷íûìè îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè, â òîì ÷èñëå è ðå÷åâîì.

Ó÷èòûâàÿ åæåãîäíûé ðîñò êîëè÷åñòâà äåòåé ñ ðàçëè÷íûìè ðå÷åâûìè íàðóøåíèÿìè, ñåãîäíÿ âîïðîñ ðàçâèòèÿ ðå÷è äîøêîëüíèêîâ ñòîèò îñîáåííî îñòðî. Ðîëü ðå÷è â ñòàíîâëåíèè ðåáåíêà êàê ëè÷íîñòè ïåðåîöåíèòü íåâîçìîæíî.

Îâëàäåíèå ðîäíûì ÿçûêîì ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøèì óñëîâèåì îáåñïå÷åíèÿ ãîòîâíîñòè äåòåé ê îáó÷åíèþ â øêîëå, óñïåøíîñòè ðåáåíêà â ñîöèàëüíîì è èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè, à òàê æå â îñâîåíèè äåòñêèõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè è òâîð÷åñòâà.

Ðå÷ü ñîïðîâîæäàåò è ñîâåðøåíñòâóåò ïîçíàâàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü, äåëàåò áîëåå öåëåíàïðàâëåííîé è îñîçíàííîé òðóäîâóþ àêòèâíîñòü, îáîãàùàåò èãðû, ñïîñîáñòâóåò ïðîÿâëåíèþ òâîð÷åñòâà è ôàíòàçèè â èçîáðàçèòåëüíîé, ìóçûêàëüíîé, ëèòåðàòóðíîé äåÿòåëüíîñòè.

Íàðóøåíèÿ ðå÷è â òîé èëè èíîé ñòåïåíè (â çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà ðå÷åâûõ ðàññòðîéñòâ) îòðèöàòåëüíî âëèÿþò íà âñ¸ ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà, îòðàæàþòñÿ íà åãî äåÿòåëüíîñòè, ïîâåäåíèè. Íàðóøåíèÿ ðå÷è, îãðàíè÷åííîñòü ðå÷åâîãî îáùåíèÿ ìîãóò îòðèöàòåëüíî âëèÿòü íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ðåá¸íêà, âûçûâàòü ïñèõè÷åñêèå íàñëîåíèÿ, ñïåöèôè÷åñêèå îñîáåííîñòè ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû, ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ îòðèöàòåëüíûõ êà÷åñòâ õàðàêòåðà (çàñòåí÷èâîñòè, íåðåøèòåëüíîñòè, çàìêíóòîñòè, íåãàòèâèçìà, ÷óâñòâà íåïîëíîöåííîñòè).

Íåîáõîäèìîñòü ïðîâåäåíèÿ èíäèâèäóàëüíîé êîððåêöèîííî-ðå÷åâîé ðàáîòû â îáùåðàçâèâàþùèõ ãðóïïàõ ñâÿçàíà ñ òåì, ÷òî áîëåå 50% âîñïèòàííèêîâ ÄÎÓ èìåþò îòêëîíåíèÿ â ðå÷åâîì ðàçâèòèè è îêàçûâàþòñÿ íåïîäãîòîâëåííûìè ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ.

Îòêëîíåíèÿ â ðå÷åâîì ðàçâèòèè äåòåé ìîãóò èìåòü êàê ÿðêî âûðàæåííûå âíåøíèå ïðèçíàêè (íåñîâåðøåíñòâî çâóêîâîé ñèñòåìû, íåäîñòàòêè òåìïî-ðèòìè÷åñêîãî è ìåëîäèêî-èíòîíàöèîííîãî îôîðìëåíèÿ), òàê è îñîáåííîñòè, ñèñòåìíî îõâàòûâàþùèå ðàçëè÷íûå óðîâíè ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè è ÿçûêîâîé çíàêîâîé ñèñòåìû (ëåêñèêî-ãðàììàòè÷åñêèå, ëåêñèêî-ñåìàíòè÷åñêèå îñîáåííîñòè, à òàêæå íàðóøåíèÿ ñðåäñòâ âûðàçèòåëüíîñòè ðå÷è, óðîâíè ñâÿçíîãî âûñêàçûâàíèÿ è äð.).

Íàèáîëåå ñëîæíûå, ñèñòåìíûå, îòêëîíåíèÿ ÷àñòî íå èìåþò ÿðêèõ âíåøíèõ ïðîÿâëåíèé è ÿâëÿþòñÿ ñò¸ðòûìè.  ðåçóëüòàòå äåòè ñ íåÿðêî âûðàæåííûìè ïðîÿâëåíèÿìè ðå÷åâîé íåäîñòàòî÷íîñòè ìîãóò îêàçàòüñÿ âíå ñïåöèàëèçèðîâàííîé ïîìîùè, õîòÿ îíè èñïûòûâàþò òðóäíîñòè â ðàçâ¸ðòûâàíèè âûñêàçûâàíèÿ ïðè ïåðåñêàçå, â ñîñòàâëåíèè ðàññêàçà è ò.ä., â óñâîåíèè ïðîãðàììû â öåëîì, ÷òî çàòðóäíÿåò ðàáîòó âîñïèòàòåëÿ.

Âûïîëíåíèå ñîöèàëüíîãî çàêàçà îáùåñòâà — âñåñòîðîííåãî ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà â äîøêîëüíîì âîçðàñòå è ïîäãîòîâêå åãî ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ — ñòàâèò âîñïèòàòåëÿ ïåðåä íåîáõîäèìîñòüþ èñïîëüçîâàòü àäåêâàòíûå êîððåêöèîííûå ïðè¸ìû è ìåòîäû äëÿ ïðîôèëàêòè÷åñêîé ðàáîòû, íàáëþäåíèÿ è àíàëèçà äèíàìèêè èçìåíåíèé â ðå÷åâîì ðàçâèòèè ðåá¸íêà.

Êîððåêöèîííî-ðå÷åâàÿ ðàáîòà âîñïèòàòåëÿ ÄÎÓ îïðåäåëÿåòñÿ:

ñîâðåìåííûìè òðåáîâàíèÿìè ê ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòå ñ äîøêîëüíèêàìè,

ñîñòàâîì äåòåé,

ñëîæíîñòüþ ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè è å¸ çíà÷åíèåì äëÿ ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà,

íàëè÷èåì íåäîñòàòêîâ è îòêëîíåíèé â ðå÷åâîì ðàçâèòèè äåòåé.

Äëÿ òîãî, ÷òîáû íàëàäèòü ñèñòåìàòè÷åñêóþ, ïëàíîìåðíóþ èíäèâèäóàëüíóþ ðàáîòó ñ ðåá¸íêîì, íåîáõîäèìî ïðîâåñòè äèàãíîñòèêó ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ.  õîäå äèàãíîñòèêè âîñïèòàòåëü

âûÿñíÿåò ñîñòîÿíèå ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà,

îïðåäåëÿåò äèíàìèêó ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ,

îïðåäåëÿåò ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ òîé èëè èíîé ñòîðîíû ðå÷è,

îïðåäåëÿåò ñîîòâåòñòâèå èëè íåñîîòâåòñòâèå ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ íîðìå,

îïðåäåëÿåò, íà êàêîì óðîâíå ïðîÿâëÿþòñÿ îòêëîíåíèÿ â ðå÷åâîì ðàçâèòèè.

Читайте также:  Памятка родителям по физическому развитию ребенка

Ïðåæäå âñåãî, âîñïèòàòåëü íàáëþäàåò çà äåòüìè â ïðîöåññå èõ åñòåñòâåííîãî îáùåíèÿ, èçó÷àåò ðå÷ü ðåá¸íêà íà çàíÿòèÿõ, â èãðàõ, ãäå ìîæåò âûÿâèòü çàïàñ ñëîâ, óìåíèå ñòðîèòü ôðàçó, òåìï ðå÷è (î÷åíü áûñòðûé èëè çàìåäëåííûé), íåäîñòàòêè ðå÷è (çàèêàíèå, çàäåðæêó ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ è äð.). Çàòåì ïðîâîäèò èíäèâèäóàëüíîå îáñëåäîâàíèå, â ïðîöåññå êîòîðîãî âûÿâëÿåò îñîáåííîñòè ðå÷è ðåá¸íêà.

Ïîñëå ïîäâåäåíèÿ èòîãîâ ïî îáñëåäîâàíèþ ïëàíèðóåòñÿ èíäèâèäóàëüíàÿ ðàáîòà.

Îñóùåñòâëÿåòñÿ èíäèâèäóàëüíûé ïîäõîä íà ôðîíòàëüíûõ çàíÿòèÿõ, â èãðîâûõ è ðåæèìíûõ ìîìåíòàõ. È îðãàíèçóåòñÿ ñîáñòâåííî èíäèâèäóàëüíàÿ ðàáîòà ïî ðàçâèòèþ ðå÷è, ñ èñïîëüçîâàíèåì ðàçëè÷íûõ èãð è èãðîâûõ óïðàæíåíèé, â çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà ðå÷åâîé ïàòîëîãèè.

Èíäèâèäóàëüíàÿ ðàáîòà ïëàíèðóåòñÿ è ïðîâîäèòñÿ ñ ó÷¸òîì âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè äåòåé, âèäà ðå÷åâîãî íàðóøåíèÿ, ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ðåá¸íêà è îñîáåííîñòåé åãî ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû.

Ïåäàãîãó öåëåñîîáðàçíî ðàñïðåäåëèòü âåñü ó÷åáíûé ìàòåðèàë ïî òð¸ì íàïðàâëåíèÿì:

âîñïèòàíèå ïðîèçíîñèòåëüíûõ íàâûêîâ,

ôîðìèðîâàíèå ñëîâàðÿ,

ôîðìèðîâàíèå ãðàììàòè÷åñêèõ óìåíèé è íàâûêîâ.

Ñîîòâåòñòâåííî ýòèì íàïðàâëåíèÿì âîñïèòàòåëü îôîðìëÿåò òðè òåòðàäè.  ïåðâîé äà¸òñÿ ìàòåðèàë ïî ðàçâèòèþ ïðàâèëüíîãî çâóêîïðîèçíîøåíèÿ, âî âòîðîé — ïî íàêîïëåíèþ, óòî÷íåíèþ, àêòèâèçàöèè ñëîâàðÿ è îòðàáîòêå ñëîãîâîé ñòðóêòóðû ñëîâà, â òðåòüåé — ïî ðàçâèòèþ ôðàçîâîé ðå÷è è å¸ ãðàììàòè÷åñêîìó îôîðìëåíèþ.

Íå ñ êàæäûì ðåá¸íêîì ñëåäóåò âåñòè ðàáîòó ïî âñåì óêàçàííûì íàïðàâëåíèÿì. Ýòî çàâèñèò îò òÿæåñòè íàðóøåíèÿ ðå÷è. Íàïðèìåð, åñëè ðåá¸íîê ñòðàäàåò äèñëàëèåé, ïðåèìóùåñòâåííîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ ôîðìèðîâàíèþ çâóêîïðîèçíîøåíèÿ.

Âíóòðè êàæäîãî íàïðàâëåíèÿ ìîãóò áûòü âûäåëåíû ðàçëè÷íûå îòäåëû.

Òàê ïðè íàðóøåíèè çâóêîïðîèçíîøåíèÿ êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà ìîæåò ñîñòîÿòü èç ñëåäóþùèõ ðàçäåëîâ:

ðàçâèòèå ôîíåìàòè÷åñêîãî âîñïðèÿòèÿ,

ðàçâèòèå ìèìè÷åñêîé ìóñêóëàòóðû,

Ðàçâèòèå ìåëêîé ìîòîðèêè ðóê,

Ðàçâèòèå àðòèêóëÿöèîííîãî àïïàðàòà,

Îòðàáîòêà îïîðíûõ çâóêîâ,

Ïîñòàíîâêà íàðóøåííûõ çâóêîâ,

Àâòîìàòèçàöèÿ ïîñòàâëåííûõ çâóêîâ.

Ñîîòâåòñòâåííî çàäà÷àì âòîðîãî íàïðàâëåíèÿ ïîäáèðàåòñÿ ëåêñè÷åñêèé ìàòåðèàë ïî ïðîãðàììå äåòñêîãî ñàäà:

ñëîâà, îáîçíà÷àþùèå ïðåäìåòû,

ñëîâà, îáîçíà÷àþùèå êà÷åñòâà è ñâîéñòâà ïðåäìåòîâ,

ñëîâà, îáîçíà÷àþùèå ðàçëè÷íûå äåéñòâèÿ.

Òðåòüå íàïðàâëåíèå ñîñòîèò èç ñëåäóþùèõ ðàçäåëîâ:

ñâÿçü ñëîâ â ïðåäëîæåíèè (óïðàâëåíèå è ñîãëàñîâàíèå),

ïðåäëîæíûå êîíñòðóêöèè è äð.

Åñëè ïðè ñèñòåìàòè÷åñêîé èíäèâèäóàëüíîé ðàáîòå â òå÷åíèå äâóõ-òð¸õ ìåñÿöåâ íåò ïîëîæèòåëüíîé äèíàìèêè, ñëåäóåò îáðàòèòüñÿ ê ëîãîïåäó. Èòàê, ëîãîïåä ðàáîòàåò ñ òåìè äåòüìè, ó êîòîðûõ íà çàíÿòèÿõ ñ âîñïèòàòåëåì îòêëîíåíèÿ â ðå÷åâîì ðàçâèòèè íå óñòðàíÿþòñÿ è ìåøàþò äàëüíåéøåìó ðàçâèòèþ.

Èç âñåõ âîçìîæíûõ íàðóøåíèé ðå÷è ó äåòåé âîñïèòàòåëþ â îñíîâíîì ïðèõîäèòñÿ âñòðå÷àòüñÿ ñ ðàçëè÷íûìè íåäîñòàòêàìè çâóêîïðîèçíîøåíèÿ. Ýòî, êàê ïðàâèëî, âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè çâóêîïðîèçíîøåíèÿ, õàðàêòåðíûå äëÿ îïðåäåë¸ííûõ ýòàïîâ ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ. Ïðè ïðàâèëüíîì âîñïèòàíèè îíè ëèêâèäèðóþòñÿ è íå çàäåðæèâàþò ðàçâèòèÿ ðå÷è ðåá¸íêà. Íî íå âñåãäà èõ óäà¸òñÿ èñïðàâèòü äàæå ïðè ñèñòåìàòè÷åñêîé ðàáîòå.

Âîñïèòàòåëü äîëæåí çíàòü îñíîâíûå îòëè÷èÿ ðàáîòû ïî ÔÎÐÌÈÐÎÂÀÍÈÞ ÇÂÓÊÎÏÐÎÈÇÍÎØÅÍÈß îò ðàáîòû ïî ÈÑÏÐÀÂËÅÍÈÞ ÇÂÓÊÎÏÐÎÈÇÍÎØÅÍÈß.

Ôîðìèðîâàíèå çâóêîïðîèçíîøåíèÿ — ýòî ñèñòåìàòè÷åñêàÿ ðàáîòà, ñïîñîáñòâóþùàÿ ñâîåâðåìåííîìó óñâîåíèþ ïðîèçíîøåíèÿ âñåõ çâóêîâ ðîäíîãî ÿçûêà è âîñïèòàíèþ ôîíåìàòè÷åñêîãî ñëóõà.

Èñïðàâëåíèå çâóêîïðîèçíîøåíèÿ — ýòî ðàáîòà ñ äåòüìè, èìåþùèìè ñòîéêèå çàòðóäíåíèÿ ïðè îâëàäåíèè çâóêîïðîèçíîøåíèåì, íàöåëåííàÿ íà ïðåîäîëåíèå ýòèõ íåäîñòàòêîâ.

Êàê è ïðè ôîðìèðîâàíèè, òàê è ïðè èñïðàâëåíèè çâóêîïðîèçíîøåíèÿ ðàáîòà íàä çâóêîì ñîñòîèò èç òð¸õ îñíîâíûõ ýòàïîâ:

-ïîäãîòîâèòåëüíîãî,

-ýòàïà ïîÿâëåíèÿ çâóêà,

-ýòàïà óñâîåíèÿ çâóêà â ðå÷è.

Ðàññìîòðèì ïî ýòàïàì ýòè îòëè÷èÿ.

çâóêîïðîèçíîøåíèå àðòèêóëÿöèîííûé ðå÷åâîé

Âîñïèòàòåëü

1) Ïîäãîòîâèòåëüíûé ýòàï.

Óòî÷íåíèå äâèæåíèé îðãàíîâ àðòèêóëÿöèîííîãî àïïàðàòà.

Âîñïèòàòåëü â èãðîâîé ôîðìå óòî÷íÿåò ñ äåòüìè îïðåäåë¸ííûå äâèæåíèÿ è ïîëîæåíèÿ îðãàíîâ àðòèêóëÿöèîííîãî àïïàðàòà, íåîáõîäèìûå äëÿ ïðàâèëüíîãî ïðîèçíîøåíèÿ çâóêà.

2) Ýòàï ïîÿâëåíèÿ çâóêà

Óòî÷íåíèå çâóêà èëè åãî âûçûâàíèå ïî ïîäðàæàíèþ.

Âîñïèòàòåëü èñïîëüçóåò ñïîñîáíîñòü ðåá¸íêà ê ïîäðàæàíèþ.

Ïîäáèðàÿ çâóêîâûå îáðàçû (çâóêîïîäðàæàíèÿ), ñîîòâåòñòâóþùèå äàííîìó çâóêó, âîñïèòàòåëü çàêðåïëÿåò ïðîèçíåñåíèå çâóêà ñ òåìè äåòüìè, ó êîòîðûõ çâóê åñòü, è âûçûâàåò ïî ïîäðàæàíèþ ó òåõ äåòåé, êîòîðûå åù¸ åãî íå ïðîèçíîñÿò, ôèêñèðóÿ âíèìàíèå ðåá¸íêà íà çâó÷àíèè è àðòèêóëÿöèè çâóêà.

3) Ýòàï óñâîåíèÿ çâóêà

Óòî÷íåíèå ïðàâèëüíîãî ïðîèçíîøåíèÿ çâóêà.

Çâóê óòî÷íÿåòñÿ â ñëîâàõ, ôðàçàõ, ñòèõîòâîðåíèÿõ, ÷èñòîãîâîðêàõ è ñêîðîãîâîðêàõ, ðàññêàçàõ. Ìàòåðèàë äà¸òñÿ íå âåñü ïîñëåäîâàòåëüíî, à âûáîðî÷íî, ïî óñìîòðåíèþ âîñïèòàòåëÿ.

Ëîãîïåä

Ñîçäàíèå îïðåäåë¸ííûõ ïîëîæåíèé è òðåíèðîâêà äâèæåíèé îðãàíîâ àðòèêóëÿöèîííîãî àïïàðàòà.

 çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà íàðóøåíèÿ çâóêà ëîãîïåä âûðàáàòûâàåò è òðåíèðóåò äâèæåíèÿ îðãàíîâ àðòèêóëÿöèîííîãî àïïàðàòà, êîòîðûå áûëè íåïðàâèëüíûìè èëè ñîâñåì îòñóòñòâîâàëè.

Ïîñòàíîâêà çâóêà.

Ïîñòàíîâêà çâóêà îáû÷íî áîëåå ñëîæíûé ïðîöåññ, ÷åì âûçûâàíèå çâóêà. Îòðàáîòàííûå íà ïðåäûäóùåì ýòàïå îòäåëüíûå äâèæåíèÿ îðãàíîâ àðòèêóëÿöèîííîãî àïïàðàòà òåïåðü ââîäÿòñÿ â êîìïëåêñ äâèæåíèé, è òàêèì îáðàçîì âûðàáàòûâàåòñÿ àðòèêóëÿöèÿ íóæíîãî çâóêà. Ïóò¸ì ïîâòîðåíèé ïåðåä çåðêàëîì ëîãîïåä çàêðåïëÿåò å¸, à çàòåì, ïðèìåíÿÿ ñïåöèàëüíûå ïðè¸ìû, ïîëó÷àåò ïðàâèëüíîå ïðîèçíåñåíèå èçîëèðîâàííîãî çâóêà.

Àâòîìàòèçàöèÿ çâóêà.

Ïîñëåäîâàòåëüíîå ââåäåíèå çâóêà â ðå÷ü: ñëîã, ñëîâî, ïðåäëîæåíèå, ïîòåøêè, ñòèõîòâîðåíèÿ, ðàññêàçû.

Äåôåêòû çâóêîïðîèçíîøåíèÿ ÷àñòî ÿâëÿþòñÿ íå ñàìîñòîÿòåëüíûì íàðóøåíèåì ðå÷è, à ëèøü ñèìïòîìàìè äðóãèõ, áîëåå ñëîæíûõ, íàðóøåíèé (äèçàðòðèè, àëàëèè è ò.ä.) è ïðè ñèñòåìàòè÷åñêîé ðàáîòå ïî ôîðìèðîâàíèþ çâóêîïðîèçíîøåíèÿ îíè âûÿâëÿþòñÿ äîñòàòî÷íî îò÷¸òëèâî.  òàêèõ ñëó÷àÿõ íåîáõîäèìà ïîìîùü ëîãîïåäà, íàïðàâëåííàÿ íà ïðåîäîëåíèå îñíîâíîãî äåôåêòà, à íå òîëüêî íåäîñòàòêîâ çâóêîïðîèçíîøåíèÿ.

Ïî îòíîøåíèþ ê äåòÿì, ïîñåùàþùèì çàíÿòèÿ ó ëîãîïåäà è îñòàþùèìñÿ â ìàññîâûõ ãðóïïàõ, âîñïèòàòåëü îñóùåñòâëÿåò èíäèâèäóàëüíûé ïîäõîä íà ôðîíòàëüíûõ çàíÿòèÿõ è îðãàíèçóåò èíäèâèäóàëüíóþ ðàáîòó ñîãëàñíî óêàçàíèÿì ëîãîïåäà.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник