Индивидуальный подход в развитии личности ребенка

Светлана Съедина
Индивидуальный подход в формировании личности дошкольника

Статья посвящена актуальной проблеме индивидуализации в процессе воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: личностно-гуманная основа педагогического процесса, индивидуализация обучения и воспитания.

Актуальность. На современном этапе система образования должна обеспечить подготовку людей высокой культуры, квалифицированных специалистов, способных к творческому труду, профессиональному развитию, мобильности в освоении и внедрении новейших научных и информационных технологий. Индивидуальные особенности личности наиболее ярко проявляются в темпераменте, характере, способностях, в познавательной, эмоционально-волевой деятельности, потребностях и интересах. Особенности их проявления зависят от воспитания ребенка. Индивидуальные черты характера, как показывают исследования, достаточно ярко проявляются уже в дошкольном возрасте. Благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ребенка создает индивидуальный подход.

Индивидуальный подход является залогом эффективности педагогического процесса, базируется на том, что любое образовательное влияние преломляется сквозь призму индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Итак, реализовать индивидуальный подход означает учесть индивидуальное своеобразие, неповторимость каждого отдельного ребенка как личности [3, с. 80].

Цель статьи. Определить особенности организации индивидуального подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Анализ публикаций. Как принцип обучения и воспитания индивидуальный подход не является новым для дошкольной педагогики. Необходимость введения индивидуального подхода отмечали, в частности, Я. Коменский, Ж-Ж. Руссо, Г. Спенсер, В. Белинский, К. Ушинский, В. Сухомлинский и другие педагоги. Однако его сущность всегда остается открытым вопросом для дальнейших научных исследований.

Изложение основного материала. В современном толковании индивидуальный подход рассматривается как психолого-педагогический принцип, предусматривающий такую организацию педагогического воздействия в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений и семьи, которая учитывает индивидуальные особенности ребенка и условия его жизни [2, с. 7].

Необходимость применения индивидуального подхода, по мнению Ш. А. Амонашвили, обусловлена тем, что на одни и те же средства и формы воспитательного воздействия каждый воспитанник реагирует по-разному, в зависимости от своеобразия его ума, чувств, воли, темперамента, характера. Все это приводит к существенным индивидуальным различиям в отношении каждого воспитанника к самим воспитательным воздействиям [1, с. 13].

Личностно ориентированный подход в образовании и воспитании направлен на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, создание чувства защищенности и уверенности в себе. Такой подход предполагает гуманистическую направленность образовательного процесса на личность ребенка, уважение его интересов и достоинства, понимание и принятие, учет его права на свободное развитие, на реализацию собственных потенциальных возможностей, умение взрослого стать на позицию ребенка, установление доверительных партнерских отношений с детьми.

Психолого-педагогические основы индивидуального подхода актуализируются в ряде исследований психологов и педагогов,которые для успешной его реализации определяют перечень психолого-педагогических компетенций воспитателей: во-первых умение видеть в ребенке неповторимую индивидуальность со всем разнообразием качеств и свойств и именно на этой основе моделировать стратегию воспитательного воздействия; во-вторых готовность всячески поддерживать и поощрять ребенка к самостоятельности, независимости, свободе проявления собственных нужд, самоутверждения в ближайшем окружении [3, с. 4].

Индивидуальныехарактеристики ребенка проявляются в любой момент педагогического взаимодействия: в играх, на занятиях, в общении, в художественной и трудовой деятельности. На этой основе исследователи выделяют различные подходы относительно особенностей организации индивидуального подхода к формированию личности дошкольника. При этом необходимо помнить, что только научно взвешенный индивидуализированный подход к воспитанию детской личности даст эффективные результаты.

Основными дидактическими условиями, которые будут способствовать успешной реализации индивидуального подхода к формированию личности дошкольника являются:

— необходимый уровень сформированности основных компетенций педагога (знание общих закономерностей индивидуального и личностного развития детей дошкольного возраста; владение методами изучения индивидуальных особенностей и социальной ситуации развития каждого ребенка; способность осуществлять анализ полученной информации; установление прогресса в развитии каждого ребенка; выявление причин возникновения положительных и отрицательных особенностей развития детей; наличие навыков разработки и комплектования индивидуализированных образовательных программ; умение работать в команде специалистов разного уровня; привлечение родителей к образовательному процессу с целью обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания);

— умение сделать обучение по содержанию и степени сложности соответствующим возможностям ребенка;

— сбалансированное применение различные форм, методов и приемов организации учебных занятий;

— наличие необходимого дидактического материала.

Заключение. Реализация индивидуального подхода состоит в выборе таких средств и форм воздействия на ребенка, которые наиболее соответствуют его психологическим особенностям, психическим состояниям, настроениям в данный момент, интересам и предпочтениям, возможностям, благодаря этому обеспечивают оптимальный воспитательный эффект.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса — Мн, 1990.- 365с.

2. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 2007. — №4.- 32с.

3. Куликова Л. Н.Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: педагогический взгляд. — Хаба

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

 Индивидуальный подход в обучении дошкольников

                                                                                         Воспитатель:

                                                                   Никитина Нина Олеговна

                                                  г. Гагарин

                                                               2019г.

Индивидуальный подход в обучении дошкольников – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.                                                                                                                                   В образовательной программе, в соответствии с ФГОС, можно выделить отличительные особенности Программы: направленность на учёт индивидуальных образовательных потребностей ребенка; оценка развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.

Условия, которые предъявляет ФГОС к индивидуальной работе в детском саду занимает значительное место и способствует выполнению ряда условий:

  • Психолого – педагогические условия – учет индивидуальных способностей ребенка по восприятию и усвоению информации, а также по психологическим характеристикам личности.
  • Материально – технические условия – оснащение группы и помощь родителей.
  • Кадровые условия – взаимодействие воспитателя с другими специалистами.
  • Требования к развивающей предметно – пространственной среде – все оборудование и материалы должны быть безопасными, полифункциональными, вариативными, трансформированными, функциональными.

 Вопрос об индивидуальном подходе к детям во все времена привлекал к себе внимание многих выдающихся педагогов: как представителей русской, так и зарубежной прогрессивной педагогики. Это Я.А.Каменский, Жан- Жак Руссо, К.Д Ушинский, Н.К. Крупская, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинский.                                                                                                                    Они отмечали, что индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважения его неповторимости, стремления понять его сложный духовный мир, а также для гуманного отношения педагога к ребенку.

Воспитание детей в дошкольном учреждении должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, инициативу, активность.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, выражающейся в индивидуальных особенностях.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по – настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. Поэтому воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.

Индивидуальный подход нацелен, в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении педагога и своевременном вмешательстве можно избежать мучительного процесса перевоспитания.

В чем же сущность индивидуального подхода?

Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом обучения и главным принципом педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты подхода к детям:

  • знание и понимание детей
  • любовь к детям
  • основательный теоретический баланс
  • способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, он должен пронизывать всю образовательную и воспитательную работу: при проведении ООД, в режимных моментах, во время прогулок, в самостоятельной деятельности.

Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого педагог должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.

Одним из главных факторов учебно-воспитательного процесса является учет индивидуально-типологических качеств ребенка (типа темперамента). Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. Как правило, он определяет темп деятельности.

В зависимости от индивидуальности общие возрастные особенности ребенка проявляются по-разному. Каждый ребенок неповторим, нет двух одинаковых характеров. На характер и привычки ребенка влияют условия жизни, окружение, особенности семейного воспитания.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.

Следует различать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Как уже отмечалось, индивидуальный подход в обучении дошкольников – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Дифференциация обучения — это создание условий для воспитания и обучения дошкольников, имеющих различные способности и проблемы, путем организации детей в однородные группы, отличающиеся на данный момент: уровнем усвоения материала; уровнем работоспособности и темпом; особенностями восприятия, памяти, мышления; уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

Рекомендации дифференцированного подхода в обучении, воспитании ребенка:

  • Очень важна при обучении дошкольников наглядность.
  • При неудачах не нервничайте самим и не нервируйте ребенка, а находите причины трудностей и смотрите с оптимизмом в будущее.
  • Хвалите ребенка за его успехи и достижения, не сравнивая с другими.
  • Следует ориентировать методику обучения на конкретную группу детей или на конкретного ребенка так, чтобы максимально раскрыть их возможности.
  • Педагогу нужно быть максимально терпеливым, понимающим и мобильным.
  • Не обвиняйте ребенка в трудностях общения с ним, в непонимании друг друга.
  • Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь, поэтому ребенок не должен бояться ошибаться. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу.
  • Не ругайте ребенка за неумение, а попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы.
  • Главным для педагога должно стать не столько научить чему-то ребенка, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового.
  • Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка, не преподнося истину.
  • Признайте за детьми право на индивидуальность.

Также не стоит путать индивидуальное обучение и индивидуальный подход к обучению. Если первый предполагает систему «Педагог -ребёнок», то во втором случае педагог занимается с группой учащихся, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка. Технология индивидуального подхода включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

  • Изучение особенностей ребенка посредством наблюдения, специальных игр, опросников, тестов, методик.
  • Информация анализируется, педагог делает выводы и акцентирует свое внимание на самом важном.
  • Проанализировав все условия, педагог намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности.
  • После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей, к осуществлению запланированной работы на занятиях, в общении, в игре, в повседневной жизни.

Педагогу необходимо вести тетрадь учёта или дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения, для изучения индивидуальных особенностей детей. На каждого ребенка составляется характеристика, в которую входят:

  • Общие сведения о ребенке.
  • Данные о физическом состоянии.
  • Положительные проявления ребенка.
  • Отношения к коллективу.
  • Отношение к труду.
  • Особенности умственного развития.
  • Педагогические выводы.

С течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому важно помнить, что такая работа должна вестись постоянно.

При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:

  • Характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу).
  • Уровень знаний и умений (осознанность, действенность).
  • Работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость).
  • Уровень самостоятельности и активности.
  • Отношение к обучению.
  • Характер познавательных интересов.
  • Уровень волевого развития.

 Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

У воспитателя появится возможность помогать «слабому», уделять внимание «сильному», работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.

  Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многое из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей.

Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется индивидуальный подход.

На практике, к сожалению, педагоги замечают чаще всего тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или же тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные же дети остаются, как правило, в стороне.

Учитывать индивидуальное развитие ребёнка особенно важно в старшем дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент успешного обучения в школе. Организация на занятиях индивидуальных форм взаимодействия педагога с детьми способствует обеспечению высокого уровня самостоятельности детей, формированию у них учебных умений и навыков.

По мнению Е.А. Аркина в изучении индивидуальности каждого ребенка важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик.

К индивидуальной работе необходимо привлекать родителей. Для этого можно организовать совместные выставки «Вот как мы умеем», «Вместе с мамой и папой»; проведение бесед, консультаций, оформление папок – передвижек, анкетирование. Итоговой формой сотрудничества с родителями может стать «День семьи».

Таким образом, индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирования личности ребенка, пронизывает всю воспитательную и образовательную систему. Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни.

Принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.

Источник