Индивидуальный подход к социально нравственному развитию ребенка
Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.
И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». — М: Издательский центр «Академия», 1997. с — 129..
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания — самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности».
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать — это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Как указывал Л.С.Выготский, «учитель с научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником».
Такой подход к построению процесса воспитания — как активного целенаправленного формирования личности — согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.
Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.
Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
По сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентрировался на борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткой сведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших — это его нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическому существованию. Задолго до появления различных разновидностей фрейдизма и современных социобиологических теорий Л.Н.Толстой с гениальной прозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущности человека.
Однако нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых «педагогических воздействий» или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М., 1998 с — 131..
В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись «в хвосте детского развития», ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать «завтрашнему дню детского развития». В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.
Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития». Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно.
Источник
…Становление личности младшего школьника как субъекта нравственного поведения в значительной мере зависит от качественных особенностей элементов, составляющих структуру нравственных убеждений. В своих рассуждениях мы опирались на разработанную. Раевым А.И. и Матвеевой Л.А. структуру нравственных убеждений.
…Как известно в структуру любого нравственного убеждения входят интеллектуальные и эмоциональные компоненты. Так, знаниям, составляющим структуру нравственных убеждений, должен отвечать определенный уровень их осознанности человеком. Показателем осознанности знаний выступает степень адекватности их практического применения в различных по конкретным особенностям нравственных ситуациях. Обычно чем разнообразнее характер подобных ситуаций, чем шире область применения знаний, тем выше уровень их осознания, а значит, тем больше у ребенка возможностей для проявления себя как субъекта, осознанно строящего свою деятельность, поведение, способность совершать поступки не только в стереотипных условиях, но и в новых, непривычных для него нравственных коллизиях.
…В основе формирующихся нравственных убеждений младших школьников далеко не всегда лежат адекватные знания, поскольку в значительной степени их социально-нравственный опыт формируется неупорядоченно. Кроме того, объективно существующие нравственные ценности преломляются через субъективные особенности личности. Если нет совпадения объективной оценки знаний , то возникают две задачи: не только привить правильные знания, но и преодолеть отрицательное влияние ложных знаний. Глубокое знание воспитанника, его индивидуальных особенностей помогает воспитателю в реализации данных задач.
Знания как компонент структуры нравственных убеждений могут иметь разный уровень обобщения. Обобщенность знаний создает благоприятные возможности для их широкого переноса в новые условия, конкретность сужает область, но облегчает сам процесс переноса, поскольку позволяет использовать знания в сходных условиях по аналогии.
Существенным в определении знаний о нравственных нормах является степень осознанности их личностью, так как внутреннее принятие нравственных принципов характеризует личность как нравственную.
Не менее сложной и значимой для становления младшего школьника как субъекта нравственного поведения является характеристика эмоционального компонента нравственных убеждений. Формируя нравственные убеждения, следует учитывать разнообразие форм, в которых может проявляться эмоциональное отношение, Обычно выделяют три таких формы: эмоциональный фон, ситуативная эмоциональная оценка и устойчивое эмоциональное отношение.
… Эмоциональный фон может быть и самым низким и самым высоким, и по отношению к различным нравственным категориям и в рамках одной нравственной нормы. Важным для определения эмоционального фона является проявление ребенком эмоций. При этом можно выявить только внешнее проявление. Но воспитателю важно узнать чем вызвано то или иное эмоциональное проявление. Для этого детям можно предложить различного рода методики, позволяющие шкалировать нравственные ситуации в наглядной форме.
Устойчивое эмоциональное отношение в структуре нравственных убеждений нам представляется особенно значимым, поскольку только в этом случае можно говорить о сформированности нравственного убеждения. Эмоциональные отношения могут быть вызваны разными объектами, так или иначе связанными с нравственной нормой и ее проявлениями. Объектом того или иного эмоционального отношения может быть определенная нравственная категория, конкретный факт нравственного поведения или личность, совершившая данный поступок
…Таким образом, формирование нравственных норм нам представляется достаточно сложным и многоаспектным процессом, в ходе которого необходимо пополнять знания детей о нравственных категориях, формировать эмоциональное отношение к ним. То есть стоит вопрос в поиске адекватных этой задаче форм и методов педагогического взаимодействия с каждым конкретным ребенком. Для этого мы хотим предложить индивидуальные программы формирования. Они являются эффективным средством развития индивидуальных возможностей детей при соблюдении следующих условий:
1. Педагогическое содержание воспитания должно быть альтернативным и отбираться в соответствии с выявленными индивидуальными знаниями о нравственных нормах и эмоциональном отношении к ним.
2. Необходимо использовать специальные методики, включающие решения нравственных задач ребенком, помогающих ему адаптироваться в современных стрессовых ситуациях и правильно выбирать способ нравственного поведения, адекватный его индивидуальным особенностям и педагогическим условиям.
3. Ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и нравственного поведения путем включения его в различные дела с учетом его индивидуальных возможностей.
4. Постоянно реализовывать принцип единства воспитательного воздействия семьи и школы в формировании нравственных качеств личности, для чего создавать специальные индивидуальные программы, предусматривающие участие родителей в данном процессе.
Индивидуально-воспитательная программа может включать в себя следующие блоки:
6. Имеющиеся недостатки у ребенка. Это те негативные качества, мешающие ему адаптировать в социально-нравственном пространстве.
7. Проектируемые качества. В программу вносятся те нравственные качества, которые необходимо сформировать. Их следует подбирать чрезвычайно внимательно и осторожно, опираясь на жизненный опыт ребенка в решении тех или иных нравственных коллизий, условия, в которых он рос, потребности в искомых качествах. Также надо учитывать и фактор посильности для ребенка совместной индивидуальной работы по формированию качеств
8. Методы взаимодействия ребенка с воспитателями. Предполагается, что в этот блок будут вноситься только те методы, которые адекватно отражают индивидуальные проявления ребенка в области знаний о нравственных нормах и эмоционального отношения к ним. Необходимо помнить, что даже самый лучший метод не заменит систему методов.
9. Условия, обеспечивающие реализацию выбранных методов. Здесь внимание учителя-воспитателя должно быть направлено на гуманизацию педагогической среды, в которой формируется ребенок. Необходимо представлять ему только те виды нравственно окрашенной деятельности, в которой он сможет реализовать свой индивидуальный потенциал, почувствовать себя увереннее, нужнее и любимее.
10. Проектируемые результаты. Безусловно, чем более тщательно учитель разработает предыдущие блоки программы, тем выше будет результат формирования «западающих» нравственных качеств. Но, проектируя результат индивидуального воздействия необходимо помнить о том, что он не всегда бывает абсолютным. Это связано, прежде всего, со сложностью структуры нравственных убеждений. (Цитаты из работы: Петрова Л.И. Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений // Актуальные проблемы школьного воспитания на рубеже веков. – Липецк, 2002. С.183-190).
Источник
Проблема социально-нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.
Существование индивидуальных различий между людьми — факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Всестороннее развитие каждого человека — программная цель нашего общества — предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя. В этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.
Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме социально-нравственного воспитания».
Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности — основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, — является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.
Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
«Социально-нравственное воспитание — одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении» Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М., 1998. с — 37..
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Задача социально-нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. По этому тема работы очень актуальна в настоящее время.
Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель данной контрольной работы: проанализировать содержание и задачи нравственного и социального развития дошкольников, специфика и взаимосвязь этих важных сторон воспитания и развития
Источник