Индивидуальный подход к развитию творческих способностей ребенка

Индивидуальный подход к развитию творческих способностей ребенка thumbnail

Обучение на НОД осуществляется в условиях одновременной работы воспитателя со своей группой детей. Но одновременное обучение всех детей группы обязательно предполагает индивидуальный подход, т.к. именно при одинаковом содержании обучения и выполнение одинаковых заданий становятся ясными индивидуальные особенности, которые отличают одного ребенка от другого, и открываются возможности для развития ценных индивидуальных черт личности.

Индивидуальный подход к детям, конечно, нельзя превращать в индивидуальное обучение, когда воспитатель работает с несколькими детьми, оставляя других пассивными наблюдателями. Обучение в коллективе основано на том, что воспитатель ставит общие для всех задачи, заинтересовывает детей работой друг друга, направляет их общую работу, использует замечания, предложения отдельных детей для достижения успехов всех.

Индивидуальный подход используется в целях создания условий для максимального развития каждого из детей и предупреждения влияния неблагоприятных обстоятельств. Так дети с ослабленным зрением, слухом размещаются ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слушали объяснения воспитателя и видели показ образца. Дети застенчивые, робкие обычно себя не проявляют, а пассивная роль на занятии является неблагоприятным условием для развития таких детей. Детей импульсивных воспитатель сдерживает, чтобы они не внесли дезорганизацию в ход занятия, не «заслоняли» других детей. Дети, только что пришедшие в д/сад, часто отличаются замедленной речью, недостаточным запасом слов. Их нельзя торопить при ответах на вопросы, при рассказывании. Нужно воспитывать благожелательное отношение и со стороны товарищей. В д/саду встречаются так же дети, у которых нет привычки к умственному труду: они любят играть, но занимаются неохотно. Таких детей следует постепенно привлекать к умственному труду, воспитывать интерес к содержанию занятий.

В осуществлении обучения на НОД огромное значение имеет применение всех дидактических принципов в их взаимосвязи. Применение отдельных принципов вне их связи с другими не дает положительных результатов. Индивидуальные особенности проявляется очень рано. Дети по-разному овладевают движениями, направленными на изображение простых предметов: одним достаточно общего показа, другим не только зрительный показ, но и неоднократное движение с их рукой. Формирование движения рук у таких детей требует пристального внимания воспитателя. Сказанное об индивидуальных различиях в усвоении движений относится и к овладению инструментом. Одни дети воспроизводят движения быстро, другие несколько замедленно, у третьих детей точность движений не выходит. Индивидуальный подход в обучении техники рисования, заключается в том, что все дети получают равные возможности изображения окружающих предметов и явлений, при этом овладение одними и теми же техническими приемами не ведет к однообразию рисунков. Развитие техники изображения индивидуально. Индивидуальные различия в выполнение рисунка свидетельствует о том, что обучение всей группы детей основным навыкам рисования, одинаковому способу держать карандаш, кисть и пользоваться ими, одним способам ведения линий, способам закрашивания рисунка и пр., не приводит к однообразию рисунков.

Источник

Авинова Елена
Консультация «Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников»

«Способность»— одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С. Л. Рубинштейн понимал под способностями «… сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются». Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.

В педагогическом словаре (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, 2000г.)указывается: «Способности- индивидуально- психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности».

Творчество представляет собой деятельность, порождающую новое, никогда ранее не бывшее. Творчество- это проявление личного начала человека, в какой- либо деятельности.

В 60-70-х годах и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно- творческих способностей занимались Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова (лепка, ряд исследователей под руководством Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казакова, В. А. Езикеева- в области рисунка. Исследовались детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Термин «художественно- творческие способности» используется авторами в контексте раскрытия этих вопросов. Специально ни содержание, ни структура художественно-творческих способностей ими не определяются. Но на основе анализа проводимых исследований можно выделить ряд свойств, качеств, без которых невозможно создание художественно- выразительного образа и которые, следовательно, можно отнести к категории «способности к изобразительной деятельности», а именно к художественно- творческим способностям.

Эти способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности. Нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира- высший уровень развития этой способности.

1. Способность образного видения окружающего (умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта, воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т. п.). Полагаем, что нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира- высший уровень развития этой способности.

2. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.

3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.

Читайте также:  Развитие ребенка первого года жизни по месяцам книга

4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, искренне, правдиво непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным действительностью.

Выделенные выше художественно- творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий. При всех различиях в подходе к определению содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности.Среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно- творческому выражению (художественно- творческие способности).

Художественно- творческие способности- это способности к отражению объектов и явлений окружающего мира, собственных впечатлений, эмоций, переживаний в художественно- образной форме.

Показатели художественно- творческих способностей в детском рисунке (выделены Лепской):

1)самостоятельность, оригинальность замысла (Личные качества: склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память);

2)эмоциональность (эмоциональная отзывчивость на жизненные явления, отношение к изображаемому);

3)динамичность (уровень развития фантазии и воображения. Статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков);

4)выразительность (использование средств художественной выразительности для создания художественного образа)

5)графичность (осознанное использование графических приемов).

Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков карандашом на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

На обратной стороне дети по мере выполнения рисунков пишут номер рисунка, свое имя и отвечают на вопрос «о чем этот рисунок» (содержание).

Инструкция для детей:

«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.

Результаты анализа детских работ заносятся в таблицу, где отражаются оригинальность, динамичность, эмоциональность, выразительность, графичность.

Основанием дифференциации и индивидуализации развития художественных способностей, являются также два вида воображения- «познавательное» и «эмоциональное», которые начинают дифференцироваться к трем годам.

Дети с «эмоциональным» воображением цветом выражают свое отношение к рисунку, не задумываясь о реалистичной цветовой характеристике образа (корова может быть красной, действуют более беспорядочно и нуждаются в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращаются за помощью, более зависимы от взрослых в регуляции и оценке их собственной деятельности.

Дети с «познавательным» воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. — работа по формированию творческих замыслов у дошкольников;

-индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла;

-стимулирование смелости, чувства уверенности в себе, сосредоточенных на своих переживаниях;

-стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, направлять на более четкое планирование содержания способов, последовательности воплощения.

Источник

Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства.

Выполнила  учитель ИЗО, МХК  Кайсина Ирина  Юрьевна.

П л а н

  1. Условия возникновения и актуальность опыта

  2. Теоретическая база и новизна опыта, ведущая педагогическая идея

  3. Технология обучения

  4. Результативность

  5. Приложение

Литература

Условия возникновения опыта

В соответствии с законом РФ “Об образовании”, с требованиями перестройки системы образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой – менее. Память, мышление внимание могут быть самыми различными у разных детей.

Для того, чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей. Поэтому и ведущее направление в обучении и воспитании – развитие художественно-творческих индивидуально выраженных способностей личности школьника, освоения им методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами музыки, ИЗО, хореографии.

Ведущей педагогической идеей моей работы можно назвать идею личностно-ориентированного подхода ( И.С.Якиманская). Цель данного обучения: максимально выявить, инициировать, использовать, “окультурить” индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

У И.С. Якиманской образовательный процесс строится на диалоге “ученик-учитель”. Причем обязательно учитывается индивидуальное кредо ученика.

Таким образом, изучив ряд литературы по данной проблеме: “Возраст и индивидуальные особенности образного мышления учащихся” (под ред. И.С. Якиманской) технологию личностно-ориентированного обучения в моей работу был заимствован опыт Б.М. Неменского, учителей ИЗО г. С-Петербурга (описан в книге “ИЗО” в школе продленного дня”).

Ведущей педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности.

Читайте также:  Социальное общение ребенка как важнейшее условие развития речи

В творческом развитии проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.

Продукт художественной деятельности ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть индивидуальными особенностями цели, к которой он стремится в процессе своей художественной деятельности. Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.

Основной задачей уроков изобразительного искусства и мировой художественной культуры является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

Творчество- высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество — норма детского развития . реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы. Создать новый продукт.

Естественной основой развития творческих способностей человека является возможности его физического развития , развитость психических функций. Существенное влияние на ребенка оказывает и возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности школьника имеют богатство его жизненных впечатлений и социальный опыт.

Развитие творческих способностей в нашей школе осуществляется на уроках технологии, уроках по развитию речи, музыки, факультативных занятиях по хореографии, вокалу, внеклассных мероприятиях чаще всего это коллективно-творческая деятельность ребят, и соответственно на уроках МХК и ИЗО.

Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО, школа тем самым вооружает школьников и представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики.

В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-7 классах – лишь 7-8 % учеников. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.

На занятиях ИЗО учитель первый, кто наблюдает психическое состояние ребенка по рисунку. Можно определить его настроение, тревожность и что является причиной тому. Л.С. Выготский писал, что “… детский рисунок научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и, по прекрасному выражению, учит психику восхождению. Ребенок, нарисовавший собаку, тем самым победил, преодолел и поднялся выше над непосредственным переживанием”.

Индивидуальный подход.

Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Индивидуальный подход является одним из важных принципов педагогики. Он помогает вовлечь всех детей в активную ИЗО деятельность.

Индивидуальный подход в учебном процессе – это действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.

В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысль, свои представления об окружающей жизни.

В работах ученых выделяются 2 направления индивидуального подхода к школе:

  1. предупреждение и устранение пробелов в успеваемости учащихся;

  2. формирование индивидуально “своеобразных способностей, индивидуального стиля учения”

Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше.

На основании анализа детских работ ( Приложение № 1), можно узнать различные индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, определить, кто хорошо владеет техническими умениями и навыками. Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом и редко прибегает к краскам.

Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.

Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой. В данном случае мастерство педагога состоит в том, чтобы, учитывая

Читайте также:  Детский сад 135 центр развития ребенка курган

индивидуальность детей, их склонности, учить их наблюдать окружающее, понимая его, выделяя наиболее характерное, воспитывать у них высокий эстетический вкус и благородные нравственные черты. Эмоциональное воспроизведение ребенком окружающего, всего нового, вызывает у него потребность выразить это в своем творчестве на занятиях по лепке, аппликации, рисованию.

Активируя деятельность детей, не следует их опекать и, приучать к механическому выполнению указаний учителя. Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подготовка готовых материалов, которые направляют детей на выполнение трафаретных работ, похожих одна на другую во всех деталях не развивают у них активности и творческой инициативы, а воспитывают пассивность и равнодушие.

Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания. Привлечение де внимания ребят к основным признакам того, предмета, который они должны изображать, активное его обследование, являются стимулами воспитания и проявления активности. Следует всячески пробуждать детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Надо доверять детям действовать самостоятельно, несмотря на то, что их работы на первых порах будут неудачными, не такими правильными и чистыми, как те, которые выполняются с постоянной помощью педагога и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Индивидуальный подход к учащимся имеет большое образовательное и воспитательное значение, он создает условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности.

При индивидуальном подходе надо организовать работу так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Для проведения индивидуальной работы можно разделить учащихся (условно) на три группы:

    • в первую группу (слабую) включают школьников, имеющих слабую подготовку к изобразительной деятельности. В их работах можно обнаружить грубые ошибки. К этой группе относятся также дети с неразвитым художественным вкусом и творческим воображением.

    • во вторую группу (среднюю) включают учащихся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны. Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда. К этой группе относятся дети со слабо развитым художественным вкусом, творческим воображением.

    • Третью группу (сильную) составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности. Работы детей этой группы интересны композиционно и живописно. Задачи, поставленные учителем, выполняются. Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию.

Для нахождения общего равновесия можно использовать также способы работы с детьми:

а) подготовить карточки-задания для трех групп учащихся (Приложение № 3)

б) применять дополнительные задания после выполнения обязательных фронтальных заданий;

в) проводить беседы с учащимися, с учетом их индивидуальных особенностей.

Основные задания обязательны для всех учащихся, дополнительные – для более способных, а также для слабых с целью восполнения пробелов в знаниях.

Структура занятий может иметь три и более варианта:

Вариант 1:

Занятие начинается с изложения нового материала для всех учащихся, затем выдаются карточки-задания слабой группе. Во время наблюдения за работой даются индивидуальные советы учащимся средней и сильной групп. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.

Вариант 2:

После объявления темы задачи занятия предлагается задание для самостоятельной работы сильной и средней группам учащихся, проводится индивидуальная работа со слабой группой. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.

Вариант3 :

Учащиеся сильной группы сразу приступают к выполнению задания , о теме которого слышали на прошлом уроке. С учащимися слабой и средней групп проводится индивидуальная работа с выдачей карточек заданий. В конце занятия – анализ детских работ.

Результатом моей деятельности могут служить:

  1. участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных праздников, выставок);

  2. участие в городских мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на конкурсе “Веснушка””;

  3. количественный контроль на уроках, где учатся на “4” и “5” составляют в среднем 87-95 % от всего класса.

Индивидуальные карточки-задания.

5 класс. 1 четверть

Тема: “ Народная праздничная одежда”

  1. Для учащихся первой (слабой) группы:

“Обведи фигурку человека по шаблону, нарисуй карандашом внутренний контур и распиши по образцу”. Добавь свои элементы.

  1. Для учащихся второй (средней) группы:

“Нарисуй людей в русском народном костюме. Наклей рисунки на картон и составь из них панно”.

  1. Для учащихся сильной группы:

Литература

  1. И учеба, и игра: изобразительно искусство. М.В.Трофимова, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 2001

  2. Изобразительное искусство в школе продленного дня. Я.Я.Чернецкий – М., “Просвещение”, 1991

  3. Современные образовательные технологии. Г.К.Селевко. – М. “Народное образование”, 1998

  4. Педагогические теории, системы и технологии обучения. Т.В.Машарова – Киров , 1997

  5. Формирование личности: проблем комплексного подхода в процессе воспитания школьника. ( под.ред. Г.Н.Филонова – М., “Педагогика”, 1983 . стр.50

  6. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Я.И. Ковальчук – М., “Просвещение”, 1981

  7. //Изобразительное искусство в школе, 2001 , № 3. Стр. 59 . Развитие творческого воображения учащихся художественного класса школы искусств. Н.И.Пронина.

  8. // Искусство в школе. 2001, № 1. Как пройти в город Художников. Ю.Полуянов.

  9. // Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства. И.Красильников.

  10. Программно-методические материалы . Изобразительное искусство 5-9 классы. М., Дрофа, 19

98

Источник