Индивидуальный план ребенка на развитие памяти
Департамент образования и науки Костромской области,
Костромской областной институт развития образования,
Кафедра теории и методики воспитания.
Программа индивидуальной работы с ребёнком
«Развитие памяти».
Автор: .
Воспитатель детского сада №40 города Костромы
город Кострома
2010 год
Актуальность программы
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребёнок познаёт окружающий мир. Она позволяет человеку обеспечить непрерывность психической жизни. Мы знаем, что мы живём, если помним себя. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребёнком: чтение, письмо, занятие физической культурой, спортом, трудовая деятельность – основа на то, что образ воспринятого сохраняется в памяти.
Ребёнок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определённые правила поведения и начинает управлять собой. Всё это предполагает работу памяти.
В дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности. Ребёнок запоминает всё яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Желание ребёнка запомнить, надо всячески поощрять, кроме того, ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильное запоминание.
Дошкольный возраст – это период непроизвольной памяти. К концу дошкольного возраста у ребёнка должны проявляться произвольные формы психической активности. Элементы произвольного запоминания – главное достижение дошкольного периода.
Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребёнок ставит перед собой цель: запомнить и вспомнить. Тот, кто быстрее запоминает, дольше помнит, легче припоминает, оказывается более приспособленным к жизни, лучше усваивает новые знания. Поэтому и надо с раннего возраста развивать память детей.
Нужно стараться при этом развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Обоняние и осязание тоже помогут ребёнку вспомнить.
Психолого-педагогический портрет ребёнка.
Воспитанница старшей группы – Ангелина посещает данное учреждение четвёртый год. Ребёнок воспитывается в многодетной полной семье, у неё есть старшие брат и сестра. Семья характеризуется как положительная; однако, из повседневного общения с мамой Ангелины удалось установить, что девочке сложно запомнить последовательность действий в поручениях; а из посещений данной семьи на дому стало ясно, что ребёнку уделяется недостаточно внимания. В кругу семьи поведение и общение девочки свободное, раскрепощённое, доброжелательное. У ребёнка имеется специально отведённое место для игр и занятий.
Ситуация: Ангелина слушает поручение воспитателя внимательно, повторяя вслед за ним каждое слово. Затем говорит: «Повторите ещё раз, я не запомнила». Идёт, и через некоторое время возвращается и говорит: « Я забыла одно слово, а за ними и другие не вспоминаются». А при повторении говорит, что запомнила.
Цель программы
Создать условия для развития памяти ребёнка путём использования различных игровых средств.
Задачи программы
1.мониторинг выявленной проблемы;
2.учить определять логическую связь в действиях и событиях;
3.умение выделять главное в целом и деление целого на части (логическая цепочка);
4.активизировать все виды памяти ребёнка и монологической речи в повседневной деятельности.
Формы работы
Беседы, игры со сверстниками, чтение художественной литературы, заучивание стихов, индивидуальные занятия, участие родителей в проблемной ситуации.
Методы работы
Игровой, наглядный, словесный.
Принципы работы
1. Принцип учёта индивидуальных особенностей
2. Принцип последовательности и системности
3. Принцип комплектности мероприятий по развитию памяти
4. Принцип активного взаимодействия с педагогом.
Виды деятельности
Игровая, речевая, изобразительная, познавательная.
Обоснование содержания деятельности
1 этап: подготовительный.
Выявление причин недостаточного развития памяти у ребёнка. Беседа с родителями, выход на совместную деятельность с целью развития памяти.
На данном этапе мы провели с группой детей (10 человек) диагностику опосредованного запоминания (), и выявили двоих детей с проблемой запоминания. С этими детьми была проведена диагностика природной памяти
(ёмошкина). По полученным результатам у одного ребёнка сила природной памяти оказалась ниже среднего уровня, а у другого – на среднем уровне. Этот ребёнок и стал объектом нашей программы.
Вывод по итогам диагностики: у исследуемого ребёнка уровень памяти определяется как отношение к запоминанию, как к средству последующего успешного воспроизведения («Запомнить – это запомнить и сказать, запомнить, чтобы не забыть»).
2этап: реализация программы.
Данная программа представлена в виде ряда занятий. Они строятся на материале, доступном и близком ребёнку, связанном с актуальными для него проблемами.
Занятия проводятся два раза в месяц продолжительностью 20-25 минут. Каждый тип занятия проводится три раза: разучивание, закрепление, повторение игр с изменением наглядного материала. Каждое занятие содержит в себе:
*коллективную игру на развитие разных видов памяти
*индивидуальные игры на основе сенсорики
*пальчиковую гимнастику, основанную на взаимосвязи мыслительной и игровой деятельности
*получение задания на дом для закрепления материала.
В конце каждого второго месяца проводятся занятия « Разучи стихотворение» с использованием различных способов запоминания (мнемотаблицы, наводящие вопросы, использование ритма, заучивание в движении) с увеличением объёма и усложнением содержания.
План мероприятий по программе:
Месяц | Мероприятие: форма, название | Задача мероприятия | Участники |
Сентябрь | Мониторинговая деятельность (метод: тестирования) | Выявить уровень памяти исследуемого ребенка | Ребенок, воспитатель |
Сентябрь – октябрь | Игровое занятие №1 Игра «Кто позвал?» Индивидуальная игра «Что изменилось?» Пальчиковая гимнастика «Пять обезьянок» Графический диктант Задание на дом | Развитие внимания, слуховой, тактильной и зрительной памяти, взаимосвязи мыслительной и игровой деятельности | Ребенок, дети, воспитатель |
Октябрь | Занятие «Разучи стихотворение» | Развитие словесно — логической памяти | Ребёнок, воспитатель. |
Ноябрь — декабрь | Игровое занятие № 2 1. Игра « Узнай партнёра?» 2. «Разрезные картинки» 3. «Цветные косички» 4. Заучивание стихотворения ( по ритму) 5. Задание на дом | Развитие внимания, слуховой, тактильной и зрительной памяти, взаимосвязи мыслительной и игровой деятельности. | Ребёнок, дети, воспитатель. |
Декабрь | Занятие «Разучи стихотворение» | Развитие словесно – логической памяти. | Ребенок, воспитатель |
Январь | Мониторинговая Деятельность (тестирование) | Проверить уровень памяти ребёнка Ребёнок, воспитатель | |
Февраль — март | Игровое занятие № 3 1. Игра « Мой сосед» 2. Упражнение « Придумай сказку» (наводящие вопросы) 3. Игра «Кот в мешке» 4.Пальчиковая гимнастика «Червячки» 5. Задание на дом | Развитие внимания, слуховой, тактильной и зрительной памяти, взаимосвязи мыслительной и игровой деятельности. | Ребёнок, дети, воспитатель. |
Март | Занятие «Разучи стихотворение» | Развитие словесно – логической памяти. | Ребёнок, воспитатель |
Апрель – май | Игровое занятие № 4 1. «Где мы были – мы не скажем, а что делали — покажем!» 2. Рисование по памяти. 3. Пальчиковая гимнастика «Пять утят» 4. Упражнение «Придумай загадку» 5. Задание на дом | Развитие внимания, слуховой, тактильной и зрительной памяти, взаимосвязи мыслительной и игровой деятельности. | Ребёнок, дети, воспитатель. |
Май | Занятие «Разучи стихотворение» | Развитие словесно логической памяти. | Ребёнок, воспитатель. |
Май | Мониторинговая деятельность | Проверить уровень памяти исследуемого ребёнка | Ребёнок, воспитатель |
Предполагаемые результаты
Ребёнок успешно осуществляет произвольное запоминание в игре, когда по ходу выполнения, взятой им на себя роли он должен удержать в памяти какое – либо поручение.
Эта лишенная смысла задача запоминания под влиянием мотивов игры становится актуальной для ребёнка и заставляет его запомнить материал произвольно.
В основе перехода от непроизвольного к произвольному запоминанию лежит повышение регулирующей роли второй сигнальной системы в поведении ребёнка.
Под влиянием жизненного опыта и воспитания дошкольник постепенно научается подчинять свои действия словесным указаниям взрослого, в частности, его требованиям запомнить тот или иной материал. Это придаёт его памяти преднамеренный, произвольный характер.
Переход от непроизвольного к произвольному запоминанию у дошкольника осуществляется не спонтанно, он определяется условиями жизни и деятельности ребёнка и, прежде всего воздействием воспитателя. Необходимо, чтобы выполнение словесного требования запомнить или припомнить какой – либо материал получило деловое подкрепление, приводило бы к достижению важного для ребёнка результата.
Такие условия создаются у ребёнка, когда затронута его эмоциональная сфера, когда он заинтересован, например, если он должен выполнить поручение взрослых или усвоить сообщаемые ему сведения.
Такие условия могут быть воспроизведены также в игре, что при ограниченных возможностях дошкольника участвовать в серьёзной практической деятельности взрослых создаёт дополнительные возможности для успешного развития и упражнения его произвольного запоминания.
Материально-техническое обеспечение
Диагностика памяти с помощью методики опосредованного запоминания ()
Нужно подобрать 10 — 15слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20 -30). Карточки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.
Инструкция ребёнку: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово».
Первым произносится, например слово «зима». Чтобы запомнить это слово, ребёнок должен выбрать карточку с рисунком лыжи, молоко – корова, лес – грибы и т. д.
На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. Многие дети осуществляют эту работу быстрее. После каждого выбора следует расспросить ребёнка, почему он подобрал эту карточку.
Затем следует занять ребёнка на 15 минут, какой-нибудь другой игрой. По истечении этого времени ребёнку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания.
Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребёнка логических связей в процессе запоминания.
Диагностика природной памяти ()
Исследование проводится в два этапа: подготовительный и диагностический.
Подготовительный этап. На стр.50 содержится карточка, где изображена фигура, состоящая из 3 пересекающихся линий; необходимо изготовить точно такую же карточку. Для работы потребуются: карандаши, часы с секундной стрелкой, листок чистой бумаги без клеточек и линеечек, размером 10 на15 см (размер должен совпадать с размером карточки).
Диагностический этап. После того как всё необходимое подготовлено для работы, можно начинать эксперимент. Усадите ребёнка за стол. Взрослый располагается напротив. Ребёнку следует дать чистый лист бумаги и карандаш.
Инструкция ребёнку: «Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться её запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу, её ещё раз и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что я сейчас покажу карточку, буду предупреждать словом «Внимание!» После того как я уберу карточку, ты можешь начинать рисовать».
Ребёнок после каждой экспозиции карточки рисует на новом листе бумаги. Карточка по 2 секунды показывается до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал.
В правильном рисунке должны быть соблюдены:
— приблизительно размеры фигуры,
— наклон фигуры,
— количество линий и количество их пересечений.
Чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребёнка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться 2 сек. умноженное количество показов карточки.
Оценка результата:
а) Если на запоминание потребовалось 10 секунд и менее, то это говорит о сильной природной памяти ребенка;
б) Если на запоминание потребовалась от 12 до 30 секунд – природная память средней силы;
в) Если же полученный результат оставляет более 32 секунд, то сила природной памяти ниже среднего;
Игры, используемые в работе.
1. «Кто позвал?»
Дети стоят в кругу. Один из играющих встаёт в центр и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому – либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий спрашивает: «Кто позвал тебя?». Ребёнок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего. Игра способствует сближению детей, развивает внимание, память, упражняет слуховой анализатор.
2. «Что изменилось?».
Предложить ребёнку картинку с изображением:
Рыбка | Карандаш |
Кисточка | Карандаш |
а затем показать другую с изображением:
Рыбка | Рыбка |
Карандаш | Кисточка |
и спросить что изменилось?
3. «Графический диктант»
Предложить ребенку рассмотреть карточку с изображенными на ней геометрическими фигурами, за тем убрать ее и попросить ребенка воспроизвести рисунок в тетради.
4. «Разрезные картинки»
(СКЛАДЫВАНИЕ РИСУНКА ИЗ ЧАСТЕЙ).
Берётся любая открытка (можно использовать изображение неживого мира) и разрезается на две равные части. Ребёнка просят составить её. Другая открытка разрезается на четыре части и т. д. Выполняя задание, ребёнок ориентируется на рисунок, изображённый на открытке. Мозаики и пазлы помогают детям соотносить форму и цвет.
5. «Цветные косички»
Упражнение служит для закрепления знания цвета, развитие воли, тонкой моторики. Ребёнку показывают, как сделать из ниток цветные косички для тряпичной куклы или для «оживления» рисунка человека.
6. «Мой сосед»
Дети должны посмотреть друг на друга, обратить внимание на одежду, причёску, глаза. Затем кто-то один из группы закрывает глаза, ему задают вопросы: Кто одет в синее платье? Какого цвета глаза у соседа? И т. д.
7. «Кот в мешке»
Выбрать с закрытыми глазами игрушку в мешке на ощупь (тактильная чувствительность) и назвать её.
Источник
Галина Соловьева
Индивидуальный план коррекционной работы
Индивидуальный план
коррекционной работы с ребенком на учебный год.
Общие сведения о ребенке.
Миша К родился 21 июня 2010 года в п. Коноша.
Мать воспитывает ребенка одна. Отец живет отдельно и не воспитывает мальчика, хотя изредка видится с ним. У Миши есть старший брат, который учится в техникуме. Мальчик часто предоставлен сам себе. Не интересуется книгами. Мама читает редко. Любит новые игрушки, играет в конструктор. Не аккуратен, не бережет свою одежду. У мальчика бедный кругозор, низкий уровень познавательной активности. На занятиях невнимателен, часто мешает детям. Не любит игры с правилами, не доводит до конца начатое дело. Делает только то, что ему нравится. Задания на занятиях воспринимает не сразу. Требуется повторения. Охотно поливает цветы, хотя не желает трудиться в коллективе. Не со всеми детьми налажен контакт. Часто ссорится, бывает агрессивным.
Пояснительная записка
План коррекционной работы направлен на разрешение ряда проблем обучения.
В числе этих проблем:
• низкая познавательная и учебная мотивации;
• негативные тенденции личностного развития;
• коммуникативные проблемы;
• эмоциональные нарушения поведения;
Цель : создание благоприятных условий для развития ребенка и достижения планируемых результатов.
Задачи:
Формировать интерес к занятиям.
Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие,логическое мышление с помощью игр и специальных упражнений.
Совершенствовать развитие мелкой моторики
Развивать усидчивость,навыки самоконтроля.
Развивать коммуникативные навыки
Тема:Развитие словесно-логического мышления –
Задачи:
Формирование умений понимать и задавать вопрос
— Развитие способности обобщать
— Развитие способности группировать предметы по определенным признакам
— Умение устанавливать закономерности и логические связи
— Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение
— Умение логически выстраивать высказывания
— Уметь понимать причинно-следственные связи
— Развитие логического запоминания
1. Дидактические
игры:
«Назови одним ловом»,
«Чего не хватает?»,
«4й лишний»,
«Что сначала, что потом?»,
«Назови части?»,
«Что это?»
2. Использование загадок, логических задач
3. Чтение произведений
4. Работа в логических тетрадях
5. Экспериментальная деятельность
Тема:Совершенствование моторного развития и графических навыков руки.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
2. Развитие зрительно-моторных координаций:
1. Упражнения для свободных движений руки
2. Работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином
3. Работа с конструктором
-шнуровки, мозаики, обведение по контуру
4. Работа по зрительно-двигательным траекториям
5. Игры с малым мячом
Тема:Развитие слухового внимания и памяти
Задачи:
1. Развитие умения слушать,запоминать, высказываться делать выводы
1.Игры:
«Что звучит?»
«Угадай кто ушел?»,
«Что ты слышишь?»,
«Что изменилось?»,
«Телефон»
2. Слушание аудиокассет
3. Заучивание стихов,песен.
Тема:. Развитие зрительного восприятия и узнавания
Задачи:
1. Формирование целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе.
Нахождение сходства и различия в предметах, изображениях. 2. Развитие способности концентрировать и распределять внимание:
1. Дидактические игры
«Подбери предмет по цвету»,
«Подбери предмет по форме»,
«Разложи,как я скажу»,
«Что пропало?»
2. Аппликация,рисование,конструирование
3. Развитие речи, ознакомление с окружающим
4. Лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу.
Тема:Развитие навыков самоконтроля и самооценки
Задачи:
1. Развитие доверительных отношений с ребёнком, преодоление речевого негативизма.
2. Развитие умения работать по словесной инструкции
3. Развитие умений действовать по правилам, работать по инструкции
4. Развивать умения контролировать себя
1. Тест «Лесенка»
2. Беседы с ребенком
3. Чтение произведений Н. Носова, В Осеевой,Е. ПермякаЛ. Пантелеева. Л. Толстого
4. Графические диктанты.
5. дидактические игры «Сделай так»,
«Запомни и исполни»,
»Запрещенное Движение»,
«Запрещенное слово»,
6. Подвижные игры с правилами.
Тема:Развитие усидчивости
Задачи:
Развивать усидчивость,умение сосредотачиваться,доводить начатое дело до конца 1. Лепка из пластилина и глины, составление аппликаций, навыки вырезания фигурок из бумаги, искусство оригами.
2. Развивающие игрушки: мозаики, конструкторы, пазлы.
Тема:Развитие коммуникативности
1. Умение строить межличностные отношения с окружающими
Коммуникативные игры:
1. «Сиамские близнецы»
2.» Комплименты»
3. «Менялки»
Приложение
Дидактические игры:
Игры на развитие внимания и мышления
1. «Чего не хватает?»
Цель: Развитие внимания, мышления, учит делать умозаключения.
Материал: Карточки 4х3 с изображением разных предметов в определенном порядке.
Ход игры:Взрослый по очереди показывает карточки, а ребенок должен догадаться и сказать какого предмета не хватает.
2.«4й лишний»
Цель: Развитие внимания, мышления.
Материал: Карточки на которых изображены 3 предмета одного класса,а четвертый другого.
Взрослый показывает картинку, а ребенок находит неподходящий предмет и говорит почему он не подходит.
3.«Что сначала, что потом?»
Цель. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому
Материал: Набор включает серию парных картинок с изображением простых бытовых сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.
4. «Назови части»
Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части. Материал: Картинки с изображением предметов.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.
I вариант: ребенок называет части предметов.
II вариант: ребёнок получает рисунок и сам называет все части. ,
5.«Что это?»
Цель: Развивать внимание, умение делать умозаключения.
Материал: Картинки с изображением предметов и лист бумаги с круглым отверстием в середине.
Воспитатель накрывает картинку листом бумаги и перемещает его в разные стороны. Ребенок должен угадать что нарисовано на картинке.
6. «Что изменилось?»
Цель игры: Развивать память,внимание
Материал: Разные картинки по темам.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком 5 картинок. Ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает одну из них. Ребенок должен угадать какая картинка пропала.
Игры на развитие слухового внимания:
1. «Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)
2.«Узнай по звуку».
Ребенок становится спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Нужно на слух определить природу звука.
3 «Кто ушел?» Ход игры: Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить стоящих с ним рядом детей (5-6, а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Потом воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок угадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если не отгадает, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, становится на свое место. Отгадывающий должен его назвать.
4., «Что изменилось?»
Цель игры: Развивать память,внимание
Материал: Разные картинки по темам.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком 5 картинок. Ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает одну из них. Ребенок должен угадать какая картинка пропала.
5.»Японская печатная машинка»,
Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон)
6.»Испорченый телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Ход игры. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
Игры на развитие самоконтроляя:
1.«Запрещенное движение»
Описание игры
Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: «Руки вверх!». Тот, кто выполняет «запрещенное» движение, становится в конец колонны.
2., «Запомни и исполни».
Цель: Учить контролировать себя.
Ход игры: Воспитатель дает инструкцию, а ребенок выполняет.
3.«Запрещенное слово»
Цель: развитие внимания.
Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем ребенку мяч, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить «нет».
Коммуникативные игры:
1.Сиамские близнецы
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать.
2. «КОМПЛИМЕНТ»
Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми
3. «МЕНЯЛКИ»
Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т. п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
.
Источник