Индивидуальный план развития речи ребенка в подготовительной группе
Месяц
Тема недели
Индивидуальная работа с Сашей З., Артемом Гущ.
Сентябрь
1 неделя:
Тема № 1
10.09 – 16.09
До свиданья, лето! Здравствуй, детский сад!
ДЕТСКИЙ САД, ГРУППА
Дидактические игры по речевому развитию «Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»
Беседа «День знаний»
Игра «Что нам надо в школу»
2 неделя:
Тема № 2
17.09 – 23.09
До свиданья, лето! Здравствуй, детский сад!
ИГРУШКИ
Дид.игры «Кто откуда?» , «Скажи наоборот»
Беседы «Чему мы научились», «Как мы говорим? Наша речь»
Рассказывание по картине «Я большой»
3 неделя:
Тема № 3
24.09 – 30.09
Осень.
ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?
Пальчиковые игры
Составление рассказов по теме «Каравай.»
Игра «Составь предложение»
Д/и «Хлеб и хлебобулочные изделия»
Октябрь
1 неделя:
Тема № 4
01.10 – 07.10
Осень. КРАСКИ ОСЕНИ.
2 неделя:
Тема № 5
08.10 – 14.10
Осень. ОГОРОД, ОВОЩИ, ПОЛЕ.
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осень», «Осень в лесу», «По грибы»
Д/упражнение «Посади огород»
Д/и «Скажи ласково» Цель: учить преобразовывать слова, употребляя уменьшительно-ласкательную форму.
3 неделя:
Тема № 6
15.10 – 21.10
Осень. САД, ФРУКТЫ, ОВОЩИ.
Игра «Найди нужную картинку»
А. Плещеев «Скучная картина!»
Рисование (с дальнейшей беседой) «За что я люблю осень»
Составление сюжетных картинок «Сад. Огород», «Еж и яблоки»
4 неделя:
Тема № 7
22.10 – 28.10
«Что нам осень принесла!»
КАНИКУЛЫ
Рассказывание по иллюстрациям произведения А.Пушкина «Осень»
Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов «Ветры», «Листики осенние»
4 неделя:
Тема № 8
29.10 – 04.11
«Широка страна моя родная»
Беседы «Наша малая Родина», «Моя Росиия»
Чтение стихотворения И. Никитина «Русь»
Упражнение «Это важное слово»
Подвижное упражнение со словами «Береза»
Ноябрь
1 неделя:
Тема № 9
05.11 – 11.11
Профессии.
Д/И «Отгадай профессию».
Цель: закрепить знания детей о профессиях. Формировать представление о разделении профессий на мужские и женские.
Игровое упражнение «Назови слова – действия»
2 неделя:
Тема № 10
12.11 – 18.11
Продукты питания.
Чтение загадок по теме, стихов
Игра-ситуация «Детское кафе»
3 неделя:
Тема № 11
19.11 – 25.11
Продукты питания.
Беседа по теме: «У нас гости», «Продуктовый магазин»
Игра-ситуация «Сварим вкусный суп из овощей».
Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; продолжать формировать представление о профессии повара; развивать воображение; актизвизировать речь.
4 неделя:
Тема № 12
26.11 – 02.12
Транспорт, ПДД.
Рассматривание иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка» с последующим составлением схем
Составление описательных рассказов «Зимушка Зима»
Декабрь
1 неделя:
Тема № 13
03.12 – 09.12
ЗИМА. Зимующие птицы. Зимняя сказка, зимние забавы.
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Катание на лыжах»,«Зимние забавы»
Составление сказок с игрушками: медведь, кукла, зайчик и т.д.
2 неделя:
Тема № 14
10.12 – 16.12
ЗИМА. Дикие животные. Мониторинг
Чтение и обсуждение, пересказ сказок «Зимовье зверей», «Снегурочка»
Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук «Погреем пальчики», «Дед Мороз», «Фонарики»
3 неделя:
Тема № 15
17.12 – 23.12
ЗИМА. Новый год. Мониторинг.
Составление рассказов из личного опыта.
Тема: «Как мы готовимся к Новогоднему празднику»
4 неделя
Тема № 16
24.12 – 30.12
ЗИМА. Новый год. Утренники. КАНИКУЛЫ
5 неделя
Тема № 17
31.01 – 07.01
ЗИМА. Новый год.
КАНИКУЛЫ
Рассматривание картины «Зимой на прогулке»
Дид.игра «Слова из сказки»
Игры на дыхание: «Флюгер», «Свеча», «Мельница»
Речевые игры «Теремок», «Елка», Холодно зимой», «Шарики, фонарики»
Январь
1 неделя:
Тема № 18
08.01 – 13.01 Одежда, обувь, головные уборы.
Отгадывание загадок о зимних явлениях
Дидактические игры: «Противоположности»,
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Зима», «Зимние забавы», «Кто как одет»
2 неделя:
Тема № 19
14.01 – 20.01
Посуда.
Дидактические игры «Посуда», чтение «Федорино горе» с частичным заучиванием
Игровая ситуация «Ждем гостей на чай»
3 неделя:
Тема № 20
21.01 – 27.01
Мебель.
Рассматривание иллюстраций к тематическим произведениям
Чтение поговорок о здоровье, потешек «Утром я встаю…», «Вместе с солнышком встаю,..» Беседы «Моя комната»
4 неделя:
Тема № 21
28.01 – 03.02
Дом, семья.
Дидактические игры «Поможем сказочным героям», «Комплимент волку», «Добрый волк»
Беседы «Я хороший, поэтому …», «Мы не будем ссориться»
Чтение произведения В.Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо»
Февраль
1неделя:
Тема № 22
04.02 – 10.02
Я – человек
Чтение загадок о профессиях, пестушек «Поехали, поехали..», «Ребёнок плачет»
Д/и «Кому что принадлежит»
Составление описательных рассказов по фотографиям «Я человек»
2 неделя:
Тема № 23
11.02 – 17.02
День защитника отечества.
Составление рассказов о папах по фотографиям
Беседы «Что мы знаем о богатырях», «Я хочу быть сильным, как …»
3 неделя:
Тема № 24
18.02 – 24.02
Мой город.
Речевое упражнение: «Мой город»
Чтение рассказа «Наше отечество»
4 неделя:
Тема № 25
25.02 – 03.03 ВЕСНА. 8 марта.
Заучивание стих-ия «На щеках у мамочки…», чтение стихов о маме, слушание и проговаривание песен
Составление рассказов на тему: «Я люблю свою маму за …», «Нет дороже бабушки»
Март
1 неделя:
Тема № 26
04.03 – 10.03
ВЕСНА. Весенние признаки.
Пальчиковая игра «Я пеку…»,
Чтение и беседы по рассказам, пересказ «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк
2 неделя:
Тема № 27
11.03 – 17.03 ВЕСНА.
Домашние животные.
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Весна», «Домашние животные»
Речевые игры «Котенок», «Козленок»
3 неделя:
Тема № 28
18.03 – 24.03
«ВЕСНА. Домашние птицы.
Дид.игры «Чей птенец», «Кто какие звуки издает»
Рассказывание по схеме сказки « Маша и медведь»
4 неделя:
Тема № 29
25.03 – 31.03
«ВЕСНА. Весенние каникулы (театр, спорт, музыка, творчество)
КАНИКУЛЫ
Дид.игры «Из чего сделано», «Скажи по слогам»,
«Подбери синоним»
Чистоговорки на «Звук Р», «Звук Ш», «Звук Ж»
Апрель
1 неделя
Тема № 30
01.04 – 07.04
ВЕСНА. Перелетные птицы
Дид.игры «Кто прилетел», «Скажи по слогам»,
«Подбери синоним»
Чтение стихов, загадок о птицах
2 неделя
Тема № 31
08.04 – 14.04
ВЕСНА. День космонавтики.
Игровое упражнение «Космонавт»
Чтение потешек «Водичка-водичка..»,
Рассказ по схемам «Я буду космонавтом»
3 неделя:
Тема № 32
15.04 – 21.04
ВЕСНА. Моя Земля – Хакасия. Деревья, цветы.
Чтение стихотворений оХакасии
Рассказывание по серии картинок «Осторожно, опасные предметы»
Чистоговорки на «Звук Х», «Звук С», «Звук З»
4 неделя
Тема № 33
22.04 – 28.04
ВЕСНА. Традиции русского народа (День труда, масленица, Пасха и др.)
Заучивание скороговорок
Дид/упр. «Назови праздник»
Речевые игры с проговариванием слов «Дударь», «Гори, гори ясно»
Май
1 неделя:
Тема № 34
29.04 – 05.05
День Победы.
2 неделя
Тема № 35
06.05 – 12.
Рассматривание тематического альбома «Герои нашей Родины»
Беседы «Что мы знаем о войне», «Наша Родина »
Составление рассказов по сюжетным картинкам (по данной теме)
3 неделя:
Тема № 36
13.05 – 19.05
ВЕСНА-ЛЕТО. Смена сезонов. Насекомые. Мониторинг
Чтение стихотворений о лете с частичным заучиванием
Дидактические игры «Пересказ», «Буква моего имени», «Назови слова», «Слова из звуков», «Придумай новое слово»
4 неделя:
Тема № 37
20.05 – 26.05
ЛЕТО. До свиданья детский сад (весна), здравствуй школа (лето)! Мониторинг
Чтение закличек, стихотворений, народная игра «Кот и мыши», «У медведя во бору»
Рассказывание по иллюстрациям сказок
Чистоговорки на «Звук П», «Звук Д», «Звук Р»
Индивидуальнаяработа
сдетьмиподготовительнойкшколегруппы
поразвитиюречи
2018-2019 уч. год
Воспитатели
Горбатенко Ж.М.
Рудакова О.С.
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника
МДОУ Двуреченский детский сад общеразвивающего вида
Возраст ребенка: 6 лет
Пол: мужской
Проблема: недостаточно развитый, в соответствии с возрастными требованиями, словарный запас воспитанника.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Обогащение словарного запаса в соответствии с возрастными особенностями посредствам использования специально подобранных дидактических игр и речевых упражнений.
Задачи:
— актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь;
— закреплять обобщающие понятия;
— закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;
— способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Длительность: 15 минут
Структура индивидуального занятия:
1. Организационный момент
2. Сюрпризный момент: мотивация к занятию
3. Основная работа:
— артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
— речевые упражнения;
— словесная игра;
— дидактическая настольно-печатная игра.
4. Итог занятия: анализ занятия ребенком, минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.
Используемые на занятиях игры и упражнения.
1. На расширение предметного словаря (словаря существительных):
- «Я знаю пять названий…» – цель: уточнение обобщающих понятий, подбор однородных дополнений (например: «Я знаю 5 названий видов транспорта: автобус, трамвай, самолет, автомобиль, мотоцикл») .
- «Где это видано, где это слыхано…» – цель: подбор однородных дополнений по теме календарно-тематического планирования.
- «Кто или что?» или «Живой – неживой» – цель: практическое усвоение категории одушевленности и неодушевленности. «Назови словечко» или «Подбери словечко» – упражнять в подборе слов-предметов (в зависимости от лексической темы)
- «Волшебные гномики – частицы» – цель: практическое усвоение навыка словообразования с помощью суффиксов – «частиц» (-щик, -ник, -ница): каменщик, печник, учительница…
- «Трудные слова» – цель: практическое усвоение навыка образования сложных слов путем словосложения (самолет, самовар, снегокат, листопад…).
- «Волшебное деревце» или «Дружная семейка» («родственные слова») – цель: практическое усвоение однокоренных слов (сад, садовник, садовод, посадки ).
- «Скажи по-другому» — цель: упражнять в подборе синонимов (директор, начальник, босс).
2. На расширение глагольного словаря:
· «Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе «слов-действий» (в зависимости от лексической темы).
· «Вчера, сегодня, завтра» –цель: упражнять в подборе временных форм глаголов (жили, живут, будут жить).«Кто кем был? А Кто кем будет?» ( Лиса была лисенком. Лисенок будет лисой или лисом ).
· «Разноцветные «слова-действия» – цель: практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела…).
· «Скажи наоборот» – цель: подбор слов-антонимов (Стоит – бежит, упал – встал, плачет – смеется…) .
3. На расширение словаря прилагательных и наречий:
· «Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков» (по лексическим темам).
· «Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, -ый, -ий…
· «Скажи наоборот» – слова-антонимы (чистый – грязный, храбрый – трусливый, добрый – злой, весело-грустно, далеко-близко).
· «Скажи ласково» — цель: упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных прилагательных ( девочка, девчушка, девчоночка, девчонка).
Предлагаемые игры и упражнения, направленные на расширение словарного запаса воспитанника, легко и гармонично вписываются в перспективно – тематическое планирование по лексическим темам.
Оценка деятельности:
В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим недостаточно развитый для данного возраста словарный запас,
· Активизируется предметный, качественный и глагольный словарь воспитанника;
· Закрепляются обобщающие понятия;
· Словарь обогащается синонимами, антонимами, достаточным для данного возраста количеством глаголов, прилагательных, наречий, предлогов;
Предполагаемый результат — к концу обучения воспитанник имеет определенный словарный запас:
знает и использует в повседневной речи
· существительные, обозначающие профессии — каменщик, маляр, плотник, тракторист, комбайнер, доярка, животновод, закройщик, швея ;
· названия техники — экскаватор, подъемный кран, трактор, комбайн, снегоочистительная машина, картофелечистка, электро-мясорубка, овощерезка, пылесос и др;
· прилагательные, обозначающие признаки предметов — светлый, красный, темный, сладкий, кислый, горький, прочный, крепкий, звонкий, веселый и др;
· наречия, характеризующие отношение людей к труду — старательно, слаженно, умело, бережно, глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей ;
· быстро находит, подбирает наиболее точное слово, употребляет в речи обобщающие слова, синонимы и антонимы;
· внимательно слушает на занятиях педагога, действует по предложенному плану, самостоятельно выполняет поставленную задачу;
Источник
ИРИНА АБАКШИНА
Планирование и организация работы по речевому развитию в подготовительной группе
Речь играет важную роль в развития ребёнка. Использует, для общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи дети познают мир, высказывают свои мысли и взгляды. Основная цель речевого развития формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Устную речь детей необходимо формировать так, чтобы они не испытывали трудностей в общении со сверстниками и взрослыми. Речь должна быть понятна окружающим. Для этого необходимо ежедневно пополнять словарный запас дошкольника, создавать благоприятные условия при комплексно — тематическом планировании работы. Дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, по серии сюжетных картин, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д.
Организация работы по речевому развитию включает в себя:
— правильная речь взрослых;
— обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
— участие родителей в речевом воспитании детей.
Планирования работы по РР:
— Реализация всех задач речевого развития в их взаимосвязи.
— Подход к планированию работы (активная, разносторонняя, самостоятельная деятельность ребенка).
— Последовательное нарастание требований к речи детей.
— Индивидуальный подход к детям.
— Учет конкретных условий.
— Систематичность педагогического воздействия на речь.
Виды планирования:
1. Перспективный. Обеспечивает научно-обоснованный подход к образовательному процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу.
2. Календарный — ведется с учетом времени года.
3. Календарно-перспективный. Удобно использовать картотеки занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д.
Календарно-перспективный план отражает все разделы речевого развития дошкольников:
1) совместная деятельность педагога и детей (игры, занятия по теме,
2) совместная творческая, речевая деятельность детей (общение, игры,
3) работа с родителями по развитию речи детей,
4) индивидуальная работа.
Работа по речевому развитию дошкольников ведется на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ.
утром — индивидуально-коррекционную работу по различным речевым задачам, дидактические развивающие игры, игры-хороводы, подвижные игры со словами;
на первой прогулке — наблюдения за явлениями природы и общественной жизни, художественное слово, которое сопровождает самостоятельную активную речевую деятельность детей, поручения воспитателя с отчетом об их выполнении;
на второй прогулке — индивидуально-коррекционную работу по развитию речи, игровую деятельность, выполнение трудовых поручений с отчетом об их выполнении;
вечером — художественно-речевую деятельность: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание стихов, игры-драматизации, различные виды театра, игровую деятельность, просмотр телевизионного передач, видеофильмов.
Методы развития речи
1.Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии,изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
2.Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
3.Практические: дидактические игры, игры — драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Формирование грамматического строя речи ведется по трём основным направлениям:
1. морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам);
2. словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п);
3. синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов). Формирование синтаксической стороны речи необходимо для развития связной речи.
Связная речь ребенка — итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Все виды работы по речевому развитию дошкольников организуются в ООД – ведущей совместной деятельности взрослого и ребенка. Планируются занятия по развитию речи, а в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) 2 занятия в неделю дополнительно отводится подготовке детей к обучению грамоте.
ООД должна отвечать следующим требованиям:
1. Тщательная предварительная подготовка к ООД.
Прежде всего, важно определить его задачи, содержание и место в системе других нод, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения.
Следует также продумать структуру и ход нод, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.
Обучение должно иметь развивающий характер. Большое значение имеет интерес детей к нод, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала.
Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.
Структура ООД должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части — вводную, основную и заключительную.
В вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, формулируется цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.
В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.
Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель — закрепить и обобщить знания, полученные при проведении ООД. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др.
Решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
2. Правильная организация ООД.
Организация ООД должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.
Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.
Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.
В подготовительной к школе группе повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий.Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры.Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30мин
Работая с детьми,воспитатель должен обратить внимание на следующее:
-Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
-Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.
-Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.
-Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
-В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
-Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).
-Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
Источник