Индивидуальный план развития речи ребенка в подготовительной группе

Индивидуальный план развития речи ребенка в подготовительной группе thumbnail

Месяц

Тема недели

Индивидуальная работа с Сашей З., Артемом Гущ.

Сентябрь

1 неделя:

Тема № 1

10.09 – 16.09

До свиданья, лето! Здравствуй, детский сад!

ДЕТСКИЙ САД, ГРУППА

Дидактические игры по речевому развитию «Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»

Беседа «День знаний»

Игра «Что нам надо в школу»

2 неделя:

Тема № 2
17.09 – 23.09
До свиданья, лето! Здравствуй, детский сад!
ИГРУШКИ

Дид.игры «Кто откуда?» , «Скажи наоборот»

Беседы «Чему мы научились», «Как мы говорим? Наша речь»

Рассказывание по картине «Я большой»

3 неделя:

Тема № 3

24.09 – 30.09
Осень.

ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?

Пальчиковые игры

Составление рассказов по теме «Каравай.»

Игра «Составь предложение»

Д/и «Хлеб и хлебобулочные изделия»

Октябрь

1 неделя:
Тема № 4

01.10 – 07.10
Осень. КРАСКИ ОСЕНИ.

2 неделя:
Тема № 5

08.10 – 14.10
Осень. ОГОРОД, ОВОЩИ, ПОЛЕ.

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осень», «Осень в лесу», «По грибы»

Д/упражнение «Посади огород»

Д/и «Скажи ласково» Цель: учить преобразовывать слова, употребляя уменьшительно-ласкательную форму.

3 неделя:
Тема № 6

15.10 – 21.10
Осень. САД, ФРУКТЫ, ОВОЩИ.

Игра «Найди нужную картинку»

А. Плещеев «Скучная картина!»

Рисование (с дальнейшей беседой) «За что я люблю осень»

Составление сюжетных картинок «Сад. Огород», «Еж и яблоки»

4 неделя:
Тема № 7

22.10 – 28.10
«Что нам осень принесла!»

КАНИКУЛЫ

Рассказывание по иллюстрациям произведения А.Пушкина «Осень»

Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов «Ветры», «Листики осенние»

4 неделя:
Тема № 8
29.10 – 04.11
«Широка страна моя родная»

Беседы «Наша малая Родина», «Моя Росиия»

Чтение стихотворения И. Никитина «Русь»

Упражнение «Это важное слово»

Подвижное упражнение со словами «Береза»

Ноябрь

1 неделя:

Тема № 9

05.11 – 11.11
Профессии.

Д/И «Отгадай профессию».

Цель: закрепить знания детей о профессиях. Формировать представление о разделении профессий на мужские и женские.

 Игровое упражнение «Назови слова – действия»

2 неделя:
Тема № 10

12.11 – 18.11
Продукты питания.

Чтение загадок по теме, стихов

Игра-ситуация «Детское кафе»

3 неделя:

Тема № 11

19.11 – 25.11
Продукты питания.

Беседа по теме: «У нас гости», «Продуктовый магазин»
Игра-ситуация «Сварим вкусный суп из овощей».

Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; продолжать формировать представление о профессии повара; развивать воображение; актизвизировать речь.

4 неделя:
Тема № 12
26.11 – 02.12
Транспорт, ПДД.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка» с последующим составлением схем

Составление описательных рассказов «Зимушка Зима»

Декабрь

1 неделя:
Тема № 13

03.12 – 09.12
ЗИМА. Зимующие птицы. Зимняя сказка, зимние забавы.

Составление рассказов по сюжетным картинкам  «Катание на лыжах»,«Зимние забавы»

Составление сказок с игрушками: медведь, кукла, зайчик и т.д.

2 неделя:
Тема № 14

10.12 – 16.12
ЗИМА. Дикие животные. Мониторинг

Чтение и обсуждение, пересказ сказок «Зимовье зверей», «Снегурочка»

 Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук «Погреем пальчики», «Дед Мороз», «Фонарики»

3 неделя:
Тема № 15

17.12 – 23.12

ЗИМА. Новый год. Мониторинг.

Составление рассказов из личного опыта.

Тема: «Как мы готовимся к Новогоднему празднику»

4 неделя
Тема № 16
24.12 – 30.12
ЗИМА. Новый год. Утренники. КАНИКУЛЫ

5 неделя
Тема № 17
31.01 – 07.01
ЗИМА. Новый год.

КАНИКУЛЫ

Рассматривание картины «Зимой на прогулке»

Дид.игра «Слова из сказки»

Игры на дыхание: «Флюгер», «Свеча», «Мельница»

Речевые игры «Теремок», «Елка», Холодно зимой», «Шарики, фонарики»

Январь

1 неделя:
Тема № 18

08.01 – 13.01 Одежда, обувь, головные уборы.

Отгадывание загадок о зимних явлениях

Дидактические игры: «Противоположности»,

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Зима», «Зимние забавы», «Кто как одет»

2 неделя:
Тема № 19

14.01 – 20.01
Посуда.

Дидактические игры «Посуда», чтение «Федорино горе» с частичным заучиванием

Игровая ситуация «Ждем гостей на чай»

3 неделя:
Тема № 20

21.01 – 27.01
Мебель.

Рассматривание иллюстраций к тематическим произведениям

Чтение поговорок о здоровье, потешек «Утром я встаю…», «Вместе с солнышком встаю,..» Беседы «Моя комната»

4 неделя:
Тема № 21

28.01 – 03.02
Дом, семья.

Дидактические игры «Поможем сказочным героям», «Комплимент волку», «Добрый волк»

Беседы «Я хороший, поэтому …», «Мы не будем ссориться»

Чтение произведения В.Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо»

Февраль

1неделя:
Тема № 22

04.02 – 10.02
Я – человек

Чтение загадок о профессиях, пестушек «Поехали, поехали..», «Ребёнок плачет»

Д/и «Кому что принадлежит»

Составление описательных рассказов по фотографиям «Я человек»

2 неделя:
Тема № 23

11.02 – 17.02
День защитника отечества.

Составление рассказов о папах по фотографиям

Беседы «Что мы знаем о богатырях», «Я хочу быть сильным, как …»

3 неделя:
Тема № 24

18.02 – 24.02
Мой город.

Речевое упражнение: «Мой город»

 Чтение рассказа  «Наше отечество»

4 неделя:
Тема № 25

25.02 – 03.03 ВЕСНА. 8 марта.

Заучивание стих-ия «На щеках у мамочки…», чтение стихов о маме, слушание и проговаривание песен

Составление рассказов на тему: «Я люблю свою маму за …», «Нет дороже бабушки»

Март

1 неделя:
Тема № 26

04.03 – 10.03
ВЕСНА. Весенние признаки.

Пальчиковая игра «Я пеку…»,

Чтение и беседы по рассказам, пересказ «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк

2 неделя:
Тема № 27

11.03 – 17.03 ВЕСНА.
Домашние животные.

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Весна», «Домашние животные»

Речевые игры «Котенок», «Козленок»

3 неделя:
Тема № 28

18.03 – 24.03
«ВЕСНА. Домашние птицы.

Дид.игры «Чей птенец», «Кто какие звуки издает»

Рассказывание по схеме сказки « Маша и медведь»

4 неделя:
Тема № 29

25.03 – 31.03
«ВЕСНА. Весенние каникулы (театр, спорт, музыка, творчество)

КАНИКУЛЫ

Дид.игры «Из чего сделано», «Скажи по слогам»,

«Подбери синоним»

Чистоговорки на «Звук Р», «Звук Ш», «Звук Ж»

Апрель

1 неделя

Тема № 30
01.04 – 07.04
ВЕСНА. Перелетные птицы

Дид.игры «Кто прилетел», «Скажи по слогам»,

«Подбери синоним»

Чтение стихов, загадок о птицах

2 неделя
Тема № 31

08.04 – 14.04
ВЕСНА. День космонавтики.

Игровое упражнение «Космонавт»

Чтение потешек «Водичка-водичка..»,

Рассказ по схемам «Я буду космонавтом»

3 неделя:
Тема № 32

15.04 – 21.04
ВЕСНА. Моя Земля – Хакасия. Деревья, цветы.

Чтение стихотворений оХакасии

Рассказывание по серии картинок «Осторожно, опасные предметы»
Чистоговорки на «Звук Х», «Звук С», «Звук З»

4 неделя
Тема № 33
22.04 – 28.04
ВЕСНА. Традиции русского народа (День труда, масленица, Пасха и др.)

Заучивание скороговорок

Дид/упр. «Назови праздник»

Речевые игры с проговариванием слов «Дударь», «Гори, гори ясно»

Май

1 неделя:
Тема № 34

29.04 – 05.05
День Победы.

2 неделя
Тема № 35
06.05 – 12.

Рассматривание тематического альбома «Герои нашей Родины»

Беседы «Что мы знаем о войне», «Наша Родина »

Составление рассказов по сюжетным картинкам (по данной теме)

3 неделя:
Тема № 36

13.05 – 19.05
ВЕСНА-ЛЕТО. Смена сезонов. Насекомые. Мониторинг

Чтение стихотворений о лете с частичным заучиванием

Дидактические игры «Пересказ», «Буква моего имени», «Назови слова», «Слова из звуков», «Придумай новое слово»

4 неделя:
Тема № 37

20.05 – 26.05
ЛЕТО. До свиданья детский сад (весна), здравствуй школа (лето)! Мониторинг

Чтение закличек, стихотворений, народная игра «Кот и мыши», «У медведя во бору»

Рассказывание по иллюстрациям сказок

Чистоговорки на «Звук П», «Звук Д», «Звук Р»

Индивидуальнаяработа
сдетьмиподготовительнойкшколегруппы
поразвитиюречи
2018-2019
уч. год

Воспитатели
Горбатенко Ж.М.
Рудакова О.С.

Источник

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника

 МДОУ  Двуреченский детский сад  общеразвивающего вида

Возраст ребенка: 6 лет

Пол: мужской

Проблема:  недостаточно развитый,  в соответствии с возрастными требованиями, словарный запас воспитанника.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Обогащение словарного запаса в соответствии с возрастными особенностями посредствам использования специально подобранных дидактических игр и речевых упражнений.

Задачи:

— актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь;

— закреплять обобщающие понятия;

— закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;

— способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;

Периодичность занятий: 2 раза в неделю

Длительность: 15 минут

Структура индивидуального занятия:

1. Организационный момент

2. Сюрпризный момент: мотивация к занятию

3. Основная работа:

— артикуляционная и пальчиковая гимнастика;

—  речевые упражнения;

— словесная игра;

— дидактическая настольно-печатная игра.

4. Итог занятия: анализ занятия ребенком, минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.

Используемые на занятиях игры и упражнения.

1. На расширение предметного словаря (словаря существительных):

  • «Я знаю пять названий…» – цель:  уточнение обобщающих понятий, подбор однородных дополнений  (например: «Я знаю 5 названий видов транспорта: автобус, трамвай, самолет, автомобиль, мотоцикл») .
  • «Где это видано, где это слыхано…» – цель: подбор однородных дополнений по теме календарно-тематического планирования.
  • «Кто или что?» или «Живой – неживой» – цель:  практическое усвоение категории одушевленности и неодушевленности. «Назови словечко» или «Подбери словечко» – упражнять в подборе слов-предметов (в зависимости от лексической темы)
  • «Волшебные гномики – частицы» – цель: практическое усвоение навыка словообразования с помощью суффиксов – «частиц» (-щик, -ник, -ница): каменщик, печник, учительница…
  • «Трудные слова» – цель: практическое усвоение навыка образования сложных слов путем словосложения (самолет, самовар, снегокат, листопад…).
  • «Волшебное деревце» или «Дружная семейка» («родственные слова») – цель: практическое усвоение однокоренных слов  (сад, садовник, садовод, посадки ).
  • «Скажи по-другому» — цель: упражнять в подборе синонимов (директор, начальник, босс).

2. На расширение глагольного словаря:

·         «Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе «слов-действий» (в зависимости от лексической темы).

·         «Вчера, сегодня, завтра» –цель: упражнять в подборе временных форм глаголов  (жили, живут, будут жить).«Кто кем был? А  Кто кем будет?»  ( Лиса была лисенком.  Лисенок будет лисой или лисом ).

·         «Разноцветные «слова-действия»  – цель:  практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела…).

·         «Скажи наоборот» – цель: подбор  слов-антонимов  (Стоит – бежит, упал – встал, плачет – смеется…) .

3. На расширение словаря прилагательных и наречий:

·         «Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков» (по лексическим темам).

·         «Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, -ый, -ий…

·         «Скажи наоборот» – слова-антонимы  (чистый – грязный, храбрый – трусливый, добрый – злой, весело-грустно, далеко-близко).

·         «Скажи ласково» — цель: упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных прилагательных ( девочка, девчушка, девчоночка, девчонка).

          Предлагаемые  игры и упражнения,  направленные на расширение словарного запаса воспитанника, легко и гармонично вписываются в перспективно – тематическое планирование по лексическим темам.

Оценка деятельности:

В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим недостаточно развитый для данного возраста словарный запас,

·        Активизируется предметный, качественный и глагольный словарь воспитанника;

·        Закрепляются обобщающие понятия;

·        Словарь обогащается синонимами, антонимами, достаточным для данного возраста количеством глаголов, прилагательных, наречий, предлогов;

Предполагаемый результат — к концу обучения воспитанник имеет определенный               словарный запас:

           знает и использует в повседневной речи

·         существительные, обозначающие профессии  —  каменщик, маляр, плотник, тракторист, комбайнер, доярка, животновод, закройщик, швея ;

·         названия техники — экскаватор, подъемный кран, трактор, комбайн, снегоочистительная машина, картофелечистка, электро-мясорубка, овощерезка, пылесос и др;

·        прилагательные, обозначающие признаки предметов  — светлый, красный, темный, сладкий, кислый, горький, прочный, крепкий, звонкий, веселый и др;

·         наречия, характеризующие отношение людей к труду  — старательно, слаженно, умело, бережно, глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей ; 

·        быстро находит, подбирает наиболее точное слово, употребляет в речи  обобщающие слова, синонимы и антонимы;

·         внимательно слушает на занятиях педагога, действует по предложенному плану, самостоятельно выполняет поставленную задачу;   

Источник

ИРИНА АБАКШИНА
Планирование и организация работы по речевому развитию в подготовительной группе

Речь играет важную роль в развития ребёнка. Использует, для общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи дети познают мир, высказывают свои мысли и взгляды. Основная цель речевого развития формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Устную речь детей необходимо формировать так, чтобы они не испытывали трудностей в общении со сверстниками и взрослыми. Речь должна быть понятна окружающим. Для этого необходимо ежедневно пополнять словарный запас дошкольника, создавать благоприятные условия при комплексно — тематическом планировании работы. Дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, по серии сюжетных картин, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д.

Организация работы по речевому развитию включает в себя:

— правильная речь взрослых;

— обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;

— участие родителей в речевом воспитании детей.

Планирования работы по РР:

— Реализация всех задач речевого развития в их взаимосвязи.

— Подход к планированию работы (активная, разносторонняя, самостоятельная деятельность ребенка).

— Последовательное нарастание требований к речи детей.

— Индивидуальный подход к детям.

— Учет конкретных условий.

— Систематичность педагогического воздействия на речь.

Виды планирования:

1. Перспективный. Обеспечивает научно-обоснованный подход к образовательному процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу.

2. Календарный — ведется с учетом времени года.

3. Календарно-перспективный. Удобно использовать картотеки занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д.

Календарно-перспективный план отражает все разделы речевого развития дошкольников:

1) совместная деятельность педагога и детей (игры, занятия по теме,

2) совместная творческая, речевая деятельность детей (общение, игры,

3) работа с родителями по развитию речи детей,

4) индивидуальная работа.

Работа по речевому развитию дошкольников ведется на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ.

утром — индивидуально-коррекционную работу по различным речевым задачам, дидактические развивающие игры, игры-хороводы, подвижные игры со словами;

на первой прогулке — наблюдения за явлениями природы и общественной жизни, художественное слово, которое сопровождает самостоятельную активную речевую деятельность детей, поручения воспитателя с отчетом об их выполнении;

на второй прогулке — индивидуально-коррекционную работу по развитию речи, игровую деятельность, выполнение трудовых поручений с отчетом об их выполнении;

вечером — художественно-речевую деятельность: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание стихов, игры-драматизации, различные виды театра, игровую деятельность, просмотр телевизионного передач, видеофильмов.

Методы развития речи

1.Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии,изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)

2.Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

3.Практические: дидактические игры, игры — драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Формирование грамматического строя речи ведется по трём основным направлениям:

1. морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам);

2. словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п);

3. синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов). Формирование синтаксической стороны речи необходимо для развития связной речи.

Связная речь ребенка — итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Все виды работы по речевому развитию дошкольников организуются в ООД – ведущей совместной деятельности взрослого и ребенка. Планируются занятия по развитию речи, а в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) 2 занятия в неделю дополнительно отводится подготовке детей к обучению грамоте.

ООД должна отвечать следующим требованиям:

1. Тщательная предварительная подготовка к ООД.

Прежде всего, важно определить его задачи, содержание и место в системе других нод, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения.

Следует также продумать структуру и ход нод, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.

Обучение должно иметь развивающий характер. Большое значение имеет интерес детей к нод, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала.

Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.

Структура ООД должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части — вводную, основную и заключительную.

В вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, формулируется цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.

В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.

Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель — закрепить и обобщить знания, полученные при проведении ООД. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др.

Решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

2. Правильная организация ООД.

Организация ООД должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.

Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.

Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В подготовительной к школе группе повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий.Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры.Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30мин

Работая с детьми,воспитатель должен обратить внимание на следующее:

-Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

-Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

-Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

-Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

-В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

-Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

-Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Источник