Индивидуальный план развития ребенка учителя дефектолога

Скутарь Елена Анатольевна
Индивидуальный перспективный план коррекционной работы учителя-дефектолога с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР

Индивидуальный перспективный план коррекционной работы в старшей группе учителя-дефектолога на 1 полугодие ___ учебного года.

Ф. И. ребенка: ___

Дата составления:___

Содержание работы. (примерное)

1. Ознакомление с окружающим на основе развития речи.

Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, одежда, обувь и т. д. Учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы.

Закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, их обязанностях. Учить определять степень родства.

Продолжать знакомить с детским садом, трудом взрослых,его содержанием:воспитатель,дефектолог,повар медсестра и др.Расширять представления о праздниках: Новый год, о зимних развлечениях.

Расширять представления о временах года, о природных явлениях. Познакомить с названиями месяцев года. Учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их, устанавливать простейшие связи между явлениями природы.Расширять представления о растительном мире: овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды.Продолжать знакомить с животным миром: дикие животные, их детеныши, домашние животные, их детеныши, зимующие и перелетные птицы, домашние птицы. Отмечать их характерные признаки. Расширять представления об особенностях поведения, передвижения, о пользе, которую приносят людям. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.

Обогащать и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, наречий по лексическим темам. Упражнять в употреблении в речи существительных с обобщающим значением, учить дифференцировать обобщающие понятия. Учить подбирать антонимы к словам разных частей речи.

Развивать грамматический строй речи. Упражнять в употреблении существительных в форме единственного и множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, употреблять простые предлоги. Учить образовывать существительные множественного числа родительного падежа, притяжательные прилагательные, глаголы от звукоподражаний.

Развивать связную речь. Учить составлять простое распространенное предложение. Учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете, содержании сюжетной картины по опорной схеме.

2. Развитие речевого (фонематического) восприятия.

Дать понятие звук, учить слушать,правильно артикулировать и произносить: а, о, ы, у, м, н. Познакомить с печатными буквами, учить соотносить звук и букву.Познакомить опознавательными признаками гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса. Учить определять наличие звука в слове, выделять звук из начала, конца слова и под ударением.

Познакомить с условными обозначениями гласных и согласных звуков.

Формировать навык звукового анализа и составления условно-графической схемы звукового состава прямого и обратного слога.

Формировать умение составлять предложения из 3 слов по графическим схемам предложения (без предлогов).Учить сравнивать предложения по количеству слов по готовым графическим схемам.

3. Формирование элементарных математических представлений

Упражнять в сравнении групп предметов: много, мало, несколько, больше, меньше, столько же, один, пара. Учить получать равенство из неравенства и наоборот, добавлять к меньшему количеству один предмет или убирать его из большего количества. Учить сравнивать группы предметов, давая определение больше на 1, меньше на 1. Упражнять в уравнивании групп предметов,сопровождая действия словами: прибавил, убавил, стало поровну, больше, меньше. Учить составлять группы предметов по цвету, величине, форме.

Учить сравнивать предметы,используя слова: больше, меньше, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, одинаковые по длине, высоте, ширине, толщине; учить составлять упорядоченный ряд предметов с учетом величины.

Упражнять в различении и назывании геометрические фигур и тел: круг, треугольник, шар, конус. Упражнять в соотнесении формы предметов с геометрическими фигурами.

Количество и счет. Учить количественному счету в пределах 3 в различном направлении и пространственном расположении; называть итоговое число. Учить считать звуки на слух, предметы по осязанию, воспроизводить количество движений по заданному числу.

Учить порядковому счету в пределах 3;правильно отвечать на вопрос: который по счету?.

Формировать понятие числовой ряд, учить находить место числа в ряду. Познакомить с цифрами 1,2,3. Учить соотносить цифру, число и количество. Познакомить с составом чисел 1-3 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.

Учитьориентироваться в пространстве и на листе бумаги: спереди, сзади, перед, за, между, верх, низ, вверху, внизу, левое, правое, влево, вправо, середина, внутри, снаружи, далеко, близко, около, рядом.

4. Развитие мелкой моторики.

развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику;

-развивать зрительно-моторную координацию через выкладывание дорожек из мелких предметов, мозаики; учить штриховать, раскрашивать, рисовать вертикальные линии и линий разной конфигурации, рисовать круги и др.

-развивать пространственно-графическую ориентацию через узнавание «зашумленных» изображений, складывание разрезных картинок.

5. Психические процессы, эмоционально-волевая сфера.

развивать память через игру на внимание «Что исчезло?», разучивание стихотворений,развивать зрительное восприятие через игру, через узнавание наложенных изображений, развивать мышление через установление причинно-следственных связей, учить исключать, обобщать, воспитывать интерес к занятиям, уважение к взрослым.

Рекомендации учителя дефектолога:___

Учитель-дефектолог: ___

Источник

Алла Терехова
Индивидуальный маршрут развития ребенка с Овзж 4 г. о. Индивидуальный план коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми

Индивидуальный план коррекционной работы учителя- дефектолога с детьми с нарушениями интеллекта

4 г. о.

Направления Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы

Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание — продолжать учить различать величину предметов

(большой-средний-маленький);

— продолжать учить называть основные цвета; некоторые оттенки,

— продолжать учить показывать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник; прямоугольник, объемные формы (призма, куб, кирпичик, цилиндр,

учить ассоциировать геометрические формы с предметами (круг-подсолнух, колесо,

учить складывать одну геометрическую форму из двух других

Упражнения,игры и пособия:

«Геометрическое лото»,

«Разноцветные комнаты»,

«Лото (цвет и форма)»,

«Отбери по цвету и форме»,

«Разноцветные гномы»,

«Доска Сегена»,

«Три медведя»,

Вкладыши с геометрическими фигурами,

«Большой- средний- маленький» (овощи, фрукты,

математические наборы.

«Конструктор»,

«Цветовое и геометрическое лото»,

«Большой-средний-маленький»,

объемные формы (куб, цилиндр, кирпичик, призма,

разноцветные палочки,

«В стране фигурок- человечков»,

«Елочка»,

«Закрой двери в домиках»

Формирование элементарных количественных представлений

учить считать до 7 (показывать нужное количество на пальцах);

— продолжать учить сравнивать множества на полосе (больше- меньше);уравнивать множества,

— продолжать учитьнаходить и называть части суток: утро, день, вечер, ночь (на картинках); знать их последовательность,

— упражнять в пересчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 7,

-продолжать учить сравнивать предметы по длине

(длинный-короткий, длиннее-короче,

-продолжать учитьсравнивать предметы по ширине:

(широкий- узкий, шире- уже,

-продолжать учить сравнивать предметы по высоте

(высокий- низкий, выше- ниже,

— продолжать учитьсравнивать предметы по толщине: толстый- тонкий, толще- тоньше,

— продолжать знакомить с цифрами(1,2,3,

-учить выполнять счетные операции в пределах 5 (на наглядном материале)

Дидактические пособия: раздаточный материал по лексическим темам,

полоски,

математические наборы,

картинки частей суток,

мешочек с объемными фигурами (кубики, кирпичики, призмы,

длинные и короткие полоски,

широкие и узкие полоски,

высокие и низкие елки,

разные по толщине фломастеры

Ознакомление с окружающим

— продолжать учитьклассифицировать предметы по лексическим темам: игрушки, овощи, фрукты, ягоды, цветы; одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, мебель, посуда, транспорт, зимние забавы, деревья,

— закреплять обобщающие понятия;

— продолжать учить показывать и называть времена года (лето, осень, зима, весна, их основные приметы (по картинкам, знать последовательность

Дидактические упражнения, игры,пособия:

Картинки по лексическим темам, лото «Времена года»,

картинки времен года,

«Во саду ли, в огороде»,

«Соберем урожай»,

«Сад-огород».

«Кто где живет?

«Разложи картинки»

Речевое развитие:

Развитие речи и коммуникативных способностей

Развитие внимания и воображения

— продолжать учить описывать действия по картинкам;

-продолжать учить отвечать полными предложениями на вопросы по схеме описания овощей и фруктов, животных и птиц, мебели и посуды,

-продолжать учитьдифференцировать предлоги: из-за, из-под, использовать их в речи,

-продолжать формировать грамматический строй речи,

-продолжать учить высказывать свои желания в речи,

— продолжать учить заучивать потешки, маленькие стихи

развивать способность к переключению внимания,

развивать концентрацию внимания,

развивать произвольное внимание,

развивать объем внимания,

развивать воображение. Дидактические упражнения, игры,пособия:

«Зеленый друг»(ботаническое лото,

«Кто что делает?»,

«Готовим сами»,

«Овощное лото»,

«Помоги Чебурашке» (предлоги,

«Один-пять»,

схема описания фруктов, овощей, животных и птиц, мебели и посуды

«Составь предложение»,

«Чей хвост?»,

Стих-ния А. Барто, потешки

Дидактические упражнения,пособия:

«Чего не стало?»,

«Что изменилось?»,

«Собери фигурку»

(копирование образца,

«Найди пару»,

«Найди такой же предмет».

«Что не дорисовано?»,

«Мир вокруг нас» (силуэты овощей, фруктов, игрушек, одежды, обуви,

«Чей силуэт?»,

«Осенние листья»,

«Подбери силуэт»,

«Построй дорожку»,

«Узнай, что это?»(по контуру)

Развитие восприятия — развивать зрительное восприятие (объемные формы, величина, цвета, пространственные отношения,

развивать слуховое восприятие,

развивать тактильно-двигательное восприятие,

развивать вкусовую чувствительность

Дидактические упражнения,пособия:

«Звуковая коробка»,

Объемные формы (шар, куб, брусок, треугольная призма, цилиндр,

Упражнения по сенсорному воспитанию (см. выше,

Музыкальные инструменты,

Пластилин и дерево,

Теплые и холодные предметы

(вода-лед,

«Закрой фигуру, которую назову»,

«Зрительный диктант»(геометрические фигуры)

Развитие мышления — развивать мыслительные процессы

(классификация, обобщение, сравнение,

развивать наглядно-действенное и наглядно- образное мышление,

учить находить игрушки, геометрические фигуры и др. по словесному описанию,

учить определять последовательность событий, употребляя слова «сначала, потом»,

учитьсоотносить текст с соответствующей иллюстрацией Дидактические упражнения и пособия:

Разрезные картинки, пазлы по лексическим темам,

«Разложи картинки» (части суток,

«Угадай по описанию»

«Когда это бывает?» (времена года,

«Расставь по порядку»,

«Во саду ли, в огороде»,

«Четвертый лишний»,

«Мастерская одежды»,

«Вершки- корешки»

Развитие памяти

— увеличивать объем памяти,

развивать процессы памяти (запоминание, воспроизведение….,

-развивать различные виды памяти

(зрительную, слуховую,

Дидактические упражнения и пособия:

«Запомни и назови»( 4-5картинки из разных лексических тем,

«Оденем кукол на прогулку»,

Пересказывание сказки «Теремок»,и др.

«Звуковая коробка»,

«Расскажи, что делал в выходные»,

заучивание потешек, небольших стих-ний

Развитие мелкой моторики рук — развивать тонкую моторику рук,

— знакомить с тетрадью в крупную клетку,

-учить обводить клетки, пропуская 1-2 клетки,

учить проводить прямые линии в две клетки (вертикальные и горизонтальные,

учить проводить чередование вертикальных и горизонтальных линий в тетради,

учить изображать орнамент в тетради в клетку Оборудование,упражнения:

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

(см. картотеку,

Мозаика, массажный шарик «су-джок»,

тетрадь в крупную клетку,

простой карандаш

Результаты коррекционной работы:

Источник

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2018– 2019 УЧ. ГОД

ДЛЯ Ф.И.ребенка

I.  ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА СО ВЗРОСЛЫМИ

1. Побуждение речевой активности и потребности в эмоциональном и речевом общении.

2. Создание игровых ситуаций, вызывающих стремление к взаимодействию со

    взрослыми.  «Дай мне игрушку», «Где звучит игрушка?».

3. Побуждать активность в контактах со взрослыми,  используя ласковую речь,

    одобрение, тактильный контакт. Привлекать внимание к игрушкам, к действиям с ними.

II. ФОРМИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С  

    ДЕТЬМИ.   

    Привлекать внимание к другим детям, создание игр-ситуаций: «Поздоровайся с

    Андрюшей!», «Дай игрушку Лене» и т. д.

III. УМЕНИЕ ПОДРАЖАТЬ ВЗРОСЛОМУ.

1. Учить смотреть на взрослого и подражать различным его действиям.

2. Выполнять простые подражательные движения за педагогом.  «Делай как я»: поднять

    руки вверх, положить руки на голову, и т. д.

3. Мытьё рук под струёй воды без мыла, вытирать полотенцем.

4. Выполнение подражательных движений с игрушками.

IV. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ. ОБЩАЯ МОТОРИКА

1. Обучение ходьбе в прямом направлении до игрушки.

2. Залезать на лесенку и спускаться с неё при помощи рук.

3. Упражнение имитационного характера: «мишка топает», «птички летят».

    РУЧНАЯ МОТОРИКА

1. Подражание крупным и мелким движениям руки.

2. Занятия с раздаточным материалом: пирамидки, кубики, нанизывание колец, раскладывание мелких предметов. Игра «Построим дом».

3. Рисование по манке (песку).

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА

    Вызывание движений по подражанию в процессе игры:

— Как Ляля плачет? А-а-а!

— Как киса мяукает? Мяу!

— Как говорит курочка? Ко -ко—ко!

— Как гудит пароход? Ту- ту!

 V. РАЗВИТИЕ  СЛУХОВОГО  ВОСПРИЯТИЯ.

     Восприятие звучащих музыкальных инструментов, звучание игрушек: барабан,

     дудочка, погремушка.

VI. СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЕ, ЦВЕТЕ.

1. «Поймай игрушку» — учить на практике различать форму, перераспределять пальцы на

     предмете в зависимости от формы.

2. Практическое действие, требующее опоры на форму и величину предмета.

3. Подбор предметов по цвету.

    — по подражанию сличать два цвета:

      красный — синий, жёлтый – зелёный.

VII. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЙ ВЕЛИЧИНЫ.

     Большой – маленький. При непосредственном сопоставлении  2-ух  контрастных

     по величине предметов. Выделение из нескольких предметов одного большого или

     маленького.

VIII. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МАТЕМАТИЧЕКОЕ ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ, ПОНЯТИЕ ТОЖДЕСТВА,

       ПОНЯТИЕ О КОЛИЧЕСТВЕ.

1. Дать понятия о форме: шар, кубик, колечко, палочка.

2. Много – мало – один.

IX. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

     Уметь показывать части тела на себе и на игрушках.

X. ПОЗНАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ И

    ИГРУШКАМИ.

1. Наблюдение за движущимися игрушками.

2. Перекладывание предметов из одной коробки в другую.

3. Катание шариков в определённом направлении.

XI. ОСВОЕНИЕ БЛИЖАЙШЕГО ПРЕДМЕТНОГО ОКРУЖЕНИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

1. Формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игровых действий, развивать

    понимание элементарных инструкций «Где звучит игрушка?».

Уточнение и накопление словаря пассивного:

— выполнение команд-поручений.

-игра — диалоги.

3. Импрессивная речь

— выполнение инструкций

— понимание инструкций обусловленных ситуаций, звукоподражание, вызывание лепета,

  переход к слову.

-показ игрушек: кошка, собака, кукла, корова, и т. д. 2-5 игрушек с  соответствующими

 обозначениями  му — му и т. д.  

4. Формировать понимание и выполнение побудительных инструкций:

    «возьми – положи», «сними – надень».

XII. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

1. Поддувание мелких бумажек, перышек, ватки , задувание свечи и т. д.

    Оборудование: плавающие лодочки, уточки.

    Игра: «Кто дальше» , «Кто сильней».

XIII. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1. Сосредотачивать внимание на одной игрушке.

2. Учить подражательным действиям: «Пожалей куклу» , «Погладим лялю» приговаривая

   «ой – ой», «Покачаем лялю» — поём колыбельную.

3. Одевать и раздевать куклу, укладывать спать, кормить на глазах ребёнка, привлекать

    внимание.

XIV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1. Чирканье на доске мелом.

2. Демонстрация краски, кисти, карандаша, наблюдение появления цветовых пятен.

3. Рисование для ребёнка, сопровождать рисование речью, побуждать

    заинтересованность к изображению.

    Совместные действия ребёнка и взрослого.

Учитель-дефектолог: Гуренкова Ирина Алексеевна

Источник

Месяц

Тема недели

Задачи

задание

Выполнение

Октябрь

Осень

Природа

осенью

-Развивать бинокулярное и

стереоскопическое зрение;

-развивать остроту зрения,

подвижность глаз;

-закреплять умение

различать левую и правую

руку,определять

направление

местонахождения

предметов по отношению

к себе:вверху,внизу,впереди,

сзади,слева,справа

-развивать графо-моторные

 функции

– упражнять в зрительном

сравнении предметов

разной длины.

Д/и «Путаница»,

Д/ «Силуэт»

Беседа на тему:

«Овощи и фрукты»

Д/и «Лабиринт»

Д/и «Весёлый контур»

Д/и «Угадай,где

позвонили»

Графический диктант

Д/у «Одинаковые

овощи, фрукты»

Органы

чувств

– закреплять умение

дифференцировать теплые
и холодные цвета;

– формировать умение
делать обобщение:

«все объекты теплых тонов»,

 «все объекты холодных
тонов», закреплять эти
понятия в активном
словаре;

– учить анализировать

сложную геометрическую

форму, выделяя веё

конфигурации простые
и составные части;

-развивать графо-моторные

функции

– развивать зрительный

анализ, внимание, память

Д/у «Составь букет»

Д/у «Кто внимательней»

Д/у «Узнавание и

называние»

Графический

диктант

Д/у«Найди пару»

Слуховой диктант

Дары осени.

(овощи,

фрукты)

-развивать графо-моторные

функции

– учить находить
на ощупь предметы
заданной длины;

– упражнять соотносить

предметы по длине

зрительно (длиннее, короче,

чем образец);

– развивать мышление

-развивать бинокулярное,

стереоскопическое зрение

-развивать зрительное,

слуховое внимание,

произвольное внимание

и память

Графический

диктант

Д/у«Найди такую же»

Д/у«Длинные и короткие

предметы»

Д/у«Найди одинаковые

ленты»

Д/и «Путаница»

Слуховой диктант

Д/и «Лабиринт»

Насекомые

-расширять знания о

предметах, имеющих

постоянный или

непостоянный признак

того или иного цвета

-развивать зрительное,

слуховое внимание,

произвольное внимание

и память

-развивать графо-моторные

функции

-учить описывать внешний

вид деревьев и кустарников

по алгоритму

-учить правильному

поведению в природной

среде

Д/у «Назови цвет»

Графический диктант

Обследование по

алгоритму:что это?

цвет?величина?назови

наземные и подземные

части,гдерастет?что

необходимо для роста?

как можно размножить?

какая польза от

растения?какой вред?

Д/у «С какого дерева

плод?»

Д/у «С какого дерева

лист?»

Лес осенью

(плоды,ягоды,

грибы»

– дать ребенку возможность

проявлять в игре
выдумку и инициативу,

быть активным и

самостоятельным,

уверенным в себе;

– развивать восприятие,

внимание, память,

воображение

-развивать графо-моторные

функции

-развивать бинокулярное и

стереоскопическое зрение;

-развивать остроту зрения,

подвижность глаз;

-формировать

представление

о человеческом облике:

мимики,жестах,походке,

голосе,осанке,речи,

проявлении эмоций.

Графический диктант

Д/у «Выложи сам»

Д/у «Выложи зверя из

модулей»

Слуховой диктант

Д/и «Путаница»,

Д/ «Силуэт»

Д/у «Органы чувств»

(рассматривание

строения глаз,

Определение

эмоционального

состояния по

изображению на

картинках глаз)

Ноябрь

Мой город

– учить детей находить
закономерность элементов

мозаики на игровом поле и

 недостающий
элемент;

– развивать зрительное внимание,

тактильную память

-развивать графо-моторные

функции

– упражнять в зрительном

соотнесении предметов разной

ширины;

– формировать умение

пользоваться схемой
при построении ряда
из объектов разных
по ширине предметов;

– развивать глазомер

Д/у «Расставь все по

местам»

Д/у «Чего нет»

Д/у «Каждой фигуре

место»

Графический

диктант

Д/у«Чем отличаются?»

Д/у«Измерь ширину

коробок»

Д/у«Найди пары»

   Продукты

питания.

Органы

пищеварения

– закреплять умение детей

составлять геометрические

фигуры из палочек,

различать количественный

и порядковый счет,

правильно отвечать на

вопросы: сколько,
который по счету;

– развивать зрительное

внимание, память

-Развивать бинокулярное и

стереоскопическое зрение;

-развивать остроту зрения,

подвижность глаз;

-совершенствовать умение

адекватно использовать в

речи пространственные

термины,осознавая смысл

-развивать быстроту

зрительных реакций,

тонкую измерительную

дифференциация при

восприятии ароматических

и ароматических цветов

и их оттенков в большом

пространстве

Д/у «Веселые фигуры»

Д/у «Две подружки»

Д/и «Путаница»,

Д/у «Силуэт»

Д/и «Лабиринт»

Д/и «Весёлый контур»

Беседа на тему:

«Достопримечательнос

ти нашего города»

Д/и «Сравни силуэт с

контуром»

Д/у «Не ошиблись»

Д/и «Посади деревья»

Деревья и

кустарники

-продолжать учить

создавать из геометрических

 фигур предметные

изображения, сложные

геометрические
фигуры (два треуголь-
ника – ромб, треугольник

и квадрат – пятиугольник и

 т. д.)

-учить описывать основные

 признаки транспорта по

алгоритму;понимать связь

между назначением,

строением,материалом,

из которого он сделан.

-развивать нужные

 графические умения,

мелкую моторику рук.

-развивать бинокулярное

и стереоскопическое

зрение

Д/у «Машина»

Д/у «Самолет»

Д/у «Выложи картину»

Обводка геометрических

 фигур по трафарету

Составление узоров из

геометрических фигур.

Обследование по

алгоритму:что это?

какого цвета?части

транспорта?величина?

какая поверхность?из

какого материала

сделан?для чего

предназначен?

Д/и «Лабиринт»

Д/и «Силуэт»

Птицы

– учить составлять сложную

 конфигурацию
из простых геометрических

форм;

– учить целостно

прослеживать контур

предметов сложной формы;

– формировать на этой

основе более точную

характеристику предмета;

– развивать зрительное

восприятие, внимание

-учитьдифференцировать

предметы внутри одного

вида(частная,столовая,

кухонная,гостинная,спальня

,кухня,прихожая)

Д/у «Посуда»

Д/у «Выложи посуду»

Д/у «Собери мебель»

Д/у «Мебель».

Обведение по трафарету

 посуды и мебели и

штриховка

Д/и «Разложи по местам»

Д/и «Расставь по

комнатам»

Декабрь

Зима.

Природа

зимой

-углубить представление о

зиме,о состоянии погоды

зимой,явлениях природы

(посадках зверей,птиц)

-учить анализировать и

словесное обозначать

изменения в нежилой

природе,в растительном и

животном мире(идет снег,

дует ветер,деревья стоят

без листвы),изменения в

одежде,труде,играх детей.

– формировать умение
локализовывать пяти-

угольник, треугольник,

 трапецию в заданном

пространственном рас-
положении (узор, изо-
бражение)

-учить ориентироваться в

ограниченной плоскости,

развивать зрительное,

слуховое внимание,

произвольное внимание

и память,нужные

графические умения;

-развивать мелкую моторику

 рук

Рассматривание

сюжетных картин

с изображением зимы

Д/у «Локализация

фигур»

Д/у «Соедини по

точкам»

Д/у «Найди

пятиугольник».

Д/у «Разложи по памяти»

Д/и «Продолжи путь

стрелки»

Слуховой диктант

Ориентировка на

листе(диктант)

Животные

 зимой.

-учить описывать зверей по

алгоритму,узнавать зверей

 в зашумленном и

заслоненномизображении.

-упражнять в умении

выделять и называть

отличительные

особенности внешнего вида,

узнавать зверей в условиях

затруднения восприятия по

части,характерными

признаку в сюжетных

изображениях,силуэта и

 контурам;

-развивать графические

умения,мелкую моторику

рук

-учит выполнять

простейшие упражнения по

 развитию мышечного

аппарата,участвующего

в жестовых и

пантомимических

движениях

Описание зверей по

алгоритму:кто это?

какого цвета?величина?

чем питается? где

живет?

Составление  

описательного рассказа

по картине.

Отгадывание

загадывание загадок

Обводка животных

 холодных стран с

листа зашумленного

изображения;

дорисовывание

недостающей части

изображения

Графический диктант

Воспроизведение

пантомимических

движений и

мимических

выражений радости,

страха,боли.

Зимние

развлечения

-учить обследованию птиц

с использованием

сенсорных функций(

зрения,слуха,осязания)

-учить описывать основные

признаки птиц по

 алгоритму;

-учить узнавать птиц в

силуэтном и контурном

изображении.

-развиватьбинокулярное

истереоскопическоезрение

-продолжать учить четко

дифференцировать

основные направления

пространства:словесное

обозначать их

соответствующими

терминами(справа,налево,

вверх,вниз,вперед,рядом,

между,напротив,за,перед,в,

на,до и т.д)

Обследование,

рассматривание и

описание птиц по

алгоритму:кто это?

какого цвета оперение

(глаза,голова,ноги и т.д)

,назови части тела,чем

покрыто тело?чем

питаются?где вьют

гнезда?как выводят

птенцов?какую пользу

 приносят?

Д/и «Собери семью»

Д/и «На пруду»

Д/и Сравни птиц»

Обводка,штриховка

силуэта  птиц.

Д/и»Лабиринт»

Д/и»Силуэт

Д/у «Схемы»

Д/у «Найди,где

спрятался»

Новогод

ний

праздник

-развивать умение выражать

 радость,страх,боль в игре

-учить составлять

простейший план и

 располагать предметы

в названных направлениях

микропространства

-уточнить и расширить

представление об

окружающих предметах и

их назначении,

существенных признаках,

материальных,из которых

они изготовлены

-развивать бинокулярное и

стереоскопическое зрение,

остроту зрения

-развитие графо-моторных

функций

Игры с обязательным

выражением

мимических и

пантомимических

действий

Д/у «Построй город»

Д/и «Поиск пропавших

вещей»

Д/и «Угадай на ощупь»

Д/и Лабиринт»

Д/и «Весёлый контур»

Слуховой диктант

Графический диктант

Январь

Мой дом

(мебель,

посуда)

-дать представления о

зимних развлечениях и о

видах спорта;

-продолжать углублять

знания о зиме,о состоянии

погоды зимой,явлениях

природы.

-учить зрительно

оценивать

 пространственные

отношения между

предметами,определять

место расположения

(измененное),выбирать из

картинок 2 одинаковые по

пространственному

расположению

-учить словеснообозначать

направления,настроенные

на схеме пути

-развивать зрительное

внимание,память

Рисование по контуру

Д/и «Ближе,дальше»

Д/и «Где что стоит»

Д/и » Расставь игрушки»

Д/и «Найди предмет»

Д/у » Постоянный план»

Бытовые

приборы

-развивать остроту зрения и

подвижность

глаз

-закреплять умение различать

левую и правую руку,определять

направление,местонахождения

предметов по отношению к себе:

вверху,

внизу,впереди,сзади,слева,справа

-развиватьграфо-моторные

функции

– формировать умение

принимать мнемическую

задачу;

– учить упорядочивать
запоминаемую

информацию в процессе

анализа цвета элементов

и их расположения на

карточке, разделенной на

несколько клеток;

Д/и»Силуэт»

Д/и«Лабиринт»

Д/и«Весёлыйконтур»

Д/и«Угадай,где

позвонили»

Графическийдиктант

Д/и «Разложи цветные

круги»

Д/и  «Узнай предмет

по описанию»

Д/и «Разложи по

памяти»

Домашние

животные

-закреплять представления

об объемных формах,

дифференцировать
от плоских форм;

– учить, при восприятии

натуральных объектов,
выделять их форму;

– учить выделять овал
в натуральном предмете и

в изображении

-учить описывать зверей по

алгоритму,узнавать зверей

 в зашумленном и

заслоненномизображении.

-упражнять в умении

выделять и называть

отличительные

особенности внешнего вида,

узнавать зверей в условиях

затруднения восприятия по

части,характерными

признаку в сюжетных

изображениях,силуэта и

 контурам;

-развивать графо-моторные

функции

Д/у «Зрительный

поиск»

Анализ сложной

геометрической формы

(сравнение,
выделение сторон)

 Поиск предметов по

словесной инструкции

Описание зверей по

алгоритму:кто это?

какого цвета?величина?

чем питается? где

живет?

Составление  

описательного рассказа

по картине.

Графический диктант

январь

Дикие

животные

-учить делать обобщения,

дифференцировать

предметы внутри одного

рода(одежда,обувь

домашняя,спортивная,

детская,женская,мужская,

летняя,зимняя,модельная)

Обследование одежды

и обуви по алгоритму

:что это?какого цвета?

назови и покажи детали.

какой формы детали?из

какого материала

сшиты?длякого?для

чего?

Февраль

Рыбы

-учить сравнивать,

группировать,

классифицировать

 предметы по цвету,

величине,назначению,

по наличию или о

тсутствию каких-либо

особенностей(пуговицы,

пряжки,карманы,форма

 воротника)

-упражнять в определении

 качества ткани осязательным

признаком

-развивать бинокулярное и

стереоскопическое зрение,

остроту зрения

Д/и «Одень куклу»

Д/и «Отбери по сезону»

Д/и «Найди одинаковые

 по цвету»

Раскрашиваниесилуэта и контуров одежды,обуви.

Д/и «Разложи по местам»

Д/и «Лабиринт»

Д/и «Весёлый контур»

Одежда,

обувь

– упражнять соотносить

предметы по длине

зрительно (длиннее, короче,

чем образец);

– развивать мышление

-–стимулировать зрительную

поисковую деятельность на

обобщающие
понятия «холодный» цвет,

«теплый» цвет
при ограничении

восприятия по времени

-расширять и активизировать

словарь по теме: «Продукты

 питания»

Д/у «Найди одинаковые

ленты»

Д/у «Найди одинаковые

предметы»

Д/и «Путаница»

Д/и «Кто внимательнее?»

Определение

информативных

 объектов и их признаки по

цвету и оттенку,

характеризующие

явления природы

(зима, весна, лето, осень,

осадки, ?