Индивидуальный план развития ребенка с зпр 5 лет

Индивидуальный план развития ребенка с зпр 5 лет thumbnail

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы воспитателя с ребенком 5–6 лет с задержкой психического развития.

Проблема: Недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, снижение познавательной активности, ограниченность речевого развития, недоразвитие эмоционально — волевой сферы и личности ребёнка в целом.Цель: Изучение динамики развития ребенка в условиях коррекционного воспитания и обучения.

Ожидаемый результат: Внедрение в практику комплекса мер, направленных на создание и обеспечение каждому ребёнку необходимых условий для получения полноценного развития и образования.

План составлен сроком на 1 месяц, занятия проходят 2 раза в неделю

Ф. И. ребенка: Попова Полина

Дата рождения:22.08.2012

Проблема: ЗПР

Задачи:

1. Расширять словарный запас.

2. Развивать зрительную и слуховую память, внимание.

3. Развивать умение логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи.

4. Способствовать развитию пространственных представлений.

Тематика занятий:

1. «Корректурная проба»

2. «Выложи по образцу»

3. «Волшебный квадрат»

4. «Найди недостающий предмет»

5. «Найди предмет по заданным признакам»

6. «Геометрические фигуры»

7. «Запомни точно»

8. «Найди такую же картинку»

9. «Волшебный квадрат»

10. «Геометрические фигуры»

Занятие №1

Тема: «Корректурная проба»

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, расширение словарного запаса.

Оборудование: мяч, бланк для корректурной пробы, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Давайте порадуемся».

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам

И всем, кто живет на этой планете,

«Доброе утро!» скажем мы вместе

«Доброе утро!» — маме и папе 

«Доброе утро!» — останется с нами

2. Игра – разминка «Фрукты» (расширение словарного запаса)

(бросаю мяч Полине, поймав его, она называет слово, обозначающее какой-то фрукт и бросает мяч обратно педагогу. Игра продолжается до тех пор, пока все известные слова «фрукты» не будут названы»

3. Корректурная проба (развитие концентрации внимания)

(на заранее подготовленном бланке Полина ищет и раскрашивает какую-то картинку, ребенок сам выбирает картинку).

4. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)

 Мальчик-пальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

(Полина рассказывает стишок и сгибает пальцы в кольцо. Первый раз – выполняет упражнение правой рукой. Второй раз — левой рукой. Третий раз – одновременно двумя руками).

5. Рефлексия (педагогузнает у ребенка, что больше понравилось на занятии).

Занятие №2

Тема: «Выложи по образцу»

Цель: развитие произвольного внимания, развитие слуховой памяти, мелкой моторики.

Оборудование: мяч, образец узора, геометрические фигуры из бумаги.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия Этюд «Удивление»

Цель этюда: выражение удивления.

Девочка очень удивилась: она увидела, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл ее, а когда открыл, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула … собака.

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки подняты.

2. Выложи по образцу (развитие произвольного внимания)

(Полина выкладывает по образцу на столе узор из геометрических фигур).

3. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики) Мальчик-пальчик где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.

(Полина рассказывает стишок и сгибает пальцы в кольцо. Первый раз – выполняет упражнение правой рукой. Второй раз — левой рукой. Третий раз – одновременно двумя руками).

4. Игра «Сесть — встать» (развитие внимания)

(Полина встает около своего стульчика и выполняет команды, которые говорит и показывает педагог. Сесть – Полина садится, встать – Полина встает. педагог называет и выполняет все команды вместе с ребенком, но при этом специально ошибается. Задача Полины внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет педагог).

5. Рефлексия (педагогузнает у ребенка, что больше понравилось на занятии).

Занятие №3

Тема: «Волшебный квадрат»

Цель: развитие пространственных представлений, произвольного внимания, мелкой моторики, расширение словарного запаса.

Оборудование: мяч, волшебный квадрат, бланк для корректурной пробы, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия.  Этюд «Солнышко и облачко»

Цель этюда: напряжение и расслабление мышц ног.

На пальцы ног залез и бегает муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз — в стороны, расслабить ноги (ноги отдыхают). Повторить 2-3 раза.

2. Игра – разминка «Овощи» (расширение словарного запаса) (бросаю мяч Полине, поймав его, она называет слово, обозначающее какой-то овощ и бросает мяч обратно педагогу. Игра продолжается до тех пор, пока все известные слова «овощи» не будут названы»)

3.«Волшебный квадрат» (развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета) (Полина водит пальцем по разноцветным клеточкам и выполняет команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево. Назвав несколько команд, педагог просит девочку назвать, на какой клеточке она остановилась).

4. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) (на заранее подготовленном бланке Полина ищет и раскрашивает какую-то картинку, ребенок сам выбирает картинку).

5. Рефлексия. (Психолог бросает мяч ребенку и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего)

Занятие №4

Тема: «Найди недостающий предмет»

Цель: развитие слуховой памяти, произвольного внимания, мелкой моторики.

Оборудование: мяч, карточки, бланк для корректурной пробы, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Педагог дает инструкцию: «Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарики. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила твой огромный шар. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажи его мне».

Упражнение можно повторить 3 раза.

2. Упражнение «Найди недостающий предмет»

(Показываю серию картинок. Полина должна назвать, какого предмета там не достает, и объяснить почему).

3. Игра «Нос – пол — потолок» (развитие внимания) (Девочка встает около своего стульчика около своего стульчика и в ыполняет команды, которые говорит и показывает психолог. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх. Психолог называет и выполняет все команды вместе с Полиной, но при этом специально ошибается. Задача Полины внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог).

4. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) (на заранее подготовленном бланке Полина ищет и раскрашивает какую-то картинку, ребенок сам выбирает картинку).

5. Рефлексия (Психолог бросает мяч ребенку и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего)

Занятие №5

Тема: «Найди предмет по заданным признакам»

Цель: развитие словарного запаса, произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, восприятие цвета и формы.

Оборудование: мяч, карточка с геометрическими фигурами, бланк для корректурной пробы, цветные карандаши.

Ход занятия:1. Ритуал «Волшебный стул»

Цель:Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

2. Игра – разминка «Домашние животные» (развитие словарного запаса) (бросаю мяч Полине, поймав его, она называет домашнее животное и бросает мяч обратно психологу. Игра продолжается до тех пор, пока все известные домашние животные не будут названы»)

Читайте также:  Центр развития и воспитания ребенка планета детства

3. Упражнение «Найди предмет по заданным признакам» (развитие пространственных представлений, восприятие цвета и формы)

(У Полины на столе лежит карточка с геометрическими фигурами. Загадываю какую-то фигуру, а Полина должна отгадать, где она находиться. Например, какая фигура находится в верхнем ряду, вторая слева? И т. д)

4. Игра «Нос – пол — потолок» (развитие внимания) (Девочка встает около своего стульчика и выполняет команды, которые говорит и показывает психолог. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх. Психолог называет и выполняет все команды вместе с Полиной, но при этом специально ошибается. Задача Полины внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог).

5. Рефлексия (Психолог бросает мяч ребенку и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего)

Занятие №6

Тема: «Геометрические фигуры»

Цель: развитие словарного запаса, произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, восприятие цвета и формы.

Оборудование: мяч, карточка с геометрическими фигурами, образец рисунка, геометрические фигуры из бумаги.

Ход занятия:

1. Ритуал «Шалтай-болтай»

Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз».

2. Упражнение «Геометрические фигуры» (У Полины на столе лежит карточка с геометрическими фигурами. Загадываю какую-то фигуру, а Полина должна отгадать, где она находиться. Например, какая фигура находится в верхнем ряду, вторая слева? И т. д)

3. Игра «Слушай хлопки» (Девочка принимает позы в зависимости от команды психолога: один хлопок – принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – замереть на месте).

4. Выложи по образцу (развитие произвольного внимания) (Полина выкладывает по образцу на столе узор из геометрических фигур).

5. Рефлексия (Психолог бросает мяч ребенку и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего)

Занятие №7

Тема: «Запомни точно»

Цель: развитие словарного запаса, зрительной памяти, мелкой моторики, мышления.

Оборудование: мяч, 6-8 игрушек небольшого размера, карточки для упражнения «Четвертый лишний»

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Винт»

Цель: Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

«Полина, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!»

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Кор-сакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

2. Упражнение «Запомни точно» (развитие памяти) (На столе лежат игрушки. Полина запоминает их расположение на столе. Затем девочка отворачиваются, а психолог переставляет несколько игрушек. Задача Полины отгадать, что изменилось и положить игрушки на свои места).

3. Игра «Слушай хлопки» (Девочка принимает позы в зависимости от команды психолога: один хлопок – принять позу «аиста»(стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – замереть на месте).

4. Упражнение «Найди лишнее» (развитие мышления) (Психолог показывает карточку, на которой изображено несколько предметов. Полина должна догадаться, какой предмет лишний и объяснить свой ответ).

5. Рефлексия (Психолог бросает мяч ребенку и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего)

Занятие №8

Тема: «Найди такую же картинку»

Цель: развитие слуховой, зрительной памяти, мелкой моторики, мышления.

Оборудование: мяч, карточки для упражнения «Найди такую же картинку», карточки для упражнения «Четвертый лишний».

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам

И всем, кто живет на этой планете,

«Доброе утро!» скажем мы вместе

«Доброе утро!» — маме и папе

 «Доброе утро!» — останется с нами

2. Упражнение «Найди такую же картинку» (развитие памяти, восприятия) (Психолог показывает первый листок Полине. Просит рассмотреть его и найти картинку точно такую же, как и в верху листа).

3. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

«Птицы» Пой-ка, подпевай- ка

Десять птичек стайка

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Это птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Это дятел, это стриж,

Это развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (Полина по-очереди загибает пальцы в кулачек. В конце быстро разжимает пальцы).

4. Игра «Волшебные превращения» (Девочка принимает позы в зависимости от команды психолога: один хлопок – принять позу «летящей птички» (махать руками «крыльями»); два хлопка – позу «зайчика» (прыжки на двух ногах, руки сложить перед собой); три хлопка – замереть на месте)

5. Упражнение «Четвертый лишний» (развитие мышления) (Психолог показывает карточку, на которой изображено несколько предметов. Полина должна догадаться, какой предмет лишний и объяснить свой ответ).

6. Рефлексия (Педагог бросает мяч ребенку и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего)

Занятие №9

Тема: «Волшебный квадрат»

Цель: развитие пространственных представлений, мелкой моторики, мышления, расширение словарного запаса.

Оборудование: мяч, волшебный квадрат, карточки для упражнения «Четвертый лишний».

Ход занятия:

1. Я здороваюсь везде,

Дома и на улице

Даже здравствуй, говорю

Я соседней курице,

здравствуй солнце золотое,

здравствуй небо голубое

Здравствуй легкий ветерок

Здравствуй маленький дубок

Здравствуй утро, здравствуй день

Мне здороваться не лень.

2. Игра – разминка «Посуда» (развитие словарного запаса) (бросаю мяч Полине, поймав его, она называет предметы посуды и бросает мяч обратно психологу. Игра продолжается до тех пор, пока все известные предметы посуды не будут названы») 3. «Волшебные квадрат» (развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета) (Полина водит пальцем по разноцветным клеточкам и выполняет команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево. Назвав несколько команд, психолог просит девочку назвать, на какой клеточке она остановилась).

4. Игра «Волшебные превращения» (Девочка принимает позы в зависимости от команды педагог: один хлопок – принять позу «летящей птички» (махать руками «крыльями»); два хлопка – позу «зайчика» (прыжки на двух ногах, руки сложить перед собой); три хлопка – замереть на месте)

5. Рефлексия (Педагог бросает мяч ребенку и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего)

Занятие №10

Тема: «Геометрические фигуры»

Цель: развитие пространственных представлений, мелкой моторики, мышления, слуховой памяти.

Оборудование: мяч, карточка с геометрическими фигурами, карточки для упражнения «Четвертый лишний».

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Учим расслабляться».

— тряпичная кукла. Показывает педагог ребенку тряпичную куклу. Предлагает попробовать, как двигаются ее руки и ноги. Поднимает руки куклы и отпускает  их. Далее предлагает педагог стать тряпичной куклой. Расслабляет руки, а педагог поднимайте их и отпускайте.

— сонный котенок. Педагог предлагает ребенку сесть на пол и изобразить сонного котенка. Пусть потянется , зевнет, поморгает глазками, склоняет набок голову и закрывает глазки на несколько секунд.

— уставший пес. Педагог предлагает ребенку показать уставшего пса. Пусть немного наклонится и пройдет наклоненным по кругу. Ноги должны почти не отрываться от пола, голова опущена. Затем пес садится и засыпает.

2. «Волшебные квадрат» (развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета) (Полина водит пальцем по разноцветным клеточкам и выполняет команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево. Назвав несколько команд, психолог просит девочку назвать, на какой клеточке она остановилась).

Читайте также:  Гоу центр развития ребенка детский сад

3. Игра «Волшебные превращения» (Девочка принимает позы в зависимости от команды психолога: один хлопок – принять позу «летящей птички» (махать руками «крыльями»); два хлопка – позу «зайчика» (прыжки на двух ногах, руки сложить перед собой); три хлопка – замереть на месте)

4. Упражнение «Четвертый лишний» (развитие мышления) (Психолог показывает карточку, на которой изображено несколько предметов. Полина должна догадаться, какой предмет лишний и объяснить свой ответ).

5. Рефлексия (Психолог бросает мяч ребенку и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего)

Источник

Индивидуальная  коррекционная программа  воспитания, обучения и развития детей  на I полугодие с ЗПР 5 -6 лет.

Здоровье и условия воспитания.

Ответственные: все педагоги.

  • Выполнять режим дня.
  • Всем взрослым соблюдать единые требования к обучению и воспитанию.
  • Способствовать соблюдению социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях:
  • слушать взрослых,
  • выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой;
  • убирать за собой игрушки и одежду и др.;
  •  здороваться при встречах с  взрослыми и детьми, смотреть в глаза;
  • во время еды – пользоваться салфеткой, правильно держать ложку, пользоваться ножом, убирать за собой посуду;
  • во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.);
  •  Закреплять у ребенка называние себя в первом лице «Я буду», «Я поел», «Я иду гулять», «Я слепил», «Почитай мне сказку», «Дай мне пить» и обращение к воспитателю на «вы»;
  •  В процессе выполнения режимных моментов воспитатель и специалисты выполняют  пальчиковую гимнастику, речедвигательные  упражнения,  массаж  на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком.

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

Ответственные: все педагоги. 

  • Учить  действовать самостоятельно:
  • одеваться и раздеваться. Учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды,  пользоваться молнией и «липучками», кнопками. Завязывать шнурки. Воспитывать самоконтроль;
  • приучать аккуратно класть вещи на место (учить вешать и складывать  одежду и ставить обувь в свой шкафчик, убирать игрушки);
  • умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем). Чистить зубы. Пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка. Учить расчесывать самостоятельно волосы перед зеркалом. Обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;
  • во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки во время еды и есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана;  пользоваться салфеткой во время и после еды;
  • приучать расправлять кровать: складывать покрывало пополам и класть его на стул; складывать пижаму в определенное место.

Социальное развитие:

Ответственные: все педагоги.

  • закреплять представления о себе и о своей семье.  Учить называть свое имя и фамилию, половую принадлежность («Я — мальчик, Я — Саша»). Называть имена своих близких, понимать родственные связи («Я маме сын, а бабушке внук);
  • учить с ребенком адрес, по которому он проживает. Дать представление о городе, в котором он живет.
  • учить соотносить свои вещи, игрушки, с местоимениями – (Моя куртка, мои вещи, мой карандаш);
  • продолжать совершенствовать представления  о своих частях тела и лица, их назначении
  • формировать представления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить»,  «Я устал, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я  не хочу суп», «Я хочу играть» и т.д.
  • приучать ребенка  обращать внимание на просьбы других людей;
  • продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как у тебя дела?», «Какие у тебя игрушки?»; «Как тебя зовут?» «Кто ты?»; «Давай играть в строитель» и т.д.
  • воспитывать бережное  отношение к  игрушкам, вещам, продуктам питания;
  • формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия с взрослыми  (смотреть в глаза, обращаться к взрослым  по имени и отчеству);
  • формировать эмоции радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать состояние психологического комфорта, укреплять положительные эмоциональные связи;
  • удерживать внимание на собеседнике, предмете, деятельности.

                         Физическое воспитание:

Ответственные: педагог по физической культуре, воспитатель.

  • Воспитывать интерес к физкультурным занятиям.
  • Формировать привычку к выполнению утренней гимнастики.
  • Формировать у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом, — руки вверх; выдох через рот – руки вниз);
  • учить перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог и т.д.  
  • продолжать учить подползать под ворота, через обруч.
  • продолжать учить прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте
  • делать приседания вместе с мячом или куклой (вначале с поддержкой взрослого); ходить по скамейке, удерживая равновесие с помощью рук в стороны;
  • Продолжать развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:
  • учить ловить мячи разного размера; бросать в цель; бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы вперед;
  • доставать предметы, находящиеся вверху, становясь на носочки;
  • формировать пространственные отношения: «влево» — «вправо», «вперед» — «назад», «вниз» — «вверх»;
  • воспитывать волевые (умение ждать, действовать по правилам) и нравственные качества личности (честность, сочувствие к товарищам).

Развитие познавательной деятельности

Ответственные:  учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед и др. педагоги.

       Сенсорное воспитание.

Продолжать развивать ориентировки на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов, способствовать развитию психических процессов и эмоциональной сферы.

Величина: 

  • выделять три-четыре предмета по величине: большой, средний, маленький, самый маленький;
  • учить группировать предметы по величине;
  • учить различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов.

Форма:

  • учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези;
  • выделять различные формы среди других;
  • группировать предметы по форме;
  • сравнивать 2 предмета по форме.

Цвет: 

  • продолжать учить называть основные цвета (желтый, красный,  зеленый, синий) и их оттенки.
  • учить соотносить цвет с предметом;
  • учить группировать предметы по одному свойству —  по цвету.

Целостное восприятие:

  • продолжать учить складывать разрезную картинку из трех-четырех частей;
  • собирать сборно-разборные игрушки (машинку, пирамидку, матрешку),
  • складывать картинку из разрезных кубиков (6 — 9).

       Тактильно-двигательное восприятие

  • продолжать формировать ориентировку на свойства и качества предметов, через тактильное восприятие (твердый — мягкий, холодный – теплый, шершавый — гладкий, мокрый — сухой);
  • продолжать учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты, игрушки, посуда).   

           Слуховое восприятие:

  • учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др.;
  • различать по голосу взрослых и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;

 Формирование наглядно-действенного и наглядно — образного мышления:

  • учить решать простейшие проблемно-практические задачи, пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий  (карандаш для рисования, ложка для супа, носовой платок для носа и др.).
  • учить находить картинку с изображением предмета-орудия к изображенному сюжету: Что нужно мальчику для рисования? Что нужно девочке, чтобы покатать куклу?  Что нужно девочке, чтобы покататься с горки? и т.д.
  • учить находить четвертый лишний предмет и аргументировать свой ответ;
  • учить располагать серию сюжетных картинок (3-4), объединенных одним сюжетом и составлять небольшой рассказ. Учить устанавливать простые причинно-следственные связи и закономерности.

           Ознакомление с окружающим:

  • уточнить представления о явлениях природы о временах года: осенью — меняют цвет листья и они опадают, день становится короче, а ночь длиннее, птицы улетают на юг, убирают урожай овощей и фрукт; зимой – идет снег, дети катаются на лыжах, санках, коньках;  выделять сюжетные  картинки «Времена года» среди других картинок;
  • продолжать формировать умения наблюдать за изменениями природы, за явлениями природы (солнце, дождь, ветер), отвечать на вопрос: «Какая сегодня погода?», отмечая их в уголке погоды;
  • закрепить представления  о домашних животных, познакомить с их детенышами; о домашних и зимующих птицах;
  • продолжать обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: учить выделять группу однородных предметов: игрушки — посуда, фрукты — овощи, ягоды — фрукты на картинках. Затем обобщать в слове: «Вот посуда», «Вот игрушки» и т.д.
  • учить группировать картинки по функциональному назначению: в одну сторону — игрушки, в другую – посуду;
  • знакомить  с овощами, фруктами, ягодами, продуктами питания;
  • учить различать некоторые предметы живой природы: цветы, ягоды, деревья, кусты,
  • знакомить с профессиями работников детского сада;
  • учить называть картинки с изображением движений и действий людей: «Дядя читает книгу? Мальчик катается на лыжах?  Мальчик катается на санках?  Девочка танцует?  и т.д.
  • на прогулке продолжать развивать движения и игровые действия: лепить куличики из песка, убирать песок в песочницу и сгребать листву; строить из песка и снега узкие и широкие дороги, замки, лепить снеговика; лепить снежные  куличики; обращать внимание на явления природы: солнышко светит;  листья опадают, идет дождь, птицы улетают, снег идет, вокруг много снега – на елках, на веранде, на машинах; ветер дует — холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев.
Читайте также:  Что такое социальная среда развития ребенка в доу

         Формирование количественных представлений:

  • продолжать учить  различать количества  «много» — «мало»; употреблять в речи слова «много» — «мало»;
  • Совершенствовать  прямой до 10 и обратный счет от 5 до 1;
  • учить выделять от 1 до 10 предметов из группы по подражанию, образцу;
  • соотносить количество 1-5  с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?
  • учить находить заданное количество однородных предметов 1- 5 в окружающей обстановке;
  • закрепить умение показывать и называть единичные и парные части тела и лица (две руки и ноги, один нос и т.п.);
  • учить выполнять счетные операции в пределах 5;
  • учить составлять равные по количеству множества предметов и понимать выражение столько…, сколько…. (Например: “Сколько елочек, столько грибочков”; Сколько вагончиков, столько матрешек; где больше, где меньше);
  • учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах 5-ти;
  • формировать пространственные отношения: «слева» — «справа», «впереди» — «сзади», «внизу» — «наверху», «под», «над», «между»;
  • формировать умение сравнивать предметы по признакам: цвету, форме, величине (путем наложения и приложения). Группировать предметы по двум признакам;
  • формировать умение сравнивать предметы по количеству, пользуясь методом приложения одного предмета к другому. Использовать слова в речи «больше», «меньше», «одинаково» и использовать знаки « >», « >», «=»;
  • учить пользоваться порядковым счетом и отвечать на вопросы: «Который  по счету?», «На каком месте?»
  • формировать временные представления: времена года, части суток, дни недели.  Их последовательность.
  • формировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение и аналогию (сделай так же).

Развитие речи:

Ответственные: учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель и др. педагоги.

             Формирование звуковой культуры речи:

  • Проводить активную артикуляционную гимнастику: растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.; удерживать язык в определенной позе: во рту – неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой  и против часовой стрелки и др.;
  • отраженно произносить набор звуков  и слогов русского языка;
  • развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки и т.д.
  • начать работу по произношению и постановке звуков по традиционным методикам.

            Развитие понимания обращенной речи:

  • учить выполнять действия по словесной инструкции: «Принеси простые карандаши.  Дай карандаш Вове».
  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Принеси пластилин и разложи на столы детям).
  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь чашку на блюдце. Положи шапку на верхнюю полку, а сапоги поставить на нижнюю полку).

           Формирование фонетико-фонематического слуха: 

  • за педагогом звуки, слоги и простые слова;
  • повторять проводить работу по  уточнению слогового состава разных слов (от простых  к сложным), сопровождая игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком, мячом и т.д.).
  • слушать  звуки  живой, неживой природы и звуков речи. Петь песенки со звукоподражанием, читать стихи, побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях (например, уронили Мишку (на пол).
  • формировать четкое произношение и различение гласных звуков: а, у, о, и, ы;
  • выделять первый ударный и безударный звук, выделять из потока гласных заданный  звук;
  • анализировать звукосочетания (АУ, УА, ИАУ, ОИА, ЫОУ);
  • формировать понятия «слово», «звук», «гласный», «буква».

Формирование активной речи:

  • уточнить и расширить предметный словарь по изучаемым темам;
  • учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в бытовых ситуациях («Помогите пожалуйста»).
  • учить произносить элементарные фразы, обращая внимания на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Давайте играть», «Я буду рисовать», «Мы будем рисовать», «Я рисовала», «Миша рисовал»;
  • обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;
  • учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;
  • учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в      различных падежах;
  • вводить в активную  речь знакомые свойства и качества предметов (пример: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);
  • формировать  потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать: лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть? В лото или домино?»
  • учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту;
  • учить при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать  игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • учить отвечать на простые вопросы логопеда по демонстрации предметов и картинок: что это? – это дом; что это? – это мяч и т.д.
  • учить отвечать на вопросы логопеда, описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из 2- 3– 4 –х слов: например, «Что делает девочка? — Девочка едет. Девочка едет на велосипеде»;
  • учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Репка», К. Чуковский «Мойдодыр», «Цыпленок», С. Маршак «Усатый полосатый», В. Сутеев «Цыпленок и утенок», А. Барто «Игрушки» участвовать в драматизации этих сказок.
  • побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы.

Формирование игровой деятельности:

Ответственные: все педагоги. 

  • учить воспроизводить цепочку игровых действий (3-4 действия): строительные игры – нагружаем кубики,  везем их строить дом;
  • включать знакомые игровые действия в  простой сюжет, постепенно усложняя его (игры: Магазин, Доктор, Повар и др.).
  • учить выполнять роли в процессе простой сюжетно-ролевой  игры: в повара, доктора, музыкального руководителя, няни, шофера и др.

Формирование продуктивных видов деятельности:

Ответственные:  воспитатель и педагог по ручному труду.

  • Сформировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.
  • Учить узнавать в изображениях (лепке, рисунке, аппликации, постройке)  реальные предметы окружающей действительности.
  • Учить ребенка использовать материалы и принадлежности по назначению, правильно держать карандаш, кисточку, ножницы, соблюдая технику безопасности.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
  • Формировать технические навыки.
  • Способствовать развитию воображения.

Лепка

  • формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных приемов («огурец», «апельсин», «банан», «мандарины», «помидор»);
  • учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин, применять стеку;
  • учить лепить предметы