Индивидуальный план коррекции развития ребенка
Галина Соловьева
Индивидуальный план коррекционной работы
Индивидуальный план
коррекционной работы с ребенком на учебный год.
Общие сведения о ребенке.
Миша К родился 21 июня 2010 года в п. Коноша.
Мать воспитывает ребенка одна. Отец живет отдельно и не воспитывает мальчика, хотя изредка видится с ним. У Миши есть старший брат, который учится в техникуме. Мальчик часто предоставлен сам себе. Не интересуется книгами. Мама читает редко. Любит новые игрушки, играет в конструктор. Не аккуратен, не бережет свою одежду. У мальчика бедный кругозор, низкий уровень познавательной активности. На занятиях невнимателен, часто мешает детям. Не любит игры с правилами, не доводит до конца начатое дело. Делает только то, что ему нравится. Задания на занятиях воспринимает не сразу. Требуется повторения. Охотно поливает цветы, хотя не желает трудиться в коллективе. Не со всеми детьми налажен контакт. Часто ссорится, бывает агрессивным.
Пояснительная записка
План коррекционной работы направлен на разрешение ряда проблем обучения.
В числе этих проблем:
• низкая познавательная и учебная мотивации;
• негативные тенденции личностного развития;
• коммуникативные проблемы;
• эмоциональные нарушения поведения;
Цель : создание благоприятных условий для развития ребенка и достижения планируемых результатов.
Задачи:
Формировать интерес к занятиям.
Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие,логическое мышление с помощью игр и специальных упражнений.
Совершенствовать развитие мелкой моторики
Развивать усидчивость,навыки самоконтроля.
Развивать коммуникативные навыки
Тема:Развитие словесно-логического мышления –
Задачи:
Формирование умений понимать и задавать вопрос
— Развитие способности обобщать
— Развитие способности группировать предметы по определенным признакам
— Умение устанавливать закономерности и логические связи
— Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение
— Умение логически выстраивать высказывания
— Уметь понимать причинно-следственные связи
— Развитие логического запоминания
1. Дидактические
игры:
«Назови одним ловом»,
«Чего не хватает?»,
«4й лишний»,
«Что сначала, что потом?»,
«Назови части?»,
«Что это?»
2. Использование загадок, логических задач
3. Чтение произведений
4. Работа в логических тетрадях
5. Экспериментальная деятельность
Тема:Совершенствование моторного развития и графических навыков руки.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
2. Развитие зрительно-моторных координаций:
1. Упражнения для свободных движений руки
2. Работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином
3. Работа с конструктором
-шнуровки, мозаики, обведение по контуру
4. Работа по зрительно-двигательным траекториям
5. Игры с малым мячом
Тема:Развитие слухового внимания и памяти
Задачи:
1. Развитие умения слушать,запоминать, высказываться делать выводы
1.Игры:
«Что звучит?»
«Угадай кто ушел?»,
«Что ты слышишь?»,
«Что изменилось?»,
«Телефон»
2. Слушание аудиокассет
3. Заучивание стихов,песен.
Тема:. Развитие зрительного восприятия и узнавания
Задачи:
1. Формирование целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе.
Нахождение сходства и различия в предметах, изображениях. 2. Развитие способности концентрировать и распределять внимание:
1. Дидактические игры
«Подбери предмет по цвету»,
«Подбери предмет по форме»,
«Разложи,как я скажу»,
«Что пропало?»
2. Аппликация,рисование,конструирование
3. Развитие речи, ознакомление с окружающим
4. Лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу.
Тема:Развитие навыков самоконтроля и самооценки
Задачи:
1. Развитие доверительных отношений с ребёнком, преодоление речевого негативизма.
2. Развитие умения работать по словесной инструкции
3. Развитие умений действовать по правилам, работать по инструкции
4. Развивать умения контролировать себя
1. Тест «Лесенка»
2. Беседы с ребенком
3. Чтение произведений Н. Носова, В Осеевой,Е. ПермякаЛ. Пантелеева. Л. Толстого
4. Графические диктанты.
5. дидактические игры «Сделай так»,
«Запомни и исполни»,
»Запрещенное Движение»,
«Запрещенное слово»,
6. Подвижные игры с правилами.
Тема:Развитие усидчивости
Задачи:
Развивать усидчивость,умение сосредотачиваться,доводить начатое дело до конца 1. Лепка из пластилина и глины, составление аппликаций, навыки вырезания фигурок из бумаги, искусство оригами.
2. Развивающие игрушки: мозаики, конструкторы, пазлы.
Тема:Развитие коммуникативности
1. Умение строить межличностные отношения с окружающими
Коммуникативные игры:
1. «Сиамские близнецы»
2.» Комплименты»
3. «Менялки»
Приложение
Дидактические игры:
Игры на развитие внимания и мышления
1. «Чего не хватает?»
Цель: Развитие внимания, мышления, учит делать умозаключения.
Материал: Карточки 4х3 с изображением разных предметов в определенном порядке.
Ход игры:Взрослый по очереди показывает карточки, а ребенок должен догадаться и сказать какого предмета не хватает.
2.«4й лишний»
Цель: Развитие внимания, мышления.
Материал: Карточки на которых изображены 3 предмета одного класса,а четвертый другого.
Взрослый показывает картинку, а ребенок находит неподходящий предмет и говорит почему он не подходит.
3.«Что сначала, что потом?»
Цель. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому
Материал: Набор включает серию парных картинок с изображением простых бытовых сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.
4. «Назови части»
Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части. Материал: Картинки с изображением предметов.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.
I вариант: ребенок называет части предметов.
II вариант: ребёнок получает рисунок и сам называет все части. ,
5.«Что это?»
Цель: Развивать внимание, умение делать умозаключения.
Материал: Картинки с изображением предметов и лист бумаги с круглым отверстием в середине.
Воспитатель накрывает картинку листом бумаги и перемещает его в разные стороны. Ребенок должен угадать что нарисовано на картинке.
6. «Что изменилось?»
Цель игры: Развивать память,внимание
Материал: Разные картинки по темам.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком 5 картинок. Ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает одну из них. Ребенок должен угадать какая картинка пропала.
Игры на развитие слухового внимания:
1. «Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)
2.«Узнай по звуку».
Ребенок становится спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Нужно на слух определить природу звука.
3 «Кто ушел?» Ход игры: Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить стоящих с ним рядом детей (5-6, а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Потом воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок угадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если не отгадает, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, становится на свое место. Отгадывающий должен его назвать.
4., «Что изменилось?»
Цель игры: Развивать память,внимание
Материал: Разные картинки по темам.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком 5 картинок. Ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает одну из них. Ребенок должен угадать какая картинка пропала.
5.»Японская печатная машинка»,
Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон)
6.»Испорченый телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Ход игры. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
Игры на развитие самоконтроляя:
1.«Запрещенное движение»
Описание игры
Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: «Руки вверх!». Тот, кто выполняет «запрещенное» движение, становится в конец колонны.
2., «Запомни и исполни».
Цель: Учить контролировать себя.
Ход игры: Воспитатель дает инструкцию, а ребенок выполняет.
3.«Запрещенное слово»
Цель: развитие внимания.
Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем ребенку мяч, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить «нет».
Коммуникативные игры:
1.Сиамские близнецы
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать.
2. «КОМПЛИМЕНТ»
Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми
3. «МЕНЯЛКИ»
Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т. п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
.
Источник
Индивидуальный план коррекционного развития ребёнка
на 2018– 2019 учебный год
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________
Год рождения ______________________ Год обучения________________
Заключение ПМПК _________________________________________________
Задачи:
Развитие понимания речи
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Развитие общих речевых навыков
Развитие фонематического слуха
Развитие понимания речи
Обучать ребенка:
Находить предметы, игрушки по просьбе педагога.
По инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
Показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
Понимать обобщающие категории:
работа проводится в первую очередь на конкретном материале (а не на картинках) в жизненной ситуации;
нужно добиваться истинного понимания, а не механического заучивания: понятие «транспорт» формируется не только по книжке с картинками или по карточкам, но и на улице, на вокзале, и т.д., понятие «овощи» закрепляют на рынке, в овощном магазине и т.п.
Показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией:
действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они»;
задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми);
задания по речевой инструкции, включающие пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).
Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
Дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.
Понимать категории единственного и множественного числа существительных, глаголов.
Различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
Понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу.
Отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
Понимать функциональное значение предметов. По просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).
Определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).
Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить ребенка:
Называть родителей, родственников (мама, папа, баба).
Называть имена друзей, кукол.
Вызывать речевые подражания на гласных звуках и их сочетаниях (Катя поет: а-а-а; Поезд гудит: у-у-у; Петрушка удивляется: о-о-о; Мышка пищит: и-и-и; В лесу кричат: ау; Малыш плачет: уа; Ослик кричит: иа.)
Закрепить произнесение одних и тех же слогов: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!;
Вызывать звукоподражания голосам животных и звукам окружающего мира
на материале открытых слогов: корова — му; мышка — пи; пальчик — бо-бо; машина — би-би; гусъ — га-га-га; курица — ко-ко-ко;
на материале закрытых слогов: мячик — бух; собака — ав-ав; гномик — ням-ням; чайник — пых-пых;
на материале слогов со стечением согласных: лягушка – ква – ква — ква; уточка — кря, кря-кря; поросенок — хрю, хрю-хрю и т. п.).
Удавшиеся звуковые комплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до 5-10 повторений).
Четкому выражению своих желаний:
«Да», «Нет».
«Хочу», «Не хочу».
«Буду», «Не буду».
Указывать на определенные предметы: вот, это, тут.
Отдавать приказания: на, иди, дай
Составлять первые предложения, например: Вот мяч. Это Даня.
Выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай!», «Коля, на мяч», «Мама гулять», «Идем спать».
Составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Мама, спи.
Преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).
Отражать в речи в доступной для ребенка форме результаты наблюдений в природе и в быту («Где Даниил был? Гулял. Что там видел? Снег. С кем гулял? Няня. Как зовут няню? Тетя Галя. Кого видел? Лену.)
При произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать пальчиковые игры с речевым сопровождением: например, считалки: «Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для чижа, а эта для Маши»; «Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час. Раз, два три, четыре, мышки дернули за гири, вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон» и другие.
Игра. «На блины»: Стал (называется имя ребенка) гостей собирать. — Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. — И Иван приди, И Степан приди, Да Андрей приди, Да и Матвей приди. – Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого и мягко покачивает их. — А Митрошечка: Ну, пожалуйста! — указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой. Стала Аня гостей угощать: И Ивану блин, И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке – Мятный пряничек!» — Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Левую руку поворачивает ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы, кладя блин. Стала Аня гостей провожать: — Прощевай, Иван! – Прощевай, Степан. — Прощевай, Андрей! – Прощевай, Матвей! Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого. – А ты, Мирошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко! Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой сверху донизу.
Постепенно ребенок должен начать пытаться самостоятельно называть соответствующее слово. Важно поощрять любое, даже самое искаженное его воспроизведение. В то же время логопед правильно и отчетливо повторяет данное слово вслед за ребенком.
При этом используются специальные приемы, способствующие актуализации речи:
появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван, а затем задается вопрос — Что это? Кто это? Кто спрятался?;
совместное проговаривание слова;
отраженное проговаривание;
договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.
Развитие общих речевых навыков
Формирование оптимального для речи типа физиологического диафрагмального дыхания.
Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох):
Без речевого сопровождения (например, «Понюхаем цветок», «Кораблики» и др.)
С речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных /Ф/, /X/, слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем — постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (3-4 слова).
Развивать силу голоса (тихо — громко) и модуляции голоса (высоко — низко).
Вырабатывать правильный умеренный темп речи (речь с движением, пение с движением).
Формировать первичные представления об интонационной выразительности речи посредством эмоционального чтения ребенку потешек, стихов, сказок.
Формировать умение передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы.
Обучать интонационному подражанию голосам животных и птиц.
Обучать воспроизводить интонационно-ритмический рисунок слова с одновременным отстукиванием слогов движениями руки.
Обучать выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений, сказок.
Активизировать движения артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения в игровой форме артикуляционных упражнений по подражанию:
«Улыбка»- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Трубочка» — Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
«Толстячки». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
«Худышки». Втянуть щеки.
«Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта
.
Развитие фонематического слуха
Учить ребенка различать неречевые звуки и их направление:
постукивание;
похлопывание;
шуршание бумаги;
скрип двери;
звуки бубна;
звуки металлофона;
звуки маракаса;
звуки игрушки (пищание).
Обучать дифференциации на слух:
существительные, названия которых отличаются одним звуком. Ребенок показывает названные логопедом картинки: мышка — миска; крыша — крыса; дочка — точка;
существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко-слоговой структуре: осел — козел; ослик — козлик; газон — вагон; змея — земля; воз — нос;
глаголы, сходные по звучанию (логопед задает вопросы к «сюжетным» картинкам):кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут; кто везет — кто несет.
Учить ребенка на слух выделять звуковые комплексы «Укачивание куклы (а-а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о-о)», «Эхо» (заблудились в лесу — ау), «Плаксивый малыш» (уа-уа) среди других звукосочетаний.
Источник