Индивидуальный маршрут сопровождения развития ребенка с овз
Марина Медведева
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ
За основу маршрута я взяла образец из интернета и добавила свои изменения и рекомендации специалистов.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ на период с сентября 2015 г по май 2016 г.
Дата заполнения: сентябрь 2015г.
Общие данные
Ф. И. О. ребёнка: Даша Б.
Дата рождения: 2011г.
Дата поступления в ДО: 2014г.
Сведения о семье: мать- одиночка, семья малообеспеченная.
Мать: ФИО, образование, место работы.
Отец: —
Домашний адрес: ул. д.
Телефон:
Воспитатели: Медведева Марина Валерьевна.
Специалисты:
Учитель- логопед: ФИО
Психолог: ФИО
Музыкальный руководитель: ФИО
Инструктор по физ воспитанию: ФИО
Медицинская сестра- ортоптистка: ФИО
Группа здоровья III
Группа физических занятий- подготовительная
Режим пребывания ребёнка в ДОУ: пятидневная рабочая неделя с 7.00- 19.00
Заключение ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения зрения, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Рекомендации ПМПК: создать оптимальные условия для получения образования и коррекции нарушений зрения с учётом индивидуальных особенностей данного ребёнка.
Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной.
Разработка индивидуального образовательного маршрута.
По заключению врача офтальмолога у девочки ОН- гиперметропия
Рекомендации:
— постоянное ношение очков
— соблюдение режима зрительных нагрузок
— выполнение коррекционных мероприятий для снятия общего и зрительного утомления: релаксация, коррекционные зрительные упражнения
— выполнение специальных упражнений для глаз (зажмуривание, моргание, попеременное фокусирование взгляда на отдалённых и близких предметах, просмотр специальных гимнастик для глаз)
— посадка на занятиях: 1 ряд, 4 место
— проводить пропедевтику основных видов движений
Противопоказания:
— недопустима работа в помещении с низкой освещённостью
— нельзя работать на слишком близком расстоянии
— соревновательный бег, ускорения
— прыжки в длину и высоту с приземлением на всю стопу.
Цели на текущий период (учебный год):
Разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие и физическое развитие. Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
-усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование предметно- практических действий
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
— формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов
— развитие воображения и творческой активности
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурых ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
Речевое развитие
— развитие зрительно- пространственных представлений
— овладение речью как средством общения и культуры
— обогащение активного словаря
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
— развитие речевого творчества
— развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы
— формирование звуковой аналитико- синтаксической активности как предпосылке обучения грамоте.
Художественно- эстетическое развитие
— развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы
— формирование элементарных представлений о видах искусства
— формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами
— становление эстетического отношения к окружающему миру
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
— приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
— формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства)
— овладение подвижными играми с правилами
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Методы
• Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала
• Словесный
• Практический
• Игровой
Формы работы:
• НОД
• Утренняя гимнастика
• Индивидуальная и подгрупповая работа
• Спортивные праздники, развлечения.
• Самостоятельная деятельность ребенка
Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.
Индивидуальная работа по коррекции зрения: проводить игры на лечение амблиопии, различие цвета, развитие остроты зрения, развитие зрительного внимания. Это игры: «Нанижи бусы», «Сложи картинку», «Цветная мозаика», «Обведи по контуру», «Выкладывание крупой по контуру», «Разложи по цвету», «Штриховка предметов» и др.
Рекомендации по психологической коррекции: на развитие внимания: «Три шарика», «Вежливое слово»
на развитие мышления: «Покажи, что назову», «Самое непохожее»
на развитие мозговых механизмов: «Двуручное рисование», «Мамины помощники» — упражнение на межполушарное взаимодействие.
Коррекция физического развития:
· коррекция и компенсация недостатков физического развития;
· формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.
Коррекция речи: работа по формированию словаря, на развитие мелкой моторики рук, употребление слов в единственном и множественном числе, чистоговорки на определённые звуки, например, игры «У меня и у тебя», «Он- она», «Какой- какая», «Сложи слова» и др.
Коррекционная работа в музыкальной деятельности:
-упражнение «Ловим бабочек» муз. А. Н. Генералова — развитие пространственной локализации и прослеживающих функций.
— упражнение «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Упражнение с мячами» Александрова — развитие зрительного анализатора, построено на совмещении зрительного и слухового образа.
-упражнение «Зеркало» — развитие глазодвигательных функций, совершенствование подражательных функций, помогает развитию пространственной локализации и пролеживающих функций глаза.
Источник
Описание слайда:
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Специальная организация работы в классе: наличие индивидуальных правил для учащихся; использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах; использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила; оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся; близость учеников к учителю; наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг); сохранение достаточного пространства между партами; распределение учащихся по парам для выполнения проектов и заданий; предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства; разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент; игнорирование незначительных поведенческих нарушений; разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным. Использование специальных ассистирующих средств и технологий: слуховые аппараты, стационарные радиоприѐмники, специальные компьютерные программы, тренажѐры, лупы, линейки тактильные и др. Использование оборудования в рамках программы «Доступная среда» (пандусы; поручни, ручки-скобки, , съезды на тротуарах, и др.) Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения: аудио/видео кассеты; работа на компьютерном тренажере; обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ; дополнение печатных материалов видеоматериалами. Учет работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ: замедленность темпа обучения; упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика; рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала; дробление большого задания на этапы; поэтапное разъяснение задач; последовательное выполнение этапов задания с контролем/самоконтролем каждого этапа; осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока; повторение учащимся инструкций к выполнению задания; предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания; сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий; сокращенные тесты, направленные на отработку правописания работы; предоставление дополнительного времени для завершения задания; выполнение диктантов в индивидуальном режиме; максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка; максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика; опора на более развитые способности ребенка. Использование дополнительных вспомогательных приемов и средств: памятки; образцы выполнения заданий; алгоритмы деятельности; печатные копии заданий, написанных на доске; использования упражнений с пропущенными словами/предложениями; использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, использование маркеров для выделения важной информации; предоставление краткого содержания глав учебников; использование учетных карточек для записи главных тем; предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста; указание номеров страниц для нахождения верных ответов; предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме); альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др. Постановка практических и познавательных задач. Целенаправленные действия с дидактическими материалами. Многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения; дидактические игры; создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту. Наглядные методы: обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира; рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий. Словесные методы: • речевая инструкция, беседа, описание предмета; • указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания; • метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком); • вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие); • педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
Источник
Елена Давыдова
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ (логопедическая группа)
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ.
(логопедическая группа)
Ф. И. О.
Дата рождения
Заключение ПМПК:
Срок реализации
Учитель – логопед Давыдова Е. Н.
№ Направление коррекционной работы Задачи Рекомендованные игры и задания
Взаимодействия с педагогами и родителями
1 Развитие моторики рече-вого аппарата Совершенствование статистической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыха-тельного аппарата, координирование их работы. Артикуляционная гимнастика:«Лопаточка», «Чаше-чка», «Иголочка», «Горка», «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Змейка», «Маляр», «Катушка».
Воспитатели: развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика).
Родители: организация домашних заданий по реко-мендациям учителя-логопеда через тетрадь взаимо-действия; семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика».
Музыкальный руководитель: артикуляционная гим-настика во время певческих навыков.
2 Развитие мелкой мото-рики пальцев рук Совершенствование динамического пра-ксиса и дифференциации движений па-льцев рук. Пальчиковая гимнастика: «Дом и ворота», «Улитка», «Ножницы», «Бегают человечки», «Как живешь?»,
«Варежки», «Очки», «Птицы», «Апельсин», «Зайцы»,
«Козы», «Птички».
Воспитатели: пальчиковая гимнастика; изобразите-льная деятельность; обводка, штриховка, конструи-рование из счетных палочек; застегивание; шнуровка.
Родители: консультация «Логопедические игры на кухне», шнуровка, застегивание, обводка, штриховка, пальчиковая гимнастика, игры с пазлами, работа с ножницами.
3 Устранение дефектного звукопроизношения Постановка [с], [з], [ц]; [ш], [ж]; [р], [р’]; [л], [л’]. Способ постановки смешанный. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус».
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки».
Артикуляционная гимнастика [р], [р’]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Бараба-нщик», «Гармошка», «Пулемет».
Артикуляционная гимнастика [л], [л’]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Гудит пароход».
Воспитатели: формирование правильного звукопро-изношения (через тетрадь взаимодействия с учите-лем-логопедом, артикуляционная гимнастика).
Родители: по рекомендациям учителя-логопеда про-водить домашние занятия, способствующие устра-нению нарушений звукопроизношения (артикуля-ционная гимнастика).
а) Автоматизация звуков Автоматизация звуков:
— в слогах, словах, предложениях, чисто-говорках, в стихах, в спонтанной речи. Дидактические игры: «Эхо», «Запомни и повтори», «Ступеньки», «Ромашка», «Повторялка», «Подскажи словечко», «Замени звук», «Договори слово», «Жи-вые предложения», «Логический поезд».
Воспитатели: автоматизация поставленных звуков (через тетрадь взаимодействия с учителем-логопе-дом, дидактические игры и упражнения.
Родители: выполнение домашних занятий по рекоме-ндациям учителя-логопеда, способствующих автома-тизации поставленных звуков (речевые игры и упражнения).
б) Дифференциация звуков Дифференциация звуков:
— в слогах, словах, предложениях, чисто-говорках, стихах (скороговорках, разго-ворной речи). Дидактические игры и упражнения: «Звуковые доми-ки», «Улитка», «Ромашка», К/и «Игры для Тигры», «Кораблики», «Муравейник», «Собери бусы», «Рассели картинки в дом», «Звуковые часы», «Слова родственники», «Исправь ошибку», «Угадай на ощупь», «Скажи наоборот», «Где, чей дом?», «Лото».
Воспитатели: дифференциация звуков в играх, упра-жнениях.
Родители: дифференциация звуков в домашних условиях по речевому материалу в индивидуальной тетради (игры и упражнения).
4 Развитие функций фоне-матического слуха Развивать способность узнавать и разли-чать неречевые звуки:
— различение звуков по высоте, силе, те-мбру голоса;
— различение сходных между собой по звучанию слов;
— различение слогов, звуков;
— освоение навыков звукового анализа и синтеза;
— развитие слухового внимания;
— обучение грамоте. Дидактические игры и упражнения: «Что шумит за окном?», «Тихо-громко», «Подбери рифму», «Слу-шай и выбирай», «Хлопни в ладоши», «Составь сло-во», «Звуковое домино», «Кто полетит на луну?», «Буратино и Мальвина», «Веселые путешественни-ки», «Мы едем, едем…», «Хлопни не зевай», «Пой мой звук», «Что звучало?», «Покажи правильно», «И солнце, и дождь», «Угадай кто кричит?», «Где позво-нили?», «Угадай, на чем играю?».
Воспитатели: развитие функций фонематического слуха в играх и упражнениях (через индивидуальную тетрадь взаимодействия с учителем-логопедом).
Родители: развитие фонематического слуха в играхи упражнениях (по рекомендациям учителя-логопеда).
5 Развитие и совершенст-вование лексико-грамма-тической стороны речи Формировать грамматической катего-рии имен существительных, прилага- тельных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам).
Формировать навыки правильного сог-ласования имен существительных, при-лагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
Формировать навыки анализа предло-жений и составление грамматических схем предложения. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Сос-тавь предложение», «Назови ласково», «Что приго-товим?», «В земле или на земле», «Что с чем?», «Что это?», «Чего не бывает?», «Скажи правильно», «По-чему?», «Кому это нужно?», «Что с чем рядом?», «Чем угостишь?»,.
Дидактические игры: «Скажи, где находится?», «На-зови кто это?», «Живые предложения», «Один – много», «Действия», «Признаки», «Разложи картин-ки», «Где чей дом?», «Из чего мы сделаны?».
Воспитатели: лексико-грамматические игры и упра-жнения по рекомендации учителя-логопеда.
Родители: игры и упражнения дома, по рекомен-дациям учителя-логопеда.
6 Развитие словаря — Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексическим тем.
— Упражнять в словоизменении, слово-образовании. Дидактические игры: «Овощи-фрукты», «Веселые профессии», «Сад – огород», «Найди и назови», «Времена года», «Животные и их детеныши», «Семья», «Угадай-ка», «Веришь – не веришь».
Воспитатели: пополнение активного словаря суще-ствительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами; овладение приставочными глаголами, предлогами (через тетрадь взаимодействия с учителем-логопедом, игры и упражнения.
Родители: пополнение и активизация словарного запаса, игры и упражнения дома (через тетрадь взаимодействия с учителем-логопедом).
7 Развитие связной речи — Составлять простые распространенные предложения.
— Обучать задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
— Обучать составлять описательным рассказам по лексическим темам.
— Работать над диалогической и монологической речью.
— Обучать пересказу. Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа, сюжетный домик «Семья», набор «Кукольный театр».
Дидактические игры: «Рифмы», «Непрошенные гости», «Поле чудес», «Чудесный мешочек», «Сюжетное лото», «Звукоед», «Морской бой», «Заменяйка».
Воспитатели: развивать умение вслушиваться в обращенную речь, закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки описания о предметах и явлениях по заданному плану и самостоятельно, совершенствовать навыки составления рассказов по серии картин и по картине.
Родители: развивать диалогическую и монологи-ческую речь; учить отвечать на вопросы предложениями; повторять рассказы – описания, загадки – описания; проговаривание чистоговорок, скороговорок, отгадывание загадок, заучивание стихотворений; рекомендации учителя-логопеда через тетрадь взаимодействия.
8 Работа над слоговой структурой слова (инди-видуально, на материале правильно произноси-мых данным ребенком звуков). — Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначала изолиро-ванно, потом в словосочетаниях, предложениях, соблюдая последовате-льность и количество слогов, интона-ционно правильно оформляя их.
— Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным коли-чеством слогов. Коррекционные упражнения: «Узнай кто это?», «Конец слова за тобой», «Выполни команду», «Какое слово получилось?», «Кто у кого?», «Покажи и назови», «Слушай и называй», «Что ты делаешь?», «Так бывает или нет?», «Чьи вещи?», «Узнай слово по гласным».
Воспитатели: тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов; формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.
Родители: развитие интонационной выразительности, формирование слоговой структуры слова (рекомендации учителя-логопеда через тетрадь взаимодействия).
9 Развитие психологичес-кой базы речи — Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
— Совершенствовать характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
— Развивать все виды внимания, память, воображение. Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай чей голосок?», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком?», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек».
Педагог-психолог: коррекция эмоциональной сферы.
Воспитатели: развитие внимания, памяти, воображения.
Родители: развитие внимания, памяти, воображения (рекомендации учителя-логопеда, упражнения для домашних занятий).
10. Сенсорное развитие — Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.
— Закрепить знание основных цветов и оттенков, в форме и величине предметов, обогатить представление о них. Воспитатели:
— упражнения в узнавании, классификации, сравнении цвета, геометрических фигур, формы, величины;
— использовать телесно-ориентированные упраж-нения, глазодвигательные упражнения, релаксацион-ные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.
Литература.
1. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – СПб, Детство-Пресс,2013.
2. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. _ СПб, 2012.
3. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – СПБ, 2010.
4. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб, 2009.
Источник