Индивидуальный маршрут ребенка по развитию речи средняя группа

Анна Александровна Бударина
Индивидуальный образовательный маршрут. Средняя группа

Аналитическая справка

По результатам психолого-педагогического наблюдения были составлены индивидуальные образовательные маршруты, для детей испытывающих определенные трудности.

Основными проблемами с которыми я столкнулась стали: развитие речи, игра, общение со сверстниками и взрослыми. Таким образом в процессе образовательных ситуаций, я разделила группу на три подгруппы: 1 подгруппа -дети имеющие трудности в развитии речи; 2 подгруппа— имеющие трудности в процессе игры; 3подгруппа-дети имеющие трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Индивидуальный образовательный маршрут

развития воспитанников средней группы «Солнечные зайчики» (возраст 4-5 лет)

на период 2018-2019 у. г.

Ф. И. воспитанников: Карпелюк Матвей, Солдатов Витя, Щербакова Саша, Иванов Игорь, Ерёмина Аниса

Бударина Ксюша, Федотов Артём, Червова Доминика, Курганов Кирилл, Свиридова Василиса, Киркин Серёжа

Направление работы Проблемы, выявленные в ходе мониторинга Основные дидактические задачи (по программе) Дидактические игры и упражнения

Развитие речи Затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук, в выборе предмета их двух с заданным звуком, в поверке слоговой структуры слова, словарь признаков, глагольный словарь, мн. ч. сущ. ,род. п. сущ. Мн. ч., уменьшительно – ласкательная форма, Составление рассказа по картинке, составление описательного рассказа. Развитие лексической стороны речи:

• Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности;

• Знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов;

• Учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту;

• Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи;

• Знакомить с простейшими антонимами;

• Начинать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи (ручканожки; гладить ходить ; новый, сильный)

Формирование грамматического строя речи:

• Упражнять детей в потреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один — много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет) с предлогом без;

• Учить употреблять название животных и их детенышей в ед. ч. и мн. ч. (не используя трудные формы слов, в Род. п мн. ч. ;

• Учить согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе);

• Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании);

• Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении; обучать спряжению глагола хотеть;

• Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т. п.);

• Упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой ;

• Упражнять в употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, к, над, между, перед и др.);

• Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (- ищ-, — иц-, — ец-);

• Учить образовывать глаголы с помощью приставок;

• Упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина – малиновый и др.);

• Знакомить с приемами словообразования существительных (слон – слоненок и др.);

• Обучать составлению простых предложений за счет однородных членов;

Начать знакомить с видами простых предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные)

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи:

• Развивать фонематический слух, определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-санки) и не выделяется голосом учить отбирать предметы с заданным звуком, длительно произнося звук, подбирать слово с заданным звуком;

• Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка;

• Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи;

• Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности;

• Способствовать развитию речевого дыхания, речевого внимания.

Развитие связной речи:

Продолжать развивать диалогическую речь детей:

Готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию) Игра-лото «Родовые понятия»

Игра: «Подбери пару»

Игра: «Кто победит»

Игра «Высокий — низкий»

Игра «Тяжёлый — лёгкий»

Игры «Жарко — холодно», «Быстро — медленно», «Весело — грустно»

Игра «Скажи наоборот»

Игра «Назови, что видишь?»

Игра «Что я делал не скажу, лучше я вам покажу»

Игра «Выбери нужную картинку»

Игра «Кто закончит правильно предложение»

Игра «У кого такая картинка»

Игра «Найди, где спрятались предметы»

Игра «Путаница»

Игра «Отгадай загадки»

Игра «Кто самый внимательный»

Игра «Звуки спрятались»

Игра «Найди друзей»

Игра «Замкни цепочку»

Игра «Не заблудись в лабиринте»

Игра «Друг за другом»

Игра «Рассели животных по домам»

Рассказывание по картинке

Рассказывание по серии картинок

Пересказ текста

Чтение:

сказок А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, рассказов К. Д. Ушинского, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, книги познавательной направленности Н. Сладкова, В. Бианки, Ю Дмитриева и др. писателей, стихи и сказки К Чуковского, С Маршака, В. Маяковского, Б. Заходера, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева

Выводы

В результате проделанной работы был выявлен существенный рост грамматического строя речи детей, речевого внимания. Дети используют большой словарный запас, правильно подбирая слова по смыслу; для высказывания своих мыслей выстраивают простые предложения, передают интонацию. Сформировалось желание рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Просматривается развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Совершенствовались навыки ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. Существенно выросли навыки пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

Индивидуальный образовательный маршрут

развития воспитанников средней группы «Солнечные зайчики» (возраст 4-5 лет)

на период 2018-2019 у. г.

Ф. И. воспитанников: Загорулько Артём, Туркин Денис, Саладина Ксюша, Шевелёва Алиса, Тагаева Даша,Пронькина Света, Моногарова Геля, Кочеткова Полина, Назарова Варя, Суренко Ярик, Сорокопудова Виолета.

Направление работы Проблемы, выявленные в ходе мониторинга Основные дидактические задачи (по программе) Дидактические игры и упражнения

Игра Затрудняется игр. действий с воображаемыми предметами. Не принимает на себя роль в игре. Однообразны ролевые действия, отсутствуют ролевые высказывания. Содержательность и длительность ролевых высказываний, наличие ролевых бесед однообразны. • Создавать условия для свободной игры детей;

внимательно и тактично наблюдать за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер;

способствовать созданию условий для возникновения и развертывания игры детей;

• обогащать детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре; побуждать детей к развертыванию игры;

• в качестве непосредственных участников игры предлагать детям различные виды игр (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами) и игровых действий;

• помогать овладевать способами ролевого взаимодействия;

• приобщать детей к культуре взаимоотношений в игре; Д/игры: «Магазин игрушек»,

«Нас лечат врач и медсестра»,

«Новоселье куклы»,

«Дом в котором ты живешь»,

«Зоопарк»,

«Что надо для поездки»,

«подбери груз для машины».

Игровые обучающие и проблемные ситуации.

Игры – драматизации: «Перчатки» словац. Нар. Песенка в обраб. С. Маршака; «Зайки серые сидят», «Белки».

Выводы

Дети стали проявлять интерес к играм, выполнять требования и условия игры. Считаются с мнением своих сверстников; самостоятельно меняют ход развития игры; овладевают способами ролевого взаимодействия. Также прослеживается фантазия и воображение.

Повысился уровень культуры взаимоотношений в игре. Появилось стремление активного участия и применения на себя роли в различных сюжетно-ролевых играх.

Индивидуальный образовательный маршрут

развития воспитанников средней группы «Солнечные зайчики» (возраст 4-5 лет)

на период 2018-2019 у. г.

Ф. И. воспитанников: Червов Арсений, Бирюков Артём, Федотов Артём, Свиридова Василиса, Червов Роман,

Киркин Серёжа

Направление работы Проблемы, выявленные в ходе мониторинга Основные дидактические задачи (по программе) Дидактические игры и упражнения

Общение со сверстниками и взрослыми раздражительность, капризность, склонность вредить, обижать других, агрессивность • развивать эмоциональную отзывчивость — проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости

• развивать адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь, праздник и др.);

• развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат») («Труд»);

• формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность»«щедрость» и др.) Организация эмоционального благополучия ребенка

«Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

«Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.

«Сочинение детьми творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.

«Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.

«Предметно-развивающая среда в группе» (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, емкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.

Для развития положительного отношения ребенка к окружающим его людям проводим:

• Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы России», «У кого какой дом», подбери картинку).

• Чтение сказок разных народов, населяющих Россию.

• Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.

• Коллективные работы по изобразительной деятельности.

• Коллективные мероприятия (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного и бросового материала).

• Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»).

• Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.

• Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.

• Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы. (оформленные в виде настенного панно, где есть места для фото каждого ребенка группы.

Источник

Елена Балунова
Индивидуальный образовательный маршрут в средней группе

Индивидуальный образовательный маршрут

Дата заполнения:

1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Ф. И. О. ребенка:

Дата рождения:

Группа здоровья: вторая

Возрастная группа: средняя

Результаты скринингового обследования (средней группы):

Разделы основной общеобразовательной программы, усвоенные на низком уровне: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Рекомендации педагога — психолога детского сада воспитателю (по результатам диагностики)

Социально-коммуникативное развитие- не сравнивать ребенка с другими детьми не приводить их в пример; избегать соревновательных моментов в играх; вводить ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность ознакомиться с ней. Речевое развитие — в программу обучения включить задания на развитие: памяти, внимания на развитие моторики, применять игры как индивидуальные так и групповые.

Рекомендации учителя-логопеда детского сада воспитателю:

Включать в ежедневную работу: пальчиковая гимнастика; упражнения на развитие дыхания; элементы артикуляционной гимнастики, релаксационные упражнения. Пригласить родителей для беседы с логопедом.

2. Организационная часть ИОМ

Цель: открытие новых перспектив в овладении речи; обогащение ребенка как личности; развитие в ребенке удивлений от своих возможностей; поощрение и стимулирование индивидуальных_ возможностей ребенка; вовлечение родителей в творческий процесс.

Задачи:: выявить особые образовательные потребности ребенка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку; способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей,

Средства развития: занятие, игровая деятельность, беседы, наблюдения, элементы игротерапии, арттерапии, психогимнастика, кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика; использование сенсорного оборудования.

Форма организации: индивидуальная, совместная деятельность.

Длительность:20 мин

Планируемый результат: развитие восприятия (зрительный гнозис; закрепление сенсорных эталонов, пространственно-временных представлений); 2) развитие мышления невербального, вербального; анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение; 3) развитие концентрации, переключения и объема внимания; 4) развитие памяти: кратковременной, долговременной; кинестетической, зрительной слуховой; 5) развитие мелкой моторики; 6) развитие навыков саморегуляции; 7) коррекция агрессивных проявлений в поведении. _

Содержательная часть ИОМ

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

Образовательные области Цели-результаты Задачи образовательного взаимодействия в детском саду Задачи образовательного взаимодействия в семье Используемые педагогические технологии и методики, методы, приемы Возможность работы с другими специалистами

Социально-коммуникативное развитие

Нарушение нравственных норм и правил поведения.

Проявляет немотивированную агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

Речевое развитие.

Словарный запас беден. Присутствуют ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т. д.); имеются дефекты в звукопроизношении; плохо сформирована связная речь.

Художественно-эстетическое развитие

Затрудняется передавать образы предметов, явлений. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

Познавательное развитие

Испытывает затруднения при счёте до 5; при сравнении количества предметов в группах на основе счёта (до 5) путём штучного соотнесения предметов; в определении, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Путается в определении положения предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади).

Путает названия геометрических фигур.

Обладает элементарными представлениями из области математики. Учить считать до 5 (на основе на наглядности, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух. Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных (по аналогии, употреблять эти существительные в именительном, винительном и родительном падежах.

Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Формирование элементарных математических представлений.

Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну).

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных;

правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Вызывать интерес к рисованию.

Учить создавать свои художественные образы.

Учить правильно пользоваться кисточкой. Поощрять стремление ребёнка рисовать красками.

Учить сравнивать две группы предметов.

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта.

Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя один предмет или убирая.

Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении.

Развивать представление о геометрических фигурах.

Учить выделять особые признаки геометрических фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.

Консультации, практикум, собеседование, обмен опытом.

Предложить родителям хвалить ребёнка за хорошие поступки. Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).

Совместно с родителями создать условия для поддержания устойчивого интереса к словесным играм.

Рекомендовать родителям для заучивания чистоговорки, скороговорки; чтение сказок с последующим пересказом по иллюстрациям.

Рекомендовать комплекс артикуляционной гимнастики, а также ряд словесных игр.

Обращать внимание на иллюстрации к художественным произведениям.

Рекомендовать комплекс пальчиковой гимнастики.

Дать рекомендации по проведению самомассажа рук и пальцев (растирание, использование ореха, карандаша, чёток или бус).

Предложить набор игр на развитие образного мышления.

Игры дома на счёт предметов, которые окружают ребёнка.

В предметах домашнего обихода искать знакомые геометрические формы.

Конструирование из геометрических форм. Тренировки в определении левой и правой сторон.

Игры по ориентировке в пространстве относительно своего тела.

Игры, с использованием плоских и объемных геометрических фигур.

Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).

Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений с последующим обсуждением характера героев, их настроения и поступков, беседы на этические темы. Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок.

Обыгрывание проблемных ситуаций.

Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия», «Приглашение в гости», «Встань на его место», «Волшебные очки», «Хорошо — плохо» и др.

Просмотр мультфильмов с Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, обидно и т. д.)

Упражнение на установление причинно-следственных связей — закончить фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что.». Работа проводится в тесной взаимосвязи со всеми специалистами ДОУ. последующим обсуждением. Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой» Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». С. Черный «Храбрецы».). Беседы на темы: «Мы здороваемся»; «Как обратиться с просьбой»; «Что делать, если ты потерялся?». Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов (ребенок должен выбрать один). Игры: «Интервью»;. Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме»; «Позвони в магазин».

Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей. Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает — не летает»; «Я знаю пять.»; «Хитрые вопросы». Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или педагогом. Логоритмика. Игра «Закончи предложение». Игра «Скажи по-другому». Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Например: игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук»,

«Тихо – громко» и другие.

Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи. Например: «Один – много», «Чьи следы?», «Четвёртый лишний», «Скажи одним словом», «Из чего – какой?», «Опиши любимую игрушку» и другие.

Использовать сюрпризные моменты, игровые ситуации.

Упражнять в рисовании различных геометрических форм.

Пальчиковая гимнастика.

Массаж рук и пальцев.

Применение нетрадиционных техник рисования.

Игры, развивающие образное мышление. Например: «На что похоже?», «Продолжи узор», «Закончи рисунок» и другие.

Музыкотерапия.

Психологические разгрузки.

Разучивание считалок с количественным и порядковым счётом.

Рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д.)

Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх, перенесенных предметов (в эстафетах, при сервировке столов к завтраку, обеду и ужину.

Играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

Проводим физкультурно-математические досуги «В стране Геометрии».

Руководитель по физкультурному воспитанию, по музыкальному развитию и изобразительной деятельности работают в содружестве с воспитателями группы.

Консультация и занятия с логопедом, психологом.

Источник