Индивидуальный маршрут развития слабослышащего ребенка в доу
Алла Задоркина
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
ФИО ребенка Кирилл А.
Дата рождения 18.05.2012г
Фамилия имя отчество бабушки, возраст Е. Г.
Дата начала ИОМ 1.10.2015г
Проблема: Ребёнок не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понимает речь, обращённую только к нему, в речи многие слова заменяет жестами, на вопросы отвечает звуками, испытывает трудности в общении с детьми.
Возраст на начало развивающей работы: 3 года 6 мес.
Цель (ИОМ): Помощь в адаптации к коллективу детей, поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребенка, вовлечение родителей в педагогический процесс.
Задачи: Овладение ребёнком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей,открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребенка как личности
Количество занятий в неделю:1 раз в неделю при наличии необходимого материала. Работа ведется индивидуально.
Форма проведения: игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.
Ожидаемый результат: Ребёнок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми и детьми, понимает обращённую к нему речь, отвечает на вопросы. Речь эмоциональна.
Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом.
Ответственные:_воспитатели младшей группы № 6 Задоркина А. А___
Диагностика развития ребенка
Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Физическое развитие
Неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая (в ходьбе, беге, лазании);
затрудняется действовать по указанию воспитателя, согласовывать свои движения с движениями других детей; отстает от общего темпа выполнения упражнений
Социально – коммуникативное развитие
Ребенок проявляет недоверие к окружающим,
контакты со сверстниками непродолжительны, ситуативны, игровые действия однообразны, преобладают индивидуальные кратковременные игры
Стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, ожидает постоянной помощи взрослого.
Речевое развитие
Не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понимает речь обращенную только к нему;
на вопросы отвечает отдельным словом, затрудняется в оформлении мысли в предложение. В речи многие слова заменяет жестами, использует автономную речь (язык нянь)
Быстро отвлекается при слушании литературного текста, слабо запоминает его содержание.
Познавательное развитие
Небрежно обращаетсяс предметами и объектами окружающего мира: ломает, бросает, срывает растения.
Не проявляет речевую активность.
Не проявляет интерес к людям и к их действиям
Художественно – эстетическое развитие
Не испытывает желания рисовать, лепить, конструировать
Неохотно участвует в создании совместных со взрослым творческих работ
Месяц Содержание
деятельности
Динамика
развития
январь Динамика
развития
май
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
1 занятие
Дидактическая игра «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы)
2 занятие Дидактическая игра «Парные картинки»
3 занятие
Дидактическая игра «Запомни, какой игрушки не стало?»
4 занятие
Дидактическая игра «Что едим, что надеваем»
1 занятие Конструирование предметов из палочек Кюизенера
2 занятие
Разучивание потешки «Сорока-белобока» с имитацией движений рук
3 занятие Точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка
-улыбка,
-трубочка.
4 занятие Закреплять правильное произношение
гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы
1 занятие Дидактическая игра «Что изменилось?»
2 занятие Дидактическая игра «Кто позвал?»
3 занятие Словесная игра «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма — му, ма — па, ма -пу, ма — му — ми)
4 занятие Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов.
1 занятие Дидактическая игра «Выбери только красные кружки (белые, черные)»
2 занятие Упражнение «Ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину;
одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать»
3 занятие Игровое упражнение: Формировать длительный речевой выдох
4 занятие Дидактическая игра «Парные картинки»
1 занятие Дидактическая игра «Разложи по цвету (форме)
2 занятие Дидактическая игра «Что едим, что надеваем»
3 занятие Развивающая игра «Птички клюют зерно»
4 занятие Имитация походки животных, птиц; прыжки на 2-х, на 1-й ноге
1 занятие Понимание слов,обозначающих:
предметы
действия
признаки
2 занятие Игровое упражнение «Лабиринты»
3 занятие Игра «Мозаика»
4 занятие Дидактическое упражнение «Разложи крупу»
Обозначения: — динамика положительная; — динамика отрицательная
Реализация индивидуального маршрута
«Дневник наблюдений»
Дата, время
Тема занятия
Содержание занятия
(краткое) Результат занятия
Октябрь
Первая неделя «Узнай предмет» Зрительно узнать предмет Узнал методом наложения с помощью воспитателя
Вторая неделя «Парные картинки»
Ребёнку поочерёдно показывают картинки и предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено Ребёнок испытывал трудности при выполнении задания, использовал метод проб
Третья неделя «Запомни, какой игрушки не стало?»
Перед ребёнком выставляют шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребёнок закрывает глаза и убирается 2 игрушки. Он должен назвать каких не стало. Кирилл запомнил одну игрушку
Четвёртая неделя
«Что едим, что надеваем»
Классификация предметов Задание не выполнено, показ жестами.
Взаимодействие со специалистами ДОУ Музыкальный руководитель
Музыкальное занятие по отдельному плану музыкального руководителя Ребёнок внимательно следит за пением детей своей группы, эмоционально реагирует, выполняет ритмические движения танца
Ноябрь
Первая неделя
Конструирование предметов из палочек Развитие тактильного вида восприятия Ребёнок старался, но выполнял только с помощью воспитателя
Вторая неделя «Сорока-белобока» Развитие мелкой моторики Развитие движений закрепили, словесное сопровождение отсутствует
Третья неделя
«Улыбка, трубочка» Точно и в полном объёме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка Кирилл выполнил хорошо задание
Четвёртая неделя Пропевание гласных звуков: А,У,О,И,Э,Ы Закреплять правильное произношение Результат удовлетворительный
Взаимодействие со специалистами ДОУ Музыкальный руководитель
Музыкальное занятие по отдельному плану музыкального руководителя
Декабрь
Первая неделя «Что изменилось?» Перед ребёнком выставляют пять предметов, затем он отворачивается и предметы переставляют. Ребёнок называет что изменилось.
Вторая неделя «Кто позвал?» Ребёнок становится спиной к 3 детям, кто-то один называет его по имени, он должен угадать.
Третья неделя «Запомни и повтори» Называется 2-3 слова, ребёнок должен их повторить
Четвёртая неделя Произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов Отчётливое произношение
Рекомендации по работе с родителями:
В сентябре бабушке было рекомендовано регулярно посещать ДОУ,приобрести для игр дома: шнуровку различных видов, мозаику, материалы для продуктивных видов деятельности___
В октябре педагогами была подготовлена картотека пальчиковых игр соответственно возрасту ребёнка для занятий в домашних условиях, даны рекомендации по их проведению.
В ноябре была дана индивидуальная консультация «Развитие речи детей 3-4 лет», подготовлены буклеты о способах развития речи, рекомендована художественная детская литература для свободного домашнего чтения
При составлении индивидуального маршрута сопровождения ребенкамладшего дошкольного возраста пользовалась следующими источниками:
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Венгера Л. А.
Новотворцева Н. В. Развитие речи детей.
Шевченко С. Г., Капустина Г. М. Предметы вокруг нас.
Шевченко С. Г. Природа и мы.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения.
Горбачёва Г. Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития. // Дошкольная педагогика/май/2008
Лаврова Г. Н. «Психолого – педагогические разработки индивидуальных коррекционно – развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения.
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР (для детей с нарушением слуха (слабослышащий ребенок) разработан в соответствии образовательной программы МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка» с учетом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Рекомендациями ЦПМПК (центральной психолого –медико –педагогической комиссии).
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Цель: – создание условий для развития ребенка с нарушением слуха, открывающими возможности для его позитивной социализации, личностного и творческого развития на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и, соответствующими возрасту, видами деятельности.
Задачи:
• оказание коррекционной помощи в овладении ребенком программного материала;
• психолого-педагогическое изучение ребенка с целью уточнения состояния слуха и интеллекта;
• обогащение общего развития ребенка с проблемами слуха;
• разработка ИОМ с учётом образовательных потребностей и способностей ребенка;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребенка;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка в том числе его эмоционального благополучия;
• обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.
Основные направления коррекционной работы
Направления | Содержание работы |
Развитие мелкой моторики | Мозаика, конструирование, ручной труд, дидактические игры |
Развитие артикуляционного аппарата | Артикуляционная гимнастика, упражнения с зеркалом, упражнения – подражания. |
Слухо – зрительное восприятие | Сюжетно –ролевые игры, чтение по табличкам, фонетическая ритмика, дидактическое упражнение «Звук и буква» |
Обучение произношению | Голосовые упражнения, дыхательные упражнения, пополнение активного и пассивного словаря. |
Развитие мышления, памяти, восприятия, внимания. | Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Геометрические фигуры». Рассматривание иллюстраций с последовательно развивающим сюжетом (например, «Репка» |
Организованная образовательная деятельность (в соответствии с планированием, по расписанию ООД), включение коррекционных задач во время проведения ООД по продуктивной и конструктивной деятельности. |
Календарно – тематическое планирование коррекционной работы
Период | Формы работы | Цель |
Сентябрь, октябрь, ноябрь | Настольно — печатная игра Мозаика | Развитие мелкой моторики пальцев рук, умение подбирать цвета по подражанию педагога |
Игровое упражнение Кто скорее свернет ленту | Развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать точность движений | |
Упражнения «Шнуровки» | Развивать мелкую моторику пальцев рук, развития восприятия | |
Конструирование. Мебель (диван) | Учить ребенка делать постройку – предмет мебели. Уточнить представление об этом предмете, его назначении. | |
Ручной труд «Ежик» | Развивать желание заниматься ручным трудом, обучать ребенка действовать с различным природным материалом. | |
Дидактическая игра Переложи игрушки | Развивать движения кистей рук, развивать зрительное восприятие. | |
Декабрь, январь, февраль | Дидактическая игра Один и много | Учить отличать на слух однократные и многократные звучания |
Игровое упражнения на классификацию «Что желтое, зеленое, синее, красное? | Учить различать цвета | |
Игровое упражнение «Палочки» | Учить схематически изображать различные предметы с помощью палочек разной величины | |
Дидактические игры Обведи контур фигуры, Раскрась фигуру | Уточнить знания ребенка о различных геометрических формах. | |
Дыхательные упражнение «Буря в стакане» В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и через нее, следить, чтоб, не надувались щеки. | ||
Дидактическая игра Найди маме деток | Учить подбирать детенышей животных к взрослым животным по описанию или методом подбора. | |
Работа в рабочей тетради (прописи) | Развитие мелкой моторики пальцев рук. | |
Игровое упражнение Сложи квадрат | Учить составлять целое из разных геометрических фигур | |
Конструирование по замыслу | Развивать желание строить для кого – либо, украшая постройку, используя различные цветовые решения. | |
Март, апрель, май | Фонетическая ритмика |
Гласные звуки.
Звук «А». «Девочка плачет»
Ребенок вытягивает руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», он плавно разводит руки в стороны ладошками вверх.
Звук «О». «Зуб болит»
Ребенок соединяет опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», он плавно поднимает руки через стороны вверх и соединяет их в кольцо над головой.
Звук «У». «Паровозик гудит»
И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», ребенок давящим движением выпрямляет руки вперед и вниз.
Звук «Э». «Мальчик кричит»
И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», ребенок плавно сгибает руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.
Звук «И». «Иголочка»
И.п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.
Звук «Ы». «Медвежонок рычит»
И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», ребенок с усилением отводит в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы». произносится сердито.
Согласные звуки:
Звук «С». «Чайник свистит»
Губы растянуты в улыбке. Ребенок тянет «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно поднимает вверх и опускаем вниз.
Звук «З». «Комарики летят»
Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», ребенок имитирует полёт комаров.
Звук «Ц». «Мальчик просит не шуметь»
Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «Ц», ребенок подносит указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.
Звук «Х». «Греем ручки»
Подносим обе ладошки ко рту и дышим на звук «х-х-х» .
Звук «Ш». «Змейка ползёт»
Губы вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.
Звук «Ж». «Жучок летит»
И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», ребенок совершает быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяет движение с разжатыми пальцами.
Звук «Щ». «Мячик спускает воздух»
И.п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», ребенок ритмично двигает руками вперёд – назад.
Звук «Ч». «Девочка просит не шуметь»
На звук «ч-ч-ч» подносим указательный палец к губам, имитируя тишину.
Звук «Л». «Пароход гудит»
Закусив кончик языка ребенок гудит как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо – влево.
Звук «Р». «Собачка рычит»
И.п.: произнося «р-р-р-…», ребенок делает вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.
Звук «Д». «Пулемёт»
Губы растянуты в улыбке. Ребенок быстро произносит «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.
Звук «Т». «Молоточек»
Губы растянуты в улыбке. Ребенок произносит «т-т-т», при этом ударяя кулак о кулак, как будто забивают гвозди.
Звук «М». «Коровка»
Ребенок произносит «м-м м-муу», при этом изображая коровку (рога)
Звук «Н». «Лошадки»
Погоняем лошадку «н- н- ноо» и поскакали «щёлкаем язычком»
Звук «Б». «Барабан»
Ребенок произносит «б-б-б» при этом указательные пальцы работают как «барабанные палочки»
Звук «П». «Лопнул шарик»
Ребенок произносит «п-п-п», при этом работают кисти рук ( из кулачков выпрямляем пальчики)
Звук «В». «Вьюга»
Ребенок произносит «в-в-в», при этом выполняя волнообразные движения руками.
Звук «Ф». «Задуваем свечку»
Ребенок дует на ладошки на звук «ф-ф-ф».
Звук «К». «Пистолет»
Ребенок произносит «к-к-к», при этом руками показывает пистолет.
Звук «Г». «Гусята»
Ходьба на месте, гогочем как гусята «га-га-га».
Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что:
• У ребенка активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
• Улучшается фонематический слух;
• Нормализуется речевое дыхание;
• Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
• Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
• Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросить его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру в группе, на детской площадке, — каждый раз вы услышите разные звуки.
«Слушаем тишину»
«Скажи, что ты слышишь? »
Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)
«Узнай по звуку».
Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
«Поставь по порядку»
Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он
должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: «Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит». Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите ему о правилах игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней».
«Коробочка гремит»
Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: «Коробочки гремят». Поставьте все коробочки на стол в один ряд.
Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.
Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.
«Найди звук»
Вам понадобится самостоятельно звучащий предмет – игрушка, будильник или, в крайнем случае, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите его найти. Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть колокольчиком или бубном.
«Найди игрушку».
Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.
«Извлекаем звуки из всего»
Покажите ребенку, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо всех окружающих предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные предметы будут давать разные звуки: громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять металлическую, деревянную и пластиковую ложки, то из одного и того же предмета получатся разные звуки.
«Капельки»
Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.
Взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Взрослый показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.
Перспективное планирование работы с родителями
Сентябрь
Тема | Формы работы |
«Научите меня говорить» «Мастерская добрых дел, ручная умелость» «Наглядность» | Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» ( знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию мелкой моторики Консультация: «Значение мелкой моторики рук для всестороннего развития детей ( поделки из природного материала «Дары осени») Уголок для родителей. Оформление папки «Мелкая моторика» . |
Октябрь
Тема | Формы работы |
«Мастерская добрых дел» «Наглядность» | Консультация – практикум «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературой. Дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Ноябрь
Тема | Формы работы |
«Школа здоровья» «Наглядность» | Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви» Папка – передвижка «Комплекс упражнений для глаз» |
Декабрь
Тема | Формы работы |
«Игра – это серьезно» | Консультация «Семейный Новый год» |
«Наглядность» | «Создание папки «НЕ Болей –ка» |
Январь
Тема | Формы работы |
Мастерская добрых дел; ручная умелость | Практическая работа «Кормушка своими руками» (дома с папой) |
«Наглядность» | Дополнение в папку «Не – Болейка» |
Февраль
Тема | Формы работы |
«Игра – это серьезно» | «Играем с папой» (консультация) Папка – передвижка «Игры для здоровья» |
Март
Тема | Формы работы |
«Научите меня говорить правильно» «Мастерская добрых дел» | Беседа «Речевое развитие в общении со сверстниками» Практическая работа «Коврик для мамы» (изготовление коврика с использованием пластилина) |
Апрель
Тема | Формы работы |
«Родительский университет» «Наглядность» | Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания) Выставка детских книг, дидактических пособий |
Май
Тема | Формы работы |
«Игра – это серьезно» «Наглядность» | Консультация: «Движение это – жизнь» (подвижные игры) Папка – передвижка «Все о здоровье» (подвижные игры). |
Литература
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Гербова В.В., ФГОС Развитие речи в детском саду. (6 -7 лет). Подготовительная к школегруппа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Головчиц Л. А. «Дидактические игры для детей с нарушением слуха». –М.: ООО УМУЦ ГРАФ ПРЕСС, 2003
Пфафенродт А, Н. «Фонетическая ритмика» -М.: Владос, 1996
.
Источник