Индивидуальный маршрут развития ребенка в младшем школьном возрасте
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
младшего школьника МБОУ «Гимназия №127»
как средство реализации требований ФГОС НОО
Социально-педагогическая суть модернизации школы – обеспечение наибольшей направленности и вариативности образования, его индивидуализации. Одна из задач, стоящих перед нами – при массовости образования сделать его индивидуальным. Сегодня попытаемся познакомить вас с опытом гимназии, выстроившей индивидуализированный образовательный процесс.
Хотелось бы отметить, что существуют отличия между индивидуализацией обучения и индивидуальным подходом, который в советской школе перешел на дифференцированный подход в обучении.
Существует три мифа об индивидуализации (с которыми Вы можете познакомиться на слайде):
1.Индивидуализация — это к разным детям свой способ, подход, учитывающий их особенности.
2.Индивидуализация – это индивидуальная работа.
3.Индивидуализация – это индивидуализм или эгоизм.
Обратите внимание на слайд- индивидуальный подход — учитель преподносит содержание каждому ребёнку. Принципиальным отличием от индивидуального подхода является то, что индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок (а в начальной школе + родитель). Индивидуализация в образовательном процессе в начальной школе – это построение индивидуальных образовательных программ во внеурочной деятельности.
При индивидуализации обучения образовательный процесс направлен на успех. Успех ученика в деятельности – это проявление идивидуальных возможностей и способностей.
Отсюда, цель – формирование индивидуальных траекторий развития на основе аналитико-диагностического подхода с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. Изучение и поддержка индивидуальной образовательной траектории – основная ценность личностно-ориентированной школы, где все дети равны по возможностям и различны по способностям (И.С. Якиманская).
Существующее понятие «индивидуальная образовательная траектория» предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Опираясь на направления, школьное методическое объединение учителей начальных классов гимназии определило следующие задачи индивидуализации образовательного процесса:
1. Разработать индивидуальные образовательные маршруты.
2.Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса путём использования новых образовательных технологий.
3. Создать условия, обеспечивающие учащемуся позиции субъекта выбора содержания.
4. Обеспечить содержательную и методическую преемственность начальной школы- среднего звена.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
Предлагаем следующие этапы разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося начальной школы:
- диагностика;
- проектирование ИОМ (осмысление);
- организация;
- реализация ИОМ;
- оценка и коррекция ИОМ.
На этапе диагностики — что может предложить Гимназия, а что -внешкольные учреждения ( при организации внеурочной деятельности младших школьников гимназией используются возможности городских учреждений дополнительного образования детей, что включено в индивидуальные образовательные маршруты). Определяются направления деятельности. Сегодня познакомлю Вас с разработкой ИОМ на примере общеинтеллектуального направления.
Что можем предложить — помощь в презентации своих достижений.
Направления | Что может предложить Гимназия | Внешкольные учреждения | Выход, презентация, мониторинг |
1 класс | |||
Общеинтеллектуальное направление | Шахматы «Интеллектуальные витаминки» Английский язык «Умники и умницы» | ДТДиМ Интернет-кружок в МетаШколе | Школьный уровень: Предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке. Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады. |
2 класс | |||
Общеинтеллектуальное направление | Шахматы «В мире математической мысли» Английский язык «Умники и умницы» ИГЗ по математике, русскому языку | ДТДиМ («Краеведение») — на базе гимназии Интернет-кружок в МетаШколе | Школьный уровень: Предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке. Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; «Кенгуру»; «Русский медвежонок»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады. |
3 класс | |||
Общеинтеллектуальное направление | Шахматы «В мире математической мысли» ИГЗ по математике, русскому языку Лего-конструирование НОУ (Научное общество учащихся) | ДТДиМ («Краеведение») — на базе гимназии Интернет-кружок в МетаШколе | Школьный уровень: День Науки (19.11.); предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке. Муниципальный уровень: Соревнования по Лего-конструированию. Научно-исследовательские конференции, выставки. Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; «Кенгуру»; «Русский медвежонок»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады; «Золотое Руно». |
4 класс | |||
Общеинтеллектуальное направление | «Английский язык» «Информатика и ИКТ» «В мире математической мысли» «Занимательная грамматика» НОУ (научное общество учащихся) Лего-конструирование Поэтический кружок. Занятия психолога. | ДТДиМ: «Краеведение» — на базе гимназии; «Что? Где? Когда?» — на базе гимназии. Интернет-кружок в МетаШколе | Школьный уровень: День Науки (19.11.); предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке. Муниципальный уровень: Соревнования по Лего-конструированию. Научно-исследовательские конференции, выставки. Соревнования ЧГК. Публикации. Региональный уровень Научно-исследовательские конференции, выставки. Соревнования ЧГК. Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; «Кенгуру»; «Русский медвежонок»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады; «Бульдог». Публикации. |
На этапах проектирования и осмысления — учитываются потребности участников образовательного процесса (ребёнка и его родителей), определяются виды и формы занятий, а так же планируется участие в презентациях своих работ.
Направления | Потребности участников образовательного процесса | Что может предложить Гимназия | Кол-во желающих | Внешкольные учреждения | Кол-во занимающихся, желающих | Презентация, мониторинг | Участники |
На этапе ОРГАНИЗАЦИИ определяем количество занимающихся по каждому направлению, педагогов, количество групп, часов, какие договоры необходимо заключить, с какими специалистами работать, определяем сроки участия, презентаций, мониторинга.
Кол-во занимающихся по каждому направлению | Что может предложить Гимназия | Педагоги | Кол-во групп | Кол-во часов | Внешкольные учреждения (договоры) | Специалисты | Кол-во групп | Кол-во часов | Сроки презентаций, мониторинга |
Таким образом, мы выстраиваем у каждого ребёнка индивидуальный образовательный маршрут (в начальной школе средствами внеурочной деятельности).
Разработка индивидуального образовательного маршрута учащегося
Этапы | Примечание, уточнения | |
Диагностика, анализ | Результаты диагностик. Портфолио учащегося | Сформированы УУД. Достижения. |
Проектирование | Виды деятельности. Программы. Участие в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося. | Потребности. Планируемый результат. |
Организация | Учебный план. Расписание занятий. Сроки участия в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося. | На год. На месяц. На неделю. В течение года. |
Мониторинг | Оценка реализации ИОМ. Коррекция ИОМ. | Достижения. |
Разработка индивидуальный образовательного маршрута учащегося 2 класса
Этапы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностика, анализ | Результаты диагностик. Портфолио учащегося | Сформированы УУД. Достижения. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Проектирование | «В мире математической мысли» Шахматы Английский язык Интернет-кружок в МетаШколе Участие в Интернет-олимпиадах, ЭМУ, «Кенгуру», школьных конкурсах, интеллектуальных играх, турнирах. | Потребности — интеллектуальное направление. Планируемый результат: участие, призовые места. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Организация | Учебный план. Расписание занятий. Сроки участия в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Мониторинг Коррекция | Оценка реализации ИОМ | Достижения. Формирование Портфолио. |
Слайд Портфолио.
Таким образом, у каждого учащегося начальной школы гимназии выстраивается ИОМ, что является важной составляющей для развития способностей (одарённости) ребёнка. В начале семинара перед вами уже презентовали свои работы учащиеся начальных классов, на стендовой выставке отражены все направления деятельности наших ребят.
Сегодня на нашем семинаре учителя и педагоги познакомят Вас с разными видами деятельности младших гимназистов. Вы посетите и будете участниками урока-драматизации на английском языке, занятия «В мире математической мысли», интеллектуальной игры по русскому языку «Грамматическая пирамида». Все вопросы просим фиксировать на обратной стороне программы. Мы с удовольствием ответим на них на третьей части нашего семинара — на круглом столе «Свободный микрофон».
Одна из новых дополнительных образовательных программ, апробируемых в нашем учреждении — «Интеллектуальные витаминки». Слово предоставляется Елене Викторовне Сёмкиной.
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут как средство личностного развития младшего школьника
СЛАЙД 1 Добрый день, коллеги! Рады приветствовать вас в стенах нашей школы.
СЛАЙД 2 Сначала, давайте познакомимся. Перед вами на слайде наше МО, которое состоит из 9 учителей и воспитателя ГПД.
СЛАЙД 3 3 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 4 – первую. В этом учебном году у нас пополнение, мы приняли в свой дружный коллектив молодого специалиста. 1 человек имеет соответствие занимаемой должности, но мы надеемся, что это в скором времени изменится. Ольга Петровна совсем недавно вышла из декретного отпуска, но уже стала финалисткой Муниципального конкурса профессионального мастерства «Воспитать человека», который проходил в феврале 2016 года.
СЛАЙД 4 Начальная школа разместилась в 9 кабинетах. Для реализации личностного потенциала обучающихся, мы имеем:
мобильный класс; 2 компьютерных класса; 3 интерактивные доски; 2 проектора;
4 телевизора; комнату релаксации (сенсорная комната)
СЛАЙД 5 ТЕМА Свое выступление я хочу начать со стихотворения, которое очень хорошо отражает тему нашего семинара.
К стремленью двигаться вперёд
Нас побуждают только дети,
Неважно, сколько лет пройдёт,
Но мы всегда за них в ответе.
Пусть наступают перемены,
Но личность деток нужно развивать.
Для этого отслеживать проблемы,
Их корректировать и устранять.
Пусть личность будет позитивной,
Успешной, смелой, волевой,
Целеустремлённой и активной,
Терпимой, доброй, деловой.
И в завершенье, коротко и прямо
Скажу, чтоб не было проблем,
Индивидуальную образовательную программу
Внедрять необходимо ВСЕМ!!!
Современная школа — это социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность и получить максимальный уровень образования. По данным научных исследований, к моменту поступления в школу от 20% до 60% первоклассников не достигают необходимого уровня готовности к обучению, вследствие чего возникают различные по характеру трудности освоения чтения, письма, математики. В каждом классе обучаются дети разного уровня развития:
по своим способностям;
по темпу освоения предметного содержания;
мотивации;
состоянию здоровья.
Они требуют разных подходов к организации их обучения.
СЛАЙД 6Современному же обществу нужна новая личность, которая:
свободно ориентируется в информационном пространстве; умеет принимать ответственные решения; решать проблемы; ставить цели, определять задачи;
планировать и самоконтролировать свою деятельность.
Возникает проблема: как организовать учебный процесс так, чтобы ориентировать его на индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
Поэтому, выбранную нами тему считаем очень актуальной.
СЛАЙД 7 Основной целью модернизации всей системы образования является – повышение качества образования. В документах, посвященных модернизации, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении по ИОМ.
(Кстати, большинство исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом — разработать образовательные маршруты для каждого ученика, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.)
СЛАЙД 8 Индивидуальный образовательный маршрут — целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, и др.)
СДАЙД 10 Индивидуальный образовательный маршрут определяется: — образовательными потребностями;
— индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы);
— возможностями материально-технической базы учреждения;
— профессионализмом педагога.
СДАЙД 11 Рассмотрим основные идеи реализации технологии ИОМ:
1. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, формирование ключевых компетентностей учащихся.
2. Индивидуализация процесса образования.
3. Личностный подход.
4. Формирование познавательных интересов и потребностей учащихся.
СДАЙД 12 (ССЫЛКА на слайд 24, 25) Эти идеи строятся напринципах психолого-педагогического сопровождения:
1. Принцип комплексного обследования (изучение уровня развития интеллектуального, психического и физического развития, творческих способностей)
2. Принцип долговременности (обследование не должно быть разовым).
3. Принцип учета потенциальных возможностей ребенка.
СДАЙД 13 Изменения происходят не только в ученике, и от учителя требуется больше гибкости по отношению к учащемуся, мобильности, динамичности. Давайте рассмотрим, какие же перспективы открываются перед всеми участниками ИОМ.
Перспективы, открывающиеся перед учащимися:
уменьшается ежедневная нагрузка в разрезе домашних заданий;
даётся возможность попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
формируется умение применять знания в нестандартных ситуациях, самостоятельно делать правильный выбор;
формируется правильная самооценка.
СДАЙД 14 Перспективы, открывающиеся перед родителем:
принимает активное участие в образовательном процессе;
даёт возможность определить границу между знаниями и незнаниями своего ребёнка (ИОМ по предмету);
повышается уровень контроля над учебными достижениями своего ребёнка.
СДАЙД 15 Перспективы, открывающиеся перед педагогом:
освобождается время для других форм уроков;
осваиваются новые формы уроков: презентации, мастерские, консультации;
появляется возможность оказать индивидуальную помощь учащимся.
СДАЙД 16 При проектировании индивидуального образовательного маршрута педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка:
разную степень усвоения предшествующего материала; индивидуальный темп, скорость продвижения в учении; различную степень сформированности социальных и познавательных мотивов; учебной деятельности; индивидуально-психологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы).
СДАЙД 17 А также, обратить внимание на следующие рекомендации:
При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей (не все учащиеся могут работать по этой технологии)
Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.
Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией.
Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности.
Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика, не задевая его личность (проведение консультаций, индивидуальная работа).
СЛАЙД 18 Индивидуальная образовательная программа способствует: росту учебных достижений, развитию личности, формированию внутренней позиции ребёнка, помогает приобретению навыков самоорганизации, увеличению числа участников творческих проектов, росту активности детей, повышению уровня мотивации, увеличению призовых мест в предметных олимпиадах.
Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. (ССЫЛКА на ИОП – 2 части)
СДАЙД 19 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов включает как учебную, так и внеурочную деятельность ученика. Взаимодействие педагога и ребенка возникает уже в ходе проектирования индивидуального образовательного маршрута, так как заинтересованность в происходящем учащегося должна стоять на первом месте.
Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно. Рассмотрим каждый из них. (Представлены на слайде)
1 . Диагностика уровня развития способностей ученика, его индивидуальных особенностей и познавательных интересов.
Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и интересов. В своей работе мы используем педагогическую диагностику метапредметных и личностных результатов начального образования «Школьный старт» (педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе), УМК «Учимся учиться и действовать», УМК «Школа 2100», диагностику сформированности общеучебных умений и навыков учащихся (Методика М. Ступницкой).
2. Этап целеполагания и определения первостепенных задач.Выявление причин низкой успеваемости. (ССЫЛКА)
Исходя из результатов диагностики, педагоги совместно с ребенком и его родителями определяют цели и задачи маршрута, определяют причины низкой успеваемости.
3 этап «Определение времени».В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами, потребностями самого учащегося.
4 этап. Определение содержания развивающей и коррекционной работы.
Невозможно определить индивидуальный образовательный маршрут на весь период обучения в школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов.
5 этап. Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ, определение содержания учебно-тематического плана.
Педагогу необходимо совместно с ребенком и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности, определяется методика работы. (ССЫЛКА на 29) (Индивидуальная образовательная программа может реализоваться различными способами:
Занятие в классе.
Групповые занятия.
Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий.
Практика. Одной из форм формирования практических навыков может быть тьютрское сопровождение младших школьников при совпадении образовательных траекторий. В раздел практики входят занятия в кружках, организуемых как на базе школы, так и вне ее).
6 этап. Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений. Способы оценки и самооценки успешности в рамках реализации ИОМ для детей могут быть необычны: участие в конкурсах, проведение открытых занятий, презентация достижений, участие в олимпиадах, конференциях различного уровня, и др.
Они выбираются педагогом совместно с ребенком. Самооценку воспитанник может провести по диагностическим опросникам самоанализа, в ходе беседы, при обсуждении итогов. Возможно использование следующих примерных вопросов: СЛАЙД 30, 32
— Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (чего я хотел добиться)
— Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели? (что я должен сделать)
— Удалось ли мне реализовать задуманное? (что я сделал для достижения цели)
— Какова эффективность моих действий? (чему научился и что еще необходимо сделать)
СЛАЙД 20 На МО мы с коллегами определили 4 вариативных образовательных маршрута.
1- образовательный маршрут для успешных учащихся с различными способностями;
2 — образовательный маршрут для учащихся с ослабленным здоровьем;
3- образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем учебной мотивации;
4 -образовательный маршрут для учащихся трудностями в обучении.
А вот как строят свою работу по этим маршрутам, сейчас поделятся учителя нашей школы.
Выступления:
Щастная О.А.
Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому перед школой встают вопросы: «Чему и как учить?», «Как способствовать оптимальному развитию одаренных детей?». Ответы на эти вопросы нам поможет найти О.А. Щастная.
Крупина Н.П.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем. Об этом сейчас поделится опытом Н.П. Крупина.
Ухова О.П.
Сегодня все большее число детей оказывается в положении социального неблагополучия. Нельзя не заметить, что современный школьник все чаще демонстрирует вызывающее поведение по отношению к взрослым и сверстникам, проявляет жестокость и агрессию. Следовательно для учащихся с девиантным поведением необходимо создавать не только стимулирующие воспитательные условия, но и индивидуальные образовательные маршруты, чтобы ученик чувствовал себя комфортно в образовательном процессе и не испытывал затруднения в обучении. О.П. Ухова расскажет, с какими трудностями столкнулась, работая с таким учеником.
Агеенко Т.А.
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий не только реализации личностного потенциала, но и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся, позитивно влияющий на учебную мотивацию. Своей работой в этом направлении поделится Т.А. Агеенко.
Гуськова Н.А.
Эффективная реализация личностно-ориентированного подхода в обучении возможна в процессе применения проектной технологии и построения вместе с учащимися индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих максимально раскрыть потенциал личности. Успех прохождения индивидуального образовательного маршрута при работе над проектом во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах проектной деятельности, о которой сейчас вам расскажет Н.А. Гуськова.
Куликова Е.Ю.
Проблема развития речи детей, серьёзно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами образования. Исследования, проведенные логопедами, показали, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др.
А вот как это осуществить на театральных занятиях расскажет Е.Ю. Куликова.
Сидоренко О.А.
Учебный курс ОРКСЭ является сложным, и не каждый учитель его сможет преподавать, даже если он к этому проявляет свою личную заинтересованность. Ключевая цель курса предполагает деятельностный подход в обучении, который диктует использование широкого спектра современных образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога в классе, деятельное участие учащихся в самом учебном процессе. О.А. Сидоренко расскажет, как для достижения поставленных целей организует обучение по ИОМ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Индивидуальные образовательные маршруты — это технология будущего, которая способствует самореализации учащихся и педагогического коллектива и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптированной, творческой, профессионально ориентированной личности.
СЛАЙД 21
«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нем властелинами» Ш.А. Амонашвили
СЛАЙД 22 (Оставить на слайде)
Какой он – учитель XXI века?
«Он артист, но слушатели и зрители не аплодируют ему.
Он скульптор, но его труда никто не видит.
Он врач, но пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться.
Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения?
Только в самом себе, только в сознании величия своего дела»
С.Л. Соловейчик
Источник