Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу с дцп
Наталья Золотова
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 2
Часть 3
Часть 4
2. Характеристика предметно развивающей среды.
Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.
Характеристики предметно-развивающей среды:
• безопасность;
• комфортность;
• соответствие возрастным особенностям развития и интересам детей;
• вариативность;
• информативность.
Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы («Маленький исследователь», программы занятий в керамической и столярной мастерских, программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др.). Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.
3. Компоненты индивидуального образовательного маршрута
3.1 Целевой
Цель коррекционного обучения — коррекция психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; индивидуальныхнедостатков психофизического развития: темпа и подвижности психических процессов, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-волевой сферы, активизация познавательной деятельности.
Задачами коррекционного обучения в группе для детей с ДЦП являются:
• Создание ребенку с ДЦП условий для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
• обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
• коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
• стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
• профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психического развития детей с ДЦП, органически связана с воспитанием произвольного внимания и памяти.
3.2 Информационный
Алексей, посещает группу №.. В семье еще 1 ребенок, брат двойняшка. Дети имеют сохранный интеллект. Заболевание Алексей имеет характер родовой травмы.
Физическое развитие ограничено. Мальчик насторожен, сдержан в эмоциях, с новыми людьми ведет себя настороженно, на неудачи реагирует остро, становиться плаксивым и раздражительным.
Дисциплину Алексею соблюдать затруднительно, ему нелегко воздержаться от высказываний, кроме того, поведение сильно зависит от настроения, которое может очень резко меняться. Во время занятий активность не снижается, наоборот, мальчик проявляет живой интерес к происходящему и с удовольствием реагирует. С программным материалом мальчик справляется, умения и навыки вырабатываются согласно норме, закрепляются хорошо. Замечания, игнорирует, ошибки не осознает. Счетные операции производятся в соответствии с нормой. С удовольствием Алексей работает на занятиях по изо деятельности. Знает и различает цвета, штрихует рисунок с трудом. Самостоятельности в овладении знаниями и преодолении трудностей не проявляет. При отрицательных эмоциях, работоспособность Алексея заметно снижается. В таких ситуациях Алексей практически не воспринимает материал. Вывести ее из такого состояния можно беседой, положительными оценками независимо от результатов ее деятельности. Педагог учитывает эти особенности, использует метод поощрения, но не злоупотребляет им. Мальчику достаточно трудно сосредоточиться на работе, его отвлекает любой посторонний раздражитель, внимание неустойчивое, быстро рассеивается при работе более чем с двумя объектами. Даже на два объекта (например, при сравнении букв) мальчику трудно распределить внимание. Переключение внимания зависит от заинтересованности работой. Объем внимания — 2 объекта, в состоянии утомления — не более одного, при работе с большим количеством объектов внимание рассеивается и после этого с трудом привлекается. Преобладающим является непроизвольное внимание. Процессы восприятия у Алексея протекают в большинстве случаев замедленно. Отмечается поверхность и недостаточная обобщенность восприятия. Мальчик правильно воспринимает объекты в привычном для них положении, при изменении условий восприятия этого часто не происходит. Восприятие пространства требует дальнейшего развития, положение в пространстве часто определяет неверно, путает «левый — правый», ненаблюдателен. Алексей знает основные формы, величины в пределах «большой—маленький», «больше—меньше». Представления лишены обобщенности, полноты, отмечается их фрагментарность даже на бытовом уровне.
Процессы памяти развиты средне. Материал он запоминает хорошо, но в маленьких объемах. Происходит это в результате преимущественно непроизвольного запоминания после большого количества повторений. Осмысленность при этом не теряется.
Решение мыслительных задач вызывает у Алексея вызывает незначительные затруднения. Но умение контролировать и исправлять свои действия, следуя цели задания, практически не сформировано, т. е. отмечается не критичность мышления.Мыслительные операции развиты слабо: наблюдаются бессистемность и непоследовательность анализа при выполнении новых заданий; Преимущественно развит наглядно-действенный вид мыслительной деятельности, в меньшей степени — наглядно-образный, абстрактный.
Словарь беден, пассивный словарь значительно шире активного. Страдает грамматический строй, наиболее часто встречаются нарушения согласования, пропуск или неверное употребление предлогов. Темп речи замедленный. Монологическая речь бессвязна (отмечается соскальзывание с одной темы на другую, лишена логичности и завершенности. На окружающие события реагирует адекватно. Контактен только с хорошо знакомыми людьми, не конфликтен. Алексей — добрый, в меру общительный, но ситуацию оценить верно, часто не в силах, так как система его взглядов еще не сформирована. Сад посещает не регулярно.Навыки культурного поведения находятся на среднем уровне развития: мальчик опрятен, степень самостоятельности минимальна в силу особенностей заболевания, но элементарные правила вежливости знает. Стержневые черты личности, на которые можно опираться в индивидуальной коррекционно-воспитательной работе с мальчиком — доброта, любознательность, развитый познавательный интерес.
Родители проявляют живой интерес и участие в воспитании ребенка, с ребенком систематически проводится комплекс мероприятий по коррекции физического и психического состоянии.
3.3 Содержательный
Коррекционно-развивающая работа в группе для ребенка с ДЦП реализуется взаимодействием в работе воспитателей, родителей, медработника и других специалистов дошкольного учреждения. Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит воспитателю. Основными формами организации учебно-коррекционной работы, которую проводит воспитатель являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. Воспитатель проводит фронтальные занятия в соответствии с учебным планом по развитию речи и фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению с художественной литературой, развитию элементарных математических представлений. Подгрупповые занятия проводятся с подгруппами, которые организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей. Подгруппы имеют подвижный состав. Периодичность подгрупповых и индивидуальныхзанятий определяется особенностями психофизического развития: подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся в объеме. Воспитатель проводит фронтальные или подгрупповые занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструированию, организует наблюдения за природными и общественными объектами в соответствии с Программой, занимается коррекционно-развивающей работой на занятиях и в режимные моменты, осуществляет дифференцированный подход к воспитанию детей с учетом их индивидуальных, физиологических и психических особенностей.
Педагог на основе изучения особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с воспитанниками, направленные на нормализацию эмоционально-личностной сферы, повышение умственного развития и адаптивных возможностей.
Лечебно-профилактические мероприятия, динамические медицинские наблюдения, консультирование специалистов, воспитателей и родителей проводит врач, обслуживающий ДОУ.
Ежедневно в группе для ребенка с ДЦП проводится не более двух занятий: 1 занятия в утреннее время, 1 – после сна, всего в младшей группе 10 занятий в неделю, На 7 -8 минуте занятия рекомендуется проводить физкультминутки для предупреждения переутомления детей, длительность занятий в соответствии с Сан ПиНами в младшей группе до 15 минут. Занятия, требующие умственного напряжения, должны чередоваться с занятиями подвижного характера.
Содержание образовательного процесса в группе определяется образовательными программами ДОУ и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
3.4 Технологический
К основным формам деятельности воспитателя с ребенком ДЦП относятся:
— Воспитание и развитие ребенка в соответствии с реализуемыми в ДОУ общеобразовательными и коррекционными программами.
— Учитывая трудности, связанные с нарушением физического развития, допускается изменение сроков и тематики разделов комплексной программы.
— В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения ребенка с нарушениямифизического развития ставятся следующие задачи:
• сенсорное развитие в соответствие с возрастом;
• освоение предметно-практической деятельности, понимание отношений между предметами;
• освоение продуктивных видов деятельности, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию;
• развитие элементарных математических представлений и понятий;
• формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
• формирование игровой и элементов учебной деятельности.
— Проведение коррекционно-педагогической работы с ребенком, имеющими ОВЗ.
— Ребенок с ДЦП, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешной социализации ребенка. Коррекционная работа предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.
— Работа с родителями (законными представителями) и педагогами.
— Проведение специалистами сопровождения разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных представителей) о задачах и специфике коррекционной работы с детьми по преодолению психологического барьера. Индивидуальные и тематические консультации по овладению конкретными приемами коррекционной работы с ребенком, собрания, тематические выставки.
Источник
-Формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
-Формировать интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым.
-Обучать первичным способам усвоения общественного опыта.
-Создавать условия для накопления разнообразных эмоциональных впечатлений
-Откликаться на своё имя, фамилию.
III.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
— Развивать основные виды движений и двигательные навыки.
-Совершенствовать и развивать тонкую ручную моторику.
-Развивать зрительно двигательную координацию.
— Учить внимательно смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.
— Учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому.
— Учить тихо входить в спортивный зал и строиться в шеренгу по опорному знаку — стенке, веревке, ленте, палке. Учить детей ходить стайкой за воспитателем.
— Учить ходить друг за другом, держась за веревку рукой.
-Учить ходить по дорожке и следам.
-Учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно.
— Воспитывать интерес к участию в подвижных играх.
— Учить спрыгивать с высоты (с гимнастической доски высотой 10-15 см).
— Учить ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске, залезать на горку с поддержкой взрослого и самостоятельно спускаться с нее.
-Учить проползать под веревкой, под скамейкой.
— Учить удерживаться на перекладине с помощью взрослого.
IV. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Формирование мышления
— Создавать предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления.
-Формировать целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.
-Формировать обобщенные представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения.
-Формировать способы ориентировки в условиях проблемно-практической задачи и способы ее решения.
— Учить пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач.
Ознакомление с природой
-Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.
-Воспитывать умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы.
V. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучение игре
-Учить наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.
— Учить обыгрывать игрушки.
— Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым.
— Воспитывать эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.
-Воспитывать интерес к подвижным играм.
— Учить играть рядом, не мешая друг другу.
Изобразительная деятельность
Лепка
-Учить проявлять эмоции при работе с пластичными материалами (глина, тесто, пластилин).
— Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действия по подражанию и по показу.
— Учить раскатывать тесто (глину, пластилин) между ладонями прямыми и круговыми движениями.
— Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.
Аппликация
-Воспитывать интерес к выполнению аппликаций.
-Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка.
Рисование
— Воспитывать интерес к выполнению изображений различными средствами — красками, мелками.
— Учить правильно сидеть за столом при рисовании.
— Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка при рисовании.
-Учить способам обследования предмета перед рисованием (обведение по контуру).
— Закреплять положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и ее результатам.
Конструирование
— Формировать положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.
— Знакомить с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения простейших построек.
— Учить совместно со взрослым и самостоятельно выполнять простейшие постройки, играть с ними по подражанию действиям педагога.
— Формировать способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу и слову.
Трудовое воспитание
Воспитание культурно-гигиенических
навыков
— Учить обращаться к педагогам за помощью.
— Формировать опрятность.
— Учить пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми, одетыми.
— Учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой.
— Формировать навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом.
— Учить пользоваться носовым платком.
-Формировать навык раздевания и одевания, ухода за одеждой.
— Учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него.
VI. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Ознакомление с художественной литературой
— Формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним.
— Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание.
— Вырабатывать умение слушать рассказы или тексты вместе с группой сверстников.
— Учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок.
— Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность
народных произведений, стихов и песенок.
— Учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев.
— Стимулировать ребенка повторять отдельные слова .
— Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений .
Формирование эмоционально-личностного контакта
«Поставь стул», «Возьми чашку», «Принеси игрушку», «Брось в корзину» и т.д.
Зрительный контакт: «Подойди ко мне…», «Посмотри на меня», рассматривание фотографий
Сюрпризные моменты, новые игрушки, ежемесячные выходы за пределы дошкольного учреждения, наблюдения за жизнью и трудом людей.
Подвижные игры выполняются по подражанию действиям воспитателя, носят бессюжетный характер: «Лошадки», «Котята», «Зайчики прыгают», «Догони мяч», «Прокати мяч», «Курочки и петушки», «Птички полетели», «Маленькая змейка», «Проползи через палатку», «Побежим по дорожке», «Пройдем по камушкам», «Передай по кругу», «Спустись с горки», «Беги — ловлю!», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Догоню, догоню» и др.
Часть игр выполняется на метание: «Попади в ворота», «Покачай грушу», «Целься — пли!», «Кольцеброс».
Создание условий для развития н.-д. мышления.
Целенаправленные действия с предметами: «Поймай воздушный шарик», «Кати мячик», «Перевези кубики», «Покатай зайчика» и т. д.
Выполнение предметно игровых действий.
Проблемно-практические задачи
«Достань игрушку!», «»Покатай мишку!», «Построй забор вокруг дома!», «Достань тележку!» и т.д
«Сделай, как я», «Что изменилось», «Посмотри и расставь, как я»,
«Что это такое», «»Строим дома», «Собери целое».
Узнавать яблоко, грушу, помидор, огурец.
Вода, дождь. Снег, лёд
Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной речевой инструкции: «Принеси игрушку», «Поставь стул», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Отнеси в мойку», «Иди в туалет», «Иди в раздевалку», «Спрячь в карман», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»
Мячики», «Помидор», «Шарики»
«Яблоко», «Яблоки для ежика», «Угощение для куклы»
«Испечем печенье»
Соотносить аппликацию с реальными объектами
Обведи и назови», «Обведи и покрути», «Обведи и дорисуй», «Обведи и оживи» и др., «Обведи — в сказку попади» (теневой театр, на фланелеграфе), «Обведи — театр покажи» (настольный театр картинок),
Игры: «Вот наши ручки, вот наши ножки», «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Катя, Катя маленька…», «Где же ваши ручки, где же ваши ножки?», «Бежали наши ножки, бежали по дорожке», «Вот глазки!», «Ротик — ам, ам» и т. д.
Малые формы детского фольклора. Колыбельные песенки, прибаутки, народные сказки, присказки, стихи: «Ладушки», «Наша Маша маленькая…», «Солнышко-ведрышко!», «Услыхала уточка…», «Ветерок-ветерок…», «Идет коза рогатая…», «Киска», «Скок-поскок», «Как у нашего кота…», «Аи, дуду», «Котик серенький», «Водичка-водичка…», «Гуси вы, гуси», «На зеленом на лужку…», «Петушок, золотой гребешок», «Топ-топ», «Поехали-поехали».
Народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др.
Авторские стихи, потешки, присказки: А. Барто. «Мишка», «Бычок», «Кто как кричит», «Птичка», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Самолет»; В. Берестов. «Про машину»; Е. Благинина. «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри», «Сорока — белобока»; Т. Волгина. «Паровоз»; М. Клокова. «Мой конь»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; О. Высотская. «На санках», «Холодно», «Весело, весело» и др.
Источник