Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу пример инвалида

-Формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
-Формировать интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым.
-Обучать первичным способам усвоения общественного опыта.
-Создавать условия для накопления разнообразных эмоциональных впечатлений
-Откликаться на своё имя, фамилию.
III.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
— Развивать основные виды движений и двигательные навыки.
-Совершенствовать и развивать тонкую ручную моторику.
-Развивать зрительно двигательную координацию.
— Учить внимательно смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.
— Учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому.
— Учить тихо входить в спортивный зал и строиться в шеренгу по опорному знаку — стенке, веревке, ленте, палке. Учить детей ходить стайкой за воспитателем.
— Учить ходить друг за другом, держась за веревку рукой.
-Учить ходить по дорожке и следам.
-Учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно.
— Воспитывать интерес к участию в подвижных играх.
— Учить спрыгивать с высоты (с гимнастической доски высотой 10-15 см).
— Учить ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске, залезать на горку с поддержкой взрослого и самостоятельно спускаться с нее.
-Учить проползать под веревкой, под скамейкой.
— Учить удерживаться на перекладине с помощью взрослого.
IV. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Формирование мышления
— Создавать предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления.
-Формировать целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.
-Формировать обобщенные представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения.
-Формировать способы ориентировки в условиях проблемно-практической задачи и способы ее решения.
— Учить пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач.
Ознакомление с природой
-Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.
-Воспитывать умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы.
V. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучение игре
-Учить наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.
— Учить обыгрывать игрушки.
— Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым.
— Воспитывать эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.
-Воспитывать интерес к подвижным играм.
— Учить играть рядом, не мешая друг другу.
Изобразительная деятельность
Лепка
-Учить проявлять эмоции при работе с пластичными материалами (глина, тесто, пластилин).
— Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действия по подражанию и по показу.
— Учить раскатывать тесто (глину, пластилин) между ладонями прямыми и круговыми движениями.
— Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.
Аппликация
-Воспитывать интерес к выполнению аппликаций.
-Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка.
Рисование
— Воспитывать интерес к выполнению изображений различными средствами — красками, мелками.
— Учить правильно сидеть за столом при рисовании.
— Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка при рисовании.
-Учить способам обследования предмета перед рисованием (обведение по контуру).
— Закреплять положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и ее результатам.
Конструирование
— Формировать положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.
— Знакомить с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения простейших построек.
— Учить совместно со взрослым и самостоятельно выполнять простейшие постройки, играть с ними по подражанию действиям педагога.
— Формировать способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу и слову.
Трудовое воспитание
Воспитание культурно-гигиенических
навыков
— Учить обращаться к педагогам за помощью.
— Формировать опрятность.
— Учить пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми, одетыми.
— Учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой.
— Формировать навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом.
— Учить пользоваться носовым платком.
-Формировать навык раздевания и одевания, ухода за одеждой.
— Учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него.
VI. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Ознакомление с художественной литературой
— Формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним.
— Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание.
— Вырабатывать умение слушать рассказы или тексты вместе с группой сверстников.
— Учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок.
— Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность
народных произведений, стихов и песенок.
— Учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев.
— Стимулировать ребенка повторять отдельные слова .
— Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений .
Формирование эмоционально-личностного контакта
«Поставь стул», «Возьми чашку», «Принеси игрушку», «Брось в корзину» и т.д.
Зрительный контакт: «Подойди ко мне…», «Посмотри на меня», рассматривание фотографий
Сюрпризные моменты, новые игрушки, ежемесячные выходы за пределы дошкольного учреждения, наблюдения за жизнью и трудом людей.
Подвижные игры выполняются по подражанию действиям воспитателя, носят бессюжетный характер: «Лошадки», «Котята», «Зайчики прыгают», «Догони мяч», «Прокати мяч», «Курочки и петушки», «Птички полетели», «Маленькая змейка», «Проползи через палатку», «Побежим по дорожке», «Пройдем по камушкам», «Передай по кругу», «Спустись с горки», «Беги — ловлю!», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Догоню, догоню» и др.
Часть игр выполняется на метание: «Попади в ворота», «Покачай грушу», «Целься — пли!», «Кольцеброс».
Создание условий для развития н.-д. мышления.
Целенаправленные действия с предметами: «Поймай воздушный шарик», «Кати мячик», «Перевези кубики», «Покатай зайчика» и т. д.
Выполнение предметно игровых действий.
Проблемно-практические задачи
«Достань игрушку!», «»Покатай мишку!», «Построй забор вокруг дома!», «Достань тележку!» и т.д
«Сделай, как я», «Что изменилось», «Посмотри и расставь, как я»,
«Что это такое», «»Строим дома», «Собери целое».
Узнавать яблоко, грушу, помидор, огурец.
Вода, дождь. Снег, лёд
Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной речевой инструкции: «Принеси игрушку», «Поставь стул», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Отнеси в мойку», «Иди в туалет», «Иди в раздевалку», «Спрячь в карман», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»
Мячики», «Помидор», «Шарики»
«Яблоко», «Яблоки для ежика», «Угощение для куклы»
«Испечем печенье»
Соотносить аппликацию с реальными объектами
Обведи и назови», «Обведи и покрути», «Обведи и дорисуй», «Обведи и оживи» и др., «Обведи — в сказку попади» (теневой театр, на фланелеграфе), «Обведи — театр покажи» (настольный театр картинок),
Игры: «Вот наши ручки, вот наши ножки», «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Катя, Катя маленька…», «Где же ваши ручки, где же ваши ножки?», «Бежали наши ножки, бежали по дорожке», «Вот глазки!», «Ротик — ам, ам» и т. д.
Малые формы детского фольклора. Колыбельные песенки, прибаутки, народные сказки, присказки, стихи: «Ладушки», «Наша Маша маленькая…», «Солнышко-ведрышко!», «Услыхала уточка…», «Ветерок-ветерок…», «Идет коза рогатая…», «Киска», «Скок-поскок», «Как у нашего кота…», «Аи, дуду», «Котик серенький», «Водичка-водичка…», «Гуси вы, гуси», «На зеленом на лужку…», «Петушок, золотой гребешок», «Топ-топ», «Поехали-поехали».
Народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др.
Авторские стихи, потешки, присказки: А. Барто. «Мишка», «Бычок», «Кто как кричит», «Птичка», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Самолет»; В. Берестов. «Про машину»; Е. Благинина. «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри», «Сорока — белобока»; Т. Волгина. «Паровоз»; М. Клокова. «Мой конь»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; О. Высотская. «На санках», «Холодно», «Весело, весело» и др.
Источник
Муниципальное бюджетное учреждение дошкольная образовательная организация
«Детский сад № 18 комбинированного вида»
УТВЕРЖДЕНО
заведующий МБУ ДОО№ 18
___________Л.А.Микеловой
от «____» «_________» 20__г.
№________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Соловьянов Сергей на 2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Диагноз
ОНР -I. Знания, умения и навыки сформированы ниже возрастной нормы – (таким образом, Соловьянов Сергей Иванович является ребенком с ОВЗ в соответствии со ст.2 п.16 ФЗ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании РФ»)
Рекомендовано
Продолжить обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе для детей с общим недоразвитием речи. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом.
Воспитатель:
Ф.И.О.____________________________________
Специалисты:
Ф.И.О._____________________________________ – учитель – логопед
Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи (I) . Обращенную речь понимает.
Нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих, сонорных звуков). Словарный запас ограничен.
Связная речь не сформирована. Фонематические функции не сформированы. Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Не регулирует силу нажима на карандаш, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы частично. Снижен интерес к игре. У Сережи ослаблено здоровье, снижен уровень физического развития.
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи: 1. Развитие всех компонентов речевой системы
2. Развитие и формирование познавательных процессов
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4.Развитие общей мелкой моторики.
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
— Форма обучения очная ,групповая.
— Работа в общем режиме.
— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
— Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальный учебный план:
Усиление всех образовательных областей: «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» цель в :
— развитии игровых умений и навыков;
— поддержании интереса ребенка к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;
— формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания;
— становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Образовательная область «Физическое развитие» цель в:
-развитии координации , гибкости,
-умении выполнять основные виды движений (ходьба, бег, повороты),
— научить играть в подвижные игры с правилами.
Физическая культура
помещение
на улице
2 / 40 мин.
1 / 20 мин.
Образовательная область «Речевое развитие»
-развитие и обогащение пассивного и активного словаря,
-развитие коммуникативного навыка,
—продолжать развивать умение слушать и понимать обращенную речь.
Развитие речи
2 / 40 мин. (учитель — логопед)
Чтение художественной литературы
Ежедневно
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование
1 / 20 мин.
-развитие навыков рисования.
-умение различать и показывать основные цвета.
Лепка
0,5 / 10 мин
-развитие мелкой моторики,
-развитие умения делать из пластилина простые изделия (шар, колбаску).
Аппликация
0, 5 / 10 мин.
-развивать умение располагать и наклеивать на листе бумаги детали аппликации,
-умение держать в руках ножницы, делать простые надрезы.
Музыка
2 / 40 мин.
-обучение элементарным ритмическим движениям,
-развитие певческих навыков, повторение музыкальной мелодии
-развивать умение воспроизводить музыкальный рисунок.
-различать характер музыкальных произведений (веселая, грустная)
-учить различать динамические оттенки музыки (громко, тихо)
Образовательная область «Познавательное развитие»:
-учить различать и показывать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
-учить различать предметы по размеру, цвету.
-показывать больше — меньше.
Конструирование
-учить создавать простые постройки из строительного материала,
-подбирать предметы по размеру и форме.
Ознакомление с окружающим и предметным миром
-учить различать предметы вокруг себя,
-показывать разные предметы своего окружения.
Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.
Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий
специалистов.
Индивидуальные занятия
Педагог — психолог
2/15 мин.
Учитель — логопед
3/15 мин.
Воспитатель
2/ 15 мин.
Музыкальный руководитель
Логопедическое сопровождение
Коррекционно-образовательные технологии, программы:
— Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой.
— Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у старшей логопедической группы составлена на основе Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (автор Нищева Н.В.)
— Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой
— Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко
Инновационные технологии, методы и средства:
ИКТ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения
Сказкотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы
Мнемотехники
Здоровьесберегающие технологии:
— динамические паузы,
— разминку для пальцев,
— упражнения для глаз,
— дыхательная гимнастика,
— релаксационные паузы,
— психогимнастика,
— музыкотерапию,
— пальцевый массаж.
Формы контроля и учета достижений ребенка:
Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.
Коррекционный компонент:
Психолого – педагогическое сопровождение
(индивидуальный учебный план)
1. Учитель – логопед
2. Лексика.
Расширение и обогащение словаря по лексическим темам.
Обогащение словаря, существительными , глаголами и прилагательными.
3.Грамматический строй речи.
Согласовывать существительное с прилагательным в И.п., с числительным.
Работа по пониманию и употреблению простых понятий.
4.Фонематическая сторона речи
Формировать умение выделять гласные и согласные звуки соотнося их с цветом.
Закреплять понятие звук, слово.
5.Связная речь.
Формировать умение повторять речевой образец.
Применять в речи.
6.Работа над развитием мелкой моторики
Индивидуальные занятия: вторник, среда, пятница
Взаимодействие с семьей воспитанников:
Форма участия родителей в реализации программы:
Осуществление коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком в домашних условиях в соответствии с рекомендациями специалистов.
Создание дома необходимой коррекционно-развивающей среды.
Обеспечение необходимого режима для ребенка.
Активное участие в коррекционно- развивающих занятиях специалистов.
Проведение необходимых диагностических и лечебно- профилактических мероприятий в учреждениях здравоохранения по рекомендациям специалистов.
Содержание помощи семье воспитанника:
Педагог-психолог
Воспитатель
Январь
Консультация «Психологические особенности детей ДЦП»
Педагог-психолог
Февраль
Консультация «Коррекционно- развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП»
Зам.зав.по УВР
Март
Картотека игр для индивидуальной работы с Соловьяновым С.
Педагог-психолог
Апрель
Консультация «Развитие художественных навыков и мелкой моторики»
Воспитатель
Май
Диалог между специалистами и родителями «Итоги работы, перспективы на будущее…»
Педагог-психолог
Воспитатель
Зам.зав.по УВР
Заключительный раздел
Ожидание родителей: познавательное и физическое развитие
Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ; овладение самостоятельной, связной речью и коммуникативными навыками.
Заключение и рекомендации
Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.
Список литературы
Г.А.Урунтаева,Ю.А.Афонькина- Практикум по детской психологии- издательство «Просвещение»1995 г
А.Н.Веракса- Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника- издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ,Москва,2016 г
Л.А.Венгер- Дошкольная психология
Источник