Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по музыкальному развитию
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ
ЮС
В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. Современные тенденции социального развития ставят перед образовательными учреждениями новые задачи, поскольку особый, более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления, является залогом социального успеха каждого, а значит залогом процветания нации.
К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала — с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Поэтому большое внимание уделяю работе с детьми, имеющими ярко выраженные музыкальные способности, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаю создать условия для развития личности. В ходе диагностики я выделяю группы детей не только с недостаточным развитием, но и способных детей. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника представляет собой индивидуальные характеристики личности ребенка, характеристику осваиваемых ребенком единиц воспитания и образования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и продукт творческо-преобразовательной деятельности ребенка. ИОМ предоставит детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей.
Цель: разработка, апробация и систематизация способов включения одаренного ребенка в образовательно-развивающую деятельность, предоставление ему возможности выбора образовательной траектории.
Задачи:
1. Создать благоприятное образовательное пространство в ДОО и семье с достаточно высокой степенью свободы музицирования и учетом ФГОС ДО.
2. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка.
3. Анализировать достижения ребенка в контексте реализации целевых ориентиров дошкольников, заявленных ФГОС ДО.
4. Пополнять «Портфолио» ребенка достижениями в области музыкального творчества и участия в конкурсных мероприятиях.
Характеристика качеств личности и методы работы с ребенком
№ п/п | Качество личности | Характеристика качеств личности | Методы и формы работы |
1. | Уровень любознательности, познавательная потребность | Ребёнок испытывает удовольствие от музыкальной деятельности: пения, музицирования, слушания музыки, ребенку свойственно стремление к познанию | Создание условий для музицирования в группе, исследование любимых песен членов семьи, разучивание с педагогом музыкальных подарков для близких людей |
4 | Уровень проявления оригинальности мышления | Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных | Разработка новых вариантов исполнения произведения: в сопровождении шумовых инструментов, под фонограмму, под хлопки и притопывания и т.д. |
5. | Уровень концентрации внимания | Способность долгое время концентрировать внимание на одном объекте, связанном с музыкой | Сложные и сравнительно долговременные возможности ребенка по выполнению заданий, связанных с музицированием и пением |
6. | Способность к оценке исполнения произведения | Производное критическое мышление | Анализ собственной или чужой музыкальной деятельности |
7. | Уровень памяти | Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать музыкальные произведения | Задания по составлению концертных программ: для кукол, для детей, для родителей и т.д. |
8. | Широта интересов | Одарённый ребенок может многое | Развивать и поддерживать широту интересов: пластическое движение под музыку, переинтонирование музыки в художественный образ и т.д. |
Формы взаимодействия с ребенком участников образовательного процесса (педагогов, родителей, ребенка)
деятельность | срок | Форма представления результата |
Диагностика уровня музыкального развития | Сентябрь 2018 г. | Составление диагностической карты |
Конкурсы | Ноябрь | Участие в региональном конкурсе: «Василиса» |
Занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) | В течение года | Участие в праздниках, развлечениях, совместно с детьми из группы |
Индивидуальные занятия | В течение года | Подготовка программы для выступлений |
Посещение учреждений культуры (при участии родителей) | В течение года | Информация для детей о понравившихся музыкальных спектаклях, концертах и т. д. |
Участие в социально-значимых мероприятиях | В течение года | Выступления перед незнакомой аудиторией |
Конкурсы | Март-апрель | Участие в районных конкурсах: «Взрослые и дети»; «Крылья мечты» |
Диагностика уровня музыкального развития | Май 2019г. | Составление диагностической карты, анализ изменений |
Проектирование индивидуальной образовательной траектории
№ | Этапы работы | Форма представления результатов | Сроки реализации |
1 | Проведение диагностики уровня развития музыкальности | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности | Сентябрь 2018 |
2 | Работа над развитием голоса: — развитием диапазона голоса; — развитие дыхания; — работа над чувством ритма | Расширение диапазона от с1-с2; Увеличение продолжительности дыхания | Сентябрь 2018-май 2019 |
3 | Разучивание песни «Осенние дорожки»: | Овладение вокальными навыками пения легато | Сентябрь-октябрь 2018 |
4. | Работа над развитием голоса: — работа над певческой дикцией и артикуляцией; — работа над чувством ритма | Развитие дикции и артикуляции, необходимых при пении; Развитие чувства ритма | Сентябрь 2018-май 2019 |
5. | Работа над коммуникативной компетенцией с помощью неречевых средств: мимики и пластики движений | Развитие коммуникативной компетенции | Октябрь-ноябрь 2018 |
6. | Разучивание песни «Осень» | Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением | Октябрь 2018 |
7. | Участие в конкурсе «Василиса» с вокальным номером «Осень» | Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением | Ноябрь 2018 |
8. | Развитие движений в пространстве сцены | Формирование сценической культуры | Ноябрь –декабрь 2018 |
9. | Разучивание песни «Новогодний хоровод» | Овладение навыком исполнения нон легато | Декабрь 2018 – январь 2019 |
10. | Выступление на новогоднем утреннике в роли «Снегурочка» | Раскрепощенность во время выступления на сцене | Декабрь 2018 – январь 2019 |
11. | Интерпретация восприятия музыки в творческой деятельности: музицировании | Использование шумовых инструментов для аккомпанемента к музыкальным произведениям | Январь-февраль 2019 |
12. | Участие в конкурсах «Крылья мечты» и «Взрослые и дети» с вокальным номером «Ходит моя бабушка» | Формирование желания победы и достижения ее | Апрель 2019 |
13. | Разучивание песни «Мир похож на цветной луг». Музыка В.Шаинского. Слова М.Пляцковского | Освоение умения петь в ансамбле с детьми | Май 2019 |
14 | Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности | Май 2019 |
15. | Проектирование дальнейшего развития музыкальности | Создание образовательного маршрута на 2016-2017 год | Июнь 2016 |
Источник
Лариса Степанова
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с проблемами в музыкальном развитии
Пояснительная записка
Сегодняшняя действительность требует от человека активности и успешности. Хорошо понимая, что задатки будущего закладываются уже в детстве, взрослые стремятся приобщить своих детей к занятиям, которые развивают не только способности, но и активность, самостоятельность, коммуникабельность.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах в жизни. Содержание Основной общеобразовательной программы, по которой работает наш детский сад, направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Приоритетное направление нашей работы с детьми – познавательно-речевое развитие. Но также большое внимание уделяем художественно-эстетическому развитию детей, используем индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаем создать условия для развития личности, и основываемся на знании индивидуальных особенностей дошкольника. В ходе диагностики мы выделяем группы детей с недостаточным развитием и способные дети. На каждую группу детей ведется индивидуальная документация – диагностическая карта. Диагностическое обследование проводится два раза в год (согласно годового плана): сентябрь-октябрь и апрель-май. Для детей, показавших низкие результаты, проводится дополнительная диагностика в январе. Используется 3-х уровневая оценка (высокий уровень-3, средний -2, низкий уровень-1, которая позволяет качественно определить уровень развития каждого ребенка, отследить динамику индивидуального развития. Подсчет ведется по 3-х бальной системе. Ребенок обследуется как со стороны родителей, так и со стороны музыкального руководителя: заполняются анкеты с целью выявления проблем в развитии музыкальных способностей. Для проведения диагностики по развитию музыкальных способностей детей используются методики обследования: наблюдение, беседа, экспертная оценка, задания и другие методы, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.
Психолого-педагогический портрет ребенка
Анкетные данные
Имя: Илья
Возраст: 6 лет
Проблема в развитии
Обследование Ильи показало, что мальчик мало интересуется музыкой, испытывает трудности при пении и выполнении музыкально-ритмических движений. Илья не может определить жанр прослушанного произведения и инструмент, на котором оно исполняется, характер музыкального произведения. Ребенок не владеет игрой на детских музыкальных инструментах, не проявляет себя в творческой, танцевальной и музыкально-игровой импровизации. Илья очень замкнутый мальчик, не проявляет творческой активности.
Рекомендации.
Для преодоления проблем к ребенку требуется индивидуальный подход. Ведущим направлением в работе является развитие музыкально-творческой активности в образовательной деятельности и в свободное время, потребности к восприятию музыки.
Цель и задачи.
На основе выводов и рекомендаций, полученных при анализе ситуации развития ребенка, считаем, что целью является формирование у ребенка интереса к музыке, творческой активности в разных видах музыкальной деятельности.
Чтобы осуществить эту цель, поставили следующие задачи:
• Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности.
• Развивать и совершенствовать музыкальные способности.
• Формировать культуру слушания музыки.
• Формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.
• Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.
Материально-техническое обеспечение:
• Наглядно-дидактические пособия;
• Аудиотека;
• Альбом, иллюстрации;
• Музыкальные дидактические игры;
• Музыкальные подвижные игры;
• Детские музыкальные инструменты.
Ожидаемые результаты:
Ребенок:
• Проявляет интерес к музыке
• Владеет навыками слушания музыки
• Владеет певческими и музыкально-ритмическими умениями и навыками
• Проявляет творческую активность в разных видах музыкальной деятельности
Родители активно участвуют в образовательном процессе.
Для дальнейшей работы с мальчиком составлен план индивидуальной коррекционной работы совместно с воспитателями, подобраны доступные упражнения для развития музыкальных способностей, организована деятельность для закрепления навыков и умений в самостоятельной деятельности.
Месяц Основные направления в работе, игры, упражнения с ребенком Взаимодействие с семьей Участники
Сентябрь Развитие тембрового и динамического восприятия.
М/игры: «Угадай, на чем играю?», «Тихо-громко», «Музыкальный магазин».
Игра на детских музыкальных инструментах: ложки, бубен, колокольчик, металлофон. Консультация «Как создать условия для музыкального воспитания в семье»
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Октябрь Формирование навыков культуры слушания музыки.
Слушание произведений из детского альбома П. И. Чайковского: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла» и др. Беседа «Музыкален ли ваш ребенок».
Подбор аудиотеки по теме «Детский альбом П. И. Чайковского» Музыкальный руководитель, воспитатели, логопед, родители.
Ноябрь Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных жанров музыки. Советы как научить ребенка слушать классическую музыку и высказывать своё мнение о ней. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Декабрь Работа над звуковысотным восприятием.
Д/игры: «Мама и детки», «Птица и птенчики», «Кто в домике живет» Подбор музыкальных игр по развитию звуковысотного восприятия Музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Январь Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания):
— «Яблоко»;
— «Восстанови рисунок»;
— Запомни и нарисуй»;
— «Соедини фигуры»;
— «Дорисуй по клеткам»;
— «Составь предмет из фигур. Рекомендации «Особенности психических процессов»
Игры на закрепление психических процессов:
— «Чего не достает»;
— «Что лишнее»;
— «Найди различия»;
— «Парные предметы». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Февраль Совершенствование музыкально-ритмических движений:
— развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки;
— передавать музыкальный образ в играх и танцах.
— выразительно выполнять движения танцев, игр. Советы «Музыкальные подвижные игра и их использование в домашних условиях» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Март Развитие и совершенствование ритмического слуха:
— «Ритмическая мозаика»
— «Подними нужный символ»
— «Раз, два, три, за мною повтори»
— Игра на одной пластине металлофона.
Консультация «Особенности ритмического восприятия у детей»
Игры с ребенком на развитие ритмического слуха:
— «Сыграй и повтори»
— «Запомни, повтори»
— «Морзянка»
— «Музыкальные брусочки». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Апрель Развитие певческих умений и навыков:
— чисто интонировать мелодию;
— четко проговаривать слова песни;
— правильно брать певческое дыхание
-петь коллективно и индивидуально. Беседа «Развитие певческих умений и навыков»
Вместе с ребенком петь песни, импровизировать их. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Май Побуждение к элементарному музыкальному творчеству:
— Выполнение дыхательной гимнастики;
— Использование знакомых плясовых движений в импровизации;
-Выразительная передача музыкальных образов в игре;
— Песенное творчество.
— Придумывание мелодий на металлофоне. Памятка «Приемы развития музыкального творчества у дошкольников»
Игры на развитие творческих способностей:
— «Придумай и покажи»;
— «Нарисуй музыку»;
— «Выхожу я поплясать»;
— «Музыкальная лесенка». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут.
Социально экономические изменения ,происходящие в стране,развитие национальной системы образования в направлении демократизации и гуманизации ,объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к организации ,содержанию педагогической работы с детьми.Изменение подходов к образованию детей направлено на формирование и развитие социально-активной личности ,обладающей навыками социально адаптивного поведения.Одним из путей реализации этой задачи явяется инклюзивное образование,которое обеспечивает равные права,доступность,возможность выбора подходящего индивидуального оьразовательного маршрута для любого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифферинцированная образовательная программа,как система конкретных совместных действий администрации ,основных педагогов,родителей в процессе включения ребёнка в образовательный процесс.
Индивидуально-образовательный маршрут в современном образовании одновременно и определённое и чрезвычайно высокое понятие,возникнувшее как результат практической деятельности образовательных учреждений,ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательных процессах.
В исследовании И.А.Галацковой определены и охарактеризованы четыре вида вариативных образовательных маршрута:
1)с опережающими темпами развития
2)с ослабленным здоровьем
(самотическая ослабленность,повышенная утомляемость,сниженная работоспособность)
3)с низкой учебной мотивацией
4)одарённых детей со специальными способностями (повышенная эмоциональность,недостаточный уровень саморегуляции ,трудности в общении)
При проектировании индивидуального образовательного маршрута педагоги ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные возможности и потребности воспитанника.Маршрут создаётся с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей.
При разработке индивидуального образовательного образовательного маршрута специалисты руководствуются рядом принципов(Т.В.Волосовец,Т.Н.Гусева,Л.М.Шипицина и др.):
— принцип опры на обучаемость ребёнка,принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.
— принцип соблюдения интересов ребёнка .Л.М.Шипицина называет его «на стороне ребёнка».Специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребёнка.
— принцип отказа от усреднённого нормирования,т.е. избегания прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребёнка.
— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
— принцип непрерывности,когда ребёнку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.Специалист прекратит поддержку только тогда,когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
— принцип мультидисциплинарности.Эффективность помощи ребёнку зависит от кооперации действий различных специалистов,владеющих различным предметным,профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребёнка.
В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребёнка соотношение форм и видов деятельности,индивидуализированный объём и глубина содержания,специфические психолого-педагогические технологии,учебно-методические материалы.
Материалы представлены в таблице № 1,2,3.
Индивидуальный образовательный маршрут
Образовательная область «Музыка»
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________
Группа__________________подготовительная______________________________
Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника
Задача: Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка
Периодичность занятий: _________________________________________________
Длительность: __________________________________________________________
Результат мониторинга | Виды музыкальной деятельности | П р о б л е м а | Р е ш е н и е | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |||
1. Слушание музыки | 1. Слабый интерес к слушанию музыкальных произведений 2. Затрудняется в определении характера и образа музыкального произведения 3. Ограниченный словарный запас 4. Затрудняется в определении жанра музыки | 1. Использование ИКТ, художественных иллюстраций, художественного слова 2. Музыкально-дидактические игры на определение характера музыки, развитие эмоций 3. Пополнение словарного запаса, чтение стихов, рассказов, сказок 4. Музыкально-дидактические игры на развитие музыкальной памяти | ||||
2. Пение | 1. Не правильно передает мелодический рисунок песни 2. Слабый артикуляционный аппарат 3. Неправильно пользуется дыханием 4. Недостаточно развито чувство ансамбля | 1. Упражнения на развитие слуха и голоса 2. Артикуляционная гимнастика, упражнения для языка 3. Дыхательная гимнастика 4. Пение в ансамбле, упражнения на коммуникацию. | ||||
3. Движение под музыку | 1. Недостаточно развито чувство ритма 2Слабое слуховое восприятие музыки 3. Не согласованность движений с музыкой 4. Низкий уровень передачи в движениях эмоционального уровня | 1. Упражнения на развитие чувства ритма. 2. Музыкально-дидактические игры 3. Развивающая предметно-пространственная среда, игры с предметами 4. Пластические этюды, танцевальное творчество | ||||
4. Игра на детских музыкальных инструментах | 1. Не владеет навыками игры на д.м.и. 2. Не достаточно развито чувство ритма 3. Слабо проявляет интерес к музицированию 4. Затрудняется играть в ансамбле | 1. Игры-упражнения 2. Муз-дид.игры на развитие чувства ритма 3. Просмотр презентаций с использованием ИКТ 4. Развитие коммуникативных качеств через игры, упражнения с музыкальными инструментами |
Таблица 1
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей
Образовательная область «Музыка»
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________
Группа________________________________________________________________
Цель маршрута: Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности воспитанника, удовлетворение потребности самовыражения
Задача: Амплификация развития (максимально обогатить личностное развитие воспитанника на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности)
Периодичность занятий: _________________________________________________
Длительность: __________________________________________________________
Результат мониторинга | Виды музыкальной деятельности | П р о б л е м а | Р е ш е н и е | Р е к о м е н д а ц и и | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | Взаимодействие специалистов и воспитателей групп; консультации с детским психологом; индивидуальные беседы с родителями |
| ||
1. Слушание музыки | Не умеет сдерживать эмоции, не способен к волевым усилиям, не может следовать социальным нормам и правилам поведения | ||||||
2. Пение | Отсутствует самоконтроль во время пения | ||||||
3. Движение под музыку | Не умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других детей, сопереживать неудачам и радоваться их успехам | ||||||
4. Элементарное музицирование | Не умеет подчиняться правилам и социальным нормам |
Таблица 2
Индивидуальный образовательный маршрут
Образовательная область «Музыка»
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________
Группа_______________старшая_________________________________________
Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника
Задача: Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка
Периодичность занятий: _________________________________________________
Длительность: __________________________________________________________
Результат мониторинга | Виды музыкальной деятельности | П р о б л е м а | Р е ш е н и е | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |||
1. Восприятие музыки | 1. Не сформирован навык культуры слушания музыки, музыкальная память 2. Не развито умение чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном 3. Не сформировано умение замечать средства музыкальной выразительности (тихо, громко, медленно, быстро) 4. Не развита способность различать звуки по высоте | 1. Использование ИКТ, художественных иллюстраций, художественного слова 2. Пополнение словарного запаса, чтение стихов, рассказов, сказок 3. Музыкально-дидактические игры на определение динамики, темпа, ритма, диатонического слуха 4. Музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного слуха | ||||
2. Пение | 1. Не сформирован навык выразительного пения 2. Не четко произносит слова 3. Неправильно пользуется дыханием 4. Не развит навык сольного пения без инструментального сопровождения | 1. Музыкально-дидактические игры на определение настроения 2. Артикул. гимнастика, упражнения для языка 3. Дыхательная гимнастика 4. Упражнения на развитие слуха и голоса | ||||
3. Движение под музыку | 1. Выполняет движения не ритмично 2. Не умеет самостоятельно менять движения в соответствии с музыкальными фразами 3. Не ориентируется в пространстве, затрудняется выполнять перестроения | 1. Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма. 2. Музыкально-ритмические упражнения, 3. Игры на развитие ориентировки в пространстве | ||||
4. Игра на детских музыкальных инструментах | 1. Не владеет навыками игры на д.м.и. 2. Не сформировано умение игры в ансамбле | 1. Игры-упражнения 2. Развитие коммуникативных качеств через игры, упражнения с музыкальными инструментами |
Таблица 3
Источник