Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду по математике
Тема занятий
Режимные моменты
Самостоятельная деятельность
Взаимодействие с родителями
ноябрь
1. «Цифры заблудились» Расставить цифры по порядку Учить называть цифры по порядку Штриховка.
2. «Что изменилось? Какой цифры не стало? » Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряда Провести игру «Назови соседа»
3.«Веселый паровозик» Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. Решать примеры путем прибавления цифры 1
4. Поставь машины в гараж Решение примеров путем присчитывания единицы Учить называть следующую и предыдущую цифру
Декабрь 1. «Почтальон» Разнести письма – примеры по домам (решение примеров путем прибавления и вычитания цифр 1 и 2) Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату»
2. «Десантники» Каждого «десантника»- цифру приземлить на свой пример. Игры дома на счет предметов, которые окружают ребенка.
3. Помоги Незнайке решить примеры Решение примеров первого десятка с использованием перефокарт Решать примеры с использованием сказочных героев: Хрюши, Степашки, Чебурашки и т. д
4. Поможем ежику собрать грибы Закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка Решение примеров в домашних условиях
Январь
Тема раздела: «Количество и счет от 1 до 10»
Содержание занятия 1: название и последовательность, обозначение чисел в пределах 10.
Содержание занятия 2: счет, формирование представления о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один).
Содержание занятия 4: различение количественного и порядкового счета. Счет в обратном порядке. Действие «сложение» и «вычитание».
Планируемый результат: читать, записывать числа в пределах 10 и сравнивать их; находить сумму и разность в пределах 10.
Февраль
Тема раздела: «Величина, сравнение предметов по размеру и форме»
Содержание занятия 1:сравнение предметов по величине путем наложения, приложения, с помощью ощущений.
Содержание занятия 2: знакомство с формой предметов: круглая, квадратная, треугольная.
Содержание занятия 3: развивать умение объединять и выделять предметы по заданным свойствам.
Планируемый результат: уметь сравнивать предметы по величине и форме, пользоваться понятиями: больше — меньше, шире — уже, длиннее — короче и так далее. Отличать формы круга, квадрата, треугольника.
Март
Тема раздела: «Ознакомление с пространственными и временными отношениями»
Содержание занятия 1: формирование представлений о пространстве и времени.
Содержание занятия 2: изучение взаимного расположения предметов: наверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, над, под, рядом, между.
Содержание занятия 3: уточнение представлений о времени суток: утро – вечер, день – ночь.
Содержание занятия 4: знакомство с понятиями: вчера, сегодня, завтра, сначала, потом, раньше, позже.
Планируемый результат: уметь рассуждать, находить причинно-следственные связи, вести диалог.
Апрель
Тема раздела: «Геометрические фигуры»
Содержание занятия 1: различение геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг.
Содержание занятия 2: нахождение геометрических фигур в знакомых предметах.
Содержание занятия 3: моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунка: елочка, домик и т. д. (2-3 детали).
Содержание занятия 4: группировка фигур по форме, цвету, размеру.
Планируемый результат: иметь представление о различении геометрических фигур, знать последовательность практических действий.
Май
Тема раздела: «Закрепление знаний»
Содержание занятия 1: организация рабочего места; чтение и запись чисел в пределах 10.
Содержание занятия 2: сравнение чисел.
Содержание занятия 3: нахождение суммы и разности в пределах 10.
Содержание занятия 4: сравнивать предметов по ширине, высоте, длине, массе; развивать умение различать геометрические фигуры.
Прогулка «Счет по ступенькам: прямой и обратный»
Вечер «С карандашом по контору»
Обед «Расставь посуду и посчитай»
Сон Чтение математической сказки
Вечер Разгадывание загадок математического содержания
Прогулка
Пересчет шагов до разных предметов
Расчесывание волос после сна: сравнение волос по длине, цвету.
Прием пищи: «Тарелка стоит на столе, суп налит в тарелку, ложку держим правой рукой, хлеб – левой»
Строительная игра «Чья башня выше?
Прогулка Занимательные математические вопросы
Прогулка
Посчитай кусты, игрушки.
Прогулка
Определи геометрические формы транспортных средств, зданий.
Дежурство: раскладывание приборов и материалов для занятий точно по количеству сидящих за одним столом детей.
Прогулка
Сравни деревья по высоте
Д/и
«Расставь недостающие номера»
«Игра
Какое число между»
Д/и
«Цепочка примеров»
«Задачи – смекалки»
Д/и
«Правильный счет»
Д/и
«Веселый зоопарк»
Д/и
«Часть и целое»
Настольная игра
«Блоки Дьенеша»
Д/и
«Арифметический тир»
Настольная игра
«Палочки Кюизенера»
Д/и
«Развиваем внимание»
Д/и
«Поиграем, посчитаем»
Настольная игра
«Складываем и вычитаем»
Д/и
«Числовые домики»
Д/и
«Геометрические формы»
Д/и
«Конфетки и монетки»
Д/и
«Математический планшет»
Д/и
«Числовые цепочки»
Д/и
«Математические весы»
Настольная игра
«Вставь пропущенное число»
Информировать родителей о задачах и содержании работы по математическому развитию ребенка.
Участие родителей в работе по математическому развитию ребенка (математические ярмарки, праздники, конкурсы).
Создание обогащенной математической предметно-развивающей среды в детском саду и дома.
Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.
Консультация
«Счет в дороге»
Беседа «Интеллектуаль-ные игры для развития ребенка»
Консультация «Учиться можно только весело»
Консультация «Геометрия для дошкольника»
Беседа «Веселые занятия дома по ФЭМП»
Фотовыставка «Изучаем математику в детском саду»
Выставки,
дни открытых дверей,
совместный с детьми КВН,
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 90 «Айболит»
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта говорит сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Данный индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении, создание условий для математического развития ребенка, формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения. Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения по программе и реальными возможностями ребенка, его познавательными потребностями в целях своевременной коррекции организуемой образовательной деятельности.
Создание в группе условий, способствующих позитивной социализации ребенка, его математического развития и ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоения программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
1. Организовать дифференцированную и целенаправленную математическую работу с ребенком по его развитию; 2. Наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями ребенка;
3. Создать условия для успешной адаптации к школьному обучению .
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 90 «Айболит»
Трудности: Недостаточная активность ребенка в непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП, испытывает трудности при выполнении заданий математического характера
Месяц
Неделя
Сентябрь
«счет в пределах 10»
Режимные
моменты
Непосредственно-
Образовательная
деятельность
Самостоятельная
деятельность
Взаимодействие
С родителями
1 неделя
Обед.Проверить сервировку стола.
Цель:формировать умение определять количество ложек,
Тарелок,чашек и т.д.при помощи счета в пределах 10
Игровое упражнение «Отсчитай столько же»
Рассматривание
Картинок:
«Найди отличия»
«Курочка и цыплята»
Цель: формировать навыки счета до 10
Предложить родителям поиграть с ребенком в игру
«Составим поезд»
Цель: закреплять навык счета.
2 неделя
Прогулка: «Счет по ступенькам прямой и обратный»
Упражнение «учись считать»
Упражнение «Раскрась вторую половинку»
Информировать родителей о задачах и содержании работы по развитию математических
Способностей ребенка
3 неделя
Прогулка: «Пересчет шагов до разных предметов»
Упражнение «Считаем дальше»
Дид. Игра
«Вставь пропущенное число»
Беседа «Интеллектуальные игры для развития
Ребенка»
Октябрь
Геометрические
Фигуры»
1 неделя
Прогулка «Определи геометрические
Формы транспортных
Средств, зданий
Игра «Найди предмет такой же
Формы»
Упражнение «Закрась геометрические
Фигуры»
Консультация «Геометрия для дошкол3
*52/
ьника»
2 неделя
Дежурство «Расставь подносы круглой формы»
Игровое упражнение «Не
Ошибись»
Дид. Игра «Украсим коврик»
Задание «Нарисуй вместе с мамой»
3 неделя
Прогулка «Нарисуй на земле палочкой
Геометрический замок»
Игровое упражнение «Найди четырехугольники»
Упражнение «Выложи орнамент»
Беседа с ребенком «Какой формы предметы , которые нас окружают»
4 неделя
Прогулка: подвижная игра
«Найди свой домик!
Упражнение «Сравни фигуры»
Игра «Построим домик»
Совместно с ребенком « Поделка из геометрических фигур»
Ноябрь
1 неделя
«Дни недели»
Вечер:
игра с мячом «Какой день был вчера, если сегодня…»
Игровое упражнение «Дни недели»
Нарисуй дни недели
Консультация «Учиться можно весело»
2 неделя
Утро: Заучивание стихов о днях недели
Игровое упражнение с мячом « Назови соседей»(понедель- ника, и т. д.)
Раскрась дни недели
Участие родителей по математическому развитию ребенка (математические конкурсы, праздники)
3 неделя
Подвижная игра: «Дни недели, стройтесь в ряд»
Игра «Дни недели перепутались»
Составь меню
Для «Робина- Бобина»
Игра на дом « Что изменилось»
4 неделя
Дежурство: «полей то растение, которое мы поливали в понедельник»
Игра « Какой день был вчера, если сегодня пятница?»
Составь радугу из дней недели
Повторение стихов о дях недели
ДекабрьЦифры
1 неделя
Выполнение заданий на индивидуальных листах
Игра «Какой цифры не стало»
Д.и. «Расставь недостающие номера»
Консультация «Счет в дороге»
2 неделя
Вечер: «С карандашом по контуру»
Игра Десантники»- цифру приземлить на свой пример
Упражнение «Обведи цифру по контору»
Создание обогащенной математической предметно- развивающей среды
3 неделя
Игра «Цифры заблудились»- расставить цифры по порядку
Игра «Назови соседа»
Игра «Какая цифра между»
Игры дома на счет предметов , которые окружают ребенка.
4 неделя
Сон:Чтение математической сказки
Дид. И. «Арифметический тир»
Настольная игра « Вставь пропущенную цифру»
Беседа «Веселые занятия дома»
Январь
Величина
1 неделя
Прогулка: Сравни деревья по высоте.
Игра «Построим домик»
«Определи размер на ощупь»
Совместный с детьми КВН
2 неделя
Вечер: Строительная игра «Чья башня выше?»
Игра «Исправь ошибку»
Д.и. «Математи-ческие весы»
Памятка «Развитие интеллектуальных способностей детей, через познавательно- математическую деятельность»
3 неделя
Дежурство: Найди такое же по величине
Игра «Наведи порядок»
Упражнение «Исправь ошибку»
Консультация «Учим математику дома»
4 неделя
Прогулка: Занимательные математические вопросы
Игра «Сломанная лестница»
Игра «Найди недостающие»
Памятка «Дидактические игры по математике рекомендуемые для проведения дома»
Февраль
Ориентировка во времени
1 неделя
Прогулка Занимательные математические вопросы
Упражнение: «Утро, день вечер, ночь- сутки прочь»
Игра «Наш день»
Выставка методической литературы Познавательно- математическое развитие дошкольников
2 неделя
Вечер Разгадывание загадок математического содержания
Игра «Наоборот»
Упражнение « Вчера, сегодня, завтра.»
Фотовыставка «Изучаем математику в детском саду»
3 неделя
Прием пищи: «Тарелка стоит на столе, суп налит в тарелку, ложку держим правой рукой, хлеб-левой.
Игра «Наш день»
Упражнение «Составь день по картинкам»
Консультация «Как помочь ребенку в овладении временной ориентировки»
4 неделя
Прогулка Занимательные математические вопросы
Упражнение «Назови соседей»
Игра « Исправь ошибку»
Кроссворд в уголке для родителей «Математические понятия»
Незначительно повысился общий уровень развития.
Немного преодолел «барьер смущения».
Улучшилось внимание и память.
Источник
наталья глушко
Индивидуальный образовательный маршрут по ФЭМП
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника Андрей К. МБДОУ №3 ст. Калниболотской
Возраст ребенка: 4лет 6 месяца
Пол: мужской
Проблема: слабые вычислительные навыки
Цель индивидуального маршрута: развитие и закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка
Задача: развивать внимание, память, логическое мышление.
Периодичность занятий:1раз в неделю
Длительность: 20 минут
Перспективный план маршрута
Сентябрь
1. «Цифры заблудились».Цель:Расставить цифры по порядку. Учить называть цифры по порядку
2. «Что изменилось? Какой цифры не стало?»Цель:Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряда. Провести игру «Назови соседа»
3.«Веселый паровозик»Цель:Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. Решать примеры путем прибавления цифры 1
4. «Поставь машины в гараж».Цель: Решение примеров путем присчитывания единицы. Учить называть следующую и предыдущую цифру
Октябрь
1. «Почтальон»Цель: Разнести письма – примеры по домам (решение примеров путем прибавления и вычитания цифр 1 и 2) .Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату»
2. «Десантники»Цель: Каждого «десантника»— цифру приземлить на свой пример. Игры дома на счет предметов, которые окружают ребенка.
3. «Помоги Незнайке решить примеры».Цель:Решение примеров первого десятка с использованием перфокарт.
4. «Поможем ежику собрать грибы».Цель:Закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка. Решение примеров в домашних условиях.
Ноябрь
1. «Украсим коврик»Цель: формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.
2. «Правильный счет»Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.
3. «Отгадай число»Цель: способствовать подготовке к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.
4. «Счетная мозаика»Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой
Декабрь
1. «Точка – путешественница»Цель: познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.
2. «Читаем и считаем»Цель: помочь усвоить понятия «мног», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.
3. «Что изменилось»Цель: Упражнять в порядковом счёте. «Не смотри»
Цель: Упражнять детей в счёте предметов на ощупь.
4. Кто больше»Цель: Закрепить умение отсчитывать в определённое
количество предметов.
Январь
1. «Поручение»Цель: Упражнять в умении отсчитывать предметы по
названному числу, называть числительное, согласуя
с существительным.
2. «Аквариум»Цель: Развивать внимание. Учить считать до 5; 10
3. «Удивительное дерево»Цель: Учить детей считать до 10 в прямом счёте,
обратном, через 1.
Февраль
1. «Вершки и корешки»Цель: Развивать у детей внимание. Учить
Считать в пределах 5; объяснить значение слов «больше», «меньше».
2.«Сосчитай пятнышки»
Цель: Помочь понять, что число предметов не меняется, как бы ни размещали их.
3. «Вишнёвый пирог»Цель: Познакомить с числами, введение понятия «вычитание» т. к. поочерёдно снимаются части крышки и подсчитываются оставшиеся.
4. Положи столько же»Цель: Закреплять умение отсчитывать определённое
количество предметов.
Март
1.«Сосчитай, сколько»Цель: Упражнять в счёте звуков. Работа в тетради (ориентировка на листе бумаги.)
2. «Молчанка»Цель: Закреплять у детей умение считать и отсчитывать предметы в соответствии с тем количеством, которое предложено.
3. «Отгадай моё число»Цель: Упражнять в усвоении отношений порядка между числами.
4. «Сосчитай»Цель: Развивать навык в счёте, в уме.
Апрель
1. Нарисуй и сосчитай»Цель: Учим считать клетки и нарисованные предметы. Готовим руку к письму.
2. Сколько? Какой?»Цель: Счёт в пределах 10. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».
3 «Какая цифра пропущена?».Цель: закреплять цифры от 0 до 10; порядковый счет.
4. «Обратный счет».Цель: упражнять в обратном счёте. Посчитай от 10до 8; от 6 до 2 и т. Д
Май
1. «Назови соседей».Цель: учить называть числа «соседей».
2. «Кто в теремочке живет?»Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Счет в пределах 10. Количественный состав чисел из двух меньших в пределах 5.
3. «Веселый счет»Формировать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном счете до 10.
4. «Накорми белочек и зайчиков»: Учить сравнивать две группы предметов, определяя их равенство или не равенство приемом приложения. Развивать речь, память, внимание. Воспитывать интерес к игре.
Структура индивидуального занятия:
1.Организационный момент: минутка радости.
2.Сюрпризный момент: приход сказочного персонажа.
3.Основная работа: помоги, угадай, подскажи
— работа у магнитной доски;
— упражнения с раздаточным материалом;
— работа в тетради.
4.Итог занятия: минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.
Оценка деятельности:
В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим слабые вычислительные навыки,к концу годичного цикла занятий:закрепятся вычислительные навыки; повысится познавательный интерес к математике; активизируется мыслительная деятельность ребенка.
Ребенок свободно будет выполнять вычислительные упражнения в пределах первого десятка. Эти достижения помогут в дальнейшем преодолеть проблемы по математическому развитию дошкольника.
Источник