Индивидуальный маршрут развития ребенка с тнр в доу по фгос

Индивидуальный маршрут развития ребенка с тнр в доу по фгос thumbnail

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 428 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников» Дзержинского района

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

на 2018 – 2021 учебный год

Группа № «»

Фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения.

Коллегиальное заключение ТПМПК:

Общее недоразвитие речи, 2-3 уровень речевого развития. Дизартрия.

hello_html_m53ca7e27.jpg

Подпись родителей:

______________/__________________/

Новосибирск -2018

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА (ИОМ)

Пояснительная записка

ИОМ составлен на основании АООП МКДОУ д/с №428 для создания специальных образовательных условий обучающегося с ОВЗ ребенка дошкольного возраста с ТНР.

Цель: проектирование коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у ребенка.

Задачи:

-развивать произвольность мыслительной деятельности ребенка и формировать ее основные компоненты;

-способствовать развитию у ребенка заинтересованности в деятельности, накоплению знаний, формированию навыка самоконтроля, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка в течение всего занятия;

— совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений ребенка в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;

— расширять возможности понимания ребенком речи параллельно с расширением и его представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;

— обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи;

— формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи;

— формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения;

— расширять возможности диалогической и монологической речи и совершенствовать навыки связной речи;

— учить ребенка пересказыванию, соблюдая последовательность;

— осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;

— осуществлять коррекцию нарушений фонематической стороны речи, развивать фонематические процессы;

— работать над совершенствованием когнитивных функций: внимания, памяти, восприятия (слухового и зрительного), анализа, синтеза, обобщения, классификация;

— формировать мотивацию у ребенка к школьному обучению, учить основам грамоты.

Заключение ТМПК

hello_html_m53ca7e27.jpg

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ИОМ

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий

обучающегося с ОВЗ:

  1. С 2018 – 2019 учебного года обучение и воспитание в ДОО по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР дошкольного возраста.

  2. Сопровождение процесса обучения и воспитания ПМП(к) ДОО (разработка АООП, направленности коррекционно-развивающих занятий, отслеживание динамики развития ребенка).

  3. Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОО для эффективной реализации системы коррекционно-педагогической работы.

  4. Создание полноценной речевой среды.

  5. Учет особенностей психофизического развития и состояния здоровья в процессе обучения: щадящий педагогический режим (учет темпа деятельности, динамики работоспособности; снижение доли механической нагрузки; минимизация ситуации дефицита времени).

  6. Занятия с логопедом. Комплексная логопедическая коррекция. Развитие понимания обращенной речи. Работа над фразой. Расширение и уточнение словаря. Коррекция звукопроизношения. Развитие фонематического восприятия, ЛГСР, связной устной речи, слоговой структуры слова, артикуляционной моторики, мелкой моторики. Развитие понимания и использования различных грамматических форм и словообразовательных моделей. Развитие речевого дыхания и просодической стороны речи. Развитие коммуникативных навыков. Помощь в освоении АООП.

  7. Занятия с педагогом-психологом по развитию пространственных представлений как основы когнитивного компонента деятельности, игровой деятельности, навыков общения, эмоциональное, личностное развитие ребенка.

  8. Активное включение в занятия коммуникативно-творческой направленности совместно со сверстниками.

  9. Заключение ПМПК действительно на уровне дошкольного образования.

Рекомендации профильных специалистов

Учитель-

логопед

Психолог

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

Родители

Содержание индивидуальной работы ОНР (II ур. р. р.)

Содержание коррекционной работы

(игры и упражнения)

Вид занятий

1

Развитие мелкой и крупной моторики

  • Игры «Кольцо» «Коза» «Зайчик» «Волчки», «Мозаика», «Шнуровка» «Собери бусы» «Выкладывание из палочек»

  • Логоритмика

2

Формирование правильного речевого дыхания

  • Пропевание гласных, звукоподражание

  • Упражнения: «Сдуй пёрышко», «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Дудочка»

  • Игры: «Водолаз», «Силачи», «У машины накачаем шины», «Задуй мяч в ворота»

Индивидуальные, подгрупповые

3

Развитие артикуляционной моторики:

  • Артикуляционные упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Хоботок», «Любопытный язычок», «Обезьянка», «Бульдог», «Спрячь конфетку», «Толстячки-Худышки», «Вкусное варенье», «Часики», «Качелька», «Чистим зубки», «Иголочка», «Индюк», «Парус», «Чистим зубки», «Чашечка», «Лошадка»

Индивидуальные, подгрупповые

4

Формирование правильного звукопроизношения

.

  • Логопедический массаж

  • Постановка и коррекция звуков:

  • группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

  • группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ

  • группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ

  • губно-губные – П, Б, М + мягк.

  • губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.

  • заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

  • Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, связном тексте

Индивидуальные

5

Формирование фонематического восприятия и слуха:

Упражнения и игры на определение направления звука, источника звука, на развитие темпа, ритма, интонации: «Кто кричит, что звучит?», «Тихо-громко», «Удочка-уточка», «Повтори за мной», «Чем отличаются слова», «Ходилочки»

Индивидуальные

6

Работа над слоговой структурой слова

  • Упражнения:

  • на дифференциацию: «Короткие и длинные слова»

  • на выделение интонацией и силой голоса слога

  • на воспроизведение слоговой цепочки (па-по-пу, та-са-ма)

  • Упражнения на воспроизведение темпо-ритмического рисунка слова

  • Проговаривание одно, двух, трёхсложных слов

Индивидуальные, подгрупповые

7

Развитие грамматического строя речи

  • Игры на словоизменение по числам, по родам, по падежам:

«Один-много», «Один, два, много», «Какого цвета», «Жадина», «Кто? Что? Кого? Чего? и т. д.»

  • Упражнения на согласование имен существительных с прилагательными, существительных с глаголами по признакам (повелительные, изъявительные)

  • Игры на словообразование: «Большой-маленький», «Грамматика в картинках»

  • Игры на употребление предлогов В, ИЗ, НА, ПОД, ЗА, У, С, ОТ, К, ПО

Индивидуальные, подгрупповые

8

Развитие лексической стороны речи

Игры и упражнения на расширение предметного словаря:

«Слова-предметы», «Обобщающие слова»

Игры и упражнения на расширение глагольного словаря:

«Что делает?», «Противоположности»

Игры и упражнения на расширение словаря признаков (качественные, притяжательные): «Какой?», «Противоположности», «Это чьё?»

Индивидуальные, подгрупповые

9

Совершенствование психологической базы речи

Игры на развитие зрительной памяти: «Угадай чего не стало?», «Что изменилось».

Игры на развитие внимания и мышления: «Кто лишний?», «Найди по контуру», «На что похоже?», «Ассоциации», «Разрезные картинки», «Найди пару»

Индивидуальные, подгрупповые

Содержание индивидуальной работы ОНР (III ур. р. р.)

Содержание коррекционной работы

(игры и упражнения)

Вид занятий

1

Развитие мелкой и крупной моторики

  • Игры «Кольцо», «Коза», «Зайчик», «Волчки», «Мозаика», «Шнуровка», «Собери бусы», «Выкладывание из палочек», «Ножницы», «Оригами»

  • Игры: «Поймай мышку», «Сложи букву»

2

Формирование правильного речевого дыхания

  • Пропевание гласных, звукоподражание

  • Упражнения: «Сдуй пёрышко», «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Дудочка»

  • Игры: «Водолаз», «Силачи», «У машины накачаем шины», «Буря в стакане», «Загоним мяч в ворота»

Индивидуальные, подгрупповые

3

Развитие артикуляционной моторики:

  • Артикуляционные упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Хоботок», «Любопытный язычок», «Обезьянка», «Бульдог», «Спрячь конфетку», «Толстячки-Худышки», «Вкусное варенье», «Часики», «Качелька», «Иголочка», «Индюк», «Парус», «Чистим зубки», «Фокус», «Маляр», «Чашечка», «Грибок», «Лошадка»

Индивидуальные, подгрупповые

4

Формирование правильного звукопроизношения

.

  • Логопедический массаж

  • Постановка и коррекция звуков:

  • группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

  • группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ

  • группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ

  • губно-губные – П, Б, М + мягк.

  • губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.

  • заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

  • Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте

Индивидуальные

5

Формирование фонетико-фонематического строя речи

  • Игры: «Сигнальщики», «Звуковые пульты», «Картинки, слова, схемы», «Звуковой паровозик», «Где спрятался звук?» «Мягкие и твёрдые», «Звонкие и глухие», фонематический анализ и синтез

Индивидуальные

6

Подготовка к обучению грамоте

  • Упражнения:

  • на развитие слоговой структуры слова (составление схем, чистоговорки, скороговорки)

  • на выделение интонацией и силой голоса слога (ударение)

  • игры на образование слов со сложной слоговой структурой

  • игры на образование многозначных слов

  • Игры: «Превращаем звук в букву», «Читаем и составляем слова», «Расшифруй слова», «Продолжи слова», «Волшебный карандаш» (штриховки, обводки)

  • Составление, печатание и чтение слогов и слов.

Индивидуальные, подгрупповые

7

Развитие грамматического строя речи

  • Игры на словоизменение по числам, по родам, по падежам:

«Один, два, пять», «Какого цвета», «Жадина», «Кто? Что? Кого? Чего? и т. д.»

  • Упражнения на согласование имен существительных с прилагательными, существительных с глаголами по признакам (повелительные, изъявительные), на образование глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени

  • Игры на словообразование относительных прилагательных, наречий

  • Игры на употребление предлогов

  • Образование глаголов с помощью приставок, суффиксальный способ образования, образование однокоренных слов

Индивидуальные, подгрупповые

8

Развитие лексической стороны речи

Игры и упражнения на расширение предметного словаря:

«Слова-предметы», «Обобщающие слова»

Игры и упражнения на расширение глагольного словаря:

образование глаголов- антонимов,

Игры и упражнения на расширение словаря признаков (качественные, притяжательные): «Какой?», «Противоположности», «Это чьё?»

Индивидуальные, подгрупповые

9

Совершенствование психологической базы речи

Игры на развитие зрительной памяти: «Угадай чего не стало?», «Что изменилось».

Игры на развитие внимания и мышления: «Четвёртый лишний?», «Найди по контуру», «Ассоциации», «Разрезные картинки», на понимание логико-грамматических конструкций

Индивидуальные, подгрупповые

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ИОМ

Расписание образовательной деятельности

2018-2019 год

Специалисты

Дни недели

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Учитель-

логопед

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

2019-2020 год

Специалисты

Дни недели

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Учитель-

логопед

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

2020-2021 год

Специалисты

Дни недели

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Учитель-

логопед

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Пособия для развития воздушной струи: шарики, пушинки, из бумаги, колпачки и т.д.

Высота, темп, ритм – визуальные карточки.

Музыкальные инструменты, звучащие игрушки и т.д.

Развитие мелкой и крупной моторики

Мячи, массажные мячи разных размеров, ребристые палочки, мозаика, бусы, шнуровки

Совершенствование психологической базы речи

Картинный материал по лексическим темам, зашумленные картинки, наложенные рисунки, недорисованные (недописанные) изображения, игрушки и предметы для игр: «Запомни и назови», «Что изменилось», «Чего не стало», «Волшебный мешочек», «Бассейн», «Сундучок», разрезные картинки, звучащие предметы, палочки, геометрические фигуры и т.д.

Формирование фонематического восприятия и слуха:

Картинный материал по звукам, схемы звуков: демонстрационные, раздаточные для пальчиков, шапочки, настольно-печатные игры и др. Магнитная азбука, азбука настольная, буквы, обводки, слоговые лесенки, кроссворды, ребусы, игровой материал «Составь слог, слово, предложение» и др.

Развитие лексической стороны речи

Картинный материал по лексическим темам, муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов.

Наборы животных домашних, диких, жарких и холодных стран, морские обитатели и др.

Развитие грамматического строя речи и связной речи

Картинный материал, дидактические игры, схемы, домино, игрушки, муляжи и др.

Сюжетные картинки, серии картинок, игрушки, схемы предложений: демонстрационный и раздаточный материал

Приложение

Динамика речевого развития

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Источник

Елена Шаньгина
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка 5 лет с ТНР

Индивидуальный образовательный маршрут.

В индивидуальном образовательном маршруте учитываются:

Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности:

Сотрудничество Организации с семьей;

Цель индивидуального образовательного маршрута:

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с ТНР (с тяжелыми нарушениями речи) и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников. Обеспечение психолога – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка

Задачи индивидуального образовательного маршрута:

Социально-коммуникативное развитие:

-усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие:

-развитие интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации;

-развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие:

-овладение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие:

-развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы;

-формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами;

-становление эстетического отношения к окружающему миру;

-формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

-реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:

-приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;

-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

-овладение подвижными играми с правилами;

-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Содержание непосредственно образовательной и коррекционно-развивающей деятельности:

Программа задает целевые ориентиры и основное содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

Воспитанника группы возраст 5 лет

Образовательные области Проблемы, выявленные в ходе мониторинга Основные задачи (по программе) Дидактические игры и упражнения Результаты индивидуальной работы

— не усвоено

— частично усвоено

— усвоено

февраль март апрель май

Познание (Формирование целостной картины мира)

Не имеет представления о предметах, не умеет выделять свойства и качество предметов, затруднены представления в классификации предметов, С помощью взрослого называет профессии, не умеет устанавливать причинно – следственные связи. • Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

• Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим

признакам.

• Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Помогать устанавливать связь между

назначением и строением, назначением и материалом предметов.

• Расширять знания об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

• Расширять представления о профессиях.

• Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы

• Расширять представления детей о некоторых насекомых

• Продолжать знакомить с фруктами овощами с грибами

• Закреплять знания ребенка о травянистых и комнатных растениях, их названиях учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев

• Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных,

растений (воздух, вода, питание и т. П.).

• Развивать умение замечать изменения в природе. Д/и «Подбери посуду правильно»

«Найди пару»

«Из чего сделано?»

«Раздели предметы на группы»

«Свойства»

«Хитрые предметы»

«Подбери картинку».

Познание (ФЭМП)

С помощью взрослого оперирует цифрами в пределах 10, затрудняется в соотношении количество предметов с цифрой, в сравнивании группы предметов, в ориентировке в пространстве. Не сформированы

временные представления. • Знакомить с параметрами величины протяженных предметов (длина, ширина, высота, толщина)

и способами сравнения объектов по величине в процессе практической деятельности с наглядным материалом (путем наложения и приложения). Обозначать словом результаты своих действий.

• Показывать образование чисел в пределах 10. Знакомить с цифрами от 1 до 10. Развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа.

• Обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнения.

• Способствовать пониманию отношений между натуральными числами (больше-меньше).

• Формировать представление о независимости числа от пространственного расположения элементов множества и величины. Формировать понимание количественного и порядкового значения числа.

• Обогащать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и их свойствах (углы, стороны). Классифицировать предметы по заданному признаку (по форме, цвету, количеству, назначению).

• Развивать элементарные пространственные ориентировки (вперед- назад, вверх- вниз, далеко- близко). Способствовать пониманию пространственных характеристик.

• Определять и обозначать словами местоположение предметов относительно собственного тела, пространственное расположение объектов относительно друг друга, используя соответствующие грамматические формы.

• Обогащать временные ориентировки. Расширять представления о временах года, частях суток. Д/игры: «Сделай лесенку», «Что длиннее», «Найди игрушки», «Выше -ниже», «Скажи наоборот», «Отгадай, чего не стало», «Шире — уже», «То лстый — тонкий».

Д/и «Разноцветные шарики», «Столько, сколько», «Подумай и ответь», «Что бывает по четыре», «Сколько всего», «Назови цифру», «Что бывает по 5», «Отсчитай столько же».

Д/и «Найди круг»,

«Что бывает такой формы»,

«Найди похожее»,

«Найди треугольник», «Волшебный мешочек».

Д/и «Где правая, где левая?», «Что,где?», «Кто первый назовет?», «На, над, под».

Д/и «Что за чем?», «Когда это бывает?», «Назови пропущенное слово».

Познание (Конструктивная деятельность)

Не различает и не называет детали, затрудняется в конструировании по схеме, в преобразовании постройки. • Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали (куб пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств

(устойчивость, форма, величина).

• Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части,различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие,

крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т. д.).

• Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине,соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но

высокий»).

• Предлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала,

использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек. Развивать представления об архитектурных формах. Д/и «Рисунок и постройки», «Построим дом», «Дом для матрешки», «Башня», «Мастерская форм», «Собери по образцу»

Игр. упр-е «Построй ворота».

Коммуникация

Затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук, в выборе предмета их двух с заданным звуком, в поверке слоговой структуры слова, словарь признаков, глагольный словарь, мн. ч. сущ. ,род. п. сущ. Мн. ч., уменьшительно – ласкательная форма, Составление рассказа по картинке, составление описательного рассказа. Развитие лексической стороны речи:

• Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности;

• Знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов;

• Учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту;

• Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи;

• Знакомить с простейшими антонимами;

• Начинать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи (ручканожки; гладить ходить ; новый, сильный)

Формирование грамматического строя речи:

• Упражнять детей в потреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один — много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет) с предлогом без;

• Учить употреблять название животных и их детенышей в ед. ч. и мн. ч. (не используя трудные формы слов, в Род. пмн. ч. ;

• Учить согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе);

• Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании);

• Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении; обучать спряжению глагола хотеть;

• Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т. п.);

• Упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой ;

• Упражнять в употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, к, над, между, перед и др.);

• Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (- ищ-, — иц-, — ец-);

• Учить образовывать глаголы с помощью приставок;

• Упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина – малиновый и др.);

• Знакомить с приемами словообразования существительных (слон – слоненок и др.);

• Обучать составлению простых предложений за счет однородных членов;

Начать знакомить с видами простых предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные)

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи:

• Развивать фонематический слух, определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-санки) и не выделяется голосом учить отбирать предметы с заданным звуком, длительно произнося звук, подбирать слово с заданным звуком;

• Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка;

• Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи;

• Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности;

• Способствовать развитию речевого дыхания, речевого внимания.

Развитие связной речи:

Продолжать развивать диалогическую речь детей:

Готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию)

Игра-лото «Родовые понятия»

Игра: «Подбери пару»

Игра: «Кто победит»

Игра «Высокий — низкий»

Игра «Тяжёлый — лёгкий»

Игры «Жарко — холодно», «Быстро — медленно», «Весело — грустно»

Игра «Скажи наоборот»

Игра «Назови, что видишь?»

Игра «Что я делал, не скажу, лучше я вам покажу»

Игра «Выбери нужную картинку»

Игра «Кто закончит правильно предложение»

Игра «У кого такая картинка»

Игра «Найди, где спрятались предметы»

Игра «Путаница»

Игра «Отгадай загадки»

Игра «Кто самый внимательный»

Игра «Звуки спрятались»

Игра «Найди друзей»

Игра «Замкни цепочку»

Игра «Не заблудись в лабиринте»

Игра «Друг за другом»

Игра «Рассели животных по домам»

Рассказывание по картинке

Рассказывание по серии картинок

Пересказ текста

Чтение:

сказок А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, рассказов К. Д. Ушинского, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, книги познавательной направленности Н. Сладкова, В. Бианки, Ю Дмитриева и др. писателей, стихи и сказки К Чуковского, С Маршака, В. Маяковского, Б. Заходера, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева

Чтение художественной литературы

Не имеет представления, откуда берутся книги (пишут авторы, иллюстрируют художники, не вступает в диалог со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, затрудняется в объяснении причины поступков героев, не способен решать творческие задачи: не выстраивает свои версии сюжетных ходов, не использует прочитанное (образ, сюжеты) в других видах дет. деятельности (игровой, продуктивно и др.) • Выделить детскую литературу как самостоятельный вид занятий в дошкольном учреждении.

• Формировать устойчивый интерес ребенка к литературе как к виду занятия.

• Воспитывать грамотного читателя. Использование мнемотаблиц и мнемодорожек.

Художественное творчество

Имеются затруднения: в изображении предметов, в композиционном расположении. Не достаточно сформированы приемы вырезания круга из квадрата, овал из прямоугольника, не использует средства выразительности, не проявляет творчество. • Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.

• Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

• Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить

новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета.

• Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

• Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов

• Продолжать формировать умение создавать декоративные

композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.

Лепка

• Продолжать развивать интерес детей к лепке;

• совершенствовать умение лепить из глины

(из пластилина, пластической массы).

• Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих

группах.

• Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором помощи стеки.

• Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация

• Развивать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

• Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.

• Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем

длинных полос.

• Развивать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).

• Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем скругления углов, использовании этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.

• Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм.

• Формировать умение преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг —

на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.).

• Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

• Поощрять проявления активности и творчества.

• Формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций.

Развитие детского творчества

• Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

• Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение,

эстетические чувства, художественно-творческие способности.

• Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

• Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества.

• Развивать умение выделять и использовать средства вьгразительности в рисовании, лепке, аппликации.

• Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

• Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.

• Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Д/игры:

«Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету»

«Нарисуй картинку палочками», «Картина», «Волшебные картинки»

Игровые упражнения:

«Самолеты за облаками», «Трудные виражи», «Вниз по реке», «Какой узор».

Игр. упр-е «Ощупай и слепи».

Игр. упр-е: «Режем прямо».

Д/и «Геометрическое лото»,

Лото «Цвет и форма»,

Д/и «Сделай узор»,

«Сложи узор», «Орнамент»

Источник