Индивидуальный маршрут развития ребенка с рда в доу

Юлия Зель
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с РДА

Год от года все больше детей рождается с проблемами в развитии. Одни из часто встречающихся в наши дни, это дети с ранним детским аутизмом. В качестве наиболее характерных особенностей аутичного ребёнка можно выделить следующие:

1. Нарушение контакта, погруженность в свой мир

2. Стремление к постоянству, проявляющееся в разных формах (в сопротивлении переменам в режиме, в стереотипных действиях)

3. Особая характерная задержка и нарушение речевого развития вне связи с уровнем интеллектуального развития.

В настоящее время наиболее распространённой формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в специальных коррекционных группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Это и обуславливает социальную адаптацию и развитие проблемного ребёнка.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальный образовательный маршрут, цель которого – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов, сенсорной деятельности в соответствии с возрастом и индивидуальными психологическими особенностями ребёнка, проблемами здоровья и спецификой задержки в психическом развитии. Главными условиями эффективности маршрута являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.

Можно выделить несколько этапов в составлении индивидуально образовательного маршрута:

I этап– диагностика функционального развития

На этом этапе мы опираемся на следующие пособия: Лаврова Г. Н. «Психолого-педагогические технологии разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях специального (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения».

II этап – определение целей и задач индивидуального маршрута и его составление (с учётом требований программы Екжановой Е. А., Стребелевой Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»

III этап – реализация

VI этап – контрольная диагностика (результативность коррекционно-развивающей работы).

Основная форма работы – индивидуальные занятия, занятия в подгруппе (2 человека).

Продолжительность занятия от 10 до 20 минут (в зависимости от физического и эмоционального состояния ребёнка).

Основная форма работы – индивидуальные занятия с ребёнком, занятия в небольших группах (2 ребенка).

Продолжительность каждого занятия от 10 до 20 минут в зависимости от возраста ребенка и имеющегося у него нарушения.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Адаптация в условиях группы. Готовность к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Сотрудничество со взрослыми в предметно-практической и игровой деятельности. Активное подражание.

2. В плане речевого развития – активное реагирование на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способность к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний. Понимание названий предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Понимание некоторых грамматических форм слов (родительный и дательный падеж существительных, простые предложные конструкции). Активное употребление (допускаются искажения звуко-слоговой структуры) существительных, обозначающих предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег). Активное участие в диалоге – ответы на вопросы взрослого одним словом (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств). Подражание жестам и мимике взрослого. Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность.

3. Выполнение орудийных действий – использование бытовых предметов с учётом их функций, использование предметов в качестве орудий в проблемных ситуациях. Овладение поисковыми способами в предметной деятельности – практическими пробами и примериванием.

4. Практическая ориентировка в свойствах предметов. Подбор по форме («Доска Сегена», «Почтовый ящик» и т. д., величине (недифференцированные предметы: большой – маленький, идентификация цвета предмета с цветом образца, ориентировка в количестве (один – много).

5. Воспроизведение темпа в движениях под музыку, простейших «повторных» ритмических структур в дидактических играх.

6. Координационные движения рук при выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидкой) и предметами обихода (чашкой, ложкой, овладение элементарными изобразительными навыками (точки, дугообразные линии).

Источник

Проблема: трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития.

— готовность к положительным эмоциональным и речевым контактам со взрослыми и сверстниками,

— сотрудничество со взрослыми в предметно-практической и игровой деятельности.

Ф.И. ребёнка __________________________________________________________________________________________________

Период

Направление,

задачи

Содержание работы педагога-психолога с детьми

Преемственность педагога-психолога в работе

С педагогами

С родителями

Установление психологического контакта

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе

“Гусеница” (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: игра учит доверию. Щепки но реке” (Фопель К. 1998)

Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу.

“Слепой танец”

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

1.Следуй за ребёнком, а не веди его за собой! Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые Вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно;

следует помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами!!!

2.Контактные игры

— хороводные игры,

— игры с правилами,

— пускать мыльные пузыри,

— игры с водой,

— игры, направленные на развитие мелкой моторики

семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком).

Телесно-ориентированное направление (лучше понять своё тело):

— развитие тактильного,  зрительно-тактильного, кинестетического восприятия

“Покажи нос” (Васильева Е.А.)

Цель: помочь детям ощущутить и осознать свое тело.

Этюды на расслабление мышц:

“Штанга”

Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины.

“Сосулька”

Цель: расслабить мышцы рук. “

“Шалтай-Болтай”

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

“Винт”

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

“Насос и мяч”

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

“Смена ритмов” (программа “Сообщество”)

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

1.не прикасайтесь (трогайте) к ребёнку, пока он сам не изъявит желание,

2. упражнение, которое успешно применяется в детских садах: положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.

3. игры: “Волшебный мешочек”, “Угадай предмет”.

4. предложить детям складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами

5.  время от времени воспитатель может привлекать внимание ребенка к его отражению в зеркале (для наблюдения за своими действиями со стороны)

6. регулярные занятия будут способствовать уменьшению двигательных расстройств.

1.если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

2. использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);

3. постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

Ориентирование в пространстве и времени

“Солнечный зайчик”(Черепанова Г.Д.)

Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

1.для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется

2.недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще “путешествовать” с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель может делать это сам).

1.Четко организовывать пространство: терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)

2. Подписывать предметы, которыми пользуется ребёнок.

3. Придерживайтесь определённого режима дня.

4. Соблюдайте ежедневны ритуалы

Программирование деятельности:

— организация действий

(дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить)

“Охота но тигров” (Карпова T.B., Лютова Е.К., 1999).

Цель: научить детей планировать свои действия во времени.

1. разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий (так, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно нарисовать на шкафчике)

2. складывание мозаики и головоломок (они доступны и понятны им): работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь

3. коллекционирование (привлечь ребёнка к работе по сортировке предметов.  Например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме).

4. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле “работает” руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш

1.строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка

2.соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

3. осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое

Коммуникативное (речевое):

— повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге

— включение в групповую работу

Игры и упражнения:

“Рукавички” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: включение аутичных детей в групповую работу.

“Кто я?” (Черепанова Г.Д.)

Цель: развитие представлений и воображения ребенка

“Покажи по-разному” (Черепанова Г.Д.)

Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.

“Волшебный стул” (Шевцова И.В.)

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

1.игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом.. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Не надо отчаиваться: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды, — ребенок сможет включиться в общую деятельность!

2. взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить “непонятливому” взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость (я — как большой!), будет понимать цель своих действий (чтобы взрослый “понял” объяснения и сделал все правильно), осознает, что только посредством речи можно наладить контакт с партнером.

3. обращаться к ребёнку по имени

4. все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка

1.Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

2. Принимайте его таким, какой он есть

3. Как можно чаще разговаривать с ребенком

4. Обращаться к ребёнку по имени

5. Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

6. Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

7. Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».

Снижение уровня тревожности ребенка 

— закрепление успеха и повышение уверенности ребенка в себе

“Придумки” (Черепанова Г.Д.)

Цель: научить детей распознавать различные эмоции.

Этюды на расслабление мышц

“Штанга”

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

“Зайки и слоники” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

1.на первых этапах работы подбирать такие задания, с которыми ребёнок обязательно справится. Помощь и похвала взрослого!

2. пальчиковые игры 

3. совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

1.пальчиковые игры

2. помощь и похвала взрослого

3. научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

4. чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.

5. обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

6. совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

Профилактика утомляемости 

(коррекция психической пресыщаемости и физической истощаемости)

Упражнения на релаксацию и дыхание

“Драка”

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

“Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

“Корабль и ветер”

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

“Подарок под елкой”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

“Дудочка”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

1. необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой.

2. не загружать ребёнка непосильными для него заданиями. 3. рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью полезна также работа с песком, глиной, пшеном, водой.

Избегать переутомления ребенка

Источник

Ирина Ломкова
Индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ (аутизм) на месяц

Индивидуальный маршрут воспитанника с ОВЗ. (аутизм)

Развивать познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, совершенствованию коммуникативных навыков.

Развивать мелкую моторику, психические процессы, познавательную деятельность, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Воспитатель: Ломкова И. С.

Игры и упражнения для обеспечения индивидуального педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Месяц: Июнь

Неделя: 1-2 неделя

Направление развития Социально-коммуникативное развитие

Задачи

1. Продолжать установливать эмоциональный контакт с ребенком.

2. Развивать положительные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения, удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.

3. Формировать потребность в эмоциональных контактах с окружающими. Игра:«Подружились мы с тобой».

Вид деятельности

• Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя»

• Упражнение «Говорим друг другу до свидания».

• Игры на развитие контактности: «Погладь кошку»,

«Поиграй с куклой»

Направление развития Познавательное развитие

Задачи

1. Формировать представления о предметном мире.

2. Группировать предметы по цвету.

3. Фиксировать взор на предметно-манипулятивной деятельности педагога.

4. Развивать зрительное и осязательное восприятия. Игра «Найди место для игрушки»

Вид деятельности

«Собери пирамидку»

«Сложи фигуры в коробочку такого же цвета»

«Мозаика»

Направление развития Речевое развитие

Задачи

1. Развивать тактильные ощущения.

2. Формировать навыки связной речи.

3. Вызывать положительные эмоции в ответ на обращение родных

4. Формировать навыки реагирования на обращенную речь и выполнение просьб

Вид деятельности

• Игра «Кто позвал тебя»

• Упражнение «Позови мячом»

Игра «Ладушки»

«Волшебный сундучок»:

разглядывание и изучение новых предметов.

Направление развития Художественно-эстетическое развитие

Задачи

Развивать умение наблюдать за процессом лепка и рисование; способствовать совершению простых действий с материалами (брать в руки тесто и манипулировать с ним, рисовать кистью простыми приемами: мазки,линии).

Вид деятельности

• Игра: «Сделай как я»

• Игра «Художник»

Направление развития Физическое развитие

Задачи

1. Создание комфортной среды во время двигательной деятельности

2. Формирование двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.

3. Развивать активность в играх

Вид деятельности

«Поводырь», «Птички», «Догонялки».

Неделя: 3-4 неделя

Направление развития Социально-коммуникативное развитие

Задачи

1. Формировать представления о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально.

2. Побуждать ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.).

3. Развивать умение вникать в суть получаемой информации и понимать других.

Вид деятельности

• Игра «Семья»

• Игра «Позови ласково»

• Рассматривание иллюстраций, фотографий

Направление развития Познавательное развитие

Задачи

1. Развивать умение группировать фигуру по различным признакам: цвету, форме, размеру, толщине.

2. Формировать умение участвовать в совместной деятельности;

Вид деятельности

• Игры: «Покажи предмет, какой скажу»

«Какая дорожка короче -длиннее»

«Где речка шире-уже»

«Какой мячик меньше — больше»

Направление развития Речевое развитие

Задачи

1. Обогащать словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения.

2. Развивать интерес к предметам, людям, желание действовать вместе с другими людьми.

Вид деятельности

• Игры «Запомни слова»

«Кому нужны эти предметы?»

«Помоги разложить картинки на группы»

Направление развития Художественно-эстетическое развитие

Задачи

1. Развивать способность к продуктивным видам деятельности;

2. Формировать способность к выполнению разнообразных действий; к повторению определенных движений (с помощью взрослого): оставлять следы от краски на бумаге, рисовать линии фломастером, краской, размазывать пластилин, участвовать в совместном рисовании с взрослым.

Вид деятельности

«Лучик для солнышка»

«Радуга»

«Украсим полянку цветами» .

Направление развития Физическое развитие

Задачи

1. Формировать способность в упражнении в беге, в мягком спрыгивании и приземлении на полусогнутые ноги.

2. Развивать слуховое внимание; умение выполнять голосовые сигналы; пространственную ориентацию, глазомер

Вид деятельности

• Игры: «Догони меня»

«Лягушки»

«Птички и кошка»

«Эхо»

Источник