Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз скачать

Индивидуальный маршрут развития ребёнка с ОВЗ.

Воспитанника   ————-         группы      средней_____ возраст ___4_.

Образовательные области

Проблемы, выявленные в ходе мониторинга

Основные дидактические задачи (по программе)

Дидактические игры и упражнения

Здоровье

Не имеет представление об основных функциях организма и частях тела и условиях его функционирования.

Не имеет представления о пользе движений для здоровья.

Не имеет представления о пользе витаминов, продуктах, в которых они содержатся.

Прививать культурно-гигиенические навыки и формировать  у детей привычку к ЗОЖ:

  • Формировать представления об особенностях своего организма, назначении отдельных органов (глаза, ухо, нос, ноги и т.д.), условиях их нормального функционирования.
  • Формировать понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и о своем здоровье.

Игр. упражнение:

«Расскажи Айболиту о себе»

«Покажи, как правильно чистить зубы».

«Семейные увлечения и хобби» (рассказы детей)

Д/игра «Полезно – не полезно»

Социализация

Затрудняется  игр. действий с воображаемыми предметами. Не принимает на себя роль в игре. Однообразны ролевые действия, отсутствуют ролевые высказывания. Содержательность и длительность ролевых высказываний, наличие ролевых бесед однообразны.

  • Создавать условия для свободной игры детей;

внимательно и тактично наблюдать за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер;

способствовать созданию условий для возникновения и развертывания игры детей;

  • обогащать детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре; побуждать детей к развертыванию игры;
  • в качестве непосредственных участников игры предлагать детям различные виды игр (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами) и игровых действий;
  • помогать овладевать способами ролевого взаимодействия;
  • приобщать детей к культуре взаимоотношений в игре;

Д/игры:  «Магазин игрушек»,

«Нас лечат врач и медсестра»,

«Новоселье куклы»,

«Дом в котором ты живешь»,

«Зоопарк»,

 «Что надо для поездки»,

«подбери груз для машины».

Игровые обучающие и проблемные  ситуации.

Игры – драматизации: «Перчатки» словац. Нар. Песенка в обраб. С. Маршака; «Зайки серые сидят», «Белки».

Познание (сенсорное развитие)

Не различает цвет и форму предметов.

  • Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их

обследования. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.

  • Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
  • Поддерживать попытки самостоятельно

обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы.

  • Продолжать формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.
  • Развивать умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. П.).

Д/и «Мыши и сыр», «Разноцветные шары», «Разноцветные обручи», «Радуга», «Что лежит в мешочке», «Найди и назови», «Фигуры из палочек», «Составь такую же фигуру».

Познание (Формирование целостной картины мира)

 Не имеет представления о предметах, не умеет выделять свойства и качество предметов, затруднены представления в классификации предметов, С помощью взрослого называет профессии, не умеет устанавливать причинно – следственные связи.

  • Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
  • Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим

признакам.

  • Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Помогать устанавливать связь между

назначением и строением, назначением и материалом предметов.

  • Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).
  • Формировать первичные представления о школе.
  • Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской

местности с опорой на опыт детей.

  • Расширять представления о профессиях.
  • Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы
  • Расширять представления детей о некоторых насекомых
  • Продолжать знакомить с фруктами овощами с грибами
  • Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях
  • Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев
  • Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных,

растений (воздух, вода, питание и т. П.).

  • Развивать умение детей замечать изменения в природе.

Д/и «Подбери посуду правильно»

«Найди пару»

«Из чего сделано?»

«Раздели предметы на группы»

«Свойства»

«Хитрые предметы»

«Подбери картинку».

Познание (ФЭМП)

С помощью взрослого оперирует цифрами в пределах 5, затрудняется в  соотношении количество предметов с цифрой, в сравнивании группы предметов, в  ориентировке в пространстве. Не сформированы

 временные представления.

  • Знакомить с параметрами величины протяженных предметов ( длина, ширина, высота, толщина)

и способами сравнения объектов по величине в процессе практической деятельности с наглядным материалом (путем наложения и приложения). Обозначать словом результаты своих действий.

  • Показывать образование чисел в пределах 5. Знакомить с цифрами от 1 до 5. Развивать                элементарные    счетные навыки, используя изученные числа.
  • Обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнения.
  • Способствовать пониманию отношений между натуральными числами ( больше-меньше).
  • Формировать представление о независимости числа от пространственного расположения элементов множества и величины. Формировать понимание количественного и порядкового  значения числа.
  • Обогащать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и их свойствах (углы, стороны). Классифицировать предметы по заданному признаку (по форме, цвету, количеству, назначению).
  • Развивать элементарные пространственные ориентировки ( вперед- назад, вверх- вниз, далеко- близко). Способствовать пониманию пространственных характеристик.
  • Определять и обозначать словами местоположение предметов относительно собственного тела, пространственное расположение объектов относительно друг друга, используя соответствующие грамматические формы.
  • Обогащать временные ориентировки. Расширять представления о временах года, частях суток.

Д/игры: «Сделай лесенку», «Что длиннее», «Найди игрушки», «Выше -ниже», «Скажи наоборот», «Отгадай, чего не стало», «Шире — уже», «То лстый — тонкий».  

Д/и «Разноцветные шарики», «Столько, сколько», «Подумай и ответь», «Что бывает по четыре», «Сколько всего», «Назови цифру», «Что бывает по 5», «Отсчитай столько же».

Д/и «Найди круг»,

 «Что бывает такой формы»,

«Найди похожее»,

«Найди треугольник», «Волшебный мешочек».

Д/и «Где правая, где левая?», «Что,где?», «Кто первый назовет?», «На, над, под».

Д/и «Что за чем?», «Когда это бывает?», «Назови пропущенное слово».

Познание (Конструктивная деятельность)

Не различает и не называет детали, затрудняется в конструировании по схеме, в преобразовании постройки.

  • Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали (куб пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств
Читайте также:  Схема развития ребенка дошкольного возраста

(устойчивость, форма, величина).

  • Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части,различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие,

крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.).

  • Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине),соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но

высокий»).

  • Предлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала,

использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек. Развивать представления об архитектурных формах.

Д/и «Рисунок и постройки», «Построим дом», «Дом для матрешки», «Башня», «Мастерская форм», «Собери по образцу»

Игр. упр-е «Построй ворота».

Развитие речи

Затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук, в выборе предмета их двух с заданным звуком, в поверке слоговой структуры слова, словарь признаков, глагольный словарь, мн.ч.сущ. ,род.п. сущ. Мн.ч., уменьшительно – ласкательная форма, Составление рассказа по картинке, составление описательного рассказа.

Развитие лексической стороны речи:

  • Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности;
  • Знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов;
  • Учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту;
  • Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться  простейшими обобщениями в самостоятельной речи;
  • Знакомить с простейшими антонимами;
  • Начинать знакомить с доступными детям многозначными  словами разных частей речи (ручка¸ножки; гладить ходить ; новый, сильный)

Формирование грамматического строя речи:

  • Упражнять детей в потреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один — много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом без;
  • Учить употреблять название  животных и их детенышей в ед.ч. и мн.ч. (не используя трудные формы слов), в Род.п мн.ч.;
  • Учить согласовывать прилагательные с существительными  (в роде и числе);
  • Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании);
  • Учить пользоваться глаголами  в повелительном наклонении; обучать спряжению глагола хотеть;
  • Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т.п.);
  • Упражнять в употреблении притяжательного местоимения  мой ;
  • Упражнять в употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, к, над, между, перед и др.);
  • Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (- ищ-, — иц-, — ец-);
  • Учить образовывать глаголы с помощью приставок;
  • Упражнять в образовании прилагательных от существительных  (малина – малиновый и др.);
  • Знакомить с приемами словообразования существительных  (слон – слоненок и др.);
  • Обучать составлению простых предложений за счет однородных членов;

Начать знакомить с видами простых предложений ( повествовательные, вопросительные, побудительные)

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи:

  • Развивать фонематический слух, определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-санки) и не выделяется голосом учить отбирать предметы с заданным звуком, длительно произнося звук, подбирать слово с заданным звуком;
  • Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка;
  • Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп  и размеренный ритм речи;
  • Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности;
  • Способствовать развитию речевого дыхания, речевого внимания.

Развитие связной речи:

Продолжать развивать диалогическую речь детей:

Готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию)

Игра-лото «Родовые понятия»

Игра: «Подбери пару»

Игра: «Кто победит»

Игра «Высокий — низкий»

Игра «Тяжёлый — лёгкий»

Игры «Жарко — холодно», «Быстро — медленно», «Весело — грустно»

Игра «Скажи наоборот»

Игра «Назови, что видишь?»

Игра «Что я делал не скажу, лучше я вам покажу»

Игра «Выбери нужную картинку»

Игра «Кто закончит правильно предложение»

Игра «У кого такая картинка»

Игра «Найди, где спрятались предметы»

Игра «Путаница»

Игра «Отгадай загадки»

Игра «Кто самый внимательный»

Игра «Звуки спрятались»

Игра «Найди друзей»

Игра «Замкни цепочку»

Игра «Не заблудись в лабиринте»

Игра «Друг за другом»

Игра «Рассели животных по домам»

Рассказывание по картинке

Рассказывание по серии картинок

Пересказ текста

Чтение:

сказок А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, рассказов К.Д.Ушинского, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, книги познавательной направленности Н. Сладкова, В. Бианки, Ю Дмитриева и др. писателей, стихи и сказки К Чуковского, С Маршака, В. Маяковского, Б.Заходера, А.Н. Майкова, Ф.И.Тютчева

Чтение художественной литературы

Не имеет представления, откуда берутся книги(пишут авторы , иллюстрируют художники), не вступает в диалог со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, затрудняется в объяснении причины поступков героев, не способен решать творческие задачи: не выстраивает свои версии сюжетных ходов, не использует прочитанное (образ, сюжеты) в других видах дет.деятельности (игровой, продуктивно и др.)

  • Выделить детскую литературу как самостоятельный вид занятий в дошкольном учреждении.
  • Формировать устойчивый интерес ребенка к литературе как к виду занятия.
  • Воспитывать грамотного читателя.

Использование мнемотаблиц и мнемодорожек.

Художественное творчество

Имеются затруднения :  в изображении предметов, в композиционном расположении. Не достаточно сформированы приемы вырезания круга из квадрата, овал из прямоугольника, не использует средства выразительности, не проявляет творчество.

  • Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.
  • Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
  • Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить

новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета.

  • Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
  • Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов
  • Продолжать формировать умение создавать декоративные

композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.

Лепка

  • Продолжать развивать интерес детей к лепке;
  • совершенствовать умение лепить из глины

(из пластилина, пластической массы).

  • Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих

группах.

  • Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором помощи стеки.
  • Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация

  • Развивать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
  • Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
  •  Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем

длинных полос.

  • Развивать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).
  • Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем скругления углов, использовании этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.п.
  • Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм.
  • Формировать умение преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг —
Читайте также:  Типы нарушений в развитии ребенка

на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т.д.).

  • Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
  • Поощрять проявления активности и творчества.
  • Формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций.

Развитие детского творчества

  • Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
  • Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение,

эстетические чувства, художественно-творческие способности.

  • Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
  • Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества.
  • Развивать умение выделять и использовать средства вьгразительности в рисовании, лепке, аппликации.
  • Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
  • Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.
  • Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Д/игры:

«Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету»

«Нарисуй картинку палочками», «Картина», «Волшебные картинки»

Игровые упражнения:

«Самолеты за облаками», «Трудные виражи», «Вниз по реке» , «Какой узор».

Игр.упр-е «Ощупай и слепи».

Игр.упр-е : «Режем прямо».

Д/и «Геометрическое лото»,

Лото «Цвет и форма»,

Д/и «Сделай узор»,

«Сложи узор», «Орнамент»

Источник

Приложение к адаптированной основной образовательной программе

                                                                                                                    образования обучающихся с умственной отсталостью    

                 (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)        

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №1

суглублённым изучением отдельных предметов»

Индивидуальный образовательный маршрут

обучающегося 3 класса для детей с ОВЗ

________________

_________________

_________________

Срок реализации: 2018-2019 учебный год

Назначение

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (интеллектуальным нарушением) создан для решения проблемы  образования данного ребенка. Он позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальногообразовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Он направлен на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит в классе для детей с лёгкой умственной отсталостью.

Цель: создание системы комплексной помощи обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальным нарушением) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи:

1) способствовать сенсомоторному развитию и развитию познавательных процессов;

2) развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка;

3) развивать устную и письменную речь обучающегося;

4)способствовать повышению  педагогической грамотности  родителей;

5) социализировать обучающегося в обществе.

  • Содержание индивидуального образовательного маршрута определяют следующие принципы:
  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы.

Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают его основное содержание:

включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Адресат данной программы: ______________________________________ 

Дата рождения — _____________________________________

Ребенок

Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной с ориентировкой на содержание Пр. 1599, 9.1 в 1 классе с соблюдением требований к комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению.

Рекомендованы занятия:с учителем – дефектологом, учителем — логопедом, педагогом — психологом.

В 2018 – 2019 учебном году Данил обучается в 3 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) по АОП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Этап

Содержание

Сроки

Ответственные

1этап

Диагностичес-кий

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

— диагностика особенностей развития ребенка;

— составление социального паспорта класса

сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г.

Учитель,

социальный педагог, учитель-логопед,

учитель-дефектолог, педагог – психолог,

педагог-организатор  по работе с детьми с ОВЗ

2 этап

Реализации программы

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

— коррекционно-развивающие занятия;

 -проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

-разработка рекомендаций педагогам и родителям.

ноябрь 2018 г.-апрель 2019 г.

Учитель,

социальный педагог, учитель-логопед,

учитель-дефектолог, педагог — психолог

3 этап

Анализа и коррекции

-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

— мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

май 2019 г.

Учитель,

социальный педагог, учитель-логопед,

учитель-дефектолог, педагог — психолог

Читайте также:  Педсовет в доу о развитии ребенка в игре

Организационно-педагогические условия реализации  индивидуального образовательного маршрута:

— Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;

— Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии.

— Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

— Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2018 г.), итоговая диагностика (май 2019г.), заседание ПМПк (итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, материально-техническое обеспечение по программе «Доступная среда».

Кадровое обеспечение:

Учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель-логопед,  социальный педагог, педагог-психолог, педагог организатор по работе с детьми с ОВЗ.

Механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута. Основной механизм реализации индивидуального образовательного маршрута — оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Режим занятий: психолого-педагогическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 1 сентября 2018 г. по 30 мая 2019 г.

Периодичность занятий: учитель-дефектолог – 3 раза в неделю, учитель-логопед – 3 раза в неделю. Педагог-психолог – 2 раза в неделю. Длительность занятий —  30 – 40 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.

Критерии оценки эффективности:

— усвоение  учебной программы для обучающихся с умственной отсталостью;

— положительная динамика в развитии устной и письменной речи;

— повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

— овладение пространственно-ориентировочными навыками;

— удовлетворённость родителей психолого-педагогическим сопровождением ребёнка;

— социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.

Ожидаемый  результат:

1) положительная динамика сенсомоторного развития и познавательных процессов;

2) положительная динамика в эмоционально-волевой сфере;

3) положительная динамика в развитии устной и письменной речи;

4) сформированность педагогической грамотности  родителей;

5) повышение уровня социализации обучающегося в обществе.

        Перспективное планирование курса коррекционно-развивающих занятий

учителя-дефектолога

Сроки

Коли-чество

занятий

Содержание

деятельности

Направления работы.

Примеры используемых методик и упражнений.

1.

Сентябрь

3

Входная диагностика

— уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

— уровня сформированности  математических представлений.

«10 слов», «10 картинок»

«4-й лишний»,

«Последовательные

картинки», обобщающие понятия, стимульный материал по общей осведомлённости, матрицы Равена.

2.

Сентябрь

6

— Развития математических представлений.

— Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

— Развитие моторики и графомоторных навыков.

Ориентировка в числовом ряду до 20. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать простые задачи.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты».

3.

Октябрь

12

— Развития математических представлений.

— Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

— Развитие моторики и графомоторных навыков.

Ориентировка в числовом ряду до 20. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать простые задачи.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты».

4.

Ноябрь

12

— Развития математических представлений.

— Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

— Развитие моторики и графомоторных навыков.

— Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Ориентировка в числовом ряду до 25. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать задачи на разностное сравнение.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты».

— Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий).

5.

Декабрь

12

— Развития математических представлений.

— Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

— Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Ориентировка в числовом ряду до 25. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать задачи на разностное сравнение.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Составление сериационных рядов из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание  предмета по его отдельным частям. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора.

Динамика развития обучающегося за 1 полугодие:

6.

Январь

9

— Развития математических представлений.

— Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

— Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Ориентировка в числовом ряду до 30. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей  (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4 – 5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

7.

Февраль

12

— Развития математических представлений.

— Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

— Развитие зрительного восприятия.

Ориентировка в числовом ряду до 30. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Развитие зрительного восприятия и памяти. Работа с картинками на основе тренажёров для развития зрительного восприятия и памяти.

8.

Март

9

— Развития математических представлений.

— Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

— Восприятие пространства.

Ориентировка в числовом ряду до 35. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Ориентировка в помещении, на парте, на листе бумаги. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов.

9.

Апрель

12

Развития математических представлений.

— Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

— Восприятие пространстваи времени.