Индивидуальный маршрут развития ребенка с онр в доу психолога
Индивидуальный образовательный маршрут
речевого развития ребенка
на 2017-2018 уч. год
Составитель: Крашеница
Елена Александровна
ФИО ребенка: Е. Екатерина
Дата рождения: 10.10.2011 г.
Логопедическое заключение: ОНР III уровня речевого развития.
Этапы работы:
— Выявление речевых проблем.
— Определение целей и задач работы.
— Формы реализации и вилы деятельности.
— Содержание коррекционно-развивающей работы.
— Сроки реализации.
— Направление взаимодействия специалистов.
— Оценка результативности и ожидаемые результаты.
Работа строится с учетом АОП и рабочей программы логопеда.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НА РЕБЕНКА.
По медицинскому обследованию:
Способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением имеют незначительные нарушения.
Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики (наблюдается неловкость, неуклюжесть)
Психологическая диагностика показала, что у ребенка:
Трудности в общении со сверстниками (не умеет поддерживать игру).
Отсутствует мотивация к познавательной деятельности.
Настроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены.
Недостаточно сообразительна, невнимательна, медленно запоминает и быстро забывает.
Не способна контролировать свою деятельность, работает медленно.
Программу усваивает с трудом.
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка
Темп выполнения заданий очень низкий.
Низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
Низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития.
Мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать.
Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений об окружающем мире очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.
По логопедическому обследованию:
1. Задержка речевого развития.
2. Обращённую речь понимает.
3. Связная речь не соответствует возрасту. Пересказ непоследовательный, неполный, низкий уровень связности, использует простые предложения.
4. Активный и пассивный словарь ограничен преимущественно существительные и глаголы). Словарный запас не соответствует возрасту. Количественный объем недостаточен, качественное употребление не соответствует норме.
5. Грамматический строй речи: нарушено словоизменение, словообразование не сформировано, предложения простые, распространенные; затруднено понимание смысла.
6. Звуковая сторона речи: отсутствие звуков л, ль, р, рь; замена звуков ш, ж; трудности произношения стечений и длинных слов; звуковой анализ и синтез не сформированы.
5. Фонематический слух нарушен. Фонематические функции не сформированы.
6. Начальные навыки чтения и письма не сформированы.
2. ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
— достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
ЗАДАЧИ:
— развитие общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, речевого дыхания;
— развитие фонематического слуха, фонематических процессов;
— актуализация предметного, качественного и глагольного словаря;
— закрепление обобщающих понятий;
— формирование навыков связной речи;
— формирование начальных навыков чтения и письма;
— коррекция звуковой стороны речи;
— развитие эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
— развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания.
3. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
-Индивидуальная работа
-Работа в подгруппе
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса
3.Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Игры на развитие слухового внимания.
5. Подвижные игры
6. Прогулки, дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и
обобщающие понятия одежды и обуви.
7. Дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении
8.Логопедические занятия в соответствии с планом работы.
9. Занятия –консультации с ребенком и семьей
4. Содержание коррекционно-развивающей работы.
По результатам диагностики определён индивидуальный маршрут развития по следующим направлениям развития — сенсорное, развитие психических функций, развитие мелкой моторики, развитие общих речевых навыков, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.
5. Сроки реализации.
Индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на 1 учебный год: с сентября 2017 по май 2018 года.
6. НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Логопед.
Диагностирует уровень развития речи в начале и конце срока реализации маршрута. Составляет индивидуальные планы развития детей (речевые карты). Организует и проводит работу по коррекции речевых недостатков во время непосредственно образовательной деятельности на основании диагностических данных, вводит в режимные процессы игры и упражнения.
Педагог-психолог.
Составляет карту психологического обследования ребенка, проводит диагностику детско-родительских отношений с родителями ребенка, подбирает группу коррекционно-развивающих упражнений. Проводит индивидуальные консультации родителей, практические тренинговые занятия по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений). Проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по развитию психических функций. Составляет карту психологического обследования ребенка по завершению срока маршрута.
Воспитатель..
Создает предметно-развивающую образовательную среду в группе, предусматривающую специфические условия для детей с ОВЗ для реализации программы с учетом их особенностей.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По завершению реализации ИОМ ребенок усвоит программу соответствующей возрастной группы.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Для суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи можно использовать:
диагностический материал «Альбом логопеда».
тестовую методику экспресс — диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой
методическую разработка Экспресс-диагностика речи младших школьников Бажановой М.В.
ИОМ речевого развития ребенка.
Подготовительный этап
(сентябрь-октябрь)
Сенсорное развитие
Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.
Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.
Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.
Развитие психических функций
развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п
Развитие мелкой моторики
Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
Печатание пройденных букв в тетради.
Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
Использование массажных упражнений.
Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
Лепка, аппликация, рисование.
Развитие общих речевых навыков
Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
Формировать правильное речевое дыхание.
Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Основной этап (ноябрь-май)
Коррекция звукопроизношения
Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.
использовать элементы биоэнергопластики
Постановка нарушенных звуков.
Автоматизация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)
Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.
Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.
Плавно переключаться со слога на слог.
Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
«Наращивать» слова.
Произносить слова со стечением согласных.
Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.
Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте
Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
Знакомить с буквами.
Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],
Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т.д.).
Выделение гласного в начале слова (Оля), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
Подбор слов на гласные звуки.
Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
Определение последовательности звуков в слоге, слове.
Определение количества звуков в слоге, слове.
Определение ударнозо слога, звука в слове.
Составление звуко-слоговой схемы слов.
Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
Закрепление знания известных детям правил правописания.
Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
Развитие словаря
Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
Упражнять в словоизменении.
Упражнять в словообразовании.
Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами
Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
Расширение представления о переносном значениии активизация в речи слов с переносным значением.
Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
Дальнейшее овладение приставочными глаголами .
Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.
Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Совершенствование грамматического строя речи
Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).
2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).
5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).
Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
Согласование числительных два и пять с существительными.
Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)
Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.
Развитие связной речи
1. Составлять простые распространённые предложения.
2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.
4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка старшей возрастной группы
с диагнозом
общее недоразвитие речи
Составила учитель-логопед ГБДОУ №112
Адмиралтейского района
Алфаидзе Виктория Харлампиевна.
Индивидуальная карта
Фамилия, имя, отчество ребенка: Сидоров Иван Иванович
Дата рождения 12.05.2011 г.р.
Дата поступления в речевую группу ГБДОУ №112: 01.09.2016
Поступил из общеразвивающей группы ГБДОУ №112.
Медицинские сведения.
Соматический статус: до года ветряная оспа, после года бронхит, частые ОРВИ, ангина.
Психологическая характеристика
Мышление: образное.
Внимание: рассеянное.
Восприятие: носит предметный характер, свойства предмета не отделяются от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. Ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие.
Воображение: репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.
Память: лучше развита кратковременная память, чем долговременная, характерно длительное время для припоминания и быстрое забывание.
На более прочное запоминание оказывают влияние частота употребления слов и сложность их произношения. Требуется большая помощь со стороны взрослого.
Поведение: ребенок спокойный, умеет управлять своим поведением.
Психомоторное развитие: характерна общая моторная неловкость, плохая координация при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. Отмечается слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении работы с карандашом, столовыми приборами.
Педагогическая характеристика
Социально-коммуникативное развитие.
Легко вступает в контакт с взрослыми: легко.
Взаимодействия со сверстниками: экстраверт.
Постоянно направлен на общение, легко входит в контакт.
Умение попросить о помощи: способен попросить помочь ему, но в новой обстановке или в присутствии незнакомых людей может смущаться.
Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилам: не всегда. Под влиянием большинства детей может вести себя, не учитывая норм поведения.
Физическое развитие.
Группа здоровья: 2-ая группа здоровья.
Уровень физической подготовки: средний.
Речевое развитие.
Артикуляционная моторика: нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка.
Состояние просодической стороны речи:снижена интонационная выразительность.Снижен объём речевого дыхания.
Состояниезвукопроизношения: полиморфное нарушение произношения: сигматизм свистящих, шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм. Нарушение чёткости, внятности.
Звукослоговая структура слов:затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов, и фраз, нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов.
Состояние фонематического восприятия. Недоразвитие фонематического восприятия.
Состояние импрессивной речи грамматические изменения слов:различает формы единственного и множественного числа существительных, и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.
Состояние импрессивной речи, понимание фраз: возможно понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3 ступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, инверсии, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.
Состояние экспрессивной речи:произвольная фраза простая, из 2-3 слов, грубо аграмматична. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.Диалогическая речь в основном развита.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Контекстная форма речи не сформирована или в зачаточном состоянии.Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Номинации неустойчивы. Пассивный словарь намного больше активного.
Состоянии грамматических процессов.
Словообразование: сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родительного падежа (в косвенных падежах).
Словоизменение:значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.
Латерализацияправосторонняя.
Диагноз: ТНР, ОНР 2 уровень, стертая форма дизартрии.
Познавательное развитие: средний уровень.
Допускает ошибки в определении пространственного положения предметов, затрудняется в целостном восприятии предмета и особенно его изображения, трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами, проблемы в обучение математике: не может проанализировать содержание, установить зависимости и отношения между данными задачи, выбрать арифметические операции, нарушено понимание условия и конечного вопроса арифметической задачи.
Художественно-эстетическое: не всегда правильно выполняет работы по лепке и аппликации; трудности в создании предметного схематического рисунка по образцу.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки. Проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства. Не умеет правильно держать карандаш, кисть
Неровно рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные линии. Планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого. Узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Музыкально-ритмические движения затруднены.
Мотивация к различным видам деятельности: потребность во внимании, доброжелательном отношении, выражение эмоций. Формирование уверенности с развитием правильной речи, одобрение и положительная оценка со стороны педагога и сверстников.
Обучаемость: выраженная способность к усвоению новых знаний, умений, навыков.
Особенности общения: без особенностей.
Взаимоотношения и место в коллективе.
Нормальные, стабильно-устойчивые отношения со всеми детьми.
Увлечения и интересы: мультфильмы, сюжетные игры, конструкторы, любит кататься на самокате.
План индивидуального сопровождения ребенка в
2016 /2017 учебном году
Медицинское
Организация мероприятий по профилактике ОРВИ, нарушений осанки.
Оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна.
Корригирующая ходьба по массажным дорожкам.
Занятия физкультурой в носках.
Психологическое
Развитие познавательной активности.
Развитие процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации.
Развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки.
Развитие навыков общения.
Логопедическое
Артикуляционная моторика. Общие артикуляционные упражнения для развития чётких двигательных кинестезий.
Упражнения для губ, для щек, для языка.
Элементы массажа и самомассажа.
Просодическая сторона речи.
Комплекс упражнений для развития силы голоса.
Игры на звукоподражание, игры- драматизации,
Для активизации резонаторных зон резонаторный массаж.
Звукопроизношение. Комплекс упражнений для постановки звуков «Ш», «Ж», автоматизация звука «Ш» , автоматизация звука «Ж», дифференциация шипящих звуков. Постановка зв. «Р-рь», автоматизация зв. «Р», «рь». Дифференциация звуков «Р-рь». Постановка звука «Л». Автоматизация звука, дифференциация звуков «Л-ль», «Р-Л», постановка звуков «С», «З». Автоматизация звука «С», «З». Дифференциация звуков «С-сь, З-зь, С_З, С_Ш, З_Ж»
Звукослоговая структура слов.Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов.
Учить передавать ритмический рисунок слова.
Работать над 2-3-х сложными словами из открытых слогов. Игры по развитию звукослоговой структуры: «Прошагай слово» «Где спрятался звук?» «Игра с мячом»
Задания даются только на те звуки, которые у ребенка имеются в речи. По ходу автоматизации звуков, так же ведется работа над звукослоговой структурой слова.
Развитие фонематического восприятия.
Игры на определение места звука в слове, количества звуков в словах из 2-ух, 3-ех звуков. Подбор слов на заданный звук. Учить слышать заданный звук в ряду других звуков. Учить слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов.
Формирование в импрессивной речи навыков понимания грамматического изменения слов.
Обогащение речи за счет глаголов. По всем лексическим темам развивать понимание приставочных глаголов. Например: вяжет, перевязала, связала, завязала, навязала, подвязала.
Игры с различными предметами для понимания сложных форм предлогов: «Где спрятался?» «Новая квартира»
Формирование экспрессивной речи.Развивать диалогическую речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Учить составлять предложения из 2-3 слов. Учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений. Заучивание стихов. Игры: «Придумай необычное существо»«Поиграем в Репку»
«Помоги Колобку» «Волшебные очки»
Формирование грамматических процессов.
Словообразование. Образование существительных мужского рода с суффиксом -щик-.
Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ин- (второе занятие по теме). Упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам.
Учить образовывать, объяснять и использовать в речи качественные и относительные прилагательные.
Словоизменение. Игра «Один – много». Учить образовывать существительные именительного падежа множественного числа. Игра «Что растет в лесу». Учить образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
Игра «У кого похожая картинка?».
Образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.
Игра «Измени слово».
закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.
Игра «С какого дерева упал листок?».
Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.
«Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.
Педагогическое
Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
Специальные игры на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало»
Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
Для развития социальных навыков у ребенка
Дидактические игры («Правда или нет»).
Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»,
Развитию бережного отношения к окружающему миру:
НОД по экологии и по ОБЖ;
чтение художественной литературы;
дидактические игры природоведческого содержания;
уход за растениями в уголке природы и на участке;
Источник