Индивидуальный маршрут развития ребенка с моторной алалией
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
660130, Красноярск, ул. Гусарова, 31 тел.246-47-79
Согласовано: Заведующий МБДОУ №322
зам.зав.по ВМР _____Ивлева О.А Мухаматгалеева К.А.
Согласовано:
ст.воспитатель_______ Агаева А.В.
Согласовано:
Законный представитель ребенка
Ф.И.О.____________________
Индивидуальный маршрут развития
(Младшая группа)
Ф.И.О. ребенка
Разработали:
Учитель-логопед: Зырянова Т.В.
Воспитатели: Шестакова Г.Н., Федосенко Е.В.
Учитель-дефектолог: Герасимова О.П.
Педагог-психолог: Иванова Т.Н.
Музыкальный руководитель: Белова С.Ф.
Инструктор по физической культуре: Машенькина А.В.
Особенности ребенка
Ф.И.О.:
Дата рождения –06.01.2014
Заключение невролога – Наследственные нервно-мышечные заболевания, оливопонтоцеребелярная дистрофия, когнитивные расстройства на резедуально органическом фоне, сенсо-моторная алалия
Заключение учителя-логопеда – ОНР Iур,, сенсо-моторная алалия
Ребенок посещает ДОУ с августа 2017 года.
Контакт устанавливает не сразу (со знакомыми людьми — легче), удерживает непродолжительное время.
Познавательный интерес – не проявляет.
Навыки имитации не выражены. Вербальная имитация отсутствует.
Слова и звукоподражания не произносит. Речевую инструкцию не выполняет. Обращенную речь не понимает, на имя отзывается. Пирамидку собирает без учета величины.
Несформированность всех компонентов речи.
Мелкая моторика развита слабо – может самостоятельно черкать, рисует линию с помощью взрослого, наклеивает на лист кусочек, пытается приклеить самостоятельно. Может стучать палочкой по барабану. Столовыми приборами пользуется.
Любит слушать определенную музыку, хлопает в ладоши.
Навыки самостоятельности не развиты – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь, порой массивная.
Во фронтальную образовательную деятельность не включается. Навыки конструктивного взаимодействия сформированы недостаточно, в коммуникацию с детьми не вступает.
ЗУН не соответствуют возрасту.
Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи, которые не всегда эффективны. Навыки самообслуживания недостаточны –в силу ОВЗ.
Игровая деятельность – предметно-манипулятивная.
Семья занимается ребенком активно и целенаправленно.
Особенности группы
В группе 17 человек. Дети к девочке относятся доброжелательно, но в совместные игры не вовлекают.
Цель:
Развитие личности ребенка (ФИО) в различных видах общения
и деятельности с учетом ее возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей.
Задачи:
1. Стимулировать речевое развитие: учить понимать и реагировать на обращенную речь;
2. Формировать познавательный интерес к окружающему миру;
3. Развивать элементарные представления об окружающем;
4. Развитие умения подражать;
5. Развитие общей и мелкой моторики;
6. Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений;
Содержание по предметным областям:
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое развитие: | Развитие умения передвигаться самостоятельно, ходьбе на полной стопе и бег по дорожке, по ограниченной поверхности (скамейке), держать в руках большой и маленький мяч, прыжкам на двух ногах, ползанье на четвереньках. | Расширились умения частично воспринимать инструкцию.Ходить по кругу без задания. | Деятельностные пробы. |
Художественно-эстетическое развитие | Формирование умения рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина. | Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию. | Деятельностные пробы, анализ продуктов деятельности |
Речевое развитие | Минимизация речевого негативизма. Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом, введение способов альтернативной коммуникации | Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает. Появление 2-3 имитационных вербальных актов Показывает на карточке 2 действия. | Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни |
Познавательное развитие | Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2 частей. | Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы Строит постройку из 2-3 элементов по образцу Собирает вкладыш из 3 частей. | Деятельностные пробы |
Социально-коммуникативное | Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие. Повторение игровых действий по образцу, манипуляция игрушками. Формирование интереса к игровой деятельности. | Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт. На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку Элементарные попытки самостоятельной игры. | Деятельностные пробы, наблюдение |
Система работы узких специалистов
- Педагог-психолог
области | проблема | пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
I.Развитие психических функций II.Развитие коммуникативной деятельности | 1.Восприятие недостаточно развито 2.Внимание недостаточно развито 3.Память недостаточно развита 4.Мышление недостаточно развито 5. Саморегуляция недостаточно развита 6.Мелкая моторика недостаточно развита Взаимодействие с педагогами и детьми | -Развивать подражание действиям педагога; -развивать умение понимать и выполнять односложные, простые инструкции педагога («дай», «покажи»); -развивать звукоподражание животным, транспорту. Слуховое восприятие: — различение громких-тихих звуков. — Развивать произвольность внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; — формировать умение работать за столом. -Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; — формировать умение работать за столом. -Развивать умение различать: * основные цвета (красный, зеленый, желтый); * цифры (до 3); * сличать называние животных, игрушек с их картинками; * находить большой-маленький предмет. — Формировать понимание назначения предметов (одежда, посуда, мебель). -Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие. -Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы; -развивать умение обводить контур предмета; -развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки). -Развитие взаимодействия ребенка с педагогом; — выполняет инструкции педагога; — формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным педагогом:
| -Умеет подражать действиям педагога; -понимает и выполняет односложные, простые инструкции; -подражает звукам животных, транспорта. — Различает громкие-тихие звуки. -Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 3 минут; — ребенок работает за столом. -Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; — формировать умение работать за столом. -Развивать умение различать: * основные цвета (красный, зеленый, желтый); * цифры (до 3); * сличать называние животных, игрушек с их картинками; *находит большой-маленький предмет. -Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.). -Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие. -Раскрашивает изображение не заходя за его границы; — обводит контур предмета; — умеет нанизывать бусы -Четко выполняет инструкции педагога; — участвует в простой игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом. | Промежуточный мониторинг по блоку. Наблюдение Промежуточный мониторинг по блоку. Промежуточный мониторинг. Наблюдение. Наблюдение. Наблюдение. |
- Учитель – дефектолог
Области | Проблема | Пути решения | Ожидае мые результаты | Форма оценива ния |
Познание | Навыки коммуникации слабо развиты. Обращённую речь не понимает, инструкции не выполняет, за столом практически не работает. Уровень сформирован. сенсорных эталонов не соотв. возр.норм-м. Ориентировка в пространстве и времени затруднена. Ручная умелость, графические навыки не сформированы. | Формирование навыков коммуникации по системе PECS. Развитие восприятия обращённой речи путём исп. метода визуального расписания, аудио-вокальных средств. Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями используя сенсорный уголок. Формирование и развитие элементарных математических представлений. Формирова-ние графических навыков и ручной умелости используя методику KUMON. | Сформированы основные навыки коммуникации, навыки работы за столом. Узнаёт, соотносит основные цвета, плоскостные фигуры в соответствии с возрастными требованиями, предметы по величине. Владеет количественными представлениями. Графические навыки улучшились. | Заполнение диагностического протокола, открытое занятие, анализ продуктов деятельности. |
- Инструктор по физ.воспитанию
области | проблема | пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое развитие | Не может самостоятельно выполнять упражнения. | Выполнять задания совместно с педагогом. | Такой способ способствует формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. | Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). |
- Музыкальный руководитель
Музыкаль ный руководи тель (музыкаль ные способно-сти) | В музыкальной деятельности участие не принимает. | Приобщить к участию в играх и плясках, в подпевании, в муз.-ритм. играх, игре на детских муз. инструментах. | Достижение эмоциональной устойчивости, в процессе муз. деятельности. Возникновение эмоционального отклика на музыку. при помощи зрительной опоры. Включение ребенка в совместное подпевание со взрослым. Выполнение простых муз.-ритм. движений совместно со взрослыми движений с предметами. | Итоговые мероприятия, развлечения досуги, наблюдение в течении года. |
5. Учитель-логопед
Области | Проблема | Пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Речевое развитие | Навыки коммуникации слабо развиты. Обращённую речь не понимает, инструкции не выполняет, за столом практически не работает. Артикуляционная и мелкая моторика не развиты. Речь отсутствует. | Формирование навыков коммуникации по системе PECS. Развитие восприятия обращённой речи путём использования метода визуального расписания. Обучение выполнению коротких простых инструкций. Обучение активной речевой подражательности. Формирование артикуляционной моторики: учить выполнять статические и динамические упражнения. Развитие мелкой моторики. | Сформированы основные навыки коммуникации, навыки работы за столом. Артикуляционные упражнения выполняет. Появились звукоподражания и лепетные слова. Графические навыки улучшились. | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности. |
Виды деятельности, через которые идет реализация:
- игровая деятельность;
- двигательная активность,
- предметно-манипулятивная деятельность;
- самообслуживание;
- действия на основе образца, конструирование;
- музыкальная;
- изобразительная;
За счет чего достигаем результатов?
- обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному;
- многократное повторение;
- стимулирование активности речи;
- игровая деятельность;
- развитие через искусство;
- метод от простого к сложному;
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день;
2. Сопровождение узких специалистов:
- Логопеда
- Дефектолога
- Психолога
- Врача-невролога
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме.
График индивидуальных занятий
Специалист | График | |
дефектолог | Инд. и подгрупп. зан. 2 раза/нед. | |
психолог | Четверг 9.45-10.00 | |
музыка | Индивидуальная поддержка на музыкальных занятиях по расписанию ДОУ. | |
физкультура | Индивидуальная поддержка на физкультурных занятиях по расписанию ДОУ. | |
логопед | Групповое занятие – вт 9.25, подгрупповое – пт 9.00, 9.25 , индивидуально 3 раза в неделю |
3. Индивидуальный подход на групповых занятиях
— адаптация содержания по типу упрощения;
-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале;
-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка;
-при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка;
-планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка;
-многократное повторение материала;
-частая смена видов деятельности;
-умеренный темп;
-визуальная поддержка инструкций.
Организация пространства
Параметр | исполнение | Ресурс для исполнения | ответственный |
Организация пространства | |||
Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума | Музыка, шум без ограничений. | Детский сад | специалисты, воспитатель |
Изменение в помещении | Наличие уголка уединения (семейный альбом, любимые игрушки, картинки — настроение) | Детский сад | Воспитатель |
Материалы для нормализации тонуса | Картотеки физминуток, пальчиковых игр, дыхательных упражнений, игры для релаксации, музыкальные диски, комплексы упражнений. | Детский сад | Воспитатель, логопед |
Визуальная поддержка | Использовние картинок, реальных предметов, схем наглядного моделирования. Визуальное расписание. | Детский сад | воспитатель, логопед |
Организация оптимального временного режима | Время пребывания –полный день. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм. Присутствие на общих занятиях, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать. Чередование отдыха и работы. | Детский сад | воспитатель, дефектолог, специалисты |
Срок реализации ИМР- 8 месяцев до 31 мая 2018г.
Работа с родителями
Целевая группа | Задачи | Формы |
Работа с родителями (ФИО ребенка) со стороны воспитателей Работа с родителями Шабардиной Кристины со стороны логопеда | •изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития девочки, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; •знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании (Ф.И. ребенка); •информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения (Ф.И. ребенка) и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; •создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с ребенком; •привлечение семьи (Ф.И. ребенка) к участию в совместных с педагогами мероприятиях; •поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для его удовлетворения в семье. •привлечение родителей к выполнению индивидуальной домашней работы по развитию речи, направленной на понимания обращенной речи, формирование звукопроизношения, накопления словарного запаса, активности речи, развитию фонематических процессов и минимизации речевого негативизма. •акцентирование внимания родителей на индивидуальные успехи ребенка, его динамику развития речи. | Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях. Консультирование родителей по «Режиму дня дошкольников», адаптация в детском саду, правила поведения в детском саду. Анкетирование родителей по ПДД, ОБЖ, ЗОЖ. Выставки сезонных поделок, участие в конкурсах на уровне ДОУ, района, города. Консультирование •консультации, мастер-классы, беседы. • Тренинг «Артикуляционная гимнастика» • Консультация «Развитие фонематического слуха как важный фактор развития речи» • консультации по результатам промежуточного обследования ребенка с анализом прошлых данных. |
Работа с детьми группы
— Приобщение детей группы к помощи и поддержке (Ф.И. ребенка) в совместной деятельности в игровой форме, в творческой деятельности;
— Формирование коммуникативных навыков в общении с (Ф.И. ребенка) ;
— Объяснение детям особенностей поведения ребенка;
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Система оценки достижений развития осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ним, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:
- Наблюдение за игровой деятельностью, предметно-манипулятивной деятельностью;
- Беседы по познавательному развитию;
- Анализ продуктов деятельности;
- Анализ карт развития (заполнения протоколов и анализ предыдущих показателей);
- Использование специализированных диагностических комплексов;
- Деятельностные пробы (справляется ли ребенок с образовательной программой).
- Наблюдение за активностью речи во время самостоятельной игровой деятельности и в игре с другими детьми.
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития, протокол, представление)
Источник
разделы
содержание
I период
Динамика
II период
Динамика
III период
Динамика
Импрессивная
речь
- Формирование потребности в речевом общении.
- Понимание слов, обозначающих:
- предметы
- действия
- признаки
- Понимание и выполнение инструкций :
- одноступенчатых
- двухступенчатых
- трехступенчатых
- Понимание вопросов: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого?
- Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Различение количества предметов (много — мало — один)
- Различение величины (большой — маленький),
- Грамматические формы ед. и мн. числа существительных и глаголов).
- Узнавать предметы по их назначению. (Чем будешь чистить зубы, кушать, рисовать?),
- Узнавать предмет по описанию (с опорой на игрушки).
Экспрессивная речь
Словарь
- Вызывание
- аморфных слов
- звукоподражаний
- Формирование активного словаря:
- Существительные:
- логические группы
- части предметов
- Глаголы
Граммат. строй речи
- Словоизменение ед. и мн. число существительных;
- Словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных
- Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»)
- Согласование («Мой, моя, мое»).
Слоговая
Структура
- Звукосочетания (ау, уа, эх, ам, ой, ай)
- Слова разной слоговой структуры:
- 2-сложные с открытыми повторяющимися слогами (мама, папа, баба, тата),
- 2-сложные с ударением на 1, 2 слоге (Катя, вата, кофе, пени, кони, дети);
- 3-сложные (панама, канаты, кубики, кабина)
- 1 сложные слова (мак, сок, бак, дом, дым);
- 2-х сложные с разными типами слогов (петух, диван, банан);
- 2-х сложные со стечением согласных (банка, кошка, мишка; сидит, ходит).
Связная речь
- Уметь отвечать на поставленные вопросы
- однословным предложением (да, нет)
- простым двусоставным предложением
- простым распространенным предложением.
- Учить заканчивать фразу нужным словом
- Составлять предложения по картинке.
Общая и мелкая моторика
1. Имитация походки животных, птиц;
прыжки на 2-х ногах, на 1-й ноге.
2. Общая моторика + ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину;
одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать.
3. Мелкая моторика:
- «Ладушки»,
- «Сорока — белобока»,
- «Рыбки»,
- «Птички клюют зерно»,
- «Коза»,
- «Заяц»,
- «Молоток»,
- «Человечки»,
- «Кольцо»,
- «Ножницы»,
- «Очки»,
- «Стол»,
- «Стул».
4. Упражнения в переключении с одной позы на другую:
- «Кулак-ладонь»,
- «Стол-стул»,
- «Собери крошки со стола»,
- «Бусы»,
- «Мозаика»,
- «Разложи крупу»,
- «Закручиваем — откручиваем, застегиваем — расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши»,
- «Строим башню, дом, дорожку, машинку».
Артикуляционная моторика
Точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка
- широко открыть рот,
- улыбка,
- трубочка,
- лопатка,
- жало,
- качели,
- маятник
Просодическая сторона речи
- Формировать длительный речевой выдох.
- Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов.
- Уметь произносить доступный речевой материал:
- шепотом – громко,
- ласково – сердито,
- низко – высоко.
Звукопроизношение
- Вызывать правильное произношение
гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы;
согласных звуков: П (Б) М Т (Д) Й Н К Г Х
- Закреплять правильное произношение
гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы
согласных звуков: П (Б) М Т (Д) Й Н К Г Х
Психологическая база речи
1. развитие всех видов восприятия:
1.1. зрительного
- «Парные картинки»,
- «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы),
1.2. слухового
- «Угадай, что звучит?»,
- «Кто позвал?»,
- «Где звучит?»
1.3. тактильного
- конструирование предметов из палочек:
- по образцу
- по памяти
- «Зашей коврик»,
- «Чудесный мешочек»;
2. развитие памяти и внимания:
2.1. зрительной и зрительного:
- «Запомни, какой игрушки не стало?»,
- «Кто появился?»,
- «Запомни игрушки и найди их среди других»
- «Что изменилось?»;
2.2. слуховой и слухового:
- «Хлопни, как я»,
- «Чей молоток стучит (лиса I — II; заяц II ),
- «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма — му, ма — па, ма -пу, ма — му — ми),
- «Запомни и повтори (2-3 слова),
3. развитие мышления:
- «Почтовый ящик»,
- «Доска Сегена»,
- пирамидка;
- «Составь целое» (картинки, кубики)
- 2 части
- 3 части
- 4 части
- «Что едим, что надеваем»,
- «Большой — маленький (кубики, матрешки)
- Сложи матрешку, (кубик в кубик).
- Покажи, где один — много; «много — мало».
Источник