Индивидуальный маршрут развития ребенка с дцп

Индивидуальный маршрут развития ребенка с дцп thumbnail

Наталья Золотова
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 2

Часть 3

Часть 4

2. Характеристика предметно развивающей среды.

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.

Характеристики предметно-развивающей среды:

• безопасность;

• комфортность;

• соответствие возрастным особенностям развития и интересам детей;

• вариативность;

• информативность.

Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы («Маленький исследователь», программы занятий в керамической и столярной мастерских, программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др.). Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

3. Компоненты индивидуального образовательного маршрута

3.1 Целевой

Цель коррекционного обучения — коррекция психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; индивидуальныхнедостатков психофизического развития: темпа и подвижности психических процессов, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-волевой сферы, активизация познавательной деятельности.

Задачами коррекционного обучения в группе для детей с ДЦП являются:

• Создание ребенку с ДЦП условий для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;

• обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

• коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

• стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

• профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психического развития детей с ДЦП, органически связана с воспитанием произвольного внимания и памяти.

3.2 Информационный

Алексей, посещает группу №.. В семье еще 1 ребенок, брат двойняшка. Дети имеют сохранный интеллект. Заболевание Алексей имеет характер родовой травмы.

Физическое развитие ограничено. Мальчик насторожен, сдержан в эмоциях, с новыми людьми ведет себя настороженно, на неудачи реагирует остро, становиться плаксивым и раздражительным.

Дисциплину Алексею соблюдать затруднительно, ему нелегко воздержаться от высказываний, кроме того, поведение сильно зависит от настроения, которое может очень резко меняться. Во время занятий активность не снижается, наоборот, мальчик проявляет живой интерес к происходящему и с удовольствием реагирует. С программным материалом мальчик справляется, умения и навыки вырабатываются согласно норме, закрепляются хорошо. Замечания, игнорирует, ошибки не осознает. Счетные операции производятся в соответствии с нормой. С удовольствием Алексей работает на занятиях по изо деятельности. Знает и различает цвета, штрихует рисунок с трудом. Самостоятельности в овладении знаниями и преодолении трудностей не проявляет. При отрицательных эмоциях, работоспособность Алексея заметно снижается. В таких ситуациях Алексей практически не воспринимает материал. Вывести ее из такого состояния можно беседой, положительными оценками независимо от результатов ее деятельности. Педагог учитывает эти особенности, использует метод поощрения, но не злоупотребляет им. Мальчику достаточно трудно сосредоточиться на работе, его отвлекает любой посторонний раздражитель, внимание неустойчивое, быстро рассеивается при работе более чем с двумя объектами. Даже на два объекта (например, при сравнении букв) мальчику трудно распределить внимание. Переключение внимания зависит от заинтересованности работой. Объем внимания — 2 объекта, в состоянии утомления — не более одного, при работе с большим количеством объектов внимание рассеивается и после этого с трудом привлекается. Преобладающим является непроизвольное внимание. Процессы восприятия у Алексея протекают в большинстве случаев замедленно. Отмечается поверхность и недостаточная обобщенность восприятия. Мальчик правильно воспринимает объекты в привычном для них положении, при изменении условий восприятия этого часто не происходит. Восприятие пространства требует дальнейшего развития, положение в пространстве часто определяет неверно, путает «левый — правый», ненаблюдателен. Алексей знает основные формы, величины в пределах «большой—маленький», «больше—меньше». Представления лишены обобщенности, полноты, отмечается их фрагментарность даже на бытовом уровне.

Процессы памяти развиты средне. Материал он запоминает хорошо, но в маленьких объемах. Происходит это в результате преимущественно непроизвольного запоминания после большого количества повторений. Осмысленность при этом не теряется.

Решение мыслительных задач вызывает у Алексея вызывает незначительные затруднения. Но умение контролировать и исправлять свои действия, следуя цели задания, практически не сформировано, т. е. отмечается не критичность мышления.Мыслительные операции развиты слабо: наблюдаются бессистемность и непоследовательность анализа при выполнении новых заданий; Преимущественно развит наглядно-действенный вид мыслительной деятельности, в меньшей степени — наглядно-образный, абстрактный.

Словарь беден, пассивный словарь значительно шире активного. Страдает грамматический строй, наиболее часто встречаются нарушения согласования, пропуск или неверное употребление предлогов. Темп речи замедленный. Монологическая речь бессвязна (отмечается соскальзывание с одной темы на другую, лишена логичности и завершенности. На окружающие события реагирует адекватно. Контактен только с хорошо знакомыми людьми, не конфликтен. Алексей — добрый, в меру общительный, но ситуацию оценить верно, часто не в силах, так как система его взглядов еще не сформирована. Сад посещает не регулярно.Навыки культурного поведения находятся на среднем уровне развития: мальчик опрятен, степень самостоятельности минимальна в силу особенностей заболевания, но элементарные правила вежливости знает. Стержневые черты личности, на которые можно опираться в индивидуальной коррекционно-воспитательной работе с мальчиком — доброта, любознательность, развитый познавательный интерес.

Родители проявляют живой интерес и участие в воспитании ребенка, с ребенком систематически проводится комплекс мероприятий по коррекции физического и психического состоянии.

3.3 Содержательный

Коррекционно-развивающая работа в группе для ребенка с ДЦП реализуется взаимодействием в работе воспитателей, родителей, медработника и других специалистов дошкольного учреждения. Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит воспитателю. Основными формами организации учебно-коррекционной работы, которую проводит воспитатель являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. Воспитатель проводит фронтальные занятия в соответствии с учебным планом по развитию речи и фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению с художественной литературой, развитию элементарных математических представлений. Подгрупповые занятия проводятся с подгруппами, которые организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей. Подгруппы имеют подвижный состав. Периодичность подгрупповых и индивидуальныхзанятий определяется особенностями психофизического развития: подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся в объеме. Воспитатель проводит фронтальные или подгрупповые занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструированию, организует наблюдения за природными и общественными объектами в соответствии с Программой, занимается коррекционно-развивающей работой на занятиях и в режимные моменты, осуществляет дифференцированный подход к воспитанию детей с учетом их индивидуальных, физиологических и психических особенностей.

Педагог на основе изучения особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с воспитанниками, направленные на нормализацию эмоционально-личностной сферы, повышение умственного развития и адаптивных возможностей.

Лечебно-профилактические мероприятия, динамические медицинские наблюдения, консультирование специалистов, воспитателей и родителей проводит врач, обслуживающий ДОУ.

Ежедневно в группе для ребенка с ДЦП проводится не более двух занятий: 1 занятия в утреннее время, 1 – после сна, всего в младшей группе 10 занятий в неделю, На 7 -8 минуте занятия рекомендуется проводить физкультминутки для предупреждения переутомления детей, длительность занятий в соответствии с Сан ПиНами в младшей группе до 15 минут. Занятия, требующие умственного напряжения, должны чередоваться с занятиями подвижного характера.

Содержание образовательного процесса в группе определяется образовательными программами ДОУ и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

3.4 Технологический

К основным формам деятельности воспитателя с ребенком ДЦП относятся:

— Воспитание и развитие ребенка в соответствии с реализуемыми в ДОУ общеобразовательными и коррекционными программами.

— Учитывая трудности, связанные с нарушением физического развития, допускается изменение сроков и тематики разделов комплексной программы.

— В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения ребенка с нарушениямифизического развития ставятся следующие задачи:

• сенсорное развитие в соответствие с возрастом;

• освоение предметно-практической деятельности, понимание отношений между предметами;

• освоение продуктивных видов деятельности, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию;

• развитие элементарных математических представлений и понятий;

• формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

• формирование игровой и элементов учебной деятельности.

— Проведение коррекционно-педагогической работы с ребенком, имеющими ОВЗ.

— Ребенок с ДЦП, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешной социализации ребенка. Коррекционная работа предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.

— Работа с родителями (законными представителями) и педагогами.

— Проведение специалистами сопровождения разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных представителей) о задачах и специфике коррекционной работы с детьми по преодолению психологического барьера. Индивидуальные и тематические консультации по овладению конкретными приемами коррекционной работы с ребенком, собрания, тематические выставки.

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Презентация «Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с дцп»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Программа «Индивидуального реабилитационного маршрута» Работа Лазовской Натал

Описание слайда:

Программа «Индивидуального реабилитационного маршрута» Работа Лазовской Натальи Анатольевны

2 слайд

содержание Педагогическая характеристика на обучающегося с ограниченными возм

Описание слайда:

содержание Педагогическая характеристика на обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. График и режим учебного процесса. Материально-техническое оснащение образовательной организации в соответствии с потребностями обучающегося с различными видами ограничений по состоянию здоровья. Описание конкретных специальных технологий, применимых к конкретному обучающемуся в целях эффективного усвоения учебно-практического материала. База стажировки.

3 слайд

Педагогическая характеристика на обучающегося с ограниченными возможностями з

Описание слайда:

Педагогическая характеристика на обучающегося с ограниченными возможностями здоровья Дома для девочки созданы удовлетворительные условия для учебной деятельности: имеется оборудованная учебная зона (письменный стол, учебники, рабочие тетради, ручки, карандаши и пр.) В семье отношения доброжелательные. По характеру девочка добрая, свободно и легко вступает в контакт с учителем, проявляет радость при встрече. Внешний вид опрятный, однако, может позволить себе и неприбранные волосы, и небрежность в одежде. Девочка не ориентирована на познавательную активность, уровень обученности низкий, требуется время на врабатываемость. При выполнении учебных заданий не сразу переключается с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность, с трудом исправляет ошибку, даже если на неё указано. На уроках чтения и письма, математики отвлекается на любые внешние раздражители. Ребенок часто утомляется, испытывает трудности в усвоении изучаемого материала.

4 слайд

Логическое мышление развито слабо, не может сделать элементарные выводы. Памя

Описание слайда:

Логическое мышление развито слабо, не может сделать элементарные выводы. Память механическая, крайне слабая, характерен низкий уровень запоминания и восприятия. Читать самостоятельно не может, буквы запоминает с трудом Прочитанный учителем текст, понимает не всегда(в зависимости от сложности). Словарный запас беден, прочитанный текст пересказывает с большим трудом по наводящим вопросам. Стихи учить затрудняется. Записи в тетради делает не всегда аккуратно, писать под диктовку не может. Почерк побуквенный, каллиграфию письма соблюдает только при напоминании со стороны учителя. Пишет печатными буквами (это связанно с заболеванием, у девочки ДЦП) очень медленно, не всегда контролирует написанное. При решении задач и математических вычислений требует помощи со стороны учителя. Уровень самостоятельного владения вычислительными операциями крайне низок: математические навыки плохо сформированы, ошибается в сравнении величин. В учебной деятельности нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении учителя на всех этапах урока.

5 слайд

Девочка, медлительна, быстро истощается и устает. На уроках чтения и письма,

Описание слайда:

Девочка, медлительна, быстро истощается и устает. На уроках чтения и письма, математики при выполнении заданий часто выражает недовольство. За время обучения учащаяся показала себя легко возбудимой, раздражительной, с резкой сменой настроения. В таких случаях девочку приходится долго успокаивать, уговаривать, настраивать на учебную деятельность. Внимание ребенка непроизвольное, с большим напряжением переключается с одного вида деятельности на другой, его объем незначителен: для усвоения, даже небольшого материала требуется много времени. Операции обобщения возможны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. При выполнении какого – либо задания доступны лишь совместные, поэтапные действия с учителем при постоянном одобрении и поощрении. Предлагаемые задания выполняет при активном взаимодействии с учителем. Самостоятельные действия отсутствуют. Программный материал по письму и чтению, математике усваивает слабо. Познавательные способности не развиты.

6 слайд

Учебные знания и умения не соответствуют возрастной норме. Мотивация к учению

Описание слайда:

Учебные знания и умения не соответствуют возрастной норме. Мотивация к учению очень слабая. Девочка очень болезненно переживает малейшую неудачу или ошибку, в этих случаях она резко переходит к капризно — негативному, раздражительному состоянию (может отказываться от работы, бросает ручку, линейку, ложится на стол), обижается при получении недостаточно высокой, по ее мнению, отметки. На уроках труда и ИЗО занимается с переменным успехом, овладевает следующими общетрудовыми и учебными навыками: организует рабо-чее место, после работы совместно с учителем приводит его в порядок. Удовлетворительно владеет приемами безопасной работы ножницами; не всегда может выполнить поделку по образцу; слабо планирует осно-вные этапы работы; в ходе тематических бесед пытается участвовать в диалоге. Проявляет интерес к рисованию. Для ученицы характерен сниженный тонус настроения, повышенная тревожность, капризность, упрямство, плаксивость. Однако, когда речь заходит о житейских вопросах (приготовлении пищи, одежде, ТВ программах, игрушках), проявляет живую заинтересованность. Может бурно реагировать на замечания мамы, разговаривать с ней на повышенных тонах. Отношения мамы с учителями доброжелательные, тактичные.  

7 слайд

График и режим учебного процесса Учебный день включает в себя специально орга

Описание слайда:

График и режим учебного процесса Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание, раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. — Для создания оптимальных условий обучения организовано учебное место для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. Предусмотрены места для отдыха и проведения свободного времени.  Посещение учителя-логопеда и педагога-психолога вторая половина дня. Форма обучения – класс СБА , индивидуальный образовательный маршрут. Количество часов чтение и развитие речи Письмо и развитие речи счет х/б труд труд СБО Изобразительное искусство физкультура Пение и ритмика В неделю 3 4 3 4 10 3 1 1 1

8 слайд

Материально-техническое оснащение образовательной организации в соответствии

Описание слайда:

Материально-техническое оснащение образовательной организации в соответствии с потребностями обучающегося с различными видами ограничений по состоянию здоровья. Программно-методическое обеспечение Материально-техническое обеспечение Кадровое обеспечение

9 слайд

Программно-методическое обеспечение  Специальные (коррекционные) образовател

Описание слайда:

Программно-методическое обеспечение  Специальные (коррекционные) образовательные программы начального образования для детей с ОВЗ 8 вида;  коррекционно-развивающие программы;  диагностический инструментарий; необходимые для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и др.

10 слайд

Кадровое обеспечение Коррекционная работа осуществляется специалистами соотв

Описание слайда:

Кадровое обеспечение Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Педагогические работники школы имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

11 слайд

Основные области деятельности специалистов сопровождения: 1. Педагог-психолог

Описание слайда:

Основные области деятельности специалистов сопровождения: 1. Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики (в соответствии с уровнем квалификации целесообразно использование тренинговых, психокоррекционных и психотерапевтических форм работы). 3. Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком. 4. Социальный педагог: объективное изучения условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, обеспечение законодательно закрепленных льгот детям с нарушениями в развитии и их семьям, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции. 5. Врач: организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализацией, организация и контроль антропометрии, уточнение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа с динамическим контролем, контроль за организацией питания детей, разработка медицинских рекомендаций рекомендаций другим специалистам.

12 слайд

6. Старшая медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно-гигиеничес

Описание слайда:

6. Старшая медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур (при наличии дополнительных штатных единиц эти обязанности могут исполнять медицинские сестры по фито- и физиотерапии) 7. Инструктор ЛФК: проведение занятий по согласованным с врачом учреждения или курирующей организации схемам. 8. Музыкальный руководитель (педагог дополнительного образования): реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективный материал. 9. Представитель администрации — руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности. Основные направления работы с ребенком определяются на психолого-медико-педагогических консилиумах.

13 слайд

Специальные технологии, применяемые к конкретному обучающемуся в целях эффект

Описание слайда:

Специальные технологии, применяемые к конкретному обучающемуся в целях эффективного усвоения учебно-практического материала. 1.технология разноуровневого обучения 2.коррекционно — развивающие технологии 3.технология проблемного обучения 4.метод проектов 5.личностно-ориентированное обучение 6.игровые технологии 7.информационно-коммуникационные технологии 8.нравственная технология 9.здоровьесберегающие технологии

14 слайд

обучения. Технология разноуровневого обучения. Технология разноуровневого обу

Описание слайда:

обучения. Технология разноуровневого обучения. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Технология проблемного обучения. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

15 слайд

Игровые технологии. Уроки и занятия с использованием игровых ситуаций, делают

Описание слайда:

Игровые технологии. Уроки и занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например, игра – путешествие.  Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.  Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываются интересы и склонности ребенка.

16 слайд

Информационные технологии. Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество о

Описание слайда:

Информационные технологии. Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Самый распространенный вид информационных технологий- мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

17 слайд

Технология нравственного воспитания. Технология нравственного воспитания спос

Описание слайда:

Технология нравственного воспитания. Технология нравственного воспитания способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках воспитывается правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения». Здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающих технологий- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводятся физкультпаузы, эмоциональная разрядка, зарядка для глаз, минутки для шутки, рефлексия, соблюдение учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

18 слайд

База стажировки Стажировка проводилась на базе образовательной организации об

Описание слайда:

База стажировки Стажировка проводилась на базе образовательной организации общего образования филиал СОШ № 1 Сорокинская коррекционная школа- интернат.

Выберите книгу со скидкой:

Индивидуальный маршрут развития ребенка с дцп

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Индивидуальный маршрут развития ребенка с дцп

Курс повышения квалификации

Индивидуальный маршрут развития ребенка с дцп

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Индивидуальный маршрут развития ребенка с дцп

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-923075

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник