Индивидуальный маршрут развития ребенка онр 3 уровня
Ф.И. ребенка__________________________
Логопед. заключение: ОНР III ур. Стертая форма дизартрии.
МДОУ №____на 201_ — 201_ учебный год.
Краткая характеристика уровня речевого развития
Направления работы
Задачи коррекционной работы по периодам
Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков.Нарушено произношение свистящих, шипящих, звуков: Л-Ль, Р-Рь.
Гипотония мышц артикуляционного аппарата.
Формировать навык четкой артикуляции звуков.
1периодЛогопедический (тонизирующий массаж).
Автоматизация шипящих изолированно, в слогах; дифференциация шипящих: Ш – Ж- Ч; подготовительные упражнения для постановки свистящих;
2 период
Работа над четким произношением шипящих звуков; постановка свистящих; изолированная автоматизация;
3 период
Автоматизация свистящих в слогах, словах; постановка Л; подготовительные упражнения к постановке Р.
Понимание речи.Ребенок понимает обращенную речь.
Развитие понимания речи.
1 – 2 — 3 периодЗакреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;
Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;
Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений.
Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;
Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.
Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.
Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.
Дифференциация звуков затруднена.
Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.
Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.
1 периодЗакреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.
Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.
Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.
Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.
Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.
Развитие интонационной выразительности.
Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2, 3, 4.
2 период
Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.
Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.
Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.
Развивать языковое чутье и чувство рифмы.
Формирование слоговой структуры слова: типы 5, 6, 7,8, 9,10.
3 период
Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
Развивать звуко-слоговые представления ребенка.
Формирование слоговой структуры слова: типы 11, 12, 13.
Состояние мелкой моторики; ведущая рука.Правая рука ведущая.
Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.
1-2-3 периодыОсвоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.
Уровень зрительного восприятия (по данным тифлопедагога).
Работа по предупреждению дисграфии.
1-2-3 периоды.Работа с графическими заданиями по рекомендациям тифлопедагога. Развитие пространственной ориентировки: в частях собственного тела, трехмерное пространство. Закрепление в речи названия цвета, формы, величины.
Состояние словарного запаса.Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.
Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик).
1 периодОпора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».
2 период
Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».
Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.
3 период
Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».
Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).
Состояние грамматического строя речи.Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.
Формирование грамматических категорий.
1 – 2 – 3 периодУчить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.
Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);
Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;
Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.
Активизация использования простых форм предлогов ( в, на, под, за, над).
Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования(названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.
Состояние связной речи.Состояние связной речи.
Рассказ-описание:
Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.
Сюжетная серия:
Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей
помощью, рассказ составлен самостоятельно.
Пересказ:
Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.
Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.
Формирование связной речи.
1 периодСоставление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.
Составление предложений по картинке.
Составление рассказа-описания по схеме, плану.
2 период
Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.
3 период
Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут
речевого развития ребенка
на 2017-2018 уч. год
Составитель: Крашеница
Елена Александровна
ФИО ребенка: Е. Екатерина
Дата рождения: 10.10.2011 г.
Логопедическое заключение: ОНР III уровня речевого развития.
Этапы работы:
— Выявление речевых проблем.
— Определение целей и задач работы.
— Формы реализации и вилы деятельности.
— Содержание коррекционно-развивающей работы.
— Сроки реализации.
— Направление взаимодействия специалистов.
— Оценка результативности и ожидаемые результаты.
Работа строится с учетом АОП и рабочей программы логопеда.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НА РЕБЕНКА.
По медицинскому обследованию:
Способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением имеют незначительные нарушения.
Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики (наблюдается неловкость, неуклюжесть)
Психологическая диагностика показала, что у ребенка:
Трудности в общении со сверстниками (не умеет поддерживать игру).
Отсутствует мотивация к познавательной деятельности.
Настроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены.
Недостаточно сообразительна, невнимательна, медленно запоминает и быстро забывает.
Не способна контролировать свою деятельность, работает медленно.
Программу усваивает с трудом.
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка
Темп выполнения заданий очень низкий.
Низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
Низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития.
Мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать.
Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений об окружающем мире очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.
По логопедическому обследованию:
1. Задержка речевого развития.
2. Обращённую речь понимает.
3. Связная речь не соответствует возрасту. Пересказ непоследовательный, неполный, низкий уровень связности, использует простые предложения.
4. Активный и пассивный словарь ограничен преимущественно существительные и глаголы). Словарный запас не соответствует возрасту. Количественный объем недостаточен, качественное употребление не соответствует норме.
5. Грамматический строй речи: нарушено словоизменение, словообразование не сформировано, предложения простые, распространенные; затруднено понимание смысла.
6. Звуковая сторона речи: отсутствие звуков л, ль, р, рь; замена звуков ш, ж; трудности произношения стечений и длинных слов; звуковой анализ и синтез не сформированы.
5. Фонематический слух нарушен. Фонематические функции не сформированы.
6. Начальные навыки чтения и письма не сформированы.
2. ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
— достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
ЗАДАЧИ:
— развитие общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, речевого дыхания;
— развитие фонематического слуха, фонематических процессов;
— актуализация предметного, качественного и глагольного словаря;
— закрепление обобщающих понятий;
— формирование навыков связной речи;
— формирование начальных навыков чтения и письма;
— коррекция звуковой стороны речи;
— развитие эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
— развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания.
3. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
-Индивидуальная работа
-Работа в подгруппе
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса
3.Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Игры на развитие слухового внимания.
5. Подвижные игры
6. Прогулки, дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и
обобщающие понятия одежды и обуви.
7. Дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении
8.Логопедические занятия в соответствии с планом работы.
9. Занятия –консультации с ребенком и семьей
4. Содержание коррекционно-развивающей работы.
По результатам диагностики определён индивидуальный маршрут развития по следующим направлениям развития — сенсорное, развитие психических функций, развитие мелкой моторики, развитие общих речевых навыков, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.
5. Сроки реализации.
Индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на 1 учебный год: с сентября 2017 по май 2018 года.
6. НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Логопед.
Диагностирует уровень развития речи в начале и конце срока реализации маршрута. Составляет индивидуальные планы развития детей (речевые карты). Организует и проводит работу по коррекции речевых недостатков во время непосредственно образовательной деятельности на основании диагностических данных, вводит в режимные процессы игры и упражнения.
Педагог-психолог.
Составляет карту психологического обследования ребенка, проводит диагностику детско-родительских отношений с родителями ребенка, подбирает группу коррекционно-развивающих упражнений. Проводит индивидуальные консультации родителей, практические тренинговые занятия по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений). Проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по развитию психических функций. Составляет карту психологического обследования ребенка по завершению срока маршрута.
Воспитатель..
Создает предметно-развивающую образовательную среду в группе, предусматривающую специфические условия для детей с ОВЗ для реализации программы с учетом их особенностей.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По завершению реализации ИОМ ребенок усвоит программу соответствующей возрастной группы.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Для суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи можно использовать:
диагностический материал «Альбом логопеда».
тестовую методику экспресс — диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой
методическую разработка Экспресс-диагностика речи младших школьников Бажановой М.В.
ИОМ речевого развития ребенка.
Подготовительный этап
(сентябрь-октябрь)
Сенсорное развитие
Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.
Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.
Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.
Развитие психических функций
развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п
Развитие мелкой моторики
Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
Печатание пройденных букв в тетради.
Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
Использование массажных упражнений.
Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
Лепка, аппликация, рисование.
Развитие общих речевых навыков
Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
Формировать правильное речевое дыхание.
Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Основной этап (ноябрь-май)
Коррекция звукопроизношения
Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.
использовать элементы биоэнергопластики
Постановка нарушенных звуков.
Автоматизация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)
Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.
Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.
Плавно переключаться со слога на слог.
Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
«Наращивать» слова.
Произносить слова со стечением согласных.
Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.
Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте
Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
Знакомить с буквами.
Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],
Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т.д.).
Выделение гласного в начале слова (Оля), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
Подбор слов на гласные звуки.
Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
Определение последовательности звуков в слоге, слове.
Определение количества звуков в слоге, слове.
Определение ударнозо слога, звука в слове.
Составление звуко-слоговой схемы слов.
Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
Закрепление знания известных детям правил правописания.
Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
Развитие словаря
Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
Упражнять в словоизменении.
Упражнять в словообразовании.
Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами
Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
Расширение представления о переносном значениии активизация в речи слов с переносным значением.
Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
Дальнейшее овладение приставочными глаголами .
Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.
Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Совершенствование грамматического строя речи
Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).
2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).
5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).
Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
Согласование числительных два и пять с существительными.
Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)
Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.
Развитие связной речи
1. Составлять простые распространённые предложения.
2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.
4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.
Источник