Индивидуальный маршрут развития ребенка младшего школьного возраста

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

младшего школьника МБОУ «Гимназия №127»

как средство реализации требований ФГОС НОО

         Социально-педагогическая суть модернизации школы – обеспечение наибольшей направленности и вариативности образования, его индивидуализации. Одна из задач, стоящих перед нами – при массовости образования сделать его индивидуальным.  Сегодня попытаемся познакомить вас с  опытом гимназии, выстроившей индивидуализированный образовательный процесс.

Хотелось бы отметить, что существуют отличия между индивидуализацией обучения и индивидуальным  подходом, который в советской школе перешел на дифференцированный подход в обучении.

Существует три мифа об индивидуализации (с которыми Вы можете познакомиться на слайде):

1.Индивидуализация — это к разным детям свой способ, подход, учитывающий их особенности.

2.Индивидуализация – это индивидуальная работа.

3.Индивидуализация – это индивидуализм или эгоизм.

         Обратите внимание на слайд- индивидуальный подход — учитель преподносит содержание каждому ребёнку. Принципиальным отличием от индивидуального подхода  является то, что индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок (а в начальной школе + родитель).  Индивидуализация в образовательном процессе в начальной школе – это построение индивидуальных образовательных программ во внеурочной деятельности.  

При  индивидуализации обучения образовательный процесс  направлен на успех. Успех ученика в деятельности – это проявление  идивидуальных возможностей и способностей.

Отсюда, цель – формирование индивидуальных траекторий развития на основе аналитико-диагностического подхода с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. Изучение и поддержка индивидуальной образовательной траектории – основная ценность личностно-ориентированной школы, где все дети равны по возможностям и различны по способностям (И.С. Якиманская).
Существующее понятие «индивидуальная образовательная траектория» предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Опираясь на направления,  школьное методическое  объединение учителей начальных классов гимназии определило следующие задачи  индивидуализации образовательного процесса:

1. Разработать индивидуальные образовательные маршруты.

2.Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса путём использования новых образовательных технологий.

3. Создать условия,  обеспечивающие учащемуся позиции субъекта выбора содержания.

4. Обеспечить содержательную и методическую преемственность начальной школы- среднего звена.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)

        Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)  нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

        Предлагаем следующие этапы разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося начальной школы:

  • диагностика;
  • проектирование ИОМ (осмысление);
  • организация;
  • реализация ИОМ;
  • оценка и коррекция ИОМ.

На этапе диагностики  — что может предложить Гимназия, а что -внешкольные учреждения ( при организации внеурочной деятельности младших школьников  гимназией используются возможности городских  учреждений дополнительного образования детей,   что включено в   индивидуальные образовательные маршруты). Определяются направления деятельности. Сегодня познакомлю Вас с разработкой ИОМ на примере общеинтеллектуального направления.

Что можем предложить — помощь в презентации своих достижений.

Направления

Что может предложить Гимназия

Внешкольные учреждения

Выход, презентация, мониторинг

1 класс

Общеинтеллектуальное направление

Шахматы

«Интеллектуальные витаминки»

Английский язык

«Умники и умницы»

ДТДиМ

Интернет-кружок  в МетаШколе

Школьный уровень:

Предметные недели;

интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, праздники, марафоны.

Театрализованные постановки на английском языке.

Всероссийский, международный уровень:

ЭМУ-Эрудит;

ЭМУ-Специалист;

«Познание и творчество»;

МетаШкола: конкурсы, олимпиады.

2 класс

Общеинтеллектуальное направление

Шахматы

 «В мире математической мысли»

Английский язык

«Умники и умницы»

ИГЗ по математике, русскому языку

ДТДиМ («Краеведение») — на базе гимназии

Интернет-кружок  в МетаШколе

Школьный уровень:

Предметные недели;

интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны.

Театрализованные постановки на английском языке.

Всероссийский, международный уровень:

ЭМУ-Эрудит;

ЭМУ-Специалист;

«Познание и творчество»;

«Кенгуру»;

«Русский медвежонок»;

МетаШкола: конкурсы, олимпиады.

3 класс

Общеинтеллектуальное направление

Шахматы

 «В мире математической мысли»

ИГЗ по математике, русскому языку

Лего-конструирование

НОУ (Научное общество учащихся)

ДТДиМ («Краеведение») — на базе гимназии

Интернет-кружок  в МетаШколе

Школьный уровень:

День Науки (19.11.);

предметные недели;

интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны.

Театрализованные постановки на английском языке.

Муниципальный уровень:

Соревнования по Лего-конструированию.

Научно-исследовательские конференции, выставки.

Всероссийский, международный уровень:

ЭМУ-Эрудит;

ЭМУ-Специалист;

«Познание и творчество»;

«Кенгуру»;

«Русский медвежонок»;

МетаШкола: конкурсы, олимпиады;

 «Золотое Руно».

4 класс

Общеинтеллектуальное направление

«Английский язык»

«Информатика и ИКТ»

«В мире математической мысли»

 «Занимательная грамматика»

НОУ (научное общество учащихся)

Лего-конструирование

Поэтический кружок.

Занятия психолога.

ДТДиМ:

«Краеведение» — на базе гимназии;

«Что? Где? Когда?» — на базе гимназии.

Интернет-кружок  в МетаШколе

Школьный уровень:

День Науки (19.11.);

предметные недели;

интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны.

Театрализованные постановки на английском языке.

Муниципальный уровень:

Соревнования по Лего-конструированию.

Научно-исследовательские конференции, выставки.

Соревнования ЧГК.

Публикации.

Региональный уровень

Научно-исследовательские конференции, выставки.

Соревнования ЧГК.

Всероссийский, международный уровень:

ЭМУ-Эрудит;

ЭМУ-Специалист;

«Познание и творчество»;

«Кенгуру»;

«Русский медвежонок»;

МетаШкола: конкурсы, олимпиады;

 «Бульдог».  

Публикации.

На этапах проектирования и осмысления — учитываются потребности участников образовательного процесса (ребёнка и его родителей), определяются виды и формы занятий, а так же планируется участие в презентациях своих работ.

Направления

Потребности участников образовательного процесса

Что может предложить Гимназия

Кол-во желающих

Внешкольные учреждения

Кол-во занимающихся,

желающих

Презентация, мониторинг

Участники

На этапе ОРГАНИЗАЦИИ определяем количество занимающихся по каждому направлению, педагогов, количество групп, часов, какие договоры необходимо заключить, с какими специалистами работать, определяем сроки участия, презентаций, мониторинга.

Кол-во занимающихся по каждому направлению

Что может предложить Гимназия

Педагоги

Кол-во групп

Кол-во  часов

Внешкольные учреждения

(договоры)

 Специалисты

Кол-во групп

Кол-во  часов

Сроки презентаций, мониторинга

Таким образом, мы   выстраиваем у каждого ребёнка индивидуальный образовательный маршрут (в начальной школе средствами внеурочной деятельности).

Разработка индивидуального образовательного маршрута учащегося

Этапы

Примечание, уточнения

Диагностика, анализ

Результаты диагностик.

Портфолио учащегося

Сформированы  УУД.

Достижения.

Проектирование

Виды деятельности. Программы.

Участие в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося.

Потребности.

Планируемый результат.

Организация

Учебный план. Расписание занятий.

Сроки участия в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося.

На год. На месяц. На неделю.

В течение года.

Мониторинг

Оценка реализации ИОМ.

Коррекция ИОМ.

Достижения.

 Разработка индивидуальный образовательного маршрута учащегося 2 класса

Этапы

Диагностика, анализ

Результаты диагностик.

Портфолио учащегося

Сформированы  УУД.

Достижения.

Проектирование

«В мире математической мысли»

Шахматы

Английский язык

Интернет-кружок в МетаШколе

Участие в Интернет-олимпиадах, ЭМУ, «Кенгуру», школьных конкурсах, интеллектуальных играх, турнирах.

Потребности — интеллектуальное направление.

Планируемый результат: участие, призовые места.

Организация

Учебный план. Расписание занятий.

Сроки участия в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

«В мире математической мысли» (12чел.)

Шахматы (16чел.)

«Умники и умницы» (32чел.)

Английский язык (10чел.)

Интернет-кружок в МетаШколе (индивидуально, консультация у учителя)

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Апрель

Май

ЭМУ-Эрудит

Русский медвежонок

Эму-Специалист

Интернет-олимпиада

«Кенгуру»

Интернет-олимпиада

Предметные недели

Мониторинг

Коррекция

Оценка реализации ИОМ

Достижения. Формирование Портфолио.

Слайд Портфолио.

        Таким образом, у каждого учащегося начальной школы гимназии выстраивается  ИОМ, что является важной составляющей для  развития способностей (одарённости) ребёнка. В начале семинара  перед вами уже презентовали свои работы учащиеся начальных классов, на стендовой выставке отражены все направления деятельности наших ребят.

        Сегодня на нашем семинаре учителя и педагоги познакомят Вас с разными видами деятельности младших гимназистов. Вы посетите и будете участниками урока-драматизации на английском языке, занятия «В мире математической мысли», интеллектуальной игры по русскому языку «Грамматическая пирамида». Все вопросы просим фиксировать на обратной стороне программы. Мы с удовольствием ответим на них на третьей части нашего семинара — на круглом столе «Свободный микрофон».

        Одна из новых дополнительных образовательных программ, апробируемых в нашем учреждении — «Интеллектуальные витаминки». Слово предоставляется Елене Викторовне Сёмкиной.

Источник

Индивидуальный образовательный маршрут – персональный путь развития одарённости младшего школьника

В настоящее время внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Различают разные группы одаренных детей. Но хочется более подробно остановиться на одной группе, к которой относятся достаточно многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры.

Задача учителя — во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Уже на первом этапе обучения можно заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого — отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета.

Мы работаем по образовательной системе «Школа 2100». И я убеждена, что способности есть у многих ребят, независимо от того, по какой программе они обучаются. Надо только их заметить, развить и предоставить ученику возможность их проявить!

Развитие творческих способностей учащихся нужно начинать как можно раньше с учётом возможностей возраста. Поэтому, начиная с первых дней обучения, я приучаю учащихся к самостоятельной работе, к поиску нетрадиционных решений, к творческой работе. Если учитель не будет постоянно заботиться о развитии мышления, поставляя «пищу для ума», то ученики не смогут состояться как творческие личности.

В школе у меня сложилась целостная система работы, направленная на развитие одарённости. Может, эта система и не несет какой-либо новизны, но у меня есть результат, и этот фактор позволяет мне подытожить свою работу и поделиться опытом.

Свою систему работы я представляю в виде четырех ее слагаемых.

Система работы, направленной на развитие одарённости

Учебная деятельность Внеклассная работа Работа с родителями Сеть ДО

Реализация принципов 1. Участие в конкурсах, ДЮСШ личностно-ориентированного олимпиадах. ДШИ

образования «Школа-2100» 2. Система внеклассных Работа кружков

мероприятий. на базе школы

3. Работа кружка «Я –

гражданин России»

Остановлюсь на учебной деятельности.

Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Именно поэтому моя работа в данном направлении начинается с курса Г. Цукерман и А. Поливановой «Введение в школьную жизнь». Это реализация преемственности: дошкольное образовательное учреждение – начальная школа. Обучение в первом классе я начинаю с занятий, способствующих успешной адаптации к школьной жизни. Уже здесь на первых занятиях творческие задания из этого курса позволяют учителю выявить индивидуальные способности ребенка и спланировать в дальнейшем план работы над развитием творческих способностей у детей. Опыт показывает, что уже в самом начале обучения дети способны испытывать удовлетворения от напряженной умственной деятельности, радость от решения поставленных учебных задач. Важно добиться такого положения, когда двигателем процесса познания является желание учащихся узнать новое, неизвестное.

Реализация принципов личностно-ориентированного Образования «Школа-2100»

На сегодняшний день в моем 4-А классе из 26 человек — 7 отличников, а 15 человек учатся на «хорошо», причем, еще 5 человек близки к тому, чтобы стать отличниками.

В основе личностно-ориентированного обучения «Школы–2100» лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия. Основные формы организации:

— урок – исследование;

— урок с элементами исследования;

— творческие мастерские.

Все задания носят поисковый характер: придумать, найти, составить, выбрать, нарисовать. И как результат, такие задания развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.

Все домашние задания носят дифференцированный характер. Одни закрепляют свои знания по учебнику, другие выполняют их из «Дидактического материала» (входит в комплект учебников), а третьи и вовсе (по желанию) готовят мини-проект на предложенную тему. Так учащиеся продвигаются в своем развитии индивидуально и отслеживают свой результат не в сравнении с другими учениками, а в отношении себя самого.

Определяющим успех младшего школьника является уровень развития его мотивации. Представление младших школьников о своих высоких способностях — вот то, что обеспечивает мотивацию обучения в гораздо большей степени, чем истинный уровень этих способностей. Он может быть высоким, как и отметки, но он не мотивирует к успехам в учебе. Уровень интеллекта может быть невысоким, но если при этом уровень «Я могу» высок, ученик будет учиться с удовольствием. Его ощущение успеха будет не только формальным (по оценкам), но и эмоциональным. Такие ученики хорошо чувствуют себя в школе, так как они чувствуют себя успешными.

Траектория индивидуального развития школьника

«Ступеньки роста»

пример индивидуальной траектории развития одного учащегося с признаками одарённости по математике рассчитанной на 4 года

Индивидуальная траектория развития младшего школьника — это персональный путь реализации личностного потенциала одарённого ученика в образовательном процессе.

Этот маршрут может быть оформлен в тетради, альбоме, на отдельных листах. Его может вести сам ученик или совместно с учителем, или родителями. Этой траекторией может пользоваться каждый ученик для саморазвития и самосовершенствования.

1 ступенька – «Кто я» — представляет собой стартовые возможности ребёнка, его личностные особенности и диагностику, с помощью которой их можно определить и выявить. Здесь представлены рисунки ребёнка, опросники и анкеты.

2 ступенька — «Проба сил» — отражает участие ребенка в различных олимпиадах, конкурсах и представляет собой таблицу, в которую все записывается. В течение 4 лет обучения учащийся совместно с педагогом заполняет таблицу, цветом показывая участие в олимпиадах и результат.

3 ступенька – «К чему я стремлюсь» — фиксирует цели деятельности ребенка, его выбор на определенных этапах обучения. Цветом он показывает наиболее значимые для него в данный период и добавляет свои.

4 ступенька — «Мой путь» — отражает содержание образовательного маршрута ученика и разрабатывается совместно с учителем. Итогом работы является выход на создание проекта.

5 ступенька — « Мой проект» — отражает план работы над проектом и его осуществление. Учитель консультирует и помогает составить план работы над проектом, поддерживает при его реализации.

6 ступенька — «Мои достижения» — отражает уровень достигнутого и представляет собой таблицу, в которой учащийся отмечает знаком (+,-,v..) свои достижения. Таблицу достижений можно составлять на год, полугодие, вносить изменения, дополнять.

7 ступенька — «Как я изменился» — осознание пройденного и достигнутого, своих усилий, затраченных на образовательном маршруте. Представляет собой диаграммы, на которых учащийся отмечает значком (+,-,v…) результаты. На свободных диаграммах он может вписать свои успехи.

Кто «Я»

1. рисунок « Моя семья»;

2. рисунок «Мой класс»;

3. рисунок «Мои друзья»;

4. рисунок «Моё любимое занятие»;

5. опросник для детей младшего школьного возраста;

6. анкета «Познавательные и творческие интересы родителей»;

7. анкета «Свободно ли «свободное время»?»;

8. анкета «Выбор любимых занятий на уроке».

Проба сил

Отмечаю разным цветом в таблице участие, успех и победу

4 класс

1. участие в школьной олимпиаде по математике

2. участие в математической игре «Кенгуру»

3. Осенняя интернет-олимпиада по математике (МетаШкола)

4. Математический конкурс по игре «Крестики-нолики» (МетаШкола)

5. Математический конкурс по игре «Быки и коровы» (МетаШкола)

6. Зимняя интернет-олимпиада по математике (МетаШкола)

7. Математический интернет-конкурс «Пятнашки»

8. Математический интернет-конкурс «Война вирусов»

1. Открытый интернет-конкурс для школьников «Устный счёт» (МетаШкола)

2. участие в математической игре «Кенгуру»

3. участие во Всероссийском конкурсе КИТ — компьютеры, информатика, технологии».

4. Зимняя интернет-олимпиада по математике (МетаШкола)

5. подготовка устного счёта к уроку математике

9. участие в школьной научно – практической конференции учащихся начальной школы «Юные исследователи – будущее Севера»

10.работа консультантом в классе

1. участие во Всероссийском конкурсе КИТ — компьютеры, информатика, технологии».

2. участие в школьной научно – практической конференции учащихся начальной школы «Юные исследователи – будущее Севера»

.3. участие в математической игре «Кенгуру»

4. подготовка классного часа «Птичья арифметика»

6. ведение рубрики «Весёлая математика» на классный час

7. работа консультантом в микрогруппе

1.Всероссийский

Полиатлон-мониторинг

2. Всероссийский игровой конкурс по обществознанию «Человек и природа»

3.Всероссийская олимпиада для младших школьников по окружающему миру

победа выполнил успешно надо постараться

К чему я стремлюсь

Выбери из предложенного то, что считаешь важным для себя.

Допиши свои цели.

Мой путь

У меня всегда есть выбор, что делать, и я нахожусь в поиске.

1. Поиск книг, журналов с нестандартными задачами по математике совместно с родителями, учителем и библиотекарем.

2. Создание каталога изданий с задачами нестандартного вида.

3. Решение логических задач.

4. Знакомство с биографией выдающихся математиков.

5. Обмен заданиями с одноклассниками, учащимися других школ и городов через Интернет.

6. Создание проекта «Математический калейдоскоп».

Мой проект

Мне интересны проблемы окружающего мира, и я пытаюсь решить какие-то из них, которые мне под силу. Вместе с учителем я осваиваю проектирование – разрабатываю проект, защищаю его и, при возможности, реализую.

1.Постановка цели.

2. Освоение приёмов работы с литературой и в том числе с научно-популярными изданиями.

3. Изучение приёмов оформления буклета.

4. Изучение возможностей и интересов одноклассников (интервью, мониторинг, анкетирование)

5.Предъявление учащимся класса наработанного материала.

6.Обучение способам решения логических задач одноклассников.

7.Анализ, классификация и отбор материала для газеты.

8. Защита проекта.

Оформление выставки книг и журналов

Разноуровневые задания для микрогрупп

Использование материала для организации устного счёта и классных часов

Консультации, устные журналы. Математические пятиминутки

Консультация с активом класса

Представление проекта

Сентябрь

В течение года

Еженедельно

Сентябрь-декабрь

Сентябрь-декабрь

Сентябрь-декабрь

Январь

Апрель

Мои достижения

Как ты считаешь, какого уровня ты достиг. Отметь в таблице знаком + ,- ,v…

При желании учителя увидеть и раскрыть способности и таланты учеников, при умелой организации индивидуального и дифференцированного подхода, можно добиваться хороших и даже высоких результатов. Ведь суть успехов не в том, чтобы как можно больше, быстрее усвоить учебный материал и лучше других проявить себя в конкурентной борьбе, а в самоощущении победы над собой в процессе умственного труда, в его продвижении в своём индивидуальном, заложенном природой темпе развития через преодоление трудностей.

Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно–исследовательской деятельности.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Учитель начальных классов: Щастная О.А.

Источник