Индивидуальный маршрут развития ребенка инвалида в школе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Лесовичок»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Макар С.

с. Тасеево 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии:

Имеет особенности в физическом и психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендовано

Продолжить обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе воспитания для детей с задержкой психомоторного и речевого развития.  Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога, кардиолога, педиатра. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом, дифектологом.

Воспитатели:

Ф.И.О. Абукова И.Г.

Ф.И.О. Иванова М.В.

Специалисты:

Ф.И.О. Пашкова Е.В. – учитель – логопед

Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Макар посещает МБДОУ № 9 «Лесовичок» с 2017 года. За период посещения ДОУ уже научился самостоятельно ходить, с каждым разом чувствует себя более уверенно. Макар является ребенком проявляющим интерес к игрушкам (машинки, кубики, рабочие инструменты)  и настольным дидактическим играм (вкладыши, прищепки,  матрешки и др.). С помощью взрослого проявляет активность в исследовании новых объектов.

Макар стал интересоваться детьми, радуется встречи с ним. Стал стремиться больше контактировать со взрослым и детьми. Речевые инструкции не всегда понимает, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях стал более усидчив, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность неравномерная. Макар не так быстро устает. Макар самостоятельно не  может  обратиться за помощью к педагогу. Помощь педагога по мере необходимости не всегда принимает. В каждом конкретном случае педагог является  разъясняющей,  направляющей, стимулирующей стороной. Помощь ребенок использует продуктивно. У ребёнка  ослаблен контроль и регуляция деятельности. Макар  не понимает требований дисциплины, у него реже возникают  трудности в общении со сверстниками. Макар  может играть с детьми группы. Ребенок не всегда проявляет инициативу и заинтересованность в общении с педагогами и специалистами.

Отмечается отставание в речевом развитии. Не разговаривает. Обращённую речь понимает не в полном объёме. Общается при помощи некоторых звукосочетаний. Запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный, не соответствующий возрасту. Макара  привлекают настольно-печатные дидактические игры, машинки, кубики, рабочие инструменты. Графические навыки не сформированы. Интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке, конструированию проявляет очень редко. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука – правая.

Навыки самообслуживания не сформированы. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. На замечания реагирует импульсивно. В целом легко возбудим. Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка, интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов.

Актуальный уровень  развития не соответствует возрастной норме.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи: 

1. Развитие всех компонентов речевой системы.

2. Развитие и формирование познавательных процессов.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4.Развитие общей мелкой моторики.

5. Развитие основных видов движения.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

— Форма обучения очная, групповая.

— Работа в режиме 2 час в неделю.

— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

— Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Направления работы

• Познавательное развитие

Сенсорное воспитание:

— учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

— учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;

— учить различать свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый — сухой, большой — маленький, громкий — тихий;

— учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);

— формировать поисковые способы ориентировки — пробы при решении игровых и практических задач;

— создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности — в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

Развитие зрительного восприятия:

— учить выделять предмет из общего фона;

— учить соотносить игрушку с ее изображением;

— учить хватать большие предметы двумя руками, маленькие — одной рукой;

— учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.

Восприятие формы, величины, цвета:

— учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;

— учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);

— учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;

— учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;

— учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.

— учить воспринимать величину (большой, маленький).

— учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;

— знакомить  с названиями двух цветов: красный, желтый;

— учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.

Развитие слухового восприятия и внимания:

— знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;

— учить реагировать на слуховые раздражители;

— вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.

Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам:

— учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);

— учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;

— учить дифференцировать звукоподражания.

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

— учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;

— учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);

— учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;

— учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.

— учить производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.

Итоговые показатели по разделу:

— воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;

— различать свойства и качества предметов: мокрый — сухой, большой — маленький, сладкий — горький, горячий — холодный;

— воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик — шарик);

— сличать два основных цвета (красный, желтый);

— дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);

— складывать разрезную картинку из двух частей;

— учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);

— дифференцировать звукоподражания.

Ознакомление с окружающим:

— формирование  целостного восприятия представлений об окружающем мире;

— знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.

Итоговые показатели по разделу:

— иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);

— уметь ориентироваться в групповом помещении.  

Развитие психических функций

Развитие внимания:

— привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;

— стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;

— развитие устойчивости непроизвольного внимания;

— формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;

— развитие способности к переключению внимания.

Развитие памяти:

— развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;

— расширение круга узнаваемых предметов;

— развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;

— развитие непроизвольной памяти;

— увеличение объема запоминаемого материала;

— совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.

Формирование мышления:

— развивать у детей наглядно-действенное мышление;

— создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-образного мышления;

— установление связей «восприятие — образ», «предмет — действие», «действие — его результат»;

— установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;

— установление причинно-следственных связей.

Итоговые показатели по разделу:

— рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;

— переключать свое внимание с одной игрушки на другую;

— находить парные предметы и картинки (2-3 пары);

— понимать и выполнять указания взрослого;

— освоить способы действий с предметами;

— воспроизводить действия взрослого путем подражания;

— узнавать знакомые предметы среди незнакомых.

Социально-эмоциональное развитие:

— формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье;

— формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;

— формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;

— формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

— формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;

— формировать доступные средства общения;

— формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т. д.;

— обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого);

— формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними;

— обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;

— привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;

— развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.

Итоговые показатели по разделу:

— демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;

— положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;

— выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;

— адекватно вести себя в привычных ситуациях;

— выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.

Речевое развитие:

— формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье;

— начало формирования общения между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;

— расширение объема понимания обращенной речи;

— формирование доступных средств общения;

— использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;

— развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения;

— активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.  

Развитие импрессивной речи:

Развитие пассивного словаря:

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

— существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);

— глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);

— прилагательные (аналогичная методика);

— предложение (сложность предложения зависти от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию).

Понимание связной речи:

Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:

1. Изолированные действия

— демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;

— жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;

— демонстрация и называние этого же действия по картинке.

2. Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.

3. Работа над простой адаптивной сказкой:

— демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;

— работа с книгой по той же сказке.

Развитие экспрессивной речи

Развитие активного словаря.

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

— называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания);

— ответы на вопросы с использованием подражания;

— самостоятельные ответы на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания);

— спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной);

— появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы);

Работа по вызыванию звуков

Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

— повторение за ребенком имеющихся у него звуков;

— поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;

— побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;

— имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;

— спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;

— использование усвоенных звуков в речи;

— включение звуков в слоги и в слова.

Итоговые показатели по разделу:

— выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;

— выполнять простейшие поручения и просьбы;

— пользоваться невербальными формами коммуникации;

— воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).

Моторное развитие:

— стимулировать двигательную активность;

— развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;

— обогащать двигательный опыт;

— формировать положительное отношение к двигательным играм;

— развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);

— формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;

— развивать ориентировку в пространстве;

— учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

— учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором;

— развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;

— формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).

Итоговые показатели по разделу:

— выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

— выполнять серию движений под музыку;

— выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки;

— производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй;

— выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;

— захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»;

— играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.

Построение коррекционно-развивающей работы  обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития  имеет коррекционную направленность.

Работа специалистов включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).

Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание маршрута предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная.

2. Лекционно-просветительская.

3. Организация  детских утренников, праздников.

4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.

Формы и режим занятий

Основная форма — индивидуальные занятия со специалистами, игры-занятия в группе сверстников.

Работа с ребенком строиться  с учетом следующих принципов:

• Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

• Единство требований специалистов и в семьи.

• Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.

• Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.

• Коррекционная направленность образовательного процесса.

Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

Срок реализации индивидуального образовательного маршрута 1 год

Подпись родителей (законных представителей) ________________

Источник

Марина Медведева
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ

За основу маршрута я взяла образец из интернета и добавила свои изменения и рекомендации специалистов.

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ на период с сентября 2015 г по май 2016 г.

Дата заполнения: сентябрь 2015г.

Общие данные

Ф. И. О. ребёнка: Даша Б.

Дата рождения: 2011г.

Дата поступления в ДО: 2014г.

Сведения о семье: мать- одиночка, семья малообеспеченная.

Мать: ФИО, образование, место работы.

Отец: —

Домашний адрес: ул. д.

Телефон:

Воспитатели: Медведева Марина Валерьевна.

Специалисты:

Учитель- логопед: ФИО

Психолог: ФИО

Музыкальный руководитель: ФИО

Инструктор по физ воспитанию: ФИО

Медицинская сестра- ортоптистка: ФИО

Группа здоровья III

Группа физических занятий- подготовительная

Режим пребывания ребёнка в ДОУ: пятидневная рабочая неделя с 7.00- 19.00

Заключение ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения зрения, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Рекомендации ПМПК: создать оптимальные условия для получения образования и коррекции нарушений зрения с учётом индивидуальных особенностей данного ребёнка.

Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной.

Разработка индивидуального образовательного маршрута.

По заключению врача офтальмолога у девочки ОН- гиперметропия

Рекомендации:

— постоянное ношение очков

— соблюдение режима зрительных нагрузок

— выполнение коррекционных мероприятий для снятия общего и зрительного утомления: релаксация, коррекционные зрительные упражнения

— выполнение специальных упражнений для глаз (зажмуривание, моргание, попеременное фокусирование взгляда на отдалённых и близких предметах, просмотр специальных гимнастик для глаз)

— посадка на занятиях: 1 ряд, 4 место

— проводить пропедевтику основных видов движений

Противопоказания:

— недопустима работа в помещении с низкой освещённостью

— нельзя работать на слишком близком расстоянии

— соревновательный бег, ускорения

— прыжки в длину и высоту с приземлением на всю стопу.

Цели на текущий период (учебный год):

Разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие и физическое развитие. Задачи:

Социально-коммуникативное развитие

-усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование предметно- практических действий

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

— формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов

— развитие воображения и творческой активности

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурых ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

Речевое развитие

— развитие зрительно- пространственных представлений

— овладение речью как средством общения и культуры

— обогащение активного словаря

— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

— развитие речевого творчества

— развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы

— формирование звуковой аналитико- синтаксической активности как предпосылке обучения грамоте.

Художественно- эстетическое развитие

— развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы

— формирование элементарных представлений о видах искусства

— формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами

— становление эстетического отношения к окружающему миру

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

— приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

— формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства)

— овладение подвижными играми с правилами

— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Методы

• Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала

• Словесный

• Практический

• Игровой

Формы работы:

• НОД

• Утренняя гимнастика

Индивидуальная и подгрупповая работа

• Спортивные праздники, развлечения.

• Самостоятельная деятельность ребенка

Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.

Индивидуальная работа по коррекции зрения: проводить игры на лечение амблиопии, различие цвета, развитие остроты зрения, развитие зрительного внимания. Это игры: «Нанижи бусы», «Сложи картинку», «Цветная мозаика», «Обведи по контуру», «Выкладывание крупой по контуру», «Разложи по цвету», «Штриховка предметов» и др.

Рекомендации по психологической коррекции: на развитие внимания: «Три шарика», «Вежливое слово»

на развитие мышления: «Покажи, что назову», «Самое непохожее»

на развитие мозговых механизмов: «Двуручное рисование», «Мамины помощники» — упражнение на межполушарное взаимодействие.

Коррекция физического развития:

· коррекция и компенсация недостатков физического развития;

· формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

Коррекция речи: работа по формированию словаря, на развитие мелкой моторики рук, употребление слов в единственном и множественном числе, чистоговорки на определённые звуки, например, игры «У меня и у тебя», «Он- она», «Какой- какая», «Сложи слова» и др.

Коррекционная работа в музыкальной деятельности:

-упражнение «Ловим бабочек» муз. А. Н. Генералова — развитие пространственной локализации и прослеживающих функций.

— упражнение «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Упражнение с мячами» Александрова — развитие зрительного анализатора, построено на совмещении зрительного и слухового образа.

-упражнение «Зеркало» — развитие глазодвигательных функций, совершенствование подражательных функций, помогает развитию пространственной локализации и пролеживающих функций глаза.

Источник