Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка в начальной школе

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка в начальной школе thumbnail

Индивидуальный образовательный маршрут — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:

Этап 1 – диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1-2 неделя сентября

Школьный психолог

2

Опросник Г.А. Карповой « Учебная мотивация».

Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

Классный руководитель

3

Методика Климова И.И. «Карта интересов»

3-4 неделя

сентября

Школьный психолог

4

Опросник Айзенка. Личностные особенности.

3-4 неделя

сентября

Школьный психолог

5

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор — Филлипс.

3-4 неделя

ноября

Школьный психолог

6

Социометрия. Автор —  Дж.Морено.

3-4 неделя

декабря

Школьный психолог

Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.

1

Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.

1 неделя октября

Лазарева Л.А

2

Составление индивидуального учебного плана по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, английскому языку для работы с Черновым Кириллом

1 неделя октября

Учителя – предметники

Лазарева Л.А.

Елисова М.И

3

Выбор темы исследовательской работы по окружающему миру

2 неделя октября

Лазарева Л.А учитель — руководитель

4

Составление плана учеником для учета желаний ребенка.

2 неделя октября

Лазарева Л.А, учитель — руководитель

5

Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.

2 неделя октября

Лазарева Л.А

Прогнозирование — индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»

Предмет

Причина выбора

Форма работы

Ожидаемые результаты

Русский язык

Результативное участие во Всероссийской олимпиадах, итоговых работ

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие на городском этапе Всероссийской олимпиады.

Высокий балл на конец года

Литература

Всероссийская олимпиада, конкурсы

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие на городском этапе Всероссийской олимпиады.

Высокий балл на конец года.

Английский язык

Всероссийская олимпиада, конкурсы

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие на городском этапе Всероссийской олимпиады.

Высокий балл на конец года.

Математика

Всероссийская олимпиада, конкурсы,

итоговых работ

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Высокий балл на конец года.

«Интеграция с другими специалистами»

Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем,  руководителем НОУ и учителями — предметниками.

сентябрь

Карта познавательной деятельности ребенка.

Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками.

октябрь

Индивидуальный образовательный

маршрут

Прохождение тестов, предметных олимпиад

октябрь

Расписание посещений занятий

Диагностирование, рефлексия школьным психологом, руководителем НОУ, учителями – предметниками.

ежемесячно

Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками.

Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель

ежемесячно

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.

Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»

Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады.

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

3. Посещение занятий Полиглот.

Школьной олимпиады по русскому языку – 2 место.

Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, английскому языку, математике

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

Всероссийская по окр миру-1место

Всероссийская межпредметная -2 м

Международная «Серьезные вопросы о беззаботном детстве» -1м

Подготовка к участию в городском слете НОУ.

Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя) 

Грани познания 1м «Лучший естествоиспытатель»

Подготовка к участию в городских творческих конкурсах. (по мере поступления положений).

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

Лауреат – городской творческий конкурс по энергосбережению.

Лауреат – городской конкурс «Лучший ученик года».

«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»

Самооценка: «Что я хотел?»

«Что я сделал для достижения цели?»

«Чему научился?»

«Что необходимо сделать ещё?»

Портфолио за 2014-2015 учебный год

Портфолио Чернова Кирилла

Олимпиады

Школьный этап

Школьные (рус яз- 2м, окр. мир -1 м, математика-1м)

дистанционные конкурсы, олимпиады

Городские конкурсы

Городской слет НОУ Грани познания — 1м

Всероссийской олимпиады по русскому языку

математике

«Снейл» «Ёж»по России-9м, по городу -6м

«Слон» по России 7м, по городу 5м

Международная олимпиада по «Серьёзные вопросы о беззаботном детстве»-1 м

«Знаем , помни, гордимся»-1м

Грани познания «Лучший естествоиспытатель»

Подпись                                                                                                 Чернов Кирилл

Источник

6

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №2 »

Организация работы с одаренными детьми.

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

ученицы 2 класса

Курагиной Оксаны

Разработала:

учитель начальных классов

Тихомирова С.Ю.

Г Железногорск – Илимский

2015-2016 учебный год

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

ФИО Курагиной Оксаны

Одаренность: академическая

Индивидуальный образовательный маршрут — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Цель: создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития интеллектуально- познавательных способностей ребёнка, самоутверждения, раскрытия потенциальных возможностей, и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

  • содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации, формировать культуру межличностных отношений

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Курагиной Оксаны

I этап – диагностический

Цель – углубленное психолого- педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задача:

  • провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1-2 неделя сентября

Школьный

психолог

.

2

Опросник Г.А. Карповой « Учебная мотивация».

Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

Классный

руководитель

Тихомирова С.Ю

3

Методика Климова И.И. «Карта интересов»

3-4 неделя

сентября

Школьный

психолог

4

Опросник Айзенка. Личностные особенности.

3-4 неделя

сентября

Школьный

психолог

5

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор — Филлипс.

3-4 неделя

ноября

Школьный

психолог

6

Социометрия. Автор — Дж.Морено.

3-4 неделя

декабря

Школьный

психолог

II этап – коррекционно-развивающий

Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.

Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальной программы.

1

Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.

1 неделя октября

Тихомирова С.Ю.

2

Составление индивидуального учебного плана по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, английскому языку для работы с Черновым Кириллом

1 неделя октября

Учителя – предметники

Тихомирова С.Ю Степанова Е. Н.

3

Выбор темы исследовательской работы по окружающему миру

2 неделя октября

Тихомирова С.Ю учитель — руководитель

4

Составление плана учеником для учета желаний ребенка.

2 неделя октября

Тихомирова С.Ю учитель — руководитель

5

Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.

2 неделя октября

Тихомирова С.Ю

III этап – саморазвитие

Прогнозирование — индивидуальный учебный план –

«Я выбираю предметы для изучения»

Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

Задачи:

  • развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

  • воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

  • формировать культуру межличностных отношений.

Предмет

Причина выбора

Форма работы

Ожидаемые

результаты

Русский язык

Результативное участие во Всероссийских олимпиадах, итоговых работах

Индивидуальные и дистанционные

консультации.

Результативное участие на городском этапе Всероссийской олимпиады.

Высокий балл на конец года

Литература

Всероссийская олимпиада, конкурсы

Индивидуальные и дистанционные

консультации.

Результативное участие на городском этапе Всероссийской олимпиады.

Высокий балл на конец года.

Английский язык

Всероссийская олимпиада, конкурсы

Индивидуальные и дистанционные

консультации.

Результативное участие на городском этапе Всероссийской олимпиады.

Высокий балл на конец года.

Математика

Всероссийская олимпиада, конкурсы, итоговых работ

Индивидуальные и дистанционные

консультации.

Высокий балл на конец года.

«Интеграция с другими специалистами»

Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем ШМО и учителями — предметниками.

сентябрь

Карта познавательной деятельности ребенка.

Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками.

октябрь

Индивидуальный образовательный

маршрут

Прохождение тестов, предметных олимпиад

октябрь

Расписание посещений занятий

Диагностирование, рефлексия школьным психологом, руководителем ШМО, учителями – предметниками.

ежемесячно

Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками.

Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель

ежемесячно

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.

Проектирование – индивидуальная образовательная программа –

«Я составляю программу образовательной деятельности»

Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады.

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

3. Посещение занятий Малой Академии Наук (МАН)

Грамота за III место в школьной НПК «За страницами школьного учебника».

Школьной олимпиады по русскому языку – 2 место.

Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, английскому языку, математике

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

Международный дистанционный блиц – турнир по рус. языку для уч-ся 1-4 классов «Пишу и читаю правильно» диплом 1 степени

Международный дистанционный блиц – турнир для уч-ся 1-4 классов «Родная земля» диплом 1 степени.

Международный дистанционный блиц – турнир для уч-ся 1-4 классов по математике «В царстве чисел» диплом 2степени.

Подготовка к участию в школьной и районной НПК «Фабрика проектов — Мир вокруг нас»

Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя)

НПК «Фабрика проектов» Диплом победителя

Подготовка к участию в городских творческих конкурсах. (по мере поступления положений).

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

Грамота победителя в школьном конкурсе рисунков «Спасибо деду за победу!

Департамент образования администрации Нижнеилимскоко муниципального района Диплом I степени в конкурсефотографий «Лучший новогодний костюм своими руками» районный конкурс электронного творчества.

«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»

Самооценка: «Что я хотел?»

«Что я сделал для достижения цели?»

«Чему научился?»

«Что необходимо сделать ещё?»

Портфолио за 2015-2016 учебный год

Портфолио Курагиной Оксаны

Олимпиады, конкурсы

(школьный этап)

Диплом 2 степени и звание «Лучший каллиграф» в предметной неделе по русскому языку.

Грамота за 2 место в предметной неделе по русскому языку в номинации «Лучший знаток русского языка»

Городские конкурсы

Школьная и районная НПК «Фабрика проектов — Мир вокруг нас»

Диплом победителя

Всероссийской олимпиады по русскому языку, математике…

Свидетельство участника Международного Чемпионата начальной школы «Вундеркинд» 2 тур — весна по РФ 8 место, по региону 5 место, 1 место по городу.

Международный конкурс по русскому языку «Кириллица» диплом II степени.

Сертификаты участника Всероссийских олимпиад для младших школьников «Центр поддержки талантливой молодёжи» по математике, по русскому языку, по информатике по региону 5место, по РФ 7 место.

Томский

«Открытый

Молодежный

Университет»

Сертификат о

успешном окончании Комплексной образовательной программы «Мир моих интересов. Другой взгляд — другой мир.» направленную на развитие интеллектуальных способностей и образного мышления. ( в объёме 99 часов)

По итогам учебной

деятельности

Похвальные грамоты за отличные успехи в учёбе, примерное поведение и активное участие в жизни класса и школы. За 1 , 2, 3, 4 четверти и учебный год.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Индивидуальный образовательный маршрутодаренных детей

Введение

             Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост способностей одарённого ребёнка — это особо значимая задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяется большое внимание в МОУ СОШ № 4 г. Ростова Великого.

 Цели

   —  создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах  личности;

   —  обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения;

Задачи

*   создание системы целенаправленного выявления и   отбора одаренных детей;

*   создание системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных и городских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

*    разработка индивидуальных форм работы;

*    использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

*   внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

*    организация системы исследовательской работы учащихся;

*    обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.  

Формы работы с одаренными учащимися

*    индивидуальные занятия с одаренными  учащимися;

*    кружки по интересам;

*    конкурсы;

*    участие в олимпиадах;

*    исследовательская работа;

*    творческие мастерские.

Работа проводится в 4 этапа:

  1. Диагностический

  2. Разработка образовательного маршрута и организация работы

  3. Анализ результатов, коррекция проводимой работы

I этап Диагностический.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1-2 неделя сентября

Школьный психолог

2

Опросник Г.А. Карповой « Учебная мотивация».

Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

Классный руководитель

3

Методика Климова И.И. «Карта интересов»

3-4 неделя

сентября

Школьный психолог

4

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор — Филлипс.

3-4 неделя

ноября

Школьный психолог

5

Социометрия. Автор — Дж.Морено.

3-4 неделя

декабря

Школьный психолог

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его

индивидуальных особенностей.

Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «одаренность» мною были выделены следующие группы одаренности:

Классификация учащихся по видам одаренности

Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «одаренность» мною были выделены следующие виды одаренности

I. Oбщая интеллектуальная одаренность

II. Творческая одаренность

III. Спортивная одаренность

Исходя из этого, к «одарённым» детям относится ученица « «В» класса ________

II этап Разработка образовательного маршрута и организация работы

Образовательный маршрут — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащихся является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

1

Разработка маршрута одаренных детей.

1 неделя октября

Белова С. А.

2

Корректировка календарно – тематическое планирование с учётом

1 неделя октября

3

Составление учебного плана во внеурочной деятельности по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, физической культуре

1 неделя октября

Белова С. А.

4

Выбор темы исследовательских работ по интересующим предметам.

2 неделя октября

Белова С. А.

5

Подбор материала

2 неделя октября

Белова С. А.

6

Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.

2 неделя октября

Белова С. А.

«Интеграция с другими специалистами»

Составление карты познавательной деятельности детей психологом, классным руководителем.

сентябрь

Карта познавательной деятельности ребенка.

Разработка индивидуального образовательного маршрута учителем.

октябрь

Образовательный

маршрут

Прохождение тестов, предметных олимпиад, посещение кружков.

учебный год

Расписание посещений занятий

Диагностирование, рефлексия школьным психологом, классным руководителем.

ежемесячно

Карта наблюдений, рекомендации учителями

Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель

раз в триместр

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.

Работа с одаренными детьми в урочной деятельности

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

  • совершенствование предметных умений и навыков;

  • повышение учебной мотивации одаренных детей;

  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;

  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);

  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

  • проблемный;

  • проективный.

Формы:

  • нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;

  • ролевые игры;

  • консультации.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Работа с детьми важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала в целом.

Я убеждена, что необходимо для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности, к умению высказывать своё мнение, участвовать в дискуссии, самим искать истину, сомневаться, спорить, доказывать свою дочку зрения. Отсюда следует вывод: необходимо включать учащихся в творческую деятельность. Проблема решения комплекса свойств личности, входящих в понятие “творческие способности” требует длительной работы. Я стремлюсь на каждом уроке создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию творческих способностей воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка в начальной школе фантазия развивается настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра.

Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности

Спортивная аэробика

3 раза в неделю

Родители:

«Занимательная математика»

1 раз в неделю

Учитель:

«Тайны русского языка»

1 раз в неделю

Учитель:

Занятия английским языком

2 раза в неделю

Родители …

Так же стараюсь вовлекать Горшкову Екатерину в различные мероприятия: конкурсы, олимпиады, викторины, спартакиады.

Планируемый результат

Вследствие проделанной работы я ожидаю призовые места в школьной и городской олимпиадах, показать качественные результаты мониторинга.

Вывод

Одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития.

Работа требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо, т.к. каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории, разработать подход, гарантирующий 100% успех.

В заключение, хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с одаренными детьми.

1) Безусловное понимание одаренного ребенка и уважение к его личности.

2) Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе.

3) Следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легкоранимы.

4) От учителя больше всего требуются качества личностные, душевные.

5) Сотворчество учителя и ученика.

Литература

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

  2. Беляева Н.К. Савенков А.И.Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. № 9.

  3. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. — М., 1997.

  4. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.

  5. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. — М., 2004

  6. Internet

Источник