Индивидуальный маршрут обучения и воспитания ребенка с нарушением в развитии
Наталья Золотова
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 2
Часть 3
Часть 4
2. Характеристика предметно развивающей среды.
Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.
Характеристики предметно-развивающей среды:
• безопасность;
• комфортность;
• соответствие возрастным особенностям развития и интересам детей;
• вариативность;
• информативность.
Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы («Маленький исследователь», программы занятий в керамической и столярной мастерских, программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др.). Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.
3. Компоненты индивидуального образовательного маршрута
3.1 Целевой
Цель коррекционного обучения — коррекция психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; индивидуальных недостатков психофизического развития: темпа и подвижности психических процессов, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-волевой сферы, активизация познавательной деятельности.
Задачами коррекционного обучения в группе для детей с ДЦП являются:
• Создание ребенку с ДЦП условий для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
• обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
• коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
• стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
• профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психического развития детей с ДЦП, органически связана с воспитанием произвольного внимания и памяти.
3.2 Информационный
Алексей, посещает группу №.. В семье еще 1 ребенок, брат двойняшка. Дети имеют сохранный интеллект. Заболевание Алексей имеет характер родовой травмы.
Физическое развитие ограничено. Мальчик насторожен, сдержан в эмоциях, с новыми людьми ведет себя настороженно, на неудачи реагирует остро, становиться плаксивым и раздражительным.
Дисциплину Алексею соблюдать затруднительно, ему нелегко воздержаться от высказываний, кроме того, поведение сильно зависит от настроения, которое может очень резко меняться. Во время занятий активность не снижается, наоборот, мальчик проявляет живой интерес к происходящему и с удовольствием реагирует. С программным материалом мальчик справляется, умения и навыки вырабатываются согласно норме, закрепляются хорошо. Замечания, игнорирует, ошибки не осознает. Счетные операции производятся в соответствии с нормой. С удовольствием Алексей работает на занятиях по изо деятельности. Знает и различает цвета, штрихует рисунок с трудом. Самостоятельности в овладении знаниями и преодолении трудностей не проявляет. При отрицательных эмоциях, работоспособность Алексея заметно снижается. В таких ситуациях Алексей практически не воспринимает материал. Вывести ее из такого состояния можно беседой, положительными оценками независимо от результатов ее деятельности. Педагог учитывает эти особенности, использует метод поощрения, но не злоупотребляет им. Мальчику достаточно трудно сосредоточиться на работе, его отвлекает любой посторонний раздражитель, внимание неустойчивое, быстро рассеивается при работе более чем с двумя объектами. Даже на два объекта (например, при сравнении букв) мальчику трудно распределить внимание. Переключение внимания зависит от заинтересованности работой. Объем внимания — 2 объекта, в состоянии утомления — не более одного, при работе с большим количеством объектов внимание рассеивается и после этого с трудом привлекается. Преобладающим является непроизвольное внимание. Процессы восприятия у Алексея протекают в большинстве случаев замедленно. Отмечается поверхность и недостаточная обобщенность восприятия. Мальчик правильно воспринимает объекты в привычном для них положении, при изменении условий восприятия этого часто не происходит. Восприятие пространства требует дальнейшего развития, положение в пространстве часто определяет неверно, путает «левый — правый», ненаблюдателен. Алексей знает основные формы, величины в пределах «большой—маленький», «больше—меньше». Представления лишены обобщенности, полноты, отмечается их фрагментарность даже на бытовом уровне.
Процессы памяти развиты средне. Материал он запоминает хорошо, но в маленьких объемах. Происходит это в результате преимущественно непроизвольного запоминания после большого количества повторений. Осмысленность при этом не теряется.
Решение мыслительных задач вызывает у Алексея вызывает незначительные затруднения. Но умение контролировать и исправлять свои действия, следуя цели задания, практически не сформировано, т. е. отмечается не критичность мышления. Мыслительные операции развиты слабо: наблюдаются бессистемность и непоследовательность анализа при выполнении новых заданий; Преимущественно развит наглядно-действенный вид мыслительной деятельности, в меньшей степени — наглядно-образный, абстрактный.
Словарь беден, пассивный словарь значительно шире активного. Страдает грамматический строй, наиболее часто встречаются нарушения согласования, пропуск или неверное употребление предлогов. Темп речи замедленный. Монологическая речь бессвязна (отмечается соскальзывание с одной темы на другую, лишена логичности и завершенности. На окружающие события реагирует адекватно. Контактен только с хорошо знакомыми людьми, не конфликтен. Алексей — добрый, в меру общительный, но ситуацию оценить верно, часто не в силах, так как система его взглядов еще не сформирована. Сад посещает не регулярно. Навыки культурного поведения находятся на среднем уровне развития: мальчик опрятен, степень самостоятельности минимальна в силу особенностей заболевания, но элементарные правила вежливости знает. Стержневые черты личности, на которые можно опираться в индивидуальной коррекционно-воспитательной работе с мальчиком — доброта, любознательность, развитый познавательный интерес.
Родители проявляют живой интерес и участие в воспитании ребенка, с ребенком систематически проводится комплекс мероприятий по коррекции физического и психического состоянии.
3.3 Содержательный
Коррекционно-развивающая работа в группе для ребенка с ДЦП реализуется взаимодействием в работе воспитателей, родителей, медработника и других специалистов дошкольного учреждения. Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит воспитателю. Основными формами организации учебно-коррекционной работы, которую проводит воспитатель являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. Воспитатель проводит фронтальные занятия в соответствии с учебным планом по развитию речи и фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению с художественной литературой, развитию элементарных математических представлений. Подгрупповые занятия проводятся с подгруппами, которые организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей. Подгруппы имеют подвижный состав. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется особенностями психофизического развития: подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся в объеме. Воспитатель проводит фронтальные или подгрупповые занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструированию, организует наблюдения за природными и общественными объектами в соответствии с Программой, занимается коррекционно-развивающей работой на занятиях и в режимные моменты, осуществляет дифференцированный подход к воспитанию детей с учетом их индивидуальных, физиологических и психических особенностей.
Педагог на основе изучения особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с воспитанниками, направленные на нормализацию эмоционально-личностной сферы, повышение умственного развития и адаптивных возможностей.
Лечебно-профилактические мероприятия, динамические медицинские наблюдения, консультирование специалистов, воспитателей и родителей проводит врач, обслуживающий ДОУ.
Ежедневно в группе для ребенка с ДЦП проводится не более двух занятий: 1 занятия в утреннее время, 1 – после сна, всего в младшей группе 10 занятий в неделю, На 7 -8 минуте занятия рекомендуется проводить физкультминутки для предупреждения переутомления детей, длительность занятий в соответствии с Сан ПиНами в младшей группе до 15 минут. Занятия, требующие умственного напряжения, должны чередоваться с занятиями подвижного характера.
Содержание образовательного процесса в группе определяется образовательными программами ДОУ и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
3.4 Технологический
К основным формам деятельности воспитателя с ребенком ДЦП относятся:
— Воспитание и развитие ребенка в соответствии с реализуемыми в ДОУ общеобразовательными и коррекционными программами.
— Учитывая трудности, связанные с нарушением физического развития, допускается изменение сроков и тематики разделов комплексной программы.
— В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения ребенка с нарушениями физического развития ставятся следующие задачи:
• сенсорное развитие в соответствие с возрастом;
• освоение предметно-практической деятельности, понимание отношений между предметами;
• освоение продуктивных видов деятельности, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию;
• развитие элементарных математических представлений и понятий;
• формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
• формирование игровой и элементов учебной деятельности.
— Проведение коррекционно-педагогической работы с ребенком, имеющими ОВЗ.
— Ребенок с ДЦП, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешной социализации ребенка. Коррекционная работа предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.
— Работа с родителями (законными представителями) и педагогами.
— Проведение специалистами сопровождения разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных представителей) о задачах и специфике коррекционной работы с детьми по преодолению психологического барьера. Индивидуальные и тематические консультации по овладению конкретными приемами коррекционной работы с ребенком, собрания, тематические выставки.
Источник
Цель: Развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата). Создание на основе использования потенциальных возможностей адаптивного физического воспитания предпосылок для наиболее эффективной адаптации детей к реальным условиям жизни, их успешной интеграции (инклюзии) в окружающую среду
Задачи:
- оздоровительные: укрепление общего здоровья ребенка.
- образовательные: развивать физические качества и двигательные способности с учетом возможностей ребенка.
- воспитательные: воспитывать морально волевые качества.
Сентябрь
№ недели | Задачи | Игровые упражнения методические ререкомендации | оборудование | |
1 «День знаний!» | 1 | Развитие образности движений, развитие координации и ориентировки в пространстве Формирование правильной осанки. | «Игровые упражнения на имитацию животных» Ходьба с мешочком на голове | Картинки мешочки |
2 | Развитие быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах. Укрепление мышечного корсета позвоночника | «Повтори за мной» Игровые упражнения Н.Вареник: «Солдатик», «Морская звезда» ОРУ с гимнастической палкой | Гимнастические палки |
2 «Продукты» | 1 | Упражнять в умение синхронно поднимать и опускать руки, закреплять умение реагировать на сигнал | «замри», йога «поза младенца», «змея» | Спокойная музыка,звуки природы. |
2 | Упражнять в умении выполнять комплекс упражнений для рук на сгибание и разгибание | «Ближе, дальше» Йога «младенец» | Игрушка мелкая | |
3 «Фрукты овощи» | 1 | Упражнять в умении выполнять комплекс упражнений для ног. | «Мы шагаем далеко» Йога «угол» | Тренажер для ног |
2 | Упражнять в умении выполнять комплекс упражнений для ног | «Наши ноги ушли с дороги» | Г. палки | |
4 «Осень» | 1 | Упражнять в сжимании и разжимании кистей рук | «Самый сильный» в/г «листочки» , «кувшинчик» | Массажный мяч |
2 | Продолжать развивать мышцы кистей рук, упражнять в захвате предмета | «Правый, левый» в/г «цветочки-лепесточки» | Массажный мяч малого диаметра | |
Октябрь И | ||||
5 «В лесу» | 1 | Продолжать упражнять в сжимание и разжимание кистей рук, В захвате небольших предметов и перекладывание их в другую руку или в сторону | «Переставь предмет» Игровое упражнение «поймай медузу» в/г «китайский веер» | Массажный мяч малого диаметра |
2 | Способствовать укреплению свода стопы 1.Поставить ногу на мяч, прокатывать вперед, назад 2.Прокатывать мяч от пальцев ног до колена и обратно | «Паровоз» йога поза «кошки» «бабочка» | Мяч массажный, и мяч большого диаметра. |
6 «Моя семья» | 1 | Упражнять в сгибании и разгибании рук в локте одновременно и поочередно. | «Близко, далеко» Кор.упр. «ножницы», «лягушата» | |
2 | Упражнять в выполнении упражнений с предметами, продолжать развивать хватательные движения. Упражнение с палочкой
| в/г «змея», «волна» йога «верблюд», «саранча» | Гимнастическая палка малого размера | |
7 «Водное Царство» | 1 | Продолжать способствовать развитию умения сжимать и разжимать ладони. Упражнение с палочкой
| «Индейцы добывают огонь» В/г «птьчка и птенчики», «деревцо» | Гимнастическая палка малого размера Картинки с изображением как добывают огонь при помощи палки |
2 | Продолжать способствовать развитию умения сжимать и разжимать ладони. Упражнение с палочкой 1.Перекладывание палочки из правой в левую руку 2.Зажать палочку между ладонями, и движениями попробовать прокатить палочку по всей ладони | «Силачи» в/г «восточная принцеса», «кувшинка», «цветочки- лепесточки» | Гимнастическая палка большого размера | |
8 «Моя страна» | 1 | Упражнять в умении удерживать мяч пред собой, выполнять произвольно бросок мяча одной рукой | «Полет мяча» Йога «младенец», «кошка», «гора» | Мяч малого размера |
2 | Продолжать упражнять в броске мяча произвольным способом | «Быстрые мячи» в/г «восточная красавица», «кувшинка» | Мячи малого и среднего размера |
Ноябрь
10 «Народное творчество» | 1 | Упражнение выполняется с гимнастической палкой и проговаривать указания выполнения движений.
| «Палочка выручалочка» В/г «стекло», «солнышко вращается», «деревцо» | Гимнастические палки |
2 | Упражнять в умении манипулировать с гимнастической палкой, способствовать развитию мышц рук | «Делай как я» | Гимнастическая палка | |
11 «Дикие животные» | 1 | Продолжать упражнять в умении выполнять действия с гимнастической палкой.
| «Делай как я» в/г «змея», «волна» йога «верблюд», «саранча» | Гимнастическая палка |
2 | Упражнять в правильном захвате предмета и перекладывании его в другое место | Д/и «Черепаха» | Набор виды спорта | |
12 «Путешествие в организм» | 1 | Способствовать развитию мышц плечевого пояса, упражнять в сгибании и разгибании руки в локте.
| «На параде» йога поза «кошки» «бабочка» | Флажки |
2 | Способствовать тренировки внимания, развитию глазомера. (Бросок мяча в обозначенное место) | «Скажи чего не стало», «Ближе, дальше» | Предметы величины | |
«Безовасность» | 1 | Упражнять в правильном захвате малого мяча и выполнении броска.
| «Попади в цель» В/г «птьчка и птенчики», «деревцо» | Мяч малого размера |
13 | 2 | Упражнение с фитболом 1. Удерживание большого мяча перед собой 2. Приподымание мяча с колен вверх и обратно вниз на колени | «Полет на воздушном шаре» | Фитбол |
Декабрь | ||||
14 «Зима» | 1 | Способствовать укреплению мышц ладоней и рук. Упражнять в сжимание и разжимание ладоней.
Кулачком постукивание по коленям | «Силачи» В/г «парус и лодочка», «цветочки – лепесточки» | Спандер |
2 | Упражнять в умении использовать замах для выполнения броска. | Йога «зародш», «углол», «кашка» | Кубики, мячи | |
15 «По страницам детских книг» | 1 | Способствовать развитию правильного носового дыхания. Выполнять действия с платочком.
| «Отгадай, чего не стало» Кор упр. «колобок», «ежик вытянулся, свернулся» | Платочки |
2 | Развивать мышцы рук при выполнении комплекса действий с предметами.
| «Регулировщик» В/г «стекло», «волна», «кувшинка» | Флажки | |
«Этикет» | 1 | Упражнять в умении сочетать подбрасывание и ловлю мяча. Упражнения с мячом 1. Ладонь на мяче, пальцы разведены, катание мяча на себя, не отрывая ладони и пальцев от поверхности мяча. 2. Бросок мяча двумя руками | «Колобок» в/г «восточная принцеса», «кувшинка», «цветочки- лепесточки» | Мячи |
16 | 2 | Упражнение с массажным ребристым ковриком, коврик подложить под ноги
| «Ффутболист» Упражнения с мячом большого диаметра (фитболом) | Массажные коврики, мяч среднего размера |
17 «Новогоднее настроение» | 1 | Способствовать развитию согласованных действий рук при выполнении броска мяча.
| «Звонкий мяч» Игры с мячом: прокатывание, броски, перебрасывание через препятствие. | Мяч среднего размера |
2 | Способствовать развитию согласованных действий рук при выполнении действий с веревочкой
| Кор.упр. «ножницы», «лягушата» йога «верблюд», «саранча» | Гимнастическая веревка | |
Январь | ||||
18 «Спортивная неделя» | 1 | Способствовать развитию координации и равновесия. Упражнение с ракеткой и кубиком
| «Держи, не уроне» Упражнения на координацию. | Ракетка, кубик, волан. |
2 | Закреплять умение выполнять действия с предметами 1. Руки на коленях перед собой | «Регулировщик» | Флажки |
| Кор упр. «колобок», «ежик вытянулся, свернулся» | |||
19 «Россошь» | 1 | Упражнение с маленьким обручем
| «Автомобиль» Игры с малым массажным мячом, прокатывать его ступнями. | Малый обруч |
2 | Укрепление мышц стопы при использовании мяча.
| «Ленивый кот» Ходьба по дорожкам с разными наполнителями (горох, вата, пен. шарики, каштаны) | Мяч среднего размера | |
20 «исскуство» | 1 | Упражнение с мягкими маленькими мячами
| «Силачи» Игровое упражнение собрать мячи ступнями в карзину. | Маленькие мячи |
2 | Упражнять в броске предмета в даль. Выполнять действия с кубиками.
| «Кто дальше» Кор упр: «ежик вытянулся, свернулся», «морская звзда», «качалочка» | Кубики | |
Февраль | ||||
1 | Упражнение с гимнастической палкой и мячами, расположенными на столе на уровне пояса
| «Бильярд» в/г «листочки», «кувшинка», «деревцо» | Мяч, гимнастическая палка |
21 «домашние животные» | 3. Достать палкой до мяча на столе и столкнуть его на пол | |||
2 | Повторение комплекса с усложнением. Упражнение с гимнастической палкой и мячами расположенными на столе на уровне пояса
| «Бильярд» Упражнения на развитие мелкой моторики с малыми массажными мячами (суджоки) | Мяч, гимнастическая палка | |
22 «Транспорт ПДД» | 1 | Развитие координационных движений выполняя упражнение с веревочкой.
| «Клубочек» Игры с клубком ниток. | Гимнастическая косичка |
2 | Развитие координационных движений и развитие силы мышц рук при выполнении упражнения с гимнастической палкой и мячами расположенными на столе на уровне пояса
| «Достань мяч» Игры с мячом на меткость (прокатить в воротца) В/г «китайский веер,» «змея» | Гимнастическая палка, мяч | |
23 «Зимние забавы» | 1 | Упражнять в метании мяча, пользоваться правильным захватом.
| «Ловкий мяч» Ходьба по дорожкам с разными наполнителями (горох, вата, пен. шарики, каштаны) | Мяч |
2 | Упражнения для рук и плечевого пояса
3. Бросок мяча вперед инструктору | Кор.упр. «ножницы», «лягушата» йога «верблюд», «саранча» | Фитбол |
24 «Защитники отечества» | 1 | Повторение предыдущего комплекса
| «Бросай мяч» Игры с мячом: прокатывание, броски, перебрасывание через препятствие. | Фитбол |
2 | Закреплять умение перебрасывать мяч в парах | «Отгадай, чего не стало» Кор упр. «колобок», «ежик вытянулся, свернулся» | Мяч | |
Март | ||||
25 «Народные промыслы» | 1 | Развитие мышц плечевого пояса при выполнении комплекса упражнений с маленькими гантелями.
| «Силачи» в/г «восточная принцеса», «кувшинка», «цветочки- лепесточки» | Гантельки |
2 | Повторение с усложнением
| «Циркачи» Кор упр. «колобок», «ежик вытянулся, свернулся» | Гантельки | |
26 | 51 | Упражнения для рук и плечевого пояса, развитие координации движений ног при выполнении упражнений с фитболом.
| «Лови» | Фитбол |
52 | Развитие координационных движений | «Качели» | Веревочка |
Упражнение с веревочкой
| ||||
27 | 53 | Упражнять в прокатывание мяча по прямой линии. | «По ровненькой дорожке» | Мяч |
54 | Способствовать развитию мелкой моторики рук используя массажные мячи. | «Ежики» | Массажные мячи | |
28 | 55 | Упражнять в прокатывании и выполнении броска мяча по прямой. Упражнение с мячом ребенок сидит за столом, инструктор по другую сторону стола
Бросок мяча по столу инструктору | «Прокати под дугой» | Мяч, стол |
56 | Упражнения для мышц ног Инструктор помогает ребенку в движениях
| «Смело шагай» | Большой мяч | |
Апрель | ||||
29 | 57 | Развитие координации движений и меткости Ребенок сидит за столом, на столе расставлены кегли Прокатить мяч по столу и сбить кегли | «Сбей кеглю» | Кегли, мяч |
58 | Развитие координации движений Перед ребенком на уровне груди натянута веревка, на которой | «Сдвинь кубик» | Веревочка, продетая в кубик |
закреплен кубик
|