Индивидуальные особенности развития ребенка 7 лет
Альбина Котова
Возрастные особенности детей 7 лет
Возрастные особенности детей семи лет
Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие различных отделов ЦНС.
Характерной особенностью данного возрастаявляется также развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, памяти мышления, воображения, речи.
К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметах и объектах. Вместе с тем возможности детей управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него.
Происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления. Начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Старший дошкольный возраст — это наиболее значительная эпоха детского творчества, фантазии, игры. В этом возрасте ребенок воспринимает окружающий мир ярким, живым, захватывающе интересным. Почти таким же ярким, «рельефным» может быть мир воображения ребенка. В воображении возможно то, чего не бывает в действительности. В этом возрасте рисунки, поделки отличаются самобытностью, наличием собственного творческого замысла. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения.
Речевое развитие характеризуется активным накоплением словарного запаса, формированием бытового разговорного языка. Активный лексикон, накопленный к 6-7 годам, сохраняется без изменений и формирует повседневную речь в более старшем возрасте. Старший дошкольник научается правильно образовывать формы слов и согласовывать слова в предложении. К 7 годам аграмматизмы в собственной речи старшего дошкольника практически исчезают. Совершенствуется фонематический слух. При нормативном речевом развитии к 7 годам у ребенка формируется правильное произношение всех звуков и четкое различение фонем на слух.
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Для гармоничного эмоционально-личностного развития в этом возрастном периоде очень важно отводить время для свободной игровой и творческой деятельности по собственной инициативе ребенка.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6-7 летнего возраста формируется более дифференцированная самооценка, он начинает оценивать свои отдельные качества и достижения. Ребенок уже не удовлетворяется общим чувством, что он просто хороший, для него важно признание других людей — детей и взрослых. Важно осознавать, в каких областях он более успешен и может добиться каких-то «общественно-значимых» результатов.
Детям 6-7 лет по-прежнему хочется играть. Дети играют в сюжетно-ролевые игры, игры с заранее продуманным сюжетом. Они способны в играх отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, праздник, свадьба. Дети активно сотрудничают в подготовке к игре. В отличие от детей более младшего возраста, старшие дошкольники не просто воспроизводят цепочки игровых действий, они принимают на себя определенные роли. Затем строят свое поведение, стараясь отразить не только действия, но и типичные позы, интонации. (пример: Игра «Больница» ребенок по настоящему переживает болезнь мишки).
В этом возрасте актуальны настольные игры с правилами, головоломки (как способ проверить свои способности и достижения, подвижные игры с правилами. Успешное включение ребенка в общение с другими детьми во многом зависит от его способности понимать правила игры и негласные правила поведения, которые складываются в группе детей.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте закладываются основы для развития социального интеллекта, умения вести себя в группе равных — сотрудничать, находить компромисс, выступать с собственной инициативой.
Ребенок постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать. Большую значимость приобретает общение детей между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.
К концу возрастного периода совершается переход к более осознанной регуляции собственного поведения и эмоционального состояния, зарождается произвольность в управлении психическими процессами.
Произвольность — это способность ребенка действовать осознанно и целенаправленно, а также следовать правилам.
Старшие дошкольники обладают значительно меньшим «запасом» произвольного поведения, чем взрослые и подростки. После периода сосредоточенной, напряженной деятельности им необходим более длительный период отдыха и свободной игры. Произвольность можно тренировать (подвижные и настольные игры с правилами). Игра «Охотники» — сидеть в засаде. В дошкольном возрасте произвольность и саморегуляция только формируются и требуют от ребенка значительных усилий. Ресурсы же ребенка пока невелики, он быстро истощается от напряженной деятельности, требующей концентрации внимания или удержания статичной позы.
К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения собственного достоинства в отношении своей гендерной (половой) принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении, в играх. Дети определяют перспективы взросления в соответствии с полом.
Старший дошкольный возраст благоприятен для формирования таких качеств двигательной сферы ребенка, как ловкость, гибкость, грация. Именно в этом возрасте начинается набор в спортивные секции, танцы.
У детей старшего дошкольного возраста формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «Я». Для дошкольника переход из детского сада в школу не только меняет картину окружающего мира, но и определяет его место в этой действительности, что характеризуется неустойчивостью Я -образа. Возраст 6-7 лет — очередной критический период в жизни ребенка. Он знаменует собой переход на следующую стадию развития, формирование готовности к обучению в школе. Кризис 7 лет называют периодом рождения социального «Я» ребенка.
Что происходит с ребенком в этот период?
• Соподчинение мотивов (осознание мотива «Я-должен», «Я-смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «Я-хочу»)
• Самоутверждение в деятельности, которая подлежит общественной оценке
• Наблюдается рост познавательной активности
• Происходит изменение отношений со взрослыми
• Наблюдается переход от игровой деятельности к учебной
• Формируется «внутренняя позиция школьника»
• Исчезает непосредственность и импульсивность
• Поведение характеризуется изменчивостью (капризы, упрямство, острая реакция на критику)
Осознание своего «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции- «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6-7 летнего возраста.
Материалы к семинару подготовила педагог-психолог Котова А. А.
Источник
Анна Сбойнова
Возрастные и индивидуальные особенности физического развития детей 3–7 лет
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИИ У ДЕТЕЙ 3-ГО Г. ЖИЗНИ.
На 3-м г. жизни характерный для первых двух лет интенсивный темп физического развития несколько замедляется, но весь организм крепнет, растет, развивается нервная система, совершенствуется моторика.
Ребенок в этом возрасте чрезвычайно активен, старается действовать самостоятельно. Сохраняется стремление к действиям с предметами. Существенное значение для развития имеет возникновение сюжетной игры.
Движения ребенка еще не сформированы как произвольные, они часто непреднамеренны, направления их случайны. Хотя в этом возрасте у малыша появляется способность устанавливать некоторое сходство с образцом, действуя по подражанию, он не придерживается точно заданной формы движения.
К концу года движения выполняются с большей свободой и легкостью, приобретают размеренный, ритмичный характер. Это поддерживает положительное эмоциональное отношение к двигательной деятельности. У ребенка развивается двигательная память, позволяющая самостоятельно воспроизводить выполненные ранее движения.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИИ У ДЕТЕЙ 4 ГО Г. ЖИЗНИ.
На 4-м г. жизни у ребенка возрастает стремление действовать самостоятельно. В то же время его внимание неустойчиво, он отвлекается и часто переходит от одного вида деятельности к другому. Поэтому взрослым по-прежнему принадлежит большая роль в организации поведения малыша.
Продолжает усложняться и развиваться творческая ролевая игра. В связи с возникновением разнообразных форм совместных игр создаются благоприятные условия для коллективных взаимоотношений детей.
В этом возрасте ребенок обладает уже сравнительно большим запасом двигательных умений и навыков, но он еще не заботится о результатах своих действий, поглощен самим процессом движений, их эмоциональной стороной. Вместе с тем движения детей постепенно приобретают все более преднамеренный характер. Ребенок уже в состоянии повторять движение по своему усмотрению или по предложению воспитателя, различать некоторые его способы, соблюдать нужное направление. Детям этого возраста свойственно желание включаться в новые и разнообразные виды движений. Сочетая различные действия, ребенок может соблюдать определенную их последовательность.
Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания. Ребенок более сознательно следит за воспитателем, когда он дает образец движений, выслушивает пояснения. Он лучше воспринимает объяснения в форме диалога, направленного на изложение предстоящих действий.
К концу 4-го г. у ребенка уже имеется довольно большой и прочный запас разнообразных движений и их сочетаний, который обусловливает свободу самостоятельных действий и уверенность в себе. Это позволяет перейти к работе над качественной стороной движений, а также заботиться о развитии ловкости.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИИ У ДЕТЕЙ 5-ГО Г. ЖИЗНИ.
В средней группе продолжается психическое и физическое развитие ребенка. На развертывание всех видов детской деятельности, их усложнение начинают оказывать сильное влияние собственные замыслы ребенка. Но полная реализация их пока еще возможна лишь с помощью взрослого.
Игровые мотивы детской деятельности сохраняют свое значение. Теперь уже они реализуются в творческих ролевых играх, в которые дети играют совместно в небольших коллективах. У ребенка возникает потребность согласовывать свои действия с действиями других, выполнять их ради достижения общей цели. Создаются условия для формирования дружеских отношений между детьми, проявления взаимопомощи и т. п.
Ребенок 5-го г. жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях. Они берутся за выполнение любой двигательной задачи, но еще не умеют соразмерять свои силы, учитывать свои реальные возможности. Убедившись в непосильности выполнения двигательного действия, ребенок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения. Но при этом он искренне убежден в том, что выполнил движение полностью. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей разнообразными способами действий.
Внимание ребенка среднего дошкольного возраста приобретает все более устойчивый характер; совершенствуются зрительное, слуховое и осязательное восприятия, развиваются преднамеренное запоминание и припоминание. Дети хорошо различают виды движений, частично овладевают умением выделять некоторые их элементы. Развивается способность воспринимать, представлять, анализировать и оценивать последовательность и качество своих действий. Все это обусловливает вполне преднамеренный и произвольный жар актер движений детей. Возникает интерес к результатам движения, правильности его выполнения, соответствию образцу.
Дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков обусловлено уровнем развития тех физических качеств, без которых они не могут проявляться достаточно правильно и эффективно. Ведущие элементы техники разных способов бега, прыжков, метания, действий с мячом, передвижения на лыжах, коньках и пр. не могут быть освоены ребенком и применены продуктивно, если у него недостаточно развиты ловкость, координация и точность движений, быстрота, сила, выносливость, гибкость, а также способность сохранять устойчивое положение тела в самых различных условиях.
Развитие физических качеств происходит под влиянием постоянных упражнений. В результате расширяются и обогащаются двигательные возможности детей, возрастают их физические силы Возникает психологическая готовность к выполнению сложны;: двигательных действий и проявлению определенных волевых усилий. Наряду с игрой побудительным мотивом двигательной деятельности выступает мотив усвоения новых умений и навыков, закрепления их. В результате закладываются прочные основы школы движений, повышения работоспособности и физической подготовленности.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО Г. ЖИЗНИ.
Двигательная деятельность ребенка становится все более мно-гообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными дви-жениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов. Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и вариантов. Начинают создаваться небольшие группировки по интересу к тому или иному виду упражнений.
На 6-м г. жизни ребенка его движения становятся все более энными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога.
Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребенка возникает мысленное представление о движении, его направлении, последовательности составных частей. Дети постепенно овладевают умением планировать свои практические и игровые действия, стремятся к их результативности.
Оценка ребенком движений, как своих, так и товарищей, приобретает более развернутый и обоснованный характер, что обусловливает большую ее объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом.
Дети начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять их без напоминаний воспитателя, пытаясь освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают трудности. Растет уровень физической подготовленности дошкольников, создаются прочные психологические и физиологические основания для повышения их работоспособности путем целенаправленного развития двигательных качеств.
В результате регулярных занятий физической культурой, ор-ганизованных воспитателем и самостоятельных, а также благодаря двигательной активности детей в повседневной жизни и играх повышается уровень развития их физических сил и возможностей, двигательных качеств и работоспособности. Это, с одной стороны, обусловливает дальнейшее совершенствование умений и навыков, усвоение новых способов сложнокоординированных действий и комбинаций движений (например, прыжков с разбега, разнообразных действий с мячом, торможений во время спусков с гор на лыжах и др.). С другой стороны, создаются предпосылки для целенаправленного воспитания у детей разнообразных физических качеств, в первую очередь ловкости и общей выносливости, скоростно-силовых, а также гибкости, координированности и точности действий. Вместе с ними у ребенка развивается способность поддерживать равновесие тела в условиях изменяющейся обстановки и нарастания напряженности усилий в процессе повторения действий с целью упражнения, тренировки. Для старших дошкольников характерно стремление к совершенствованию в двигательной деятельности. При разумной педагогической направленности оно оказывает большое влияние на развитие личностных качеств ребенка.
В двигательной деятельности у дошкольников складываются более сложные формы общения со взрослыми и между собой. У ребенка развивается чувство уважения к старшим, стремление подражать им, появляется желание помочь другому, чему-то научить. При этом существенное значение имеет направленность на достижение коллективного результата движения, игры.
Однако нередко поведение детей этого возраста обусловливают возникающие мотивы соперничества, соревнования. Возможны даже случаи негативного отношения детей к тем, кто хуже справляется с выполнением задания. Развитие моральных и волевых качеств детской личности — важная сторона педагогического руководства двигательной деятельностью в процессе физического воспитания.
Достигаемый в старшей группе уровень развития детей в большой мере определяет готовность к учению в школе и перспективы дальнейшего совершенствования.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ 7-ГО Г. ЖИЗНИ.
Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Ребенок умеет их сочетать в зависимости от окружающих условий.
На 7-м г. у ребенка возрастает способность к различению пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человеческого тела. Дети могут объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, идет на лыжах, едет на велосипеде и т. п. Они различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма. Ребенок прослеживает движение последовательно, выделяет (с помощью взрослого, разные его фазы, пытается объяснить их значение для качественного и количественного результатов движения. Все это способствует образованию ясных представлений о движениях, ведет к овладению детьми техникой сложных по координации движений. Например, ребенок осваивает прыжки с разбега в длину и в высоту, бег по повороту на коньках и т. п.
Дети все чаще руководствуются мотивами достижения хорошего качества движений. Значительно увеличиваются проявления
волевых усилий при выполнении трудного задания. Следует учесть, что стремление ребенка добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями, поэтому воспитатель должен быть очень внимателен и не допускать перегрузок.
Начинает интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела, например ног, головы, кистей и пальцев рук и др. У ребенка постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Он начинает воспринимать красоту и гармонию.
Многих детей привлекает результат движений, возможное помериться силой и ловкостью со сверстниками (последнее особенно свойственно мальчикам). Очень ценно, что дети уже понимают значение упражнений для совершенствования движений. Они целенаправленно повторяют упражнения, проявляя больше выдержку и настойчивость. Регулярные занятия в предыдущие го; способствуют увеличению показателей физической подготовленности детей. В этих показателях отражаются степень развития физических качеств, функции равновесия и работоспособности.
Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движений. Одним больше нравится бегать и прыгать/ другим — игра с мячом и т. д. Нередко для ребенка наиболее привлекательны те упражнения, которые у него лучше получаются. Поддерживая индивидуальные интересы воспитанников, педагог должен следить, чтобы программное содержание, предусматривающее всестороннюю двигательную подготовку детей, осваивалось всеми.
В совместной двигательной деятельности, особенно в подвижных играх соревновательного характера, дети делают попытки оценивать свои и чужие поступки и находить линию поведения, отвечающую интересам коллектива.
Источник