Индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития — это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.
В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.
Конституционального и соматогенного происхождения — ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.
Психогенного происхождения — обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.
Церебрально-органического происхождения — самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.
Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.
Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.
Структура коррекционной программы
Цель программы — установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.
1. Задачи:
— снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.
— развивать познавательную активность;
— развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.
— развивать общую и мелкую моторику рук;
— развивать навыки эмоциональной саморегуляции.
Методы и формы работы:
Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.
class=»eliadunit»>
Упражнения на развитие моторики.
Релаксационные упражнения.
Игротерапия.
Психогимнастика.
Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.
2. Организация занятий
Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий — 2 раза в неделю.
Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.
Количество занятий — 10.
Критерий эффективности программы
Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно — развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.
Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Источник
МКДОУ Садовкий детский сад
Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.
Даваева Марина Петровна – Ст. воспитатель
2015 г.
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях дошкольного учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
Индивидуальная программа развития ребенка задачи следующего характера:
— психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка;
— социальной адаптации ребёнка;
— профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии.
— коррекции отклонений в развитии, поведении, обучении на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка:
1. Предварительный этап работы – сбор информации о ребенке.
2. Диагностический этап — изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определение его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.
3. Коррекционно-развивающий этап — улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Индивидуальная программа развития ребёнка включает следующие блоки: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и профилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения — обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, навыков самообслуживания, социальной адаптации.
Из опыта работы могу сказать, что каждая программа составляется исходя из психофизических особенностей, возможностей ребёнка и уровня его развития в момент обращения к специалисту.
Рассмотрим несколько примеров.
1. Ребёнок не идёт на контакт, либо контакт формальный. Инертен, отсутствует интерес к окружающему. Он не обращает внимания на действия взрослого. Речевые инструкции не доступны. Если он и берёт предложенные предметы, то задания не понимает, а хаотично переставляет их с места на место, бросает.
С таким ребёнком работа начинается с формирования эмоционального общения со взрослым и выполнения элементарной инструкции. Т.е мы через игры и занимательные упражнения устанавливаем контакт и приучаем ребёнка к выполнению требуемых действий, работаем над мотивационной сферой, над установлением сотрудничества взрослого и ребёнка.
Следующим этапом будет формирование представлений о себе и о других. Здесь мы формируем у детей способы усвоения и присвоения общественного опыта. В процессе занятий у детей складывается представление о самом себе и своём «Я», о других людях. Так же учим ребёнка действовать по показу и образцу.
Дальнейшие этапы работы будут зависеть от уровня развития психических и познавательных возможностей ребёнка.
— развитие восприятия, внимания, мышления, памяти; мелкой и общей моторики;
— сенсорное воспитание (изучение формы, величины, цвета, формирование пространственных представлений и др.)
— развитие речевого общения.
(Данная методика используется мной с детьми раннего возраста и основана на трудах Е.А. Стребелевой, Серебряковой, Забрамной).
2. Ребёнок с задержкой психического развития лёгкой степени.
У таких детей развитие можно назвать «мозаичным». У них нарушены не все познавательные процессы. Может, например, быть сохранным восприятие, но страдать мыслительные процессы, внимание, память, речь и как результат они не в полной мере усваивают общеобразовательную программу.
С такими программу развития составляю на основании методических рекомендаций С.Г. Шевченко (Подготовка к школе детей с ЗПР).
(Показать методички и рассказать об их содержании)
Целью такой программы является максимальная подготовка ребёнка к школьному обучению, коррекция нарушенного психического процесса, обучение предусмотренным общеобразовательной программой навыкам и умениям.
3.Ребёнок с СДВГ и относительно сохранным интеллектом.
Цель программы развития такого ребёнка – максимальное развитие внимания и усидчивости.
(рассказать о методике диагностики и коррекции внимания А.А. Осиповой)
Главный принцип моей работы с детьми с особыми образовательными потребностями – обучение через развитие.
(рассмотреть образцы индивидуальных программ, обсудить принцип составления каждой).
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие — на занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Источник
МДОУ – ЦРР детский сад № 23 «Алёнушка»
Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.
Домашенко Елена Николаевна – учитель-дефектолог
2010 г.
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях дошкольного учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
Индивидуальная программа развития ребенка задачи следующего характера:
— психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка;
— социальной адаптации ребёнка;
— профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии.
— коррекции отклонений в развитии, поведении, обучении на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка:
1. Предварительный этап работы – сбор информации о ребенке.
2. Диагностический этап — изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определение его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.
3. Коррекционно-развивающий этап — улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Индивидуальная программа развития ребёнка включает следующие блоки: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и профилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения — обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, навыков самообслуживания, социальной адаптации.
Из опыта работы могу сказать, что каждая программа составляется исходя из психофизических особенностей, возможностей ребёнка и уровня его развития в момент обращения к специалисту.
Рассмотрим несколько примеров.
1. Ребёнок не идёт на контакт, либо контакт формальный. Инертен, отсутствует интерес к окружающему. Он не обращает внимания на действия взрослого. Речевые инструкции не доступны. Если он и берёт предложенные предметы, то задания не понимает, а хаотично переставляет их с места на место, бросает.
С таким ребёнком работа начинается с формирования эмоционального общения со взрослым и выполнения элементарной инструкции. Т.е мы через игры и занимательные упражнения устанавливаем контакт и приучаем ребёнка к выполнению требуемых действий, работаем над мотивационной сферой, над установлением сотрудничества взрослого и ребёнка.
Следующим этапом будет формирование представлений о себе и о других. Здесь мы формируем у детей способы усвоения и присвоения общественного опыта. В процессе занятий у детей складывается представление о самом себе и своём «Я», о других людях. Так же учим ребёнка действовать по показу и образцу.
Дальнейшие этапы работы будут зависеть от уровня развития психических и познавательных возможностей ребёнка.
— развитие восприятия, внимания, мышления, памяти; мелкой и общей моторики;
— сенсорное воспитание (изучение формы, величины, цвета, формирование пространственных представлений и др.)
— развитие речевого общения.
(Данная методика используется мной с детьми раннего возраста и основана на трудах Е.А. Стребелевой, Серебряковой, Забрамной).
2. Ребёнок с задержкой психического развития лёгкой степени.
У таких детей развитие можно назвать «мозаичным». У них нарушены не все познавательные процессы. Может, например, быть сохранным восприятие, но страдать мыслительные процессы, внимание, память, речь и как результат они не в полной мере усваивают общеобразовательную программу.
С такими программу развития составляю на основании методических рекомендаций С.Г. Шевченко (Подготовка к школе детей с ЗПР).
(Показать методички и рассказать об их содержании)
Целью такой программы является максимальная подготовка ребёнка к школьному обучению, коррекция нарушенного психического процесса, обучение предусмотренным общеобразовательной программой навыкам и умениям.
3.Ребёнок с СДВГ и относительно сохранным интеллектом.
Цель программы развития такого ребёнка – максимальное развитие внимания и усидчивости.
(рассказать о методике диагностики и коррекции внимания А.А. Осиповой)
Главный принцип моей работы с детьми с особыми образовательными потребностями – обучение через развитие.
(рассмотреть образцы индивидуальных программ, обсудить принцип составления каждой).
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие — на занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Источник