Индивидуальное занятия ребенка с психологом на развитие внимания
Занятие « Развитие концентрации внимания» фронтальное
Цель: развитие концентрации внимания, умения рассуждать, опосредованного запоминания, творческого воображения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: карточки – задания, карандаши, ручки, тетради.
Ход урока
1. Организационный момент.
Уходи прочь, лень, лень,
На дворе-то белый день.
В школе зазвенел звонок,
Все пришли мы на урок.
Мы тихонько посидим
И на доску поглядим.
2. Энергизатор « Тряпичная кукла и солдат»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Инструкция: встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одервенели, и не двигайтесь, примерно вот так… ( показ позы). А теперь вы тряпичная кукла, которая сделанва из мфгкого материала ( показ позы). Повтор 2-3 раза.
Общая дидактическая цель: развитие концентрации внимания, умения рассуждать, опосредованного запоминания, творческого воображения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
1. Упражнение «Уши, щеки, нос»
Цель: развитие концентрации внимания (сосредоточенности, распределения внимания).
Психолог предлагает детям внимательно следить за его движениями, речью и показывать у себя ту часть лица, которую он называет. В ходе игры он специально путает их.
2.Упражнение «Кто изображен на картинке»
Цель: развитие целостности восприятия предмета, образных представлений.
Дети парами или индивидуально отыскивают в сочетании линий силуэты различных зверей, птиц, рыб, насекомых. Каждое найденное животное отмечают фишкой. Нужно отыскать как можно больше животных.
3.Упражнение «Что плавает, что тонет?»
Цель: развитие любознательности, наблюдательности, умения находить закономерности.
Детям предлагают предметы из металла и дерева (ложку металлическую, деревянную, пластмассовую, шарик или кубик деревянный, пластмассовый, металлический и т.д.). Задают вопросы: «Что будет плавать? Что утонет?» Высказав свои предположения, дети проверяют их опытным путем. Вместе с психологом делают выводы.
4. Упражнение «Четвертый лишний»
Цель: развитие логического мышления посредством классификации по главным и второстепенным признакам.
Дети рассматривают картинки. Из четырех предметов нужно выбрать лишний. Ребята должны их сравнить, найти сходство и различие, обобщить совокупность предметов по одному из признаков:
1) сани, телега, повозка, лошадь;
2) гусь, корова, щенок, кошка;
3) стул, ковер, кровать, стол;
4) морковь, свекла, огурец, лук;
5) куртка, майка, плащ, пальто.
Психологу необходимо поощрять детей в обосновании своего выбора, независимо от варианта решения.
5. Практическое задание «Корректурная проба».
Цель: развитие концентрации внимания. (Приложение)
6. Упражнение «Запомни слова парами»
Цель: развитие слуховой памяти, обучение приемам рационального запоминания (смысловые связи).
Психолог предлагает поиграть в «запоминалки» и произносит слова. Дети должны уловить парные связи и воспроизвести их. Если это не удается, психолог помогает им. Слова для запоминания: сад, кисточка, тучи, звонок, цирк, краски, деревья, дождь, телефон, клоун.
7. «Танграм»
Цель: развитие воображения, пространственной ориентации.
Психолог предлагает детям рассмотреть контурное или силуэтное изображение предметов (животного, человека, птицы) на фланелеграфе и, ориентируясь на образец, составить его из набора геометрических фигур. В процессе работы он загадывает загадку на заданную тему. Если кто-то не может сложить фигуры, следует предложить детям помочь друг другу.
8. «Дружные ладошки»
Психолог предлагает детям разделиться на пары и сесть (или встать) лицом друг к другу. С кем-нибудь из детей показывает ритм хлопков. Затем дети имитируют хлопки в паре. Психолог наблюдает за игрой детей и помогает той паре, у которой не получаются согласованные действия.
После «веселой» паузы им предлагают вспомнить слова, которые они запоминали, используя смысловые связи.
9 . Упражнение «Весёлые человечки».
Игра на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти
Психолог предлагает участникам внимательно посмотреть на рисунок и запомнить 6 поз «весёлых человечков». Время запоминания – 20 секунд. Затем психолог убирает рисунок, и дети показывают позы. Важна последовательность изображения поз.
Позы:
9. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ « Развитие концентрации внимания» фронтальное
Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой.
Задачи:
Развивать концентрацию внимания.
Оптимизировать ориентировку в пространстве.
Создать положительный эмоциональный фон занятия.
Воспитывать уважение к окружающему миру.
Воспитывать самоконтроль у ребёнка.
I. Вводная часть.
— Добрый день, дорогие друзья! Как ваше настроение? Есть силы вновь отправиться в путешествие? Отлично! Тогда вперёд! Знаете, к кому мы сегодня пойдём в гости? (Показывает картинку с белкой) Молодцы! Ой, смотрите, нам пришло письмо от мышки! Давайте скорее читать! (Психолог читает):
— На сосне, среди хвои,
Обнаружив дупло,
Белка ловко устроит
В нём уют и тепло.
— Где же живёт белка? Молодцы! А где дупло? Правильно, а где много деревьев и там живут белки? Молодцы, сегодня мы идём в лес!
II. Основная часть.
1.Упражнение « Карлики и великаны».
Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на звуковые сигналы.
2. Практическое задание «Корректурная проба».
Цель: развитие концентрации внимания. (Приложение)
— Молодцы, ребята! Белочке очень понравилось ваши выполненные задания, и она приглашает вас вместе отдохнуть у костра.
3 . Упражнение «Весёлые человечки».
Игра на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти
Психолог предлагает участникам внимательно посмотреть на рисунок и запомнить 6 поз «весёлых человечков». Время запоминания – 20 секунд. Затем психолог убирает рисунок, и дети показывают позы. Важна последовательность изображения поз.
Позы:
4. Упражнение «Костёр».
Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности, сплочение группы.
Дети садятся на ковёр вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду ведущего. По команде «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замёрзли» — протянуть руки к «костру», по команде «ой какой большой костёр» — встать и махать руками, по команде «искры полетели» — хлопать в ладоши, по команде «костёр принёс дружбу и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем ведущим назначают кого-то из детей.
— Вот молодцы! Белочка была рада таким гостям, а теперь нам пора отправляться домой.
5. Упражнение «Разноцветные ладошки». Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на посторонние сигналы.
Оборудование: силуэты ладошек красная, зеленая, желтая .
Ход игры: Играющие шагают по кругу. Когда психолог поднимает красную ладошку, дети должны подпрыгнуть, зеленую — хлопнуть в ладоши, желтую – продолжать шагать по кругу.
— Ну вот мы и дома, ребята. Мы устали в пути и давайте-ка мы с вами отдохнём.
6.Релаксация «Поза покоя».
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.
Ход упражнения:
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставит. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
7.Упражнение, направленное на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти «Кто внимательнее?»
Психолог говорит, и дети смотрят на фигуры с расположенными в них числами в течение 10 секунд.
По истечении заданного времени психолог убирает рисунок и просит участников написать в своих тетрадях сумму всех чисел, проставленных в фигурах. Затем нарисовать фигуры в правильной последовательности и написать в каждой фигуре своё число.
8. Рефлексия
— Ребята, скажите, что же мы сегодня делали на занятии? Хорошо! А теперь давайте прощаться. До следующего путешествия, ребята!
МС
А П Р О Т И М А П А В В В Ы Ы Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х М П Е А В Ч С К М Е Н И Т Г О Ш Ь Л О В В А А Й Й Й Й Ц Ц У В С М А К Е П И Н Р Т Г О Ь Ш Л Б Ш Ь Т И Е М А К В Ч Ы Ц У СВ С Н Г Г И И И К Е Е Е Н Г Ш Щ З Х Л Л Д П Р П П А М М М И П Е К У В А С Ч Ы Ц Й Ф Я Р Н Г Ш О Т И М А К У В С Ч Ы Ц Й Ф Я Н Г Ш Щ З Х Ж Д Л О Р П А В А П Р О Л Д Ж З Щ Ш Г Н Е К У Ц С С М И И ТА П Р О Т И М А П А В В В Ы Ы Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х М П Е А В Ч С К М Е Н И Т Г О Ш Ь Л О В В А А Й Й Й Й Ц Ц У В С М А К Е П И Н Р Т Г О Ь Ш Л Б Ш Ь Т И Е М А К В Ч Ы Ц У СВ С Н Г Г И И И К Е Е Е Н Г Ш Щ З Х Л Л Д П Р П П А М М М И П Е К У В А С Ч Ы Ц Й Ф Я Р Н Г Ш О Т И М А К У В С Ч Ы Ц Й Ф Я Н Г Ш Щ З Х Ж Д Л О Р П А В А П Р О Л Д Ж З Щ Ш Г Н Е К У Ц С С М И И ТА П Р О Т И М А П А В В В Ы Ы Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х М П Е А В Ч С К М Е Н И Т Г О Ш Ь Л О В В А А Й Й Й Й Ц Ц У В С М А К Е П И Н Р Т Г О Ь Ш Л Б Ш Ь Т И Е М А К В Ч Ы Ц У СВ С Н Г Г И И И К Е Е Е Н Г Ш Щ З Х Л Л Д П Р П П А М М М И П Е К У В А С Ч Ы Ц Й Ф Я Р Н Г Ш О Т И М А А П Р О Т И М А П А В В В Ы Ы Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х М П Е А В Ч С К М Е Н И Т Г О Ш Ь Л О В В А А Й Й Й Й Ц Ц У В С М А К Е П И Н Р Т Г О Ь Ш Л Б Ш Ь Т И Е М А К В Ч Ы Ц У СВ С Н Г Г И И И К Е Е Е Н Г Ш Щ З Х Л Л Д П Р П П А М М М И П Е К У В А С Ч Ы Ц Й Ф Я Р Н Г Ш О Т И М А К У В С Ч Ы Ц Й Ф Я Н Г Ш Щ З Х Ж Д Л О Р П А В А П Р О Л Д Ж З Щ Ш Г Н Е К У Ц С С М И И ТК У В С Ч Ы Ц Й Ф Я Н Г Ш Щ З Х Ж Д Л О Р П А В А П Р О Л Д Ж З Щ Ш Г Н Е К У Ц С С М И ИА П Р О Т И М А П А В В В Ы Ы Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х М П Е А В Ч С К М Е Н И Т Г О Ш Ь Л О В В А А Й Й Й Й Ц Ц У В С М А К Е П И Н Р Т Г О Ь Ш Л Б Ш Ь Т И Е М А К В Ч Ы Ц У СВ С Н Г Г И И И К Е Е Е Н Г Ш Щ З Х Л Л Д П Р П П А М М М И П Е К У В А С Ч Ы Ц Й Ф Я Р Н Г Ш О Т И М А А П Р О Т И М А П А В В В Ы Ы Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х М П Е А В Ч С К М Е Н И Т Г О Ш Ь Л О В В А А Й Й Й Й Ц Ц У В С М А К Е П И Н Р Т Г О Ь Ш Л Б Ш Ь Т И Е М А К В Ч Ы Ц У СВ С Н Г Г И И И К Е Е Е Н Г Ш Щ З Х Л Л Д П Р П П А М М М И П Е К У В А С Ч Ы Ц Й Ф Я Р Н Г Ш О Т И М А К У В С Ч Ы Ц Й Ф Я Н Г Ш Щ З Х Ж Д Л О Р П А В А П Р О Л Д Ж З Щ Ш Г Н Е К У Ц С С М И И ТК У В С Ч Ы Ц Й Ф Я Н Г Ш Щ З Х Ж Д Л О Р П А В А П Р О Л Д Ж З Щ Ш Г Н Е К У Ц С С М И И Т ЕА П Р О Т И М А П А В В В Ы Ы Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х М П Е А В Ч С К М Е Н И Т Г О Ш Ь Л О В В А А Й Й Й Й Ц Ц У В С М А
Ф.и._______________________________ класс_____
Дата_________________________________________
К-во просмотров, строк, знаков:_________________
К-во правильно вычеркнутых знаков:____________
К-во пропущенных, неверно зачеркнутых знаков:________.
Источник
Индивидуально коррекционно-развивающие занятия по развитию внимания и эмоционально – волевой сферы.
Задачи:
- Развивать и корректировать произвольное внимание, его устойчивости, концентрации, переключения, объема, распределения.
- Повышать уровень самоконтроля в поведении.
- Коррекция основных свойств внимания.
- Повышение познавательного интереса.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Развивать умение анализировать эмоции.
Содержание занятий: упражнения на развитие внимания и эмоционально-волевой сферы.
Результаты:
- Увеличение выносливости, ребенок активно включен в занятие длительное время.
- Улучшение внимания, контроля.
- Улучшился эмоциональный фон.
Занятие 1
- Вводная часть.
На столе находится предметы, накрытые салфеткой.
— Как узнать, что находится под салфеткой?
Выслушав ответы ребенка, обобщить:
— Нужно снять салфетку, чтобы увидеть предметы.
2. Основная часть
Упражнение. (Учить акцентировать внимание на нескольких объектах одновременно)
Предложить в течение 1-2 минут рассмотреть предъявленные игрушки, затем попросить ребенка отвернуться и в это время убрать одну из игрушек, после этого дается инструкция повернуться и сказать, какой игрушки не хватает.
Упражнение. «Найди 5 отличий» (развитие произвольного внимания и переключения внимания)
Игра «Что слышно» (развитие быстрого сосредоточения)
Ребенок слушает и запоминает то, что происходит за дверью. Затем рассказывает, что он слышал.
Этюд «Сколько звуков?» (развитие активного внимания)
Стучать по столу. Ребенок должен показать на пальцах, сколько звуков.
Знакомство с основными эмоциями («ГРУСТЬ»)
Рассматривание пиктограмм
— Выбери карточку, на которой изображено грустное лицо.
— Как ты догадалась, что оно грустное? (Чем отличается от других лиц?)
Упражнение. «Зеркало»
— «Покажи, какой ты, когда грустный».
— Посмотри в зеркало на свое грустное лицо и сравни с другими.
Рисование грустного лица.
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Занятие 2
- Вводная часть.
Раздать ребенку картинки, на которых хаотично изображено много предметов, необходимо увидеть как можно больше предметов, назвать их. Далее необходимо назвать свойства данных предметов.
2. Основная часть
Упражнение. (формировать способность охватывать вниманием как можно больше предметов)
Дать ребенку задание осмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одного и того же цвета (формы, величины).
Упражнение. «Что где лежит?» (развитие произвольного внимания)
Необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур.
Упражнение. (упражнять в сосредоточении внимания на нескольких объектах)
Перед ребенком раскладываются таблицы, с нарисованными на них яблоками, грушей, огурцом, помидором, и геометрические фигуры (овал, треугольник, круг, квадрат) и просят их установить сходство между ними.
Упражнение. «Найди 5 отличий» (развитие произвольного внимания и переключения внимания)
Знакомство с основными эмоциями («РАДОСТЬ»)
Рассматривание пиктограмм
— Выбери карточку с изображением радости на лице.
— Как ты догадалась, что оно радостное? (Чем отличается от других лиц?)
Упражнение. «Зеркало»
— «Покажи, какой ты, когда радостный».
— Посмотри в зеркало на свое радостное лицо и сравни с другими.
Рисование радостного лица.
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Занятие 3
- Вводная часть.
Упражнение «Будь внимательным» (развитие слухового внимания).
Ребенок должен изобразить различные движения животных.
Команды (Движения):
«Зайчик» (Прыгать как зайчик)
«Лошадки» (Скакать как лошадь)
«Раки» (Пятиться назад)
«Птица» (Махать руками)
- Основная часть.
Упражнение. «Лабиринты» или «Найди дорожку» (развитие произвольного внимания)
Упражнение. (упражнять в сосредоточении внимания на нескольких объектах в условия активизации познавательной деятельности).
Первая серия. Методика проведения: приоткрываются закрытые предметы и предлагается посмотреть на них в течение 10-15 секунд, затем закрываются снова и ребенок называет, что находится под бумагой.
Вторая серия. Методика проведения: приоткрываются и снова закрываются через 1-10 секунд снова эти же предметы, спросить ребенка, в какой последовательности они расположены.
Третья серия. Методика проведения: поменять местами два- три предмета, показать все их ребенку, спросить, что изменилось в порядке следования предметов друг за другом.
Четвертая серия. Методика проведения: спросить, какого цвета они видели предметы.
Пятая серия. Методика проведения: полагается семь предметов друг на друга. Показать их в течение 10-20 секунд, попросить перечислить эти предметы и указать порядок следования снизу вверх и сверху вниз.
Шестая серия. Методика проведения: полагается пять-шесть предметов в разные положения: на бок, прислонив друг к другу и т.п., показать в течение 1-10 секунд, спросить, в каком положении находится каждый предмет.
Упражнение «Бывает — не бывает»
Зачитываются фразы: «Зима закончилась в июне. Подснежник ярко краснеет. Девочка упала в яму. Коля проснулся только в обед. Суп из мухоморов. Яблоки растут на дереве». Если это бывает – ребенок хлопает в ладоши, не бывает – топает ногами.
Знакомство с основными эмоциями («УДИВЛЕНИЕ»)
Рассматривание пиктограмм
— Выбери удивленное лицо.
— Как ты догадалась, что оно удивленное? (Чем отличается от других лиц?)
Упражнение. «Зеркало»
— «Покажи, как ты удивляешься».
— Посмотри в зеркало на свое удивленное лицо и сравни с другими.
Рисование удивленного лица.
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Занятие 4
- Вводная часть
Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур» (развитие произвольного внимания, памяти, мышления).
Предлагается рассмотреть разные геометрические фигуры, запомни их расположение. На листе бумаги должна будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив их так, как было на образце.
Упражнение (сформировать способность охватывать вниманием как можно больше предметов).
Ребенку предлагается сложить квадрат сначала из пяти, а потом из шести частей и при этом следить за пересыпанием песка в песочных часах. В случае затруднения ребенок может попробовать выполнить данное задание несколько раз, пока не добьется успеха.
Упражнение «Что изменилось».
На наборное полотно выставляют предметные картинки (6-7 штук). На наборном полотне поменять картинки местами (сначала одну, потом две, затем три картинки, в заключение ни одной). Ребенок отмечает изменения в расположении картинок.
Игра «Это правда или нет» (развитие слухового внимания).
Внимательно послушай стихотворения, попытайся заметить неточности, ошибки.
1. Теплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу —
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой, среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
2. Это Оленьке известно: Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку.
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать все сначала:
На буфет нести подушку.
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать.
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там…
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.
Знакомство с основными эмоциями («СТРАХ»)
Рассматривание пиктограмм
— Выбери карточку с изображением испуга на лице.
— Как ты догадалась, что это страх? (Чем отличается от других лиц?)
Упражнение. «Зеркало»
— «Покажи себя, когда тебе страшно».
— Посмотри в зеркало на свое лицо и сравни с другими.
Рисование испуганных лиц.
Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха).
— Почему Наф – Наф не боялся страшного волка?
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Занятие 5
- Вводная часть.
Упражнение «Разрезные картинки» ( развитие пространственных представлений, внимания, учить восприятию целостного образа).
- Основная часть.
Упражнение (упражнять в сосредоточении внимания).
Ребенку предлагается прослушать загадки и найти отгадки на картинках.
Упражнение (учить концентрировать внимание на нескольких фигурах).
Перед ребенком выкладываются карточки с изображением различных фигур, закрашенных и не закрашенных. Ребенок должен закрасить не закрашенные фигуры по принципу идентификации по цвету и форме.
Упражнение «Лото» (развитие внимания)
Задание «Выложи из мозаики» (развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки).
Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен.
Знакомство с основными эмоциями («ГНЕВ»)
Рассматривание пиктограмм
— Выбери карточку , на которой изображено лицо с сердитым выражением.
— Как ты догадалась, что оно сердитое? (Чем отличается от других лиц?)
Упражнение. «Зеркало»
— Изобрази перед зеркалом свой гнев.
— Посмотри в зеркало на свое лицо и сравни с другими.
Чтение отрывков из произведения К. И. Чуковского «Мой – додыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.
— Почему рассердились Умывальник и Крокодил?
Рисование гневного лица.
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Занятие 6
- Вводная часть.
Упражнение «Ищи безостановочно»
Ребенку предлагается в течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу ребенок начинает перечислять.
2.Основная часть.
Упражнение (упражнять переключать внимание).
Описать один- два раза пять различных движений, не показывая их. Затем предложить ребенку проделать движения в той последовательности, в какой они были названы.
Упражнение «Найди такой же» (упражнять в сосредоточении внимания).
Ребенку предлагается выбрать из 4-6 предметов, например, домиков, точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который в руках у педагога.
Заключительная часть.
Упражнение «Лабиринты» (развитие зрительного внимания)
Задание «Выкладывание предложенного узора из палочек» (развитие произвольного внимания)
Задание «Найди двух одинаковых животных» (развитие произвольного внимания)
Анализ эмоций
Упражнение «Разные эмоции»
Из многочисленных карточек с изображением различных эмоций ребенок по очереди выбирает «картинки радости», «картинки горя» и т.д. После этого объясняет, почему выбраны именно эти карточки.
Анализ ситуации.
Ребенку предлагается обсудить следующую ситуацию: Мама сидит на корточках возле постройки и что-то говорит сыну.
Вопросы:
Как ты думаешь, мама ругает или хвалит мальчика?
- Если мама ругает мальчика, то:
— Какое у мальчика лицо? А у мамы? (ребенок показывает)
— Каким голосом говорит мама? (ребенок показывает).
— Как отвечает ей мальчик?
— Почему сердится мама?
— Что нужно сделать мальчику, чтобы мама не сердилась?
2. Если мама хвалит мальчика, то:
— Какое у мальчика лицо? А у мамы? (ребенок показывает)
— Каким голосом говорит мама? (ребенок показывает).
— Как отвечает ей мальчик?
— За что мама хвалит мальчика?
— Что нужно делать мальчику, чтобы мама его хвалила?
Упражнение «Облака» (развитие воображения, выразительности движений)
Читать стихотворение, а ребенок изображает облака в соответствии с текстом.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
– Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Занятие 7
- Вводная часть.
Упражнение «Ищи безостановочно»
Ребенку предлагается в течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу ребенок начинает перечислять.
- Основная часть
Упражнение «Угадай» (упражнять в сосредоточении внимания).
Ребенку показать картинки с изображением различных предметов, которые он должен узнать по описанию:
— длинный, прямоугольный. Бывает маленький и круглый, оставляет белый след на доске.
— белая, легкая, тонкая, гладкая, меняется, шуршит.
— белое, жидкое, холодное или теплое, полезное.
Упражнение «Четыре стихии» (формирование переключения внимания).
Объяснить ребенку, что есть в природе четыре стихии: земля, огонь, вода, воздух. По команде ребенок должен будет делать определенные движения руками.
Команда (Движение рук):
Земля (Руки вниз)
Вода (Руки вперед)
Воздух (Руки вверх)
Огонь (Вращение руками)
Упражнение «Зеваки» (развитие произвольного внимания).
Идти с ребенком по кругу. По хлопку остановится, топнуть одной нагой, повернуться кругом и продолжить движение. Таким образом, направление движения меняется после каждого сигнала.
Задание «Найди два одинаковых предмета» (Развитие сенсорного внимания, объема внимания).
Задание «Найди пять отличий» (развитие произвольного внимания и переключение внимания)
Анализ эмоций
Анализ ситуации.
Взрослый мальчик замахнулся на ребенка табуретом. Ребенок убегает от него.
Вопросы:
— Можно ли бить человека? Почему?
— Как можно помирить мальчиков?
— Какие еще ты знаешь способы, чтобы помириться?
— Что лучше: играть дружно или быть в ссоре? Почему?
Два мальчика делят машинку.
Вопросы:
— Что происходит на картинке?
— Почему мальчики ссорятся? Из-за чего могут возникнуть ссоры?
— Из-за чего у тебя с детьми бывают ссоры?
— Ты дерёшься?
Упражнение «Снежинки»
1-й вариант. Ребенку дать снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается рассмотреть снежинки и рассказать, что они чувствуют.
2-й вариант. Ребёнку дать снежинки, вырезанные из бумаги, и предложить схематически изобразить любую эмоцию на снежинке; затем рассказать, что снежинка чувствует.
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Занятие 8
- Вводная часть.
Упражнение «Ищи безостановочно»
Ребенку предлагается в течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу ребенок начинает перечислять.
- Основная часть
Упражнение «Кто летает?» (развитие переключения внимания).
Называть разные предметы, животных. Если они летают, то ребенок должен поднять руку, если не летает – не поднимать.
Слова: голубь, пчела, орел, корова, стрекоза, стол, божья коровка, ракета, облака и т.д.
Упражнение. «Лабиринты» или «Найди дорожку» (развитие произвольного внимания)
Упражнение «Четыре стихии» (формирование переключения внимания). (смотреть занятие 7)
Игра «Что слышно» (развитие быстрого сосредоточения)
Ребенок слушает и запоминает то, что происходит за дверью. Затем рассказывает, что он слышал.
Задание «Найди пять отличий» (развитие произвольного внимания и переключение внимания)
Анализ эмоций
Задание «Выбери картинку» (развитие произвольности, наблюдательности, воображения)
Выбрать из предложенных карточек с изображением веселого, грустного, испуганного, злого лица наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто.
- зайку бросила хозяйка, —
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
- Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
- Уронили мишку на пол.
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
4. Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон»
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Источник