Индивидуальное занятие с ребенком на развитие коммуникативных навыков

Индивидуальное занятие с ребенком на развитие коммуникативных навыков thumbnail

Коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие коммуникативных навыков младших школьников

Тема: «Путешествие в страну «Сотрудничество»»

Разработал занятие: Белоусова Ольга Викторовна, педагог-психолог

Форма: групповая

Аннотация

Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Формирование и развитие коммуникативных навыков обуславливается необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умения её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.

Опираясь на данные диагностик, была определена необходимость проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие коммуникативных навыков младших школьников.

Психолого-педагогическая работа осуществляется с учётом психологических особенностей детей. Данное занятие состоит из различных упражнений, направленных на развитие вербальных (умения выразительно говорить и читать, правильно интонировать свою речь, выражать в словах мысли и чувства) и невербальных коммуникативных навыков (умение владеть своими психофизическими состояниями, снимать эмоциональное напряжение слушать и понимать партнера).

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения взаимодействовать в деятельности и общении, выражать в словах мысли и чувства.

Задачи:

  1. Актуализировать у учащихся представление о понятии «Сотрудничество»;

  2. Способствовать формированию адекватной самооценки, ощущение значимости каждого ребенка;

  3. Обучить приемам взаимодействия;

  4. Способствовать снижению эмоционального напряжения.

Занятие ориентировано на групповую форму работы, длительность – 40 — 45 минут.

Материалы: листы бумаги формата А4, коробка с зеркалом внутри, цветные карточки, доска, техническое оборудование, цветные карандаши, релаксационная музыка, карточки с животными.

Занятие включает в себя следующую структуру:

  1. Разминка. На этом этапе происходит активизация внимания, включающая в себя упражнения, позволяющие настроить детей на работу.

  2. Основная часть — содержит игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков.

  3. Заключительная часть состоит из рефлексии, релаксационных упражнений, направленных на эмоциональное и физическое расслабление.

Методы: игра, беседа, элементы арт-терапии, музыкотерапии.

Ожидаемый результат:

  • Создана благоприятная эмоциональная атмосфера в группе;

  • Сформированы навыки самоанализа;

  • развиты компоненты воображения;

  • сформированы навыки взаимодействия, умение договариваться у данной группы учащихся.

Ход занятия

  1. Разогрев. «Цветные приветики».

Содержание: Дети садятся в круг на стулья и выбирают у психолога по одному цветному квадратику, который отражает настроение на сегодняшний день. Далее по очереди каждый показывает свой цветной квадратик, говорит «привет» и называет свое имя с таким настроением, с которым пришел на занятие

  1. Упражнение «Волшебная шкатулка».

Цель: формирование адекватной самооценки, ощущение значимости каждого ребенка.

Содержание: Психолог «Нас ждет сегодня путешествие в страну Сотрудничество». Давайте на мгновение закроем глаза (дети закрывают глаза). По моему хлопку глаза открываем. Вот мы и в стране «Сотрудничество», а я вас буду сопровождать по этой стране.

У меня в руках необычная шкатулка, в ней находится человечек, которого вы хорошо знаете: он единственный и неповторимый, он самый лучший, самый умный, самый красивый, он большой волшебник, без него наше путешествие просто невозможно. Каждый из вас, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать «Как ты мне нравишься!»… Дети по очереди открывают шкатулку, смотрят в нее и говорят фразу : «Как ты мне нравишься!» Далее психолог спрашивает детей: «Кого вы видели в шкатулке?». Дети отвечают: «Себя!» Психолог: «Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса».

  1. «Что такое сотрудничество?»

Цель: дать детям представление о понятии «сотрудничество».

Содержание: Психолог заводит беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей: «В волшебной стране Сотрудничество, как и у нас, для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, иначе, ничего не получится, как это случилось с Лебедем, Раком и Щукой в известной басне Крылова. Необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться сотрудничеству…»

Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы на доске возникает надпись: «Сотрудничество – это умение делать дело вместе».

Психолог: «Из каких умений складывается умение сотрудничать:

— из умения понять другого,

— из умения договориться,

— из умения уступить, когда очевидна правота другого,

-из умения разумно распределить роли в процессе работы».

Из чего еще?…»

Психолог предлагает детям перейти от слов к делу: «А теперь перейдем от слов к делу и попробуем сотрудничать в выполнении одного задания».

  1. Рисунок «Корабль».

Дети разделяются на пары. Каждая пара получает лист бумаги. «В наше путешествие мы не можем отправиться пешком, это может занять очень много времени. Поэтому каждая пара сейчас нарисует корабль. Вы должны совместно решить какой он будет, каким цветом и т.д..»

  1. Перевоплощение

Цель: развитие экспрессивности, выразительности поведения, снятие эмоционального напряжения.

Проведение: «Итак, мы с вами оказались в волшебной стране  «Сотрудничество», здесь все иначе, не так как у нас. И чтобы понять язык жителей этой страны нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас каждый из нас, молча, ничего не говоря другим, выберет любое животное. После того, как все сделают это, будем по очереди, ничего не говоря, не издавая никаких звуков, изображать выбранное животное. Один показывает, все остальные высказывают предположение, что изображает выполняющий».

Обсуждение: Подводятся итоги, обсуждается, насколько легко было угадывать изображаемое, как чувствовали показывающие, что понравилось больше – изображать или угадывать загадываемое.

  1. «Подари камешек».

Проведение. Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый…».

  1. Релаксация «Путешествие на облаке».

Проведение. Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Путешествие начинается…Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер освежает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. В небе ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Облако везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным.

Список используемой литературы:

  1. Вачков, И.В. Основные технологии группового тренинга[Текст] / И.В. Вачков. – М. : Издательство «Ось-89», 1999. – 137с.

  2. Вачков,И.В. Психология тренинговой работы[Текст] / И.В. Вачков. – М., 2007. – 203с.

  3. Ивашова, А.А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников[Текст] / А.А. Ивашова.- Кириши, 2003.

  4. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах [Текст] / Н.Н. Макарова // Начальная школа. – 2008. –№7. – С….

Источник

На сегодняшний день трудности во
взаимоотношениях детей возникают достаточно
часто. Это значит, что умение общаться, сохраняя
хорошие отношения с другими людьми, становится
все более важным. Психологические игры,
используемые в занятии, помогут создать в классе
дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия и
доброжелательного отношения детей друг к другу.

Цели: развитие коммуникативных
навыков, формирование умений и навыков работы в
команде, сплочение ученического коллектива,
осознание детьми ценности дружбы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог. Ребята! К нам в класс пришло
странное письмо. Пыталась я разобрать, что в нем
написано, но не смогла: какие-то рисунки, надписи,
шифровки.  Одно только слово поняла: «клад».
Задумалась я. Вдруг в письме написано, как клад
найти? Давайте думать вместе. А поможет нам игра.

Игра «Неожиданные рисунки»

Задачи: мотивировать участников
занятия на работу; развивать способность
осознавать и принимать собственную уникальность
и неповторимость каждого человека; снятие
напряжения, раскрепощение.

Психолог. Сядьте в один общий круг.
Возьмите себе каждый по листу бумаги и простой
карандаш, подпишите свое имя с обратной стороны.
Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3
минуты.) По моей команде передайте начатый
рисунок своему соседу слева.  Пусть теперь он
постарается увидеть что-то свое в вашей работе и
дорисует то, что считает нужным. Возьмите тот
лист, который передаст вам ваш сосед справа, и
продолжите рисовать начатую им картину. Когда
ваш рисунок сделает круг и вернется  к вам,
попробуйте оценить, нравится ли вам то, что
получилось. Какие чувства возникли при первом
взгляде на работу? Если что-нибудь вас не
устраивает, можно изменить рисунок. Представьте,
что перед вами настоящее произведение искусства,
и дайте ему название.

Вы можете оживить игру музыкальным
сопровождением. Как только музыка
останавливается, дети начинают меняться
рисунками. [3]

Давайте устроим выставку из ваших работ. Каждый
возьмет свой рисунок с авторским названием и с
помощью магнита прикрепит его на доску. Мы будем
гулять по выставке, и все желающие дадут свое
название любой из картин.

Обсуждение. Все мы разные, у каждого свой
собственный взгляд, свое видение. И это очень
хорошо. Этим мы и интересны дуг другу. Ведь как
было бы скучно, если бы все думали и поступали
одинаково.

Рядом с письмом лежал вот этот мешочек. Давайте
посмотрим, что в нем. Здесь цветные фишки. Зачем
они? Точного ответа мы пока не знаем. Но интуиция
мне подсказывает, что они как-то связаны с кладом.
Давайте сделаем так: за участие в каждой из игр я
вам буду вручать определенное количество фишек.
В этом задании каждый получает по 2 фишки.
Пожалуйста, не теряйте их. Они нам пригодятся. Чем
больше вы набираете этих фишек, тем ближе
окажетесь к кладу. А теперь другая игра. Но для
этого нам необходимо разделиться на команды.
Каждый ребенок получает фрагмент картинки.
Соединив все фрагменты в общую картинку, дети
делятся на команды.

Игра «Сходства»

Задачи: развивать способность видеть
сходство между собой и другими детьми; умение
договариваться и находить общее решение; навыки
работы в команде.

Психолог. Пусть каждая команда
составит список того, что объединяет ее
участников. В этом списке можно написать,
например: «У каждого из нас есть любимая
игрушка…», «Мы все очень любим блинчики…», «Нам
всем не нравится, когда кто-нибудь ябедничает»,
«В каникулы мы все любим ездить на море…» и т.д.
Время выполнения задания – 10 минут. Победит та
команда, которая найдет и запишет наибольшее
количество общих черт. [4]

Обсуждение. Все мы чем-то похожи. У каждого
есть общие черты, объединяющие его с другими
людьми. И это тоже очень хорошо. Иначе люди
чувствовали ли бы себя одинокими. Расскажите, как
вы работали в своей команде? Что нового и
интересного узнали друг о друге? Есть ли
что-нибудь такое, что объединяет всех детей в
классе? За каждое высказывание дети получают
разноцветные фишки.

Психолог открывает и показывает детям
следующую часть письма, где среди непонятных
значков можно прочитать: «умения».

Игра «Умения»

Задачи: развивать умения видеть
хорошее в каждом человеке, создавать
положительный эмоциональный фон; повышать
уверенность в себе.

Психолог. Кажется, я понимаю, что это
значит. Для того чтобы добраться до клада,
необходимо обладать умениями. Сейчас мы встанем
в круг и по очереди будем хвастаться. (Если дети
затрудняются, можно привести примеры таких
умений: кататься на коньках и лыжах, разводить
костер, складывать бумажные самолетики, петь и
т.д.)
Первый ученик начинает: «У меня хорошо
получается….», а Дима (сосед справа) хорошо
умеет…» Важное условие в этой игре: не
повторятся. У каждого будет свое собственное
умение плюс то, которое скажет про вас сверстник. (Психолог
эмоционально поддерживает высказывания детей
для раскрепощения застенчивых участников).
За
каждое высказывание вы будете получать
разноцветные фишки. [2]
Обсуждение. Легко ли было хвастаться? Что
легче: вспомнить свое умение или умение соседа?
Приятно ли было слышать про свои умения от
другого человека?
Пожалуй, теперь, после тренировки, у вас
получится выполнить и остальные задания.  В
письме я обнаружила рисунок, похожий на остров
среди моря.

Игра «Маленький остров»

Задачи: развивать умения оказывать
помощь, решать проблемы; способность сохранять
доброжелательное отношение друг к другу в
ситуации конфликта.

Психолог. Вы видите перед собой на
полу небольшой остров (нарисованный мелом). Мне
очень интересно, сколько человек может
разместиться на этом островке. Это на самом деле
совсем небольшой островок, но, может быть, вы
сможете придумать, как разместиться на нем вам
всем. [4]

Обсуждение. Сложно ли было разместиться на
очерченном пространстве?  С какими
трудностями вы столкнулись? Решаема ли оказалась
проблема?
Есть такая старинная притча. Умирая, отец позвал
всех своих сыновей, дал в руки по тоненькой
веточке и попросил каждого сломать свою ветку.
Сыновья с легкостью справились с этим заданием.
«А теперь попробуйте разломать веник, сложенный
из этих веток», – сказал отец. Никто не смог вы
полнить второй просьбы. Вот так и вы, если будете
дружить по-настоящему, помогать друг другу, то не
один враг, ни одна беда вас не сломит.

Игра «Таинственная шифровка»

Задачи: укрепить дружеские отношения
детей, сплотить всех участников.

Психолог. В нашем письме осталось
только одно неразгаданное место. Это какая-то
шифровка: У(11) Р(10) Д(14) А(12) Б(12) Ж(17).
Цифры обозначают количество фишек, необходимых
для каждой буквы. Цвет буквы совпадает с цветом
фишки. Ребята должны сложить собранные фишки и
все вместе выложить слово «ДРУЖБА». [2]

Обсуждение: Как вы понимаете пословицу:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей?» Вы все
старались набрать как можно больше фишек, но в
итоге согласились сложить их вместе для общего
дела. Что стало нашим кладом? Конечно, дружба!
Деньги, клад могут исчезнуть, а настоящий друг
всегда будет рядом: и в горе, и в радости.

Игра «Поиск клада»

Задачи: способствовать созданию
благоприятной психологической атмосферы,
развитию дружбы между детьми в классе.

Психолог. Мы с вами разгадали тайну
письма и теперь сможем найти настоящий клад. Для
этого, надо сначала пойти прямо, затем повернуть
один раз направо и два раза – налево.
Кладом могут быть наборы фломастеров и цветной
бумаги. С их помощью дети обводят по контуру свою
ладошку, вырезают и пишут на ней пожелания себе,
друг другу, классу. Результатом творчества детей
может стать коллективная работа из именных
ладоней пожеланий.

Список литературы:

  1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей
    общению. Популярное пособие для родителей и
    педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  2. Башкирова Е. Тренинг общения // Воспитание
    школьников. – 2009. – № 3. – с. 39, 43.
  3. К. Фопель Как научить детей сотрудничать?
    Психологические игры и упражнения: Практическое
    пособие: В 4-х томах. – М.: Генезис.– Т.1. – 2000. – с.
    78.
  4. К. Фопель Как научить детей сотрудничать?
    Психологические игры и упражнения: Практическое
    пособие: В 4–х томах. – М.: Генезис, Т.4. – 2000. – с. 27,
    с. 63.

Источник

Занятие
на развитие коммуникативных навыков
подростков.

Тема:
«Невербальная коммуникация»

Составила:

педагог-психолог

ГБОУ
СОШ №1034

Пимчева
О.А.

Цель:
помощь подросткам в развитии коммуникативных
навыков.

Задачи:

·
отработка навыков установления контакта,
отношения в различных ситуациях;

·
расширение возможностей использования
навыков невербальной коммуникации.

Участники:подростки
14-16 лет

Численность
группы
:
10-12 человек.

Ход
занятия.

Разминка

Упражнение
«Атомы-молекулы»

Цель
упражнения
:
раскрепощение участников.

Инструкция
(произносится тренером): Представим
себе, что все мы атомы. Атомы выглядят
так (показать). Атомы постоянно двигаются
и объединяются в молекулы. Число атомов
в молекуле может быть разное, оно
определяется тем, какое число я назову.
Мы все сейчас начнем быстро двигаться,
и я буду говорить, например, три. И тогда
атомы должны объединиться в молекулы
по три атома в каждый. Молекулы выглядят
так (показать).

Возможная
модификация
:
скорость движения атомов и собранных
молекул зависит от температуры окружающей
среды. Если тренер называет отрицательную
температуру, движение замедляется или
даже останавливается, при повышение –
ускоряется.

По
завершению упражнения можно задать
вопросы: — Как вы себя чувствуете? —
Все ли соединились с теми, с кем хотели?

Примерные
ответы детей из анализа упражнения:

мне
было не комфортно, когда я не смог ни к
кому присоединиться;

-мне
было очень весело, упражнение понравилось;

-сложно
сразу сориентироваться, к какой группе
присоединиться.

Теоретическая
часть

«Невербальная
коммуникация»

Межличностное
пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.

Невербальное
общение, более известное как язык поз
и жестов, включает в себя все формы
самовыражения человека, которые не
опираются на слова. Психологи считают,
что чтение невербальных сигналов
является важнейшим условием эффективного
общения. Почему же невербальные сигналы
так важны в общении?

• около
70% информации человек воспринимает
именно по зрительному (визуальному)
каналу;

• невербальные
сигналы позволяют понять истинные
чувства и мысли собеседника;

• наше
отношение к собеседнику нередко
формируется под влиянием первого
впечатления, а оно, в свою очередь,
является результатом воздействия
невербальных факторов – походки,
выражения лица, взгляда, манеры держаться,
стиля одежды и т.д.

5
подсистем невербального общения:

1.
Пространственная подсистема (межличностное
пространство).

2.
Взгляд.

3.
Оптико-кинетическая подсистема, которая
включает в себя: внешний вид собеседника,
мимика (выражение лица), пантомимика
(позы и жесты).

4.
Паралингвистическая или околоречевая
подсистема, включающая: вокальные
качества голоса, его диапазон, тональность,
тембр.

5.
Экстралингвистическая или внеречевая
подсистема, к которой относятся: темп
речи, паузы, смех и т.д.

Рассказ
о трёх подсистемах, имеющих наибольшее
значение, несущих максимум информации
о собеседнике – взгляд, пространственную
и оптико-кинетическую подсистемы.

Упражнение
«Автобус»

Цель
упражнения
:отработка
гибкости невербального поведения

Участники
разбиваются на пары. Инструкция следующая:
«Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу
«Красный» автобус останавливается на
светофоре. Вдруг вы видите во встречном
автобусе человека, которого вы давно
не видели. Вы хотите договориться о
встрече с ним в каком-то определенном
месте и в определенное время. В вашем
распоряжении – одна минута, пока автобусы
стоят у светофора. По сигналу «Зеленый»
загорается зеленый свет и автобусы
разъезжаются».

После
невербального проигрывания, участники
тренинга делятся информацией о том, как
они поняли друг друга.

Примерные
ответы детей из анализа упражнения:

жестами
не сложно договориться о том, чтобы
созвониться;

-по
эмоциям на его лице я сразу понял, что
он тоже хочет со мной встретиться;

догадался
по ассоциациям по поводу места встречи;

время
удобно показать на пальцах;

я
с этим человеком очень близко общался,
поэтому мне легко понять его жестикуляции;

-можно
частично прочитать по губам.

Упражнение
«Испорченный телефон»

Цель
упражнения
:
совершенствование навыков невербальной
коммуникации; общение без помощи слов;
способности понимать партнера на
невербальном уровне.

Из
группы выбирается пять человек, четыре
из них выходят из комнаты. Пятому даётся
текст: „ У отца было 3 сына. Старший умный
был детина, средний был ну так себе,
младший сын был не в себе“. Он должен
без слов показать этот текст четвёртому
человеку, тот третьему, тот второму, и
затем первому. Для лучшего запоминания
первый человек может проговорить текст
несколько раз. Потом, начиная c самого
последнего человека, вы расспрашиваете,
о чём был текст истории. Можно просить
повторять текст, если тот, кому он
передается, не понимает его.

Обсуждение
того, какие средства рассказчик
использовал для передачи сообщения. На
что обращал в первую очередь внимание
слушатель. Насколько слушатель менял
коммуникативные средства, становясь
рассказчиком.

Из
анализа упражнения:

Использовались
мимика, жесты, подручные средства,
указывание на людей, при понимании
помимо этого обращалось внимание на
эмоциональную окраску «рассказчика».
При передаче информации многие
пользовались теми жестами, которые
показывали им, не всегда понимая их
смысла.

Упражнение
«Побег из тюрьмы»

Цель
упражнения
:
развитие способностей к эмпатии,
пониманию мимики, языка телодвижений.

Участники
группы становятся в две шеренги лицом
друг к другу. Ведущий предлагает задание:
«Первая шеренга будет играть преступников,
вторая — их сообщников, которые пришли
в тюрьму, для того чтобы устроить побег.
Между вами звуконепроницаемая стеклянная
перегородка. За короткое время свидания
(5 минут) сообщники с помощью жестов и
мимики должны „рассказать“ преступникам,
как они будут спасать их из тюрьмы
(каждый „сообщник“ спасает одного
„преступника“)».

После
окончания игры «преступники» рассказывают
о том, правильно ли они поняли план
побега.

Упражнение
«Зеркало»

Инструкция
тренера
:
«Сейчас вам предлагается выполнить
несколько несложных заданий, вернее
сымитировать их выполнение. Для первого
выполнения потребуется 2 участника».

Пара
участников выходит вперед. Один из них
— исполнитель, а другой — его зеркальное
отражение, подражающее всем движениям
исполнителя. Остальные участники группы
— зрители, они наблюдают за игрой пары
и выставляют партнеру, играющему роль
зеркала, оценку за артистизм. Затем
партнеры в паре меняются ролями. Пары
по очереди меняются, таким образом перед
группой выступают все ее участники.
Каждый выступает в двух ролях: в роли
исполнителя и в роли зеркала. Каждый
выполняет по 2 действия. Группа оценивает
актеров, играющих роль зеркала, по
пятибалльной системе. Затем оценки всех
участников будут суммироваться и каждый
сможет узнать об успешности своей работы
в роли зеркала. Обсудить, как себя
чувствовали участники в разных ролях,
удобно ли им было быть зеркалом и
отображать чужие действия.

Предлагаемые
действия
:пришить
пуговицу, погладить белье, испечь пирог,
собраться в дорогу, зашнуровать ботинки,
выступить в цирке, помыть голову, подмести
пол, убраться в комнате, нарисовать
картину, посадить картошку, приготовить
салат…действия могут добавляться в
зависимости от количества участников.

Упражнение
«Аплодисменты»

Цель:
эмоциональная разрядка участников в
конце занятия.

Инструкция
тренера: «Мы хорошо поработали сегодня,
и мне хочется предложить вам игру, в
ходе которой аплодисменты сначала
звучат тихонько, а затем становятся все
сильнее и сильнее.».

Ведущий
начинает тихонько хлопать в ладоши,
глядя и постепенно подходя к одному из
участников. Затем этот участник выбирает
из группы следующего, кому они аплодируют
вдвоем. Третий выбирает четвертого и
т.д. последнему участнику аплодирует
уже вся группа.

Обратная
связь и рефлексия занятия

В
конце занятия попросить участников
высказать обратную связь по прошедшему
занятию. Высказаться должны все, можно
предложить вариант по кругу или с
перекидыванием игрушки следующему
участнику.

Из
анализа работы:

Занятие
понравилось, было интересно узнать, как
ещё, помимо слов, можно передавать
информацию.

Во
время выполнения упражнений столкнулись
с рядом сложностей, но все их удалось в
последствии преодолеть. Сначала казалось
невозможным объясниться без слов, а в
процессе оказалось, что при отсутствии
речи мы начинаем обращать большее
внимание на мимику, жесты и прочее,
которые помогают нам понять других
людей.

Список
литературы:

  1. Браткин
    А., Скоробогатова И. «Чемоданчик тренера:
    сборник разминок, необходимых в любом
    тренинге»

  2. Леванова
    Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев
    Г.С. «Игра в тренинге. Личный помощник
    тренера»

  3. Лидерс
    А.Г. «Психологический тренинг с
    подростками»

  4. Фопель
    К. «Групповая сплоченность»

  5. Фопель
    К. «На пороге взрослой жизни»

  6. Чуричков
    А., Снегирев В. «Головоломки и занимательные
    задачи в тренинге»

  7. Чуричков
    А., Снегирев В. «Копилка для тренера:
    сборник разминок, необходимых в любом
    тренинге»

Источник