Индивидуальное развитие ребенка в условиях дополнительного образования

Дополнительное образование дошкольников по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, создает равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. 

Задачами дополнительного дошкольного образования детей являются:

— индивидуализация личности;

— развитие творческих способностей;

 — приобщение детей к человеческим ценностям;

 — развитие нравственных качеств, формирование патриотических чувств;

— воспитание доброжелательных отношений, уважения к старшим;

 — формирование культурного поведения.

Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют разные его приоритетные цели. Мы согласны с компетентным мнением таких видных ученых как Е.Б. Владова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, которые  обосновывают следующие идеи: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование дошкольников способствует: — развитию индивидуальных способностей детей дошкольного возраста; — развитию эстетического, культурного, художественного, музыкального, спортивного воспитания детей дошкольного возраста; — оздоровлению детей; — развитию психологического воспитания; — оказание коррекционной помощи детям дошкольного возраста.

Зачастую дополнительное образование рассматривают только как некий придаток к основному образованию, выполняющему функцию расширения возможностей образовательных  стандартов. Однако это узкое понимание дополнительного образования, т.к. не учитывается его основное предназначение: удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование можно отнести к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка, так как оно ориентировано на: раскрытие ценностно-смысловых компонентов мира и развитие самодеятельности детей; на раскрытие личностных интересов и склонностей; на построение пространства саморазвития, на индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности; на поливозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития. В дополнительном образовании ребенок получает возможность развивать себя как индивидуальность и вместе с тем осваивать богатства культурного опыта. Предмет или сфера деятельности в дополнительном образовании «приближается» к ребенку. Ему дают возможность определить собственный образовательный путь, что по сути дела означает, что педагог, приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает ему условия реализации собственных интересов, развитие его индивидуальных способностей, которые отличаются от интересов и способностей его товарищей. Таким образом,  можно подчеркнуть, что дополнительное образование является эффективным средством реализации индивидуальных способностей дошкольников. Чтобы это стало более понятно рассмотрим, что же входит в понятие «индивидуальность».

Понятие «индивидуальность» выражает особую форму бытия индивида, в рамках которой он  обладает внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает ему возможность активно проявлять себя в окружающем мире в соответствии со своими потребностями, задатками и способностями. В психологии под «индивидуальностью» понимают психологическую неповторимость человека, проявляющуюся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.  В философии наиболее полно понятие «индивидуальность» трактуется как особая форма бытия в обществе, в рамках которого человек живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Индивидуальности невозможно обучить, и ее невозможно воспитать – она рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он сталкивался бы не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников), но и со своими собственными , преодолеть притягательность которых намного сложнее.

Читайте также:  Физические показатели развития ребенка по месяцам

Таким образом, стоит отметить,  что каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых не возможна по-настоящему полноценно развитая личность. Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишний (на вырост), а актуальной – здесь и сейчас информацией. Это вызывает необходимость поддержки развития и реализации потенциала конкретного ребенка безотносительно какого бы то ни было заранее установленного (программой, условиями, запросами и требованиями взрослых, общественными стереотипами) идеала.

Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие, тогда как в стандартизированном общем образовании обучение является ведущим. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Князева О.Л., Маханёва М.Д., Стеркина Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984.

3. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательского поведения у детей: автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2002.

4. А.В. Запорожец, Я.З.Неверович,  А.Д. Кошелева. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.

5. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

6. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М., 2002.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (любое издание).

9.Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. — М., «Просвещение» 2015

Источник

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом.

Предоставление дополнительных платных образовательных услуг и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в кружках, организуемых в дошкольном учреждении.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетической, познавательной, интеллектуально-развивающей, коммуникативно-речевой, экологической, физкультурно-оздоровительной, различной коррекционной направленности и др.

Читайте также:  Периоды развития ребенка с дородового периода

Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН, в соответствии с допустимым объемом недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения. В учреждении накоплен определенный положительный опыт его организации. Дополнительные платные образовательные услуги по праву рассматриваются как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, творческий подход к реализации воспитателями и специалистами.

Образовательный процесс на занятиях по дополнительному образованию, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребёнка; получать обучающимися социально значимый опыт деятельности и взаимодействия; обогащает их духовный мир; формирует эстетические отношения к окружающему миру, коммуникативные навыки; развивает природные данные детей.

Содержание и методика работы в кружках, оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, воспитывает социальную ответственность, коллективизм и патриотизм.

Спектр дополнительных услуг в нашем дошкольном учреждении разнообразен и ведется по нескольким направлениям:

— физкультурно-оздоровительное,

— познавательно-речевое,  

— художественно-эстетическое,

— социально-личностное;

— экологическое;

— здоровьесбережение.

Дополнительное образование

1.

Познавательный (экологический ) «Капелька»

2.

Социально-коммуникативный  «Азбука безопасности»

3.

Познавательно – речевой  «От слова к звуку»

4.

Художественно – эстетический «Наши руки не знают скуки»

5.

Художественно – эстетический «Чудесный завиток»

6.

Физическое развитие «Мой весёлый звонкий мяч»

7.

Познавательный  «Юные друзья природы»

8.

Познавательно – речевой   «Обучение грамоте»

9.

Познавательный «Экологическая тропинка»

Платные дополнительные образовательные услуги

В 2014-2015 учебном году, для детей, посещающих детский сад, с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, по заявлению их родителей (законных представителей), на договорной основе были организованы платные дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

ул. Спортивная, д. 32

1.

Кружок «Волшебный мир красок» (нетрадиционные техники рисования) (с детьми от 4 до 5 лет)

2.

Театральный кружок «Золотой ключик» (с детьми от 5 до 6 лет)

3.

Кружок «Занимательная математика» (с детьми от 5 до 6 лет)

4.

Кружок «Музыкальная мозаика» (с детьми от 5 до 6 лет)

5.

Кружок «Тестопластика» (с детьми от 5 до 6 лет)

6.

Кружок «АБВГДейка» (с детьми от 5 до 6 лет)

7.

Кружок «Речевичок» (с детьми от 4 до 5 лет)

8.

Кружок «Волшебные пальчики» (с детьми от 4 до 5 лет)

9.

Кружок «Волшебные пальчики» (пластилинография) (с детьми от 3 до 4 лет)

ул. Лермонтовская, д. 36

10.

Кружок «Занимательная математика» (с детьми 5 – 6 лет)

11.

Кружок «Волшебные пальчики» (с детьми 5 – 6 лет)

12.

Кружок «Речевичок» (с детьми от 3 до 4 лет)

Для создания необходимых максимально комфортных для развития личности и непрерывного обновления содержания дополнительного образования, достижения современного его качества предусматривается:

  • обеспечение комплексного подхода к программам дополнительного образования с учетом его специфики – многообразия направлений, видов деятельности;
  •  отбор методических пособий, отвечающих современным требованиям, ожидаемым результатам и специфике дошкольного образования;
  • создание условий для личностного развития ребенка через систему дополнительного образования, формирования таких ключевых для сегодняшнего общества качеств, как креативность, способность к поиску знаний;

Учитывая приоритетное направление дошкольного учреждения, а именно социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, и положения Образовательной программы, педагогический коллектив поставил перед собой:

цель: раскрытие и развитие индивидуальных способностей дошкольников в различных видах детской деятельности, мотивация детей к познанию себя и своих возможностей, творчеству через кружковые занятия;

Читайте также:  Вес и рост семь месяцев ребенку развитие

задачи:

  • развивать творческие способности и познавательную активность детей дошкольного возраста;
  • обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности;
  • создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители;
  • способствовать развитию конструктивного взаимодействия с семьей для обеспечения всестороннего развития ребёнка-дошкольника.

Кружковая работа с дошкольниками построена на основе следующих принципов:

  • интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
  • целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
  • постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий, решение проблемных ситуаций);
  • эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;
  • взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

Направление кружковой работы определяется увлечённостью педагога каким-либо разделом образовательного процесса, спецификой детского коллектива, желанием родителей.

Основными формами обучения и развития детей на занятиях кружка являются:

  • занятия-инсценировки;
  • занятия-путешествия;
  • занятия-игры;
  • познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;
  • соревновательные: соревнования, упражнения, игры-эстафеты;
  • контрольно-диагностические: беседы, викторины;
  • продуктивная деятельность;
  • исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты.

При введении кружковой работы в образовательный процесс учреждения была тщательно продумана учебная нагрузка на ребёнка в течение дня с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Для включения занятий кружков в существующий распорядок дня детского сада составлено единое по всему учреждению расписание.

СанПиН предусмотрено, что занятия по дополнительному образованию (кружки, студии, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.

Программы кружковой работы в ДОУ составлены для детей старшего дошкольного возраста.

Курс занятий рассчитан от 6 до 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся 1 раз в неделю во 2 половине дня, время проведения  в соответствии с возрастом. Количество детей в кружке –9-12 человек. Дети, посещающие кружки, имеют время для игр и прогулок. Такая организация кружковой работы в детском саду не приводит к нарушению режима и подмене обязательных занятий кружками.

Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Похвала в присутствии других детей приносит каждому ребёнку уверенность в своих силах и действиях, раскрепощённость.  Индивидуальный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала.

Каждый из руководителей кружков проводит консультации, презентации, открытые занятия. В течение года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки, вызывающие огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми. Родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка.

Литература

  1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007.
  2. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под. ред. Е.Б.Евладовой, А.В.Зоютаревой, С.А.Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006.
  4. Шинкарева Л.В. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации [Текст] / Л. В. Шинкарева, А. А. Воробьева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011.

Источник