Индивидуальное развитие ребенка в дополнительном образовании

Индивидуальное развитие ребенка в дополнительном образовании thumbnail

Характеристики основного вида ИОМ

Характеристики основного вида ИОМ
Индивидуальный образовательный маршрут ученика 1-2 ступени общего образования. Этапы эволюции. Часть 2. Субботина И.Н., заместитель директора по УВР Работа педагогов с индивидуальной картой развития завершена.

Подробнее

4. Организация работы элективных курсов

4. Организация работы элективных курсов
практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность); — поддержание мотивации ученика; — повышение уровня индивидуализации обучения и социализации личности;

Подробнее

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
Н. А. Савинова (Санкт Петербург) ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Автор рассматривает вопросы формирования образовательных потребностей

Подробнее

Электронный архив УГЛТУ

Электронный архив УГЛТУ
84 Ю.В. Тайцай, С.Н. Дорофеев (ПГУ, Пенза) ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В современном образовательном пространстве вопрос о переходе к

Подробнее

II. Анализ исходного состояния проблем

II. Анализ исходного состояния проблем
II. Анализ исходного состояния проблем Основания для разработки программы Противоречие Проблемы В условиях проведенного в образовательной организации анализа действующих подходов к организации и управлению

Подробнее

2. Основные цели и задачи мониторинга

2. Основные цели и задачи мониторинга
Система оценки многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку результатов освоения школьниками основной образовательной программы основного общего образования; оценку деятельности педагогов

Подробнее

Базовые компетентности педагога

Базовые компетентности педагога
п/п Базовые компетентности педагога Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентности 1 2 3 4 1. Социально-личностные

Подробнее

1-2-е классы. Профессии наших родителей

1-2-е классы. Профессии наших родителей
План работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению обучающихся МКОУ «СОШ 30» на 2014-2015 учебный год Главная цель ПП и ПО: формирование готовности к выбору профиля и сознательному выбору

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.
Пояснительная записка. Первая серьѐзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, выбор будущей профессии. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ
ПРИНЯТО: Педагогическим советом муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сучковская средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ: Директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка
1 Пояснительная записка Программа разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8-9 классов. Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Пояснительная записка Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) это система изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических

Подробнее

«Твой жизненный успех»

«Твой жизненный успех»
Приложение 15 к основной образовательной программе основного общего образования (ФК) ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ «Твой жизненный успех» 9 класс основное общее образование 2015 1.Пояснительная записка

Подробнее

Источник

Дополнительное образование дошкольников по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, создает равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. 

Задачами дополнительного дошкольного образования детей являются:

— индивидуализация личности;

— развитие творческих способностей;

 — приобщение детей к человеческим ценностям;

 — развитие нравственных качеств, формирование патриотических чувств;

— воспитание доброжелательных отношений, уважения к старшим;

 — формирование культурного поведения.

Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют разные его приоритетные цели. Мы согласны с компетентным мнением таких видных ученых как Е.Б. Владова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, которые  обосновывают следующие идеи: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование дошкольников способствует: — развитию индивидуальных способностей детей дошкольного возраста; — развитию эстетического, культурного, художественного, музыкального, спортивного воспитания детей дошкольного возраста; — оздоровлению детей; — развитию психологического воспитания; — оказание коррекционной помощи детям дошкольного возраста.

Зачастую дополнительное образование рассматривают только как некий придаток к основному образованию, выполняющему функцию расширения возможностей образовательных  стандартов. Однако это узкое понимание дополнительного образования, т.к. не учитывается его основное предназначение: удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование можно отнести к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка, так как оно ориентировано на: раскрытие ценностно-смысловых компонентов мира и развитие самодеятельности детей; на раскрытие личностных интересов и склонностей; на построение пространства саморазвития, на индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности; на поливозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития. В дополнительном образовании ребенок получает возможность развивать себя как индивидуальность и вместе с тем осваивать богатства культурного опыта. Предмет или сфера деятельности в дополнительном образовании «приближается» к ребенку. Ему дают возможность определить собственный образовательный путь, что по сути дела означает, что педагог, приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает ему условия реализации собственных интересов, развитие его индивидуальных способностей, которые отличаются от интересов и способностей его товарищей. Таким образом,  можно подчеркнуть, что дополнительное образование является эффективным средством реализации индивидуальных способностей дошкольников. Чтобы это стало более понятно рассмотрим, что же входит в понятие «индивидуальность».

Понятие «индивидуальность» выражает особую форму бытия индивида, в рамках которой он  обладает внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает ему возможность активно проявлять себя в окружающем мире в соответствии со своими потребностями, задатками и способностями. В психологии под «индивидуальностью» понимают психологическую неповторимость человека, проявляющуюся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.  В философии наиболее полно понятие «индивидуальность» трактуется как особая форма бытия в обществе, в рамках которого человек живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Индивидуальности невозможно обучить, и ее невозможно воспитать – она рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он сталкивался бы не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников), но и со своими собственными , преодолеть притягательность которых намного сложнее.

Таким образом, стоит отметить,  что каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых не возможна по-настоящему полноценно развитая личность. Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишний (на вырост), а актуальной – здесь и сейчас информацией. Это вызывает необходимость поддержки развития и реализации потенциала конкретного ребенка безотносительно какого бы то ни было заранее установленного (программой, условиями, запросами и требованиями взрослых, общественными стереотипами) идеала.

Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие, тогда как в стандартизированном общем образовании обучение является ведущим. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Князева О.Л., Маханёва М.Д., Стеркина Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984.

3. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательского поведения у детей: автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2002.

4. А.В. Запорожец, Я.З.Неверович,  А.Д. Кошелева. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.

5. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

6. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М., 2002.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (любое издание).

9.Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. — М., «Просвещение» 2015

Источник

Библиографическое описание:


Степанян Л. А. Развитие одаренности в учреждениях дополнительного образования детей // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 457-459. — URL https://moluch.ru/archive/260/60055/ (дата обращения: 11.03.2020).



В современном мире особое значение приобретают проблемы обучения и воспитания одаренных детей как в семейном воспитании, так и воспитания, обучения в дошкольных и школьных коллективах. Соответственно претерпели изменения в подходах к системе обучения одаренных детей. Одаренность являет собой комплексную проблему где пересекаются различные научные дисциплины. Исходя из этого повышается интерес к диагностике и развитию одаренности, что объясняется потребностью в неординарной творческой личности для общественности, а так же к проблеме самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей.

На данный момент учреждения дополнительного образования детей играют большую роль в развитии одаренности. Учреждение дополнительного образования предоставляет ребенку возможность выбора области, профиля программ, времени их освоения, выбора различного вида деятельности где будут учитываться индивидуальны склонности ребенка, формироваться социальный опыт в неформальных условиях, будут расширяться социальные связи и освоены социальные роли. Одной из основных задач дополнительного образования является выявление, развитие и поддержка одаренных и талантливых детей путем личностно-деятельностного характера. Важно отметить, что творческое развитие ребенка индивидуально и что позднее раскрытие личности ребенка не говорит об отсутствии таланта. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, которая имеет стихийный, самодеятельный характер. Часто дети с энтузиазмом занимаются любимой деятельностью, но при этом не проявляют активности ни в школе, ни в секциях или кружках. Кроме того, не все одаренные дети стремятся показывать свои достижения перед окружающими. Таким образом, судить об одаренности ребенка нужно не только по школьным или внешкольным делам, но по формам деятельности, которые проявляет сам ребенок.

Для развития одаренных и талантливых детей нужно создавать определенные условия, которые будут обеспечивать их развитие и реализовать их внутренний потенциал. Дополнительное образование дает практическую совместную деятельность между ребенком и учителем и обеспечивает индивидуальное развитие ребёнка исходя из его желаний и потребностей.

Задачи решаемые в рамках дополнительного образования которые помогут развитию и обучению талантливых и одаренных детей:

– механизм для выявления одаренных и талантливых детей;

– создание условий которые будут обеспечивать индивидуальное развитие детей;

– предоставление широкого спектра знаний;

– психолого-педагогическое сопровождение;

– взаимодействие с родителями одаренных детей.

Важно помнить, что раскрытие одаренности является главной задачей как педагога, так и родителей. Для выявления одаренности и творческих способностей у ребенка можно применить специализированные тесты. Критериями одаренности и творческих способностей могут быть:

– при мыслительной, а так же творческой деятельности ребенок показывает способность к наблюдательности, обладает хорошей памятью, а так же умеет легко вести диалог как со сверстниками так и с учителями;

– использование активных жестов и мимики при общении;

– фантазия и воображение являются основным мотивом для деятельности;

– речь одаренного ребенка отличается высокой выразительностью.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает реализацию специальных программ, которые предполагают не только развитие и поддержку творческих способностей, но и так же развитие коммуникативных, личностных качеств. Главным пунктом в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования является взаимодействие обучающегося и педагога, а так же, взаимодействие обучающегося с группой и родителями в совместной деятельности. Используя основные элементы педагогических технологий, которые используются в дополнительном образовании можно достигнуть более высоких результатов по развитию одаренных детей. К таким технологиям относятся:

– деятельностный подход;

– создание благоприятного морально-психологический климата путем соблюдения принципа «ситуация успеха» и несравнивание с другими обучающимися;

– рефлексия;

– формирование внутренней мотивации;

– проектное обучение;

– использование инновационных компьютерных технологий.

– возможность индивидуального подхода к освоению учебных программ.

Основной формой занятий в системе дополнительно образования является общение педагога с детьми поэтому урок может строиться как в традиционной форме, так и в форме:

– индивидуального обучения или обучения в малых группах по программам в определенной области;

– работа над творческим проектом с наставником (наставником может быть ученый, деятель науки, культуры или специалист высокого класса) или в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы;

– лагеря, каникулярные сборы, мастер-классы, творческие лаборатории, тренинги развития творчества

– творческие конкурсов, фестивали, олимпиады;

– научно-практические конференции и семинары.

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития, так как в данные учреждения приходят дети, одаренность которых уже начала проявляться и они замотивированы на получение новой художественно-творческой деятельности.

При реализации программ с художественной направленностью нужно учитывать множество факторов. Примером может служить дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детей МБУ ДО «Художественной школы им. В. А. Серова» г.Тверь.

МБУ ДО «Художественная школа им. В. А. Серова» в тесном контакте с общеобразовательной школой призвана способствовать воспитанию всесторонне развитого поколения. Главной задачей обучения по данной программе является приобщение обучающихся к художественной культуре, обучение основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса, а также выявление наиболее одаренных детей для продолжения художественного образования в средних специальных учебных заведениях. Программа составлена по примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей. Программа является нормативным документом, с помощью которого осуществляется образовательный процесс обучающихся.

При составлении программы были учтены следующие требования: логичность, лаконичность, полнота, соответствие названия программы ее целям и содержанию; актуальность и новизна представленного программного содержания; концептуальность: соотношением цели и результатов, комплексность задач и целостность содержания; механизмы реализации содержания: формы, методы и средства обучения, отслеживание и оценивание результатов, дифференциация и индивидуализация обучения, с учетом возрастных и психологических характеристик; рациональное соотношением времени теоретических и практических занятий; наличием межпредметных связей. В разработанных программах ставятся обучающие задачи, которые направлены на приобретение определенных знаний, умений, навыков, формирование познавательного интереса к предмету, включения в познавательную деятельность. Программы нацелены на формирование мотивации к изобразительному виду деятельности. Предусмотрены так же воспитательные задачи обращенные на формирование общественной активизации личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

Развивающие задачи предусматривают развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, формирование потребности в самопознании и самореализации; Так как одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования проблема работы с одаренными детьми является актуальной и перспективной, поэтому работа должна вестись как педагогами, так и родителями.

Литература:

  1. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. — 2008. — № 4. — С. 92–95.
  2. Бурлакова, И. В. Система организации работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования при использовании современных педагогических технологий [текст] / И. В. Бурлакова, Ю. В. Брянцева // Методист. — 2017. — № 9. — С. 30–32.
  3. Подкопаева, С. А. Система работы с одарёнными детьми [Текст] / С. А. Подкопаева // Методист. — 2015. — № 2. — С. 56–58.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии- СПб.: Питнр Ком, 1999.-720с.
  5. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. — 2008. — № 1. — С. 103–106.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, ребенок, развитие, программа, Серов, развитие одаренности, взаимодействие обучающегося, задача, дополнительное образование детей, Художественная школа.

Источник