Индивидуальное развитие ребенка по каждой области развития
Выполнила: Черемисова Галина Станиславовна
Воспитатель средней возрастной группы.
МАДОУ ЦРР Детский сад №31
Программа индивидуального развития ребенка
2016
Программа индивидуального развития ребенка
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни.
Данная программа помогает решить одну из актуальных задач — индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.
Нормативно-правовые основания программы:
Конвенция о правах ребенка,
Закон об образовании.
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.
В моём классе есть ученица, которая уже в первом классе привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к чтению, математике, сочинительству. Её ответы всегда логичны и последовательны.
Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.
Программа индивидуального развития
Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.
1. поддерживать высокую учебную мотивацию;
2. поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
3.формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
4. содействовать творческому развитию;
5. создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога
Если с учетом имеющихся способностей и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно, повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ученика, развивать творческие возможности учащегося.
2. Учет возрастных особенностей детей.
1. Познавательная деятельность учащихся.
2. Эмоционально-личностная сфера.
3. Межличностные отношения.
4. Психологическое и физическое здоровье.
Этапы работы над программой:
1 этап — информационно-аналитический.
На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
— постановка цели на предстоящий учебный год;
— выявление проблем и имеющихся ресурсов;
-составление банка данных о ребенке
1. Сомневается в своих силах, не уверена при ответах.
2. Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел.
3. Не всегда решительна, иногда колеблется перед ответственным решением.
4. Быстро утомляется.
1. Имеется возможность участвовать и проявить себя в городских, школьных конкурсах и олимпиадах.
2. Есть возможность развивать творческие способности через сотрудничество и организацию занятий с классным руководителем.
3 этап — коррекционно-развивающий.
Цель. реализация индивидуальных программ развития.
1. создание мотивационного поля;
2. дифференцированный подход к формированию мотивации;
3.сотрудничество родителей, учеников, педагогов;
4.ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица коллективных дел, портфолио).
5.предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.
Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. Составлен план работы на год.
Включение в коллективно-творческие дела класса. После каждого проведённого КТД классный руководитель оценивает, какой статус занимал ребёнок в этом деле.
Включение в систему дополнительного образования.
Индивидуальные занятия c ребенком.
4 этап – саморазвитие.
Цель – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
1.развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
2.формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
3. развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
4. воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
5.формировать культуру межличностных отношений.
Одаренность без границ: сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями:
В настоящее время особенно остро стоит проблема развития будущего общества, которое предполагает заботу о настоящем, прежде всего о детях. Родившийся ребенок – это реальное завтра, возможность видеть которое получают родители и общество. То, каким оно будет, во многом зависит от нашей поддержки и усилий. Увидеть ростки одаренности ребенка, создать условия для того, чтобы они превратились в достояние человека, преобразовав его индивидуальность, – это одна из задач, стоящая перед педагогами и психологами. Особенно актуальна эта задача по отношению к детям, которые в силу специфики своего физического и соматического состояния вынуждены развиваться в иных образовательных условиях, нежели большинство детей. Дарования детей могут носить разную природу, но всегда встает проблема их диагностики, бережного отношения и развития. Необходимо формировать условия, среду, чтобы сделать все возможное для развития одаренных детей.
В. И. Панов (2007) определяет одаренность как индивидуальную форму становления психической реальности, которая представляет собой системное сочетание природной предрасположенности к реализации психических возможностей в предельной форме индивидуального развития, оптимальной для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов. В связи с этим можно выделить актуальную и потенциальную одаренность.
При этом одаренность, по В.И. Панову, выступает как становящаяся реальность, поэтому в работе с одаренными детьми необходимо перейти от диагностики одаренности и развития явной или скрытой одаренности к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества психики. А это предполагает обеспечение в процессе обучения и развития таких условий, такой развивающей образовательной среды, которые способствовали бы раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы психики человека.
Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях образовательных учреждений является по-прежнему актуальной проблемой. Но если в работе с одаренными детьми, обучающимися в общеобразовательных учреждениях, педагоги-психологи могут опираться на имеющиеся исследования, разработанные и апробированные программы, то психологи специальных образовательных учреждений находятся в другой ситуации. Их позицию можно обозначить как творческую, поскольку она предполагает поисковую исследовательскую деятельность, направленную на поиск и разработку технологий, программ, методик сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями. Сотрудничество Педагогического института ЮФУ г. Ростова на Дону с дистанционным центром образования инвалидов при школе-интернате № 28 возникло из необходимости решения обозначенной выше проблемы в теоретическом, прикладном и практическом аспектах.
Нами был разработан проект «Одаренность без границ», в рамках которого в настоящее время реализуется программа «Психологическое сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями». Проект разрабатывался с учетом особенностей данного образовательного учреждения, поскольку обучение в нем проходит для многих детей дистанционно. Направления деятельности, виды и формы взаимодействия с субъектами образовательного пространства были разработаны с учетом особенностей дистанционного образования.
В ходе разработки проекта мы объединили три основных направления деятельности психолога – академическое, прикладное и практическое. Подобный подход позволит осуществить научное обоснование психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями, создать психолого-педагогические и коррекционные методики работы с этими детьми, а также разработать программу психологической помощи педагогам и родителям.
Основная цель программы – психологическое обеспечение индивидуальной траектории развития одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями.
разработать теоретическое обоснование психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями;
подготовить программу диагностики (выявления) различных видов одаренности детей с особыми образовательными потребностями;
создать психологическое портфолио каждого одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями;
регулярно проводить индивидуальный мониторинг развития психической сферы каждого ребенка и успешности овладения учебным материалом;
способствовать расширению социальных границ и контактов одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями;
проводить профилактику зависимостей (компьютерной и др.) одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями.
Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач были выделены следующие направления психологического сопровождения одаренных детей:
диагностика одаренных учащихся;
разработка индивидуальных образовательных траекторий для каждого одаренного ребенка;
разработка и внедрение развивающих программ;
консультирование по проблемам одаренных детей (по запросу родителей, детей, педагогов);
кризисная интервенция в режиме онлайн (аналог кризисной телефонной службы);
психологическое просвещение родителей одаренных детей;
содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Особым направлением нашего сотрудничества с центром является разработка форм коррекционной работы с одаренными детьми. Предполагаются следующие виды работ, направленные на:
формирование адекватной Я- концепции и самооценки ребенка;
преодоление страхов, работу с психотравмой и т.д.;
преодоление неуверенности, внутренней скованности, внутреннего напряжения посредством пластического моделирования;
преодоление трудных жизненных ситуаций (техники совместного рассказывания, элементы сказкотерапии, ароматерапия и т.д.).
По отношению к педагогам центра планируется проведение следующих видов работ:
профилактика эмоционального выгорания педагогов и сотрудников школы-интерната (тренинговые занятия);
психологическое просвещение учителей (семинары, дискуссии, мастер-классы и др.);
помощь в разрешении педагогических конфликтов.
Одним из аспектов сотрудничества с центром является сопровождение родителей одаренных детей с особыми образовательными потребностями. Это направление включает работу по запросам родителей, психологическое просвещение родителей. В настоящее время имеется запрос штатных психологов центра, который касается оказания помощи в содействии гармонизации детско-родительских отношений.
Отличительной особенностью данного проекта является активное привлечение студентов психологов (бакалавров, магистрантов), аспирантов кафедры психологии образования Педагогического института ЮФУ г. Ростова-на-Дону, которые, взаимодействуя с детьми-инвалидами, реализуют волонтерский принцип «помощь равного равному».
Таким образом, настоящая программа направлена на психологическое сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями, помощь ребенку в реализации его творческого потенциала, содействие в процессе формирования психологически адекватной и социально-адаптированной личности.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 – ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ р.п. ПЕРВОМАЙСКИЙ»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 19»
МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16»
- Тульская область, Щекинский район, р.п. Первомайский, ул.Л.Толстого, д. 6 Б ,
- Тел.: 6-35-78
- электронная почта — detskisad19@mail.ru
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
_____________________________________________________________
(фамилия, имя ребенка)
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Карта индивидуального развития дошкольника (далее — Карта) предусмотрена для аккумулирования информации о процессе освоения ребенком содержания образовательных программ: образовательной программы дошкольного образования (далее — ОПДО) и дополнительных общеразвивающих программ (далее — ДОП).
Индивидуальная карта развития дошкольника предусмотрена для внесения сведений о ребенке, обучающемся по ОПДО, разработанной в соответствии со следующими документами:
— Конституция РФ, ст.43, 72.
-Конвенция о правах ребёнка (1989 г.).
-Федеральный закон «Об образовании в РФ».
-Федеральный закона “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48, ч.1, п.1
-СанПиН 2.4.1.3049 – 13
-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф
-ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)
Работа с Картой организуется с соблюдением Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152 «О персональных данных».
Карта разработана в целях:
— осуществления мониторинга развития ребенка дошкольного возраста и построения индивидуальной траектории его развития в соответствии с образовательными потребностями и возможностями;
— осуществления преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;
— обеспечения поддержки у родителей позитивного отношения к исполнению своих обязанностей, как участников образовательных отношений в условиях реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение (далее — ОУ), в целях получения специалистами ОУ полной информации о физиологических и интеллектуальных особенностях ребенка, посещавшего дошкольное учреждение, об уровне освоения им ОПДО и сформированности интегративных качеств.
Периодичность заполнения индивидуальной карты развития дошкольника – два раза в год (сентябрь, апрель).
При заполнении индивидуальной карты развития дошкольника используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика.
1 — низкий уровень (Н);
2 – достаточный (средний) уровень (Д);
3 – оптимальный (высокий) уровень (О).
Условные обозначения:
н.г. – начало года
к.г. – конец года
II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Фамилия, имя, ребёнка___________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________
Дата поступления в детский сад ___________________________________________
Дата начала наблюдений_________________________________________________
Дата окончания наблюдений______________________________________________
Состав семьи, ее социальный статус________________________________________
- Мать______________________________________________________________________________
- Отец ______________________________________________________________________________
- __________________________________________________________________________________
- __________________________________________________________________________________
- __________________________________________________________________________________
III. ОБЩИЕ АНТРОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
(заполняется мед.работником) на начало/ конец учебного года
Ранний возраст (1,5-2 лет) | Ранний возраст (2-3 года) | Младший дошкольный возраст (3-4 лет) | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | Старший дошкольный возраст (6-7 лет) | |||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
Рост (см) | ||||||||||||
Вес (кг) | ||||||||||||
Группа здоровья | ||||||||||||
Степень адаптации к условиям ОУ (заполняется в ячейке, соответствующей возрасту поступления в ОУ) | ||||||||||||
Ведущая рука |
Условно: Степени адаптации к условиям ОУ:
1)легкая адаптация: — временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); -аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2)Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3)Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4) Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «не садовский» ребенок.
- ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА
2-ой год жизни | 3-й год жизни | 4-й год жизни | 5-й год жизни | 6-й год жизни | 7-й год жизни | |||||||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | |
Относится к группе часто болеющих детей | ||||||||||||
Преобладающий эмоциональный фон
| ||||||||||||
Адекватность эмоциональных реакций (на замечания, похвалу, конкретную ситуацию)
| ||||||||||||
Способность к контролю эмоций
| ||||||||||||
Агрессивность
| ||||||||||||
Тревожность
| ||||||||||||
Активность
| ||||||||||||
Инициативность
| ||||||||||||
Темп работы
| ||||||||||||
Самостоятельность
| ||||||||||||
Самооценка (может проявляться в чувстве собственного достоинства, самоуважении)
| ||||||||||||
Потребность в общении с окружающими
| ||||||||||||
Контактность
| ||||||||||||
Конфликтность
| ||||||||||||
Положение ребенка в группе сверстников
| ||||||||||||
Умение сотрудничать со взрослыми, способность работать в группе
| ||||||||||||
Получает удовольствие от продуктивных занятий | ||||||||||||
Любознателен |
Рекомендации по развивающему обучению ребенка:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
2-ой год жизни | 3-й год жизни | 4-й год жизни | 5-й год жизни | 6-й год жизни | 7-й год жизни | |||||||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | |
Внимание:
| ||||||||||||
Память:
| ||||||||||||
Мышление:
| ||||||||||||
Восприятие:
| ||||||||||||
Уровень усвоения программы по разным видам деятельности: | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
Рекомендации по развитию ребенка:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТИЖЕ