Индивидуальное развитие ребенка консультация для родителей
Индивидуальная консультация для родителей по проблеме социального и психологического развития
Протокол проведения индивидуальной консультации для родителей.
Тема: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка».
Цель : помочь родителям в преодолении застенчивости и неуверенности их ребенка
Задачи консультирования:
1. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи воспитанника.
Способствовать формированию и родителей желание помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности
Подбор диагностического материала :анкета для родителей,личное наблюдение за ребенком, памятки ( брошюры ) для родителей.
Предварительная работа :наблюдение за ребенком.
1.Описание ребенка. Халикова Изель,6 лет, старшая группа. Уровень физического и интеллектуального развития соответствует возрасту .
-Состав семьи, социальное положение .Семья полная, благополучная, два ребенка в семье. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Мать имеет высшее образование ,работает провизором ,у отца высшее образование работает мастером .
-Основная проблема : застенчивость и неуверенность ребенка.
-Как эта проблема проявляется в поведении ребенка ?
Изель боится отвечать на занятиях ,хотя знает ответ. Когда с ней начинаешь общаться ,она отвечает ,но с ответами ей нужно помогать ,подталкивать ее на общение . Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере.
Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, — доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.
Вопросы для обсуждения:
— Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи дошкольника
— Пути преодоление застенчивости и неуверенности ребёнка дома и в детском саду.
1. Инициатива встречи
Родитель приглашен воспитателем в устной форме;
«Рузиля Варисовна ,мне бы хотелось с Вами встретиться и поговорить о поведении Изель.В последнее время у нее ярко выражается неуверенность в себе .На занятиях отвечает не уверенно ,но правильно .Нам с Вами нужно ей помоч,разобраться в причинах ,почему это происходит»
2.Описание консультации
Ход консультации
Этапы консультирования:
Первый этам. Выяснение проблемы, введение родителя в проблему.
Воспитатель:«Здравствуйте , Рузиля Варисовна.Я рада ,что Вы приняли мое приглашение»
Мама: «Здравствуйте .Я очень обеспокоена поведением Изель ,что делать –не знаю.В последнее время я стала замечать, что Изель стала молчаливой»
Воспитатель: «Мы вместе попытаемся разобраться в возникшей проблеме .Самое важное-это сохранение психологического здоровья Вашего ребенка. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов»
Второй этап.Консультирование.
На сегодняшний день в психологии выделяют две причины застенчивости:
Первая причина — это проявление природной сензитивности (чувствительности), эмоциональности ребёнка. И эта особенность остаётся с человеком на протяжении всей жизни. Важно для таких детей и взрослых — развивать и укреплять уверенность.
Вторая причина застенчивости — это результат реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впоследствии закрепляется.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться — эта задача вполне разрешима, если начать заниматься ей своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого ребенка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Бывает и такое, что осознание своей застенчивости не только не помогает, а, наоборот, мешает её преодолеть. Фиксация внимания на особенностях своего характера и поведения может вызвать ещё большую скованность, усилит неуверенность и страх перед общением. Поэтому важно не просто принять свою особенность, но и научить ребенка себе помогать, себя поддерживать.
Общение с застенчивым ребёнком требует осторожности и деликатности, так как его реакция на вмешательство взрослого может быть неожиданной.
Как помочь застенчивым, нерешительным детям?
Во-первых, выявить причину данного состояния в каждом конкретном случае.
Во-вторых, выработать определенный стиль воспитания, подкрепляющий уверенность ребенка в себе и своих силах.
В-третьих, помочь ребенку овладеть навыками общения.
Осторожность — одно из характерных проявлений чувствительных и тревожных людей. Осторожные дети не рискуют, стараются не попадать в опасные и неприятные ситуации — они так о себе заботятся. Но часто они осторожничают даже тогда, когда вокруг всё знакомо и безопасно. Например, не поднимают руку на уроке, даже когда знают, что нужно сказать и находятся среди знакомых ребят; не могут самостоятельно купить продукты, хотя в этом магазине были много раз и т.д.
Для таких детей необходимы родительская поддержка, уверенность в их силах и возможностях, закрепление малейших самостоятельных шагов.
В психологических детских центрах разработаны программы для детей, отличающихся застенчивостью, скованностью, нерешительностью и испытывающих сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Предлагаемые системы занятий помогают ребенку освоить навыки уверенного поведения, соответствующего характеру и темпераменту ребенка. Материалом занятий служат игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков, повышению доверия к другим людям, а также выработке навыков совместной деятельности и раскрытию творческих возможностей ребёнка.
Проводятся совместные детско-родительские и родительские информационные встречи, индивидуальные консультации. Консультации помогут родителям понять причины поведения ребенка и выработать стратегию и тактику для дальнейшего воспитания, которое будет поощрять укрепление уверенности ребенка в себе и уменьшит его тревожность.
Застенчивые дети обычно медлительны
Причинами медлительности могут быть личностные особенности ребёнка (его темперамент, как природная характеристика), а могут быть особенности формирования стволовых структур головного мозга в период беременности, родов и первого года жизни. Именно в раннем возрасте формируется база и закладываются особенности поведения Вашего малыша.
Специалисты нейропсихологии помогут Вам разобраться в истинных причинах медлительности, выработать стратегию и тактику дальнейшего воспитания и усвоения образовательных программ.
Что делать?
Главное — помнить, что:
Торопить, подгонять, упрекать ребёнка — это верный способ сформировать ещё большую медлительность. В результате Вы получите вдвойне заторможенного ребёнка.
Поддерживайте ребёнка, особенно в освоении нового, в период адаптации. Ведь таким детям нужно чуть больше времени, вашего понимания и внимания. Это способствует формированию уверенности, открытости и более смелым проявлениям ребёнка.
Обязательно проконсультируйтесь у нейропсихолога (лучше до школы или в начальной школе) и по возможности пройдите нейрокоррекционный курс или психологическую детско-родительскую программу.
Третий этап.Рекомендации
- Хвалите ребёнка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
- Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.
- Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение.
- Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолению неуверенности в себе.
- Говорите со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
- Не мешайте своему ребёнку ошибаться , не подменяйте его жизненный опыт своим.
- Не вселяйте в своего ребёнка боязнь по отношению к себе.
- Спрашивайте своего ребёнка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
- Радуйтесь его победам над собой.
- Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!
Источник
Если ниже в перечне НЕТ НУЖНОЙ ВАМ КОНСУЛЬТАЦИИ, Вы можете её заказать индивидуально, для этого пишите в личку https://vk.com/id115215688 с пометкой «НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ… (и укажите, какая именно)».
94. Правила поведения при общении с животными.
95. Спортивные секции для детей
96. Задержка речевого развития
97. Детское автокресло
98. Музыкотерапия
99. Ум на кончиках пальцев
100. Развиваем творчество
101. Учим ребенка управляться с ножницами
102. Роль игрушки в жизни малышей
103. Проблемы личностного развития у детей
104. Ротавирусная инфекция: профилактика, симптомы, лечение, возможные осложнения
105. Использование дидактических игры в экологическом воспитании дошкольников
106. Почему дети не читают? И как заинтересовать ребенка чтением?
107. Обидчивый ребенок
108. Игры и задания для развития мелкой моторики
109. Игры для гиперактивных детей
110. Агрессивный ребёнок
111. Звуковая культура речи. Упражнение на развитие фонематического слуха
112. Экологическое воспитание дошкольников
113. Игры, которые лечат
114. Не делайте работу за ребенка или как воспитать помощника
115. Зачем логопед задает домашнее задание?
116. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
117. Как превратить чтение в удовольствие
118. Развитие речи: игры в кругу семьи
119. Что рисует ваш ребенок
120. Бабушки и дедушки
121. Роль отца в воспитании ребенка
122. «Живые витамины»
123. Дети и театр
124. Когда ребенок ябедничает
125. Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
126. Роль бабушек в воспитании детей
127. Одежда для прогулок
128. Игры для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
129. Прогулка зимой
130. Подвижные игры для детей весной — веселые старты
131. Как ухаживать за молочными зубами
132. Новый взгляд на родительские собрания
133. Советы учителя логопеда родителям
134. Поём вместе с мамой
135. «Первый раз в детский сад»
136. Как подготовить замкнутого, медлительного, агрессивного и т.д. ребенка к детскому саду?
137. Тест «Рисунок семьи»
138. Личная гигиена дошкольника
139. Развиваем мелкую моторику
140. Развиваем речь с помощью скороговорок
141. Как научить ребенка ездить на велосипеде
142. Правила поведения на железной дороге
143. Четыре заповеди умного родителя.
144. Первая помощь при детских травмах
145. Скоро в школу
146. Игры на кухне
147. Готовность к школе
148. Математика вокруг нас
149. Маленький разбойник
150. Развитие речи детей 3-4 лет
151. Летние игры с водой
152. Мама-терапия
153. В дом входит доброта
154. Как подготовить замкнутого, медлительного, агрессивного и т.д. ребенка к детскому саду?
155. Физическое воспитание
156. Логоритмика. Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях
157. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
158. Если ваш ребенок попал в больницу
159. Советы психолога для родителей
160. Родительский дневничок
161. Как избавить ребенка от страхов
162. Дети и компьютер
163. Экологическое воспитание детей
164. Роль книги в развитии ребёнка
165. Какие игрушки необходимы детям
166. Учите детей общаться
167. Здоровый образ жизни ваших детей
168. Покорми птиц зимой
169. Детские манипуляции
170. Детские вопросы и как на них отвечать
171. Дети и театр
172. Приучаем ребенка к порядку
173. Как ухаживать за молочными зубами
174. Как научить ребенка вырезать ножницами
175. Дорожная Азбука
176. Ребенок на улице. Советы и рекомендации для родителей
177. Здоровье ребенка.
178. Ошибки, которые совершать нельзя
179. Готовимся к школе. Игры, развивающие речь
180. Памятка для родителей, чьим детям от трех до четырех лет
181. Воспитание усидчивости
182. Как одеть ребенка летом
183. Общение с ребенком, совмещаем работу по дому
184. Правила поведения для детей и взрослых
185. Культура общения и поведения
186. Готовим будущего первоклассника
187. Тематические консультации для родителей
188. Капризы и упрямство
189. Если вы хотите чтобы ваш ребенок говорил красиво
283. НОВЫЙ ГОД В КРУГУ СЕМЬИ
4. Какие игрушки необходимы детям
5. Роль книги в развитии ребёнка
6. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
7. ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
10. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА. Каким цветом рисует ваш ребёнок?
11. БЕРЕЖЕМ ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА
12. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЦИФР?
13. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАБОТИТЬСЯ О ЗУБАХ
14. Какие сказки лучше читать на ночь?
Источник
Малькова Наталья Николаевна
Консультация для родителей «Индивидуальный подход к ребенку»
Все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаюся в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.
Так, у подвижных, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.
Воздействия взрослого формируют у ребенка умение сознательно оценивать свои поступки с точки зрения их нравственности. Если отец готовит ужин,то он может сказать сыну: «Ты хочешь мне помочь? Мне очень нужна твоя помощь». Когда ребенок согласится, можно объяснить,для чего нужна его помощь: «Мама немного болеет. Она очень грустная сегодня. Давай сделаем ей приятное — приготовим что-нибудь!» Сын с большим желанием включается в работу. Ему поручено занятие довольно однообразное— чистить вареный картофель. Он быстро охладевает к поручению и начинает отвлекаться или говорить, что хочет пойти играть. Постарайтесь удержать его, обратившись к опыту ребенка: «Вспомни, когда ты болеешь, я и мама стараемся обрадовать тебя. Мама готовит тебе твои любимые блюда. Тебе приятно бывает?»Сын вспоминает: «Мне мама готовила очень вкусные блинчики с мясом, когда я болел. Я их очень люблю». Обратитесь к нему, как к взрослому, попробуйте вместе с ним вспомнить, что мама любит и что можно быстро приготовить. Может быть, это окажется салат, а картофель для него чистит ребенок. «Заканчивай скорее, мама ждет»,— поторапливает сына отец. Но ребенка больше привлекает игра, и он не хочет доводить начатое дело до конца. В этом случае не бойтесь показать ему свое неудовольствие или обиду. Это не должно выражаться в виде нотаций, долгого выговора.Достаточно сказать: «Если хочешь, то можешь идти играть, но ты меня обидел. Ты поступаешь сейчас очень не по-мужски».
Если сын все сделал вместе с отцом, то наградой ему будет удовольствие от работы, от дела, доведенного до конца. Да и улыбка мамы, ее благодарность тоже ему запомнятся. Если же работа закончилась без участия сына, то во время ужина достаточно косвенной оценки (мама поблагодарит папу за внимание).
Такая неоценка работы ребенка для него особенно действенная. В следующий раз в подобной ситуации ваш сын постарается вести себя по-другому.
Подобные воздействия взрослых воспитывают у дошкольника способность к волевой регуляции, устойчивое нравственное поведение в повседневной жизни.
В воспитании детей другого типа — возбудимых, неуравновешенных — родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.
Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучше разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему — ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера.
Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть в игру «Называем все вокруг» с условием, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.
В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.
С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании, или напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.
Важно развивать у детей воображение, сообразительность. Рассказывая сказку, можно на каком-то месте ее прервать, а ребенку предложить продолжить. На прогулке ребенок рассказывает о лесе. Вернувшись с прогулки, он может вспомнить, какую птицу видел в лесу и т. д.
Научите ребенкавыражать свои чувства: пожалеть, порадоваться за другого, предложить свою помощь. Для этого обращается внимание на эмоциональные проявления взрослых в семье, персонажей книг и телевизионных фильмов. Ребенок должен уметь вовремя предложить свою помощь. Напомните ему, как это делает папа. Подобные навыки общения облегчат ему вхождение в новый коллектив сверстников, сформируют в нем общительность и доброту.
В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему.
Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.
У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей — им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре «Разведчики», Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои.Одобрите его действие: «Ты молодец, не испугался, ты смелый». Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так;что вы не станете его ругать и говорить: «Вот всегда у тебя так». Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.
Источник