Индивидуальная работа с ребенком по развитию движений
Ольга Романова
Особенности индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста по развитию движений
Каждый человек индивидуален, имеет свои особенности психофизического развития, телосложения и нервной системы. В процессе наблюдения за дошкольником педагог определяет задачи, методы, средства и содержание индивидуальной работы по развитию движений.
Несомненно, наблюдению отводится важная роль в индивидуальной работе с дошкольниками, поскольку педагог получает данные о подвижности нервных процессов, их силы и уравновешенности. Педагог должен фиксировать способность детей к определенным движениям, их склонности, чтобы составить индивидуальную программу развития ребёнка, воспитания его психофизических способностей и качеств.
Огромную роль при развитии всесторонне гармоничной личности играет правильное и своевременное организованное индивидуальное физическое воспитание, направленное на совершенствование и развитие движений.
Совершенствование и развитие движений у детей дошкольного возрастапроисходит посредством двух направлений:
1) приобретение умений и навыков, способствующих самостоятельной деятельности, труду, игре;
2) специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на физическое развитие и оздоровление.
К основным видам движений относятся бег, лазанье, метание, прыжки, ходьба. Чтобы овладеть более сложными движениями, большой запас двигательных навыков и умений позволяет лучше осваивать новые движения.
Педагог подбирает такие игры, которые направлены на совершенствование движений, также ему следует знать не только технику движений, но и уметь их показывать. Многообразие физических упражнений направлено на совершенствование и развитие силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости дошкольников.
К основным показателям психофизического развития детей дошкольного возраста относятся: воля, длительность и характер работоспособности, личное отношение к обучению, наличие познавательных интересов, степень самостоятельности и активности, уровень знаний.
Дошкольников целесообразно разделять на две подгруппы для эффективной реализации индивидуального подхода в развитии движений. К первой, основной, группе относятся дети, которые не имеет каких-либо ограничений и противопоказаний для занятий. Во вторую группу входят дети, имеющие ограничения временного характера в интенсивности и величине объёма физической нагрузки.
В работе с детьми важно ставить новые задачи, усложнять правила, поощрять проявление дошкольниками самостоятельности, сохранять у них первоначальный интерес к упражнениям и, конечно же, обогащать упражнения новыми двигательными заданиями.
Следует заметить, что при физическом развитии осуществляется развитие и когнитивных способностей. Это реализуется в процессе показа дошкольнику движения, которое он усваивает и выполняет.
Индивидуальная работа по развитию движений организуется в утренние и вечерние часы, а также во время прогулок.
Прогулка является подходящим временем для организации индивидуальной работы с одним ребенком или с подгруппой дошкольников.
Упражнения и игры на прогулке направлены на закрепление основных видов движений. В процессе подбора упражнений и игр педагог учитывает разнообразие основных видов движений.
Реализация индивидуального подхода на прогулке с детьми предполагает то, что педагог учитывает уровень двигательной активности, подготовленности, состояния здоровья дошкольников.
Ценность индивидуального подхода заключается в том, что он позволяет обратить внимание каждого ребёнка на качество движения. Задача педагога помочь ребёнку увидеть недостатки и, если это необходимо, то направить его.
Следовательно, регулярная индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствует улучшению развития движений.
Источник
День недели
Время проведения
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
понедельник
1 прогулка
Игровое задание: «Пройди по мостику».
Цель: упражнять в равновесии.
Игровое задание: «Кто дальше?».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах до определенного места.
Игровое задание: Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Цель: развивать координацию движений.
Игровые упражнения со скакалкой.
Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.
2 прогулка
Игровое задание: Продолжительный бег в медленном темпе.
Цель: развивать ловкость, выносливость, вырабатывать правильное дыхание.
Игровое задание: «Попади в обруч».
Цель: упражнять в метании в цель.
Игровое задание: «Не сбей флажок».
Цели:
- продолжать ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их;
- развивать внимание и наблюдательность.
Развитие движений.
Цели:
- совершенствовать приемы метания предметов в горизонтальную цель;
- развивать глазомер, координацию движений, ловкость;
- формировать позитивное отношение к физическим упражнениям.
вторник
1 прогулка
Упражнение с мячом.
Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.
Игровое задание:
Улучшение техники бега (легкость, быстрота, сгибание ног в коленях).
Цель: развивать координацию движений.
Упражнение на развитие равновесия.
Цель: учить сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно.
2 прогулка
Игровое задание: «Попади в обруч».
Цели:
- упражнять в умении действовать по сигналу;
закреплять умение метать предметы в цель.
Игровое задание: Прыжки в длину с места.
Цели:
- упражнять в прыжках, отталкиваясь двумя ногами;
- совершенствовать координацию движений.
Игровое задание: Выполнение упражнений на сохранение равновесия.
Цель: воспитывать выносливость.
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность
среда
1 прогулка
Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).
Цель: развивать двигательную активность.
Ходьба по бревну.
Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, соблюдая равновесие.
Упражнение с мячом.
Цель: упражнять в ловле и броске мяча.
Перестраивание в колонну по двое.
Цель: способствовать выработке хорошей осанки.
2 прогулка
Игровое задание: Прыжки на одной ноге.
Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.
Развитие движений.
Цели: закреплять умение бегать на скорость;
Игровое задание: «Сбей кеглю». Цели:
учить бросать мяч в цель;
развивать меткость, внимание.
Упражнение на развитие равновесия.
Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.
четверг
1 прогулка
Игровое задание: «Перейти речку».
Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.
Развитие движений.
Цель: улучшать технику прыжков (во всех видах).
Игровое задание: «Попади в цель».
Цель: развивать глазомер и силу броска.
Лазанье. Цели:
- развивать координацию движений;
- воспитывать смелость, решительность.
2 прогулка
Развитие движений.
Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия
Игровое задание: «Найди предмет».
Цели:
- закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;
- находить предмет по описанию.
Развитие движений.
Цели:
- продолжать отработку техники прыжка в длину с места;
- использовать зрительные ориентиры.
Отработка прыжков на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.
Цель: улучшать координацию движений.
пятница
1 прогулка
Прыжки в длину.
Цели:
упражнять в прыжках в длину;
учить отталкиваться двумя ногами.
Игровое задание: «Донеси мешочек корма».
Цель: упражнять в соблюдении равновесия.
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.
Развитие движений.
Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.
2 прогулка
Развитие движений.
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
Развитие движений.
Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.
Игровое задание: «Кольцеброс».
Цель: развивать меткость.
Игровое задание: «Пройди осторожно».
Цель: учить ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их.
Источник
Фофонова Инна
Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и является приоритетной.
В пункте 2.6. ФГОС говориться, что физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Известно, что каждый ребенок неповторим он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития. Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим.
Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста направлена на обучение отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.
Индивидуальную работу проводят, начиная с младшей группы, в форме игры и игровых упражнений.
Главное правило «Вместе с детьми!», педагог показывает и объясняет упражнения, дает предварительную ориентировку в действиях, активизирует сознательное и творческое отношение к физкультурным упражнениям.
Условно индивидуальную работу по физическомувоспитанию можно разделить на две группы: первая группа — «Индивидуальная работа по результатам диагностики на развитие физических качеств», вторая группа «Индивидуальная работа по итогам непрерывной непосредственной образовательной деятельности в физкультурном зале».
Индивидуальная работа по результатам диагностики.
В соответствие с ФГОС пункта, 3.2.3. При реализации «Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей». Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга)могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
.Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возрастапроводится два раза в год: в начале и в конце учебного года. В соответствии с программой Н. М. Крыловой «Детский сад- Дом радости». Результаты диагностики заносятся в протокол, по четырех бальной системе, где наглядно видно, какой из физических качеств, трудно дается ребенку. На таких детей составляется карта индивидуального маршрута развития физических качеств. В карту заносятся фамилия и имя ребенка, возраст, группа здоровья, результаты диагностики, по каждому из физических качеств и соответствующие игры и упражнения. Результаты диагностики только для воспитателя и родителя конкретного ребенка, фамилии не оглашаются, сравнение с успехами друг детей не производится
Индивидуальная работа по результатам диагностики проводится один раз в неделю, на свежем воздухе со всеми возрастными группами. Выполнять физкультурные упражнения можно, как с одним ребенком, так и объединяя их в небольшие группы, организуя игры разной подвижности. В данной работе необходимо использовать наглядные ориентиры (цветные колпачки, деревья, цветы); для детей младшего дошкольного возраста игрушки (зайчики, мишки). Спортивное оборудование (мячи, кегли, набивные мешочки) на каждого ребенка.
Индивидуальная работа по результатам НОД
Проводится во время проведения утренней гимнастики, НОД, физкультурных досугов. И здесь, конечно же, главным помощником выступает воспитатель. Например, в подвижной игре, соблюдая правила, ребенок, пойманный, «ловишкой» выбывает из игры, ему предлагается выполнить одно из общеразвивающих упражнений, основных видов движения. Это помогает сохранить двигательную активность ребенка, а воспитателю помочь ребенку выполнить упражнение правильно, уделяя ему необходимое количество времени.
Проводя индивидуальную работу детьми, и в соответствие с ФГОС мы планируем привлечение родителей, например, организовав физкультурный кружок для детей младшего возраста «А мы с мамочкой вдвоем!», для детей старшего возраста «Крошка Ру», где родители, занимаясь со своим ребенком в паре, помогают освоить ему, необходимые виды движения. Такого рода совместные занятия не только прививают любовь к физическим упражнениям, но и объединяют семью. Ведь не секрет, что каждый ребенок хочет быть похожим на родителей!
Индивидуальный маршрут развития физических качеств
Фамилия Имя ребенка: Иванов Ваня
Возраст: 6-7 лет
Группа здоровья: 1
№ Уровень развития
психофизических качеств Начало года Конец года
1 Быстрота
Бег на 30 м со старта (сек)
2 Скоростно-силовые качества
Прыжок в длину с места (см)
Прыжок в высоту с места (см) — —
Метание мешочка левой рукой (м)
Метание мешочка правой рукой (м)
3 Выносливость
Скорость бега на 150 м (сек)
4 Гибкость
Наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (см) 1 2
5 Ловкость
Бега на 10 м между предметами (сек) 1 2
6 Статическое равновесие
Удержание равновесия, стоя на одной ноге (сек)
7 Ходьба
8 Лазание
План индивидуальной работы на год
Физические качества упражнения Подвижные игры
1. Выносливость Прыжки на месте в чередовании с ходьбой; Приседания; Спортивная ходьба «Ловишки»
«Слушай сигнал»
2. Гибкость
Наклоны вперед, касаясь руками пола; отставление правой (левой ноги в сторону на носок) из исходного положения, стоя на коленях Игровые упражнения
«Дотянись до мяча»
«Сажаем репку»
3. Быстрота Бег в прямом направление;
Бег с увертками, врассыпную «Бегите ко мне»
«Самолеты»
4. Ловкость Бег и ходьба между колпачками, мячами; бег в чередовании с ходьбой «Пройди не задень»
«Самый ловкий»
5. Статистическое равновесие Стойка на одной ноге, руки на пояс «Ласточка»
6. Скоростно-силовые качества Махи правой, левой рукой;
Метания мешочка вдаль;
Приседания «Попади в обруч»
«Зайцы и волк»
7. Ходьба Ходьба на месте, ходьба между предметами, ходьба правым и левым боком «Слушай задание»
«По дорожке наши ножки»
8. Лазание Лазание по гимн, стенке; вис на канате, ходьба на руках Перетягивание каната,
«Пожарные на учениях»
Прирост физических качествребенка произошел за счет: 100(v2-v1) 12(v1+v2) 100(2-1)=16 12(1+2) прирост физических качеств произошел эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений
Темпы
прироста % оценка За счет чего достигнут результат
До 8 неудовлетворительно за счет естественного роста
8-10 удовлетворительно за счет естественного роста и естественной двигательной активности
10 до 15 хорошо за счет естественного роста целенаправленной системы воспитания
свыше 15 отлично за счет эффективного использования сил природы и физических упражнений
Источник
организация предметно-пространствен-
ной развивающей образова-
тельной среды
Понедель-
ник
«Развитие движений»
Цель: Совершенствовать навыки лазания по гимнастической лестнице
«Страна спорта».
Цель: Закреплять умения энергично отталкиваться двумя ногами и мягко приземляться на носки, при выполнении прыжков на двух ногах с продвижением вперед
Индивиду-
альная работа.
«Цапля».
Цель:
— выполнение упражнений на сохранение равновесия.
— развивать координацию движений.
«Развитие движений».
Цель: Совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся на двух ногах, стоя к ней лицом и боком)
«По дорожке на одной ножке».
Цель: Закреплять умение прыгать на одной ноге
«Кто дальше».
Цель: Совершенствование навыки метания предметов вдаль
Индивиду-
альная работа.
«Коснись мяча».
Цель: Закреплять умения бросать и ловить мяч
«Кто дальше?»
Цель: Совершенствовать технику прыжка (сильный толчок, энергичный взмах рук)
2 мяча
«Развитие движений».
Цель: Закреплять умение бросать мяч в цель
«Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги».
Цель: Развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности
«Мяч об пол».
Цель: Учить ловить отскаки-вающий от пола мяч
«Спортивное упражнение-катание на самокате».
Цель: Закрепить умение отталкиваться как правой, так и левой ногой. Катиться поставив обе ноги на платформу
«Упражнение с воланом».
Цель: Учить перебрасывать волан из правой руки в левую и обратно не роняя
«Катание на самокате».
Цель: Учить детей двигаться по определенному направлению, соблюдая дистанцию
«Развитие движений».
Цель: Улучшать технику движений (ходьба приставным шагом)
«Катание на велосипеде».
— ехать по прямой;
— ехать по извилистой дорожке.
Цель: Развивать двигательную активность
2 самоката;
2 велосипеда
«Лови-бросай».
Цель:
— учить ловить мяч, прижимая его к груди;
— бросать точно воспитателю двумя руками
«Игровые упражнения с короткой скакалкой».
Цель: Учить прыгать через скакалку, вращая её вперед и назад
«Не опоздай».
Цель: Учить ползать под скамейкой любым способом (прямо, боком)
«Развитие движений».
Цель: Закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь-вместе; одна рука вперед-другая назад)
Источник