Индивидуальная работа с ребенком 7 лет по развитию мелкой моторики

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №112 с углубленным изучением информатики»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
«Послушные пальчики»
Составитель: Смирнова Елена Михайловна,
учитель начальных классов
2011 год
Пояснительная записка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма.
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Актуальность данной программы «Послушные пальчики»:
Преемственность дошкольного и школьного образования.
Цели:
- Необходимо выровнять возможности первоклассников.
Задачи:
• выявление и развитие у учеников творческих способностей;
• развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;
• развитие у учеников коммуникативных способностей и социальных навыков;
• сохранение и укрепление здоровья ребёнка;
• обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи;
Способ реализации:
- Создание атмосферы комфортности, в которой заинтересованность ребенка будет достигаться за счет динамики и смены различных видов деятельности.
- Приоритетным в содержании обучения младших школьников будет являться индивидуальный подход, а также личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком.
- Занятия будут построены таким образом, чтобы оптимально сочетать занятия в игровой форме и отдых.
План работы
программы развития мелкой моторики ведущей руки детей 6-7 лет
«Послушные пальчики»
Сроки проведения –66 часов
Время занятий – 2 урока по 30 минут.
Программа интегрирована с технологией и ИЗО.
Организация образовательного процесса базируется на следующих принципах:
1. Личностно ориентированные принципы:
· Принцип адаптивности;
· Принцип развития;
· Принцип психологической комфортности
2. Культурно ориентировочные принципы:
· Принцип целостности содержания образования;
· Принцип смыслового отношения к миру;
· Принцип систематичности;
3. Деятельностно-ориентированные принципы
· Принцип обучения деятельности;
· Принцип опоры на предшествующее развитие;
Особенностью программы является:
1. развитие основных психологических функций детей (память, мышление, внимание, речь);
2. развитие познавательных навыков, необходимых первокласснику;
3. развитие мелкой моторики ведущей руки;
4. развитие координации движения и чувства ритма;
5. эстетическое развитие;
6. развитие коммуникативных навыков;
Ожидаемые результаты ориентированы на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
Содержание программы «Послушные пальчики»
№ п.п. | Дата | Тема занятия |
Вводное занятие | ||
Вводное занятие по обследованию состояния осязания и мелкой моторики рук. | ||
Обучение самомассажу рук | ||
Самомассаж кистей рук. | ||
Работа с природным материалом. «Осенний букет» из крылаток и семян тыквы. | ||
Обучение самомассажу кистей рук, способствующему снятию напряжения. | ||
Обучение самомассажу кистей рук, способствующему укреплению мышц рук. | ||
Обучение самомассажу кистей рук, способствующему снятию моторной напряжённости. | ||
Упражнения для развития силы пальцев рук. Работа с эспандером. | ||
Изготовление куклы из пластмассовой бутыли. | ||
Игры-шнуровки | ||
Готовим руку к письму. Игры-шнуровки. | ||
Готовим руку к письму. Игры-шнуровки. | ||
Пальчиковый игротренинг | ||
Пальчиковый игротренинг. «Письмо на ладони», «Встречные колечки» | ||
Пальчиковый игротренинг. «Ладонь-кулак», «Перекаты» | ||
Мозаичная аппликация «Листопад». | ||
Рисование разными способами | ||
Рисование красками различными способами (кисть). | ||
Рисование красками различными способами (пальцы). | ||
Рисование разных фигур по манной крупе. | ||
Работа с пластилином | ||
Работа с пластилином. Фрукты. | ||
Работа с пластилином. Овощи. | ||
Работа с пластилином. Ягоды. | ||
Рисование по точкам | ||
Рисование по точкам. «Кенгуру». | ||
Рисование по точкам. «Жираф». | ||
Рисование по точкам. «Собака». | ||
Рисование по фигурным линейкам. | ||
Штриховка в заданном направлении | ||
Штриховка в заданном направлении. Вверх-вниз. | ||
Штриховка в заданном направлении. Вправо-влево. | ||
Штриховка в заданном направлении. Петли. | ||
Дорисовка предметов | ||
Дорисовка предметов с использованием опорной аппликации. | ||
Дорисовка предметов с использованием опорной аппликации. | ||
Работ с электронной мозаикой | ||
Работа с мозаикой «Учимся с Логошей». | ||
Работа с мозаикой «Учимся с Логошей». | ||
Работа с мозаикой «Учимся с Логошей». | ||
Аппликации | ||
Наклеивание заготовок в свободном порядке «Снегопад». | ||
Вырезание снежинок из бумаги. | ||
Аппликация «Снеговик» из шариков ваты . | ||
Оригами | ||
Линии. Оригами. «Кораблик». | ||
Линии. Оригами. «Корзинка». | ||
Линии. Оригами. «Кукла». | ||
Линии. Оригами. «Лягушка». | ||
Конструирование из геометрических фигур | ||
Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Домашние животные. | ||
Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Дикие животные. | ||
Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Птицы. | ||
Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Насекомые. | ||
Работа с иглой и ниткой | ||
Работа с иглой и ниткой. Шитье и вышивание по проколу. | ||
Изонить. «Грибок». | ||
Изонить. «Мячик». | ||
Работа с пуговицами. Нанизывание пуговиц на шнурок. | ||
Аппликация | ||
Аппликация из цветной бумаги «Весенний цветок». | ||
Логические задачи | ||
Задачи со спичками. | ||
Задачи со спичками. | ||
Работа с кубиками | ||
Работа с кубиками. | ||
Работа со шнуровкой | ||
Выкладывание и наклеивание шнура по контурному изображению предмета. | ||
Наклеивание шнура по контурному изображению предмета. | ||
Аппликация | ||
Узнавание изображений, выполненных способом аппликации. | ||
Выполнение аппликации из геометрических фигур. | ||
Лепка | ||
Лепка с использованием природного материала. | ||
Лепка с использованием природного материала. | ||
Работа с пластилином | ||
Лепка фигурки зайца из нескольких частей. | ||
Заполнение пластилином изображения, используя заготовки. | ||
Работа с бумагой | ||
Изготовление лодочки путем складывания. | ||
Изготовление трехмачтового кораблика. | ||
Объёмное моделирование из спичечных коробков | ||
Изготовление автомобиля. | ||
Изготовление макета дома. | ||
Нанизывание бус | ||
Нанизывание бус из бисера. | ||
Нанизывание бус из семян. | ||
Плетение | ||
Плетение косичек из ниток. | ||
Аппликация | ||
Итоговое занятие. Творческая работа. Панно «Лето». |
Литература
- Богатеева З.А. Чудесные поделки бумаги: Кн. для воспитателя детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1992.
- Гуляева В., Геронимус Т., Волшебная паутинка. Самоделки. СПб.: Интербук, 1991.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991.
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. — С.-П.: , Детство-Пресс, 2004.
- Игнатьева С.А. Играем и пишем. Серия «Дошколенок». Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 32 с.
- Игры-шнуровки Марии Монессори.
https://www.karapuziki.kz/shnurovki/shnurovki_01.html
- Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.: ТЦ Сфера,2002.
- Ковалько В.И. Школа физминуток (1-4 классы): Практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007.
- Пальчиковый игротренинг https://igra.line.ru https://homes.line.ru/igra
- Развитие навыков мелкой моторики https://sunchildren.narod.ru/finemotorskills1.html
- Система работы по развитию мелкой моторики. https://rassvet.edu.yar.ru/work1/system.html
- Соколова Е.И. Готовимся к школе: Развиваем моторику руки.
- Сборник игр и заданий для развития мелкой моторики. https://www.7ya.ru/article/Sbornik-igr-i-zadanij-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-Chast-I
- Умные игра для умных детей https://www.logozavr.ru/8/
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Щеблыкин И.К.и др. Аппликационные работы в начальных классах: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1990.
- Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей», 2009.
Источник
Что значит развивать мелкую моторику?
Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.
Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:
- упражнения с мелкими предметами;
- графические задания;
- пальчиковые игры.
В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.
Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет.
Графические задания
Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.
Контуры
На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.
Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.
Дождик
На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий.
Волны
Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде. Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые).
Рыбка
Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.
Узорная штриховка
На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.
Дорисуй рисунок
Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:
- дорисуй клетку тигренку;
- дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
- дорисуй бабочку и т.д.
Соедини точки
Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.
Развивай глазомер
В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.
- помоги зайчику попрыгать по кочкам;
- попади мячом в корзину;
- помоги восстановить волейбольную сетку;
- порази цель в тире.
- Рисуй с нажимом
- В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
- заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
- заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
- заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.
Повторение рисунка по клеточкам
Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.
Графические диктанты
На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета. Читайте подробнее о том, Как проводить графические диктанты в детском саду.
Игры с предметами
Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после 5 лет такие занятия просто необходимы.
Игры с песком и сыпучими веществами
Детям можно предлагать такие задания:
- пересыпать песок из одной емкости в другую;
- отсыпать песок мерной ложкой;
- просевать песок через сито;
- рисование пальцами по песку;
- лепка из мокрого песка;
- поиск в песке зарытых мелких предметов.
Самое захватывающее занятие из этой серии — создание поделки из цветной соли.
Игры с крупами и семенами
Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.
В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.
Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.
Игры с пуговицами
Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.
взять на векторе
Очень интересное задание — заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету.
Игры с веревочками
Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.
Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.
Много игр связано со шнуровкой. Такие задания часто можно встретить на страничках развивающих книг из фетра.
Игры с бумагой
Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания:
- сминание и разглаживание листа бумаги;
- складывание оригами.
Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая их в воздух. После активной фазы игры нужно попросить малышей помочь собрать все обрывки, что тоже очень полезно для развития мелкой моторики. Эти кусочки можно использовать для рваной аппликации. В ходе такой игры предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (от газет до картона).
Игры с прищепками
В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания:
- приделать ежу иголки;
- добавить лучики солнышку;
- сделать прическу мальчику.
Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок:
- посчитать примеры;
- прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок;
- указать нужную букву.
Игры со спичками
Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания:
- перекладывание со стопки в стопку;
- выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована на картинке;
- складывание в коробочку.
Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней. Можно вместо спичек использовать ватные палочки.
Упражнения с мячом
Очень полезно делать самомассаж ладоней. Для этого нужно зажать между ладонями массажный мячик (грецкий орех, мячик для тенниса) и выполнять различные задания:
- поступательные движения ладонями вперед – назад;
- круговые движения ладонями;
- сжимание – разжимание мяча в ладони;
- перекладывание из одной руки в другую;
- зажимание мячика двумя пальцами (поочередно менять пальцы);
- катание мячика по столу, придерживая его одним пальцем;
- прохождение мячиком по лабиринту, подталкивая его пальцем;
- продвижение мячика по нарисованной на столе спирали.
Похожие упражнения можно выполнять, перекатывая между ладонями шестигранный карандаш.
Кроме перечисленных игр организуйте с детьми:
- театр теней с показом фигурок героев руками;
- пальчиковый театр;
- игры с мозаикой;
- игры с мелким конструктором;
- собирание паззлов;
- закручивание крышечек;
- игры со скрепками;
- выкладывание дорожек или узоров из камушков;
- задания с резиночками.
Предлагайте малышам чистить пальцами яйца, сваренные в кожуре овощи, мандарины. Будет полезным даже обычное перелистывание страниц в книге. Также для развития мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет рекомендуется воспользоваться картотекой пальчиковых игр.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Источник