Индивидуальная работа с детьми по математическому развитию ребенка

Наталья Козлова
Перспективный план индивидуальной работы по математике

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

индивидуальной работы по ФЭМП

Цель: развивать интерес к математическому развитию, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

месяц содержание

Сентябрь Обследование детей. Выявить уровень знаний детей по математическому развитию.

Закрепить умение считать и отсчитывать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечая на вопрос «сколько», «который».

Формировать умение сравнивать числа в пределах 10 получать равенства и неравенства, понимать отношения рядом стоящих чисел.

Сравнивать до 10 предметов разной величины, размещать их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, ширины, высоты; понимать соотношения между ними.

Закрепить знания о последовательности дней недели.

Совершенствовать умение работать с трафаретной линейкой, умение выполнять штриховки разного вида

Октябрь Различать форму предметов: круглую, прямоугольную, квадратную, треугольную, четырехугольную.

Д/и «Чудесный мешочек».

Упражнять в умении выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе и другим предметам.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Знать последовательность времен года, называть текущий месяц.

Совершенствовать прямой и обратный счет.

Совершенствовать умение в обведение предметов по контуру и их штриховке.

Расширить знания о круге, не сравнивая его с овалом.

Совершенствовать умения называть геометрические фигуры развивать память, активизировать речь.

Ноябрь Упражнять в умении называть предыдущее и последующее число к названному, определять пропущенное число

Закрепить понимание отношений между смежными числами. Д/и «Назови соседей»

Формировать умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на один в пределах 10.

Совершенствовать умение детей в штриховке.

Знать последовательность осенних месяцев, называть текущий месяц.

Совершенствовать умение работать по точкам.

Разгадывание кроссворда «Осень»

Декабрь Закрепить представление детей о том, что число предметов не зависит от их размера и формы расположения.

Закрепить представление детей о том, что число предметов не зависит от расположения между ними.

Закрепить основное правило счета, считать предметы можно в любом направлении, но нельзя пропустить ни один предмет и ни один предмет не считать дважды.

Совершенствовать работу с счетными палочками, умение отсчитывать нужное количество палочек и умение выкладывать рисунок.

Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев.

Разгадывание кроссворда «Дни недели»

Январь Закрепить представление детей о количественном составе из единиц чисел 5.6,7,8,9,10.

Д/и «Какой цифры не стало?» — закрепить знание образования числа шесть; познакомить с цифрой шесть, учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами

Ориентировка на листе бумаги.

Упражнять в сравнении предметов по высоте, толщине.

Закрепить знания о названиях зимних месяцев, временах года.

Работа в тетрадях в клетку.

Лабиринты

Решение задач-шуток

Февраль Закрепление знаний о цифрах от 0 до 10. Д/и «Кто в домике живет?», «Не ошибись», «Числа, числа, бегите!»

Расширять знания детей о геометрических фигурах. Д/и «дорисуй картинку»

Ориентировка в пространстве

Работа в тетрадях в клетку.

Разгадывание кроссворда «Зима».

Отгадывание математических загадок.

Закрепить навыки нахождения чисел больше (меньше) любого названного числа (без указания, на сколько больше или меньше задуманного числа, ориентировки в числовом ряду в пределах 10.

Формировать умение группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины

Март Упражнять детей в умении делить предметы на части.

Закрепление понятия – четырёхугольник.

Знакомство с понятиями 1 копейка, 10 копеек, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Совершенствовать знания об условной мерки.

Закрепление знаний названиях весенних месяцев.

Совершенствовать навыки сюжетной штриховки

Д/и «Найди пару»

Апрель Закрепить знания о математических знаках «+»; «-»; «=».

Решение задач на сложение и вычитание

Формирование временных представлений и понятий: вчера, сегодня, завтра.

Знать названия текущего месяца, времени года.

Д/и «Собери из частей целое»; д/и «найди, что перепутал художник»

Май Ориентировка на листе бумаги в клетку, упражнять в счёте и отсчёте клеток.

Закрепить такие математические понятия как: точка, линия, отрезок, кривая.

Упражнять в умении определять время по часам.

Разгадывание кроссворда «Части суток»

Работа с перфокартами

Д/и «Найди недостающую фигуру»

Д/и «Расскажи про картинку»

Июнь Д/и Волшебная проволочка»

Закрепить умение различать время по часам.

Д/и «Чудесный мешочек» (закрепить геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, призма)

Д/и «Танграм»

Работа в тетраде в клетку-нарисуй точно такую же собачку.

Д/и «Прочитай письмо и найди дорожку к нужному домику»

Июль Д/упр. «Нарисуй по клетке гусенка, но чтобы он смотрел в другую сторону»

Работа с счётными палочками.

Д/упр. «Кто больше выложит предметов за 1 минуту»

Д/и «Оживи фигуру»работа с геометрическими фигурами.

Математическая викторина «Семь бед – один ответ»

Август Д/и «Как Незнайка играл в прятки»

Конкурс математических загадок.

Кроссворд «Лето»

Дорисуй фигуру, используя существующую закономерность

Д/и «Занимательный квадрат»

Источник

Светлана Соловьева
Организация индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений в ДОО

Организация индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений в ДОО.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, все мы очень хотим и всячески стремимся к тому, чтобы наши воспитанники были как можно больше похожи на «идеальных детей»

ИДЕАЛ –это дети:

— имеющие высокую познавательную мотивацию;

— свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и общении;

— имеющие чувство собственного достоинства и способные уважать других;

— эмоционально отзывчивые на состояния других людей и живых существ, а также на красоту окружающего мира и произведений искусства;

— открытые для общения друг с другом и со взрослыми;

— подготовленные к жизни и учебе в следующей социальной ситуации развития – школе.

Важными показателями умственного развития ребенка к концу дошкольного возраста являются:

сформированность образного и основ словесно-логического мышления, воображения, творчества;

— овладение умениями классифицировать, обобщать, моделировать, отражая и контролируя результаты познавательной деятельности в диалоге и монологе.

Вот это тот ИКР – идеальный конечный результат, к которому мы все стремимся. И все мы понимаем, что достичь его только с помощью организованных обучающих занятий невозможно. Необходима индивидуальная работа, которая способствует организации наиболее оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений, навыков.

Задача воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике, включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Для этого он, прежде всего, должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала.

Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счетных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. Все эти вопросы он должен решать, учитывая индивидуальные особенности детей, проявляющиеся на занятиях по математике.

В соответствии с индивидуальными особенностями всех детей группы педагог может условно, для себя, в целях удобства планирования и организации занятий разделить на несколько подгрупп.

К первой подгруппе можно отнести тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям, а также творческий характер применения полученных знаний и умений. Таким детям следует предоставлять возможность шире проявлять свой интерес, развивать этот интерес, для чего давать им более сложные задания, предъявлять к их ответам повышенные требования.

Бывает, что ребенок всегда готов к ответу, но эту готовность он проявляет очень назойливо. Его рука постоянно поднята и дергается во все стороны, чтобы привлечь внимание воспитателя;он даже выкрикивает: «Я скажу», «Можно, я?», старается оповестить всех о том, что «знает больше всех, потому что у него дедушка математик». Другой свое требование, чтобы его постоянно спрашивали, мотивирует тем, что он дома много занимается и, следовательно, «все знает прекрасно». Такие факты нельзя оставлять без внимания, необходимо воспитывать у детей скромность и сдержанность.

Ко второй подгруппе отнесем тех воспитанников, активность которых внешне не проявляется. Они не поднимают рук, но, так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи. Но некоторые из них затрудняются в придумывании задач, стараются прибегнуть к аналогии. Например, если воспитатель даст задачу («У девочки в корзине было три груши, она положила в корзину еще одну грушу. Сколько всего груш в корзине?») и после решения ее предложит детям придумать другую задачу, то при ответе такой ребенок в своей задаче только заменит названия предметов, условие же и ход ее оставит без изменений («У девочки в корзине было три яблока, она положила в корзину еще одно яблоко. Сколько всего яблок в корзине?»). В таких случаях рекомендуется развивать инициативу, поощрять начинания ребят, укреплять уверенность в своих силах.

Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается ложная активность. Такие дети часто поднимают руки, им хочется, чтобы на них обратили внимание, чтобы заметили, что они всё знают. Они заботятся лишь о внешнем эффекте. Их ответы не всегда правильны, а часто и вообще не могут ответить на вопрос, потому что не слышали его, так как в то время разговаривали с соседом.

В подобных случаях педагог должен проводить работу по воспитанию у ребенка скромности, сдержанности, строго следить за соблюдением им на занятиях необходимых правил поведения. Поведение детей и их знания находятся в тесной взаимосвязи. Познавать можно только при помощи сосредоточенного внимания волевых усилий, к этому и нужно приучать ребят в детском саду.

Обычно совсем маленькую подгруппу составят дети, не проявляющие интереса к занятиям, у них не только нет желания отвечать, но и при вызове они предпочитают отмалчиваться. Как показывает практика, пассивность детей на занятиях о математике вызывается прежде всего пробелами в их знаниях. Поэтому воспитатель должен хорошо знать уровень математического развития детей и причины их отставания. Иногда причиной могут быть и длительные пропуски по болезни. С отстающими необходимо систематически проводить дополнительные индивидуальные занятия, широко используя наглядность (мелкий счетный материал, картинки). На общих занятиях желательно давать таким детям более простые задания. Хорошо, если родители, руководимые воспитателем, смогут позаниматься ребенком дома. Разумеется, поручать родителям эту работу можно лишь, в том случае, если воспитатель уверен, что они будут проводить ее методически правильно, проявляя при этом терпение и такт. В противном случае у ребенка может появиться отвращение ко всем занятиям и к предстоящему обучению в школе и преодолеть это в дальнейшем будет очень трудно.

Иногда встречаются дети, которые не любят заниматься математикой, не могут самостоятельно решать задачи, бывает, что даже затрудняются повторить ее условие и ход решения. Между тем эти дети не являются умственно отсталыми, в их поведении замечается известная степень сообразительности,о чем можно судить по таким фактам: ребята ждут подсказки, проявляя изобретательность в угадывании решения. Их пассивность на занятиях по математике вызвана педагогической запущенно-стью и отсутствием индивидуального подхода к ним при систематическом изучении программного материала. Что-то в самом начале было ими не понято, не закреплено, и теперь все им непонятно и происходящее на занятиях неинтересно.

Упущения такого рода влекут за собой, как следствие неровное поведение ребенка, отрицательно влияют на формирование его личности. Например, в повседневной жизни он может быть веселым, энергичным, а на занятиях по математике поражает своей пассивностью, на поставленные вопросы если и отвечает, то очень тихо и неуверенно и не всегда правильно. Его неуверенность объясняется незнанием материала, и это незнание все время углубляется от занятия к занятию. Детям с такими проявлениями необходимы дополнительные индивидуальные занятия, а на общих занятиях по математике обязательно нужно обеспечить их активное участие путем подбора более легких заданий. Большой интерес вызывают у ребят задания, связанные с практическими действиями,например: измерить ширину и длину групповой комнаты, узнать, сколько стаканов воды вмещает графин, и т. п. Такие задания привлекают их внимание, возбуждают активность и желание действовать. Это очень хорошее средство воспитания у детей интереса к занятиям.

Индивидуальная работа с отстающими детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребят систематически упражняют в счетных навыках в повседневной жизни, а не только на занятиях по математике.

Индивидуальная работа проводится с учетом личностных, социально-психических свойств детей данного возраста, а также особенностей интеллектуального развития.

Подводя итог можно сказать, что индивидуальная работа создает условия для:

— успешного усвоения программных задач (ознакомление с множеством, числом, формой, величиной)

— овладения математической терминологией (цифра, знак, геометрическая фигура, величина)

— получения знаний, умений, навыков обучения способом их самостоятельного постижения;

— развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи;

— повышения самооценки (положительная самооценка позволяет ребенку достичь успеха.

Индивидуальные занятия должны проходить в индивидуальном темпе, учитывая особенности каждого ребенка.

Важны приемы, позволяющие обеспечивать мотивацию индивидуальных занятий:

— сенсорная привлекательность наглядных пособий и индивидуальных дидактических материалов. Используемый дидактический материал должен быть понятен и доступен ребенку, должен побуждать положительные эмоции, вызывать желание выполнить задание (счетный материал ребенок выбирает сам; карточки с цифрами раскрашивает, как хочет, сам выбирает цвет);

— создание «ситуации успеха» у отстающих детей на занятии, для этого с новым материалом их следует знакомить раньше, чем остальных детей, тем самым – повышаем их активность на занятии, способствуем развитию чувства уверенности в себе, самооценка – повышается, появляется осознание собственной ценности;

индивидуальные занятия предполагают совместный поиск решения, интеллектуальное сотрудничество со взрослым, а не соревнование и поиск ошибок у ребенка;

— нетравмирующая оценка, положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать, узнать. Допустимо только сравнение результатов деятельности ребенка с его собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей. В старшем возрасте возможно сравнение работы ребенка с эталонной.

Система игр и дидактических упражнений для индивидуальной работы по формированию элементарных математических представленийв старшем дошкольном возрасте:

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Индивидуальная, совместная деятельность Прогулка

«Точечки» (Никитин)

«Стосчет» (Зайцев)

«Сотня» (Никитин)

«Волшебный математический зонт»

«Почтальон-вычислитель» (Зак А.)

(развитие навыков устного счета)

«Раскрась соответственно цифрам»

«Палочки Кюизенера»

«Засели домик» (состав числа)

«Найди пару» (состав числа)

«Заполни пропуски»

Рисование и лепка цифр

Игры с кубиком (делать ходы в соответствии с количеством выпавших очков)

«Ритмические диктанты» (простучи ритм, вырази его как цепочку длинных и коротких палочек (больших и маленьких фигур).

Сколько лепестков у цветочка?

(сирень – 4, незабудка – 5, лилия – 6)

Сколько этажей в доме?

Сколько машин на парковке?

Которая по счету красная машина?

Кто идет первым (четвертым?

Кто идет за Лерой?

Которым по счету идет Максим?

Сколько детей было на прогулке? (счет предметов по парам – варежки на батарее, сапоги под батареей)

Сравнение по количеству группы предметов (шишки, камешки) пересчетом, установлением взаимооднозначного соответствия.

Игры с мячом

— назови по порядку,

«больше пяти», «меньше восьми».

ФОРМА

Индивидуальная, совместная деятельность Прогулка

«Геометрическая мозаика» (овал, кружок)

— выкладывание по образцу (на образце, на столе)

— выкладывание по замыслу

— выкладывание орнаментов из геометрических фигур.

Рисунки из геометрических фигур.

Из каких геометрических фигур состоит изображение?

— квадраты раскрась синим цветом, круги – желтым.

«Сложи квадрат» (Никитин)

«Танграм», «Головоломка Пифагора», «Пентамино» (плоскостное моделирование).

«Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» (Никитин).

Найдите предметы, похожие по форме на треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

Выложи из веточек, камешков треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Чем похожи фигуры? Чем они отличаются?

Нарисуй на асфальте, песке геометрические фигуры.

ВЕЛИЧИНА

Индивидуальная, совместная деятельность Прогулка

Конструирование из различных видов конструкторов (высокие – низкие башни).

Составление гусениц из геометрической мозаики (длинная – короткая, снеговиков (из больших и маленьких кругов). Какая палочка длиннее — короче?

Толще – тоньше?

Разложи палочки по порядку.

Найди место палочке.

Какое дерево самое высокое (низкое?

Какой снеговик выше – ниже? (из больших (маленьких) комков)

Сравнение опавших листьев.

При одевании на прогулку: чей шарф длиннее – короче, шире – уже?

Сравнение ведерок с песком

— одинаковые по форме, но по-разному наполненные;

— разные емкости и мерный сосуд.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Индивидуальная, совместная деятельность Прогулка

Графические диктанты

Рисование по клеточкам

Игра «Муха»

Игра «Паучок»

«Где находится предмет? (мяч – коробка (в, на, за, под)

«Просвет» (Зак А.) (развитие пространственного мышления,

«Волшебный квадрат» (Воскобович,

«Прозрачный квадрат» (Воскобович). Что где находится?

Впереди – сзади

Слева – справа

Вверху – внизу

«Добавь слово»

Стол стоит (позади)

Песочница (справа)

«Сколько шагов до…»(развитие глазомера)

«Разложи игрушки»

(Мячик положи справа от машины, слева от лопатки)

Игры с планами (движение в указанном направлении).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Индивидуальная, совместная деятельность Прогулка

«Разложи по порядку» (что было сначала, что произошло потом).

«Когда это бывает?» (сопоставление картинок с частями суток).

«Режим дня». Определи время суток по явлениям природы (светит ярко солнце – день, стемнело – вечер).

Источник