Индивидуальная работа психолога по развитию эмоциональной сферы ребенка

Юлия Рыбникова
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста»

«Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраст

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции существенным образом влияют на позитивные процессы и поведение, определяя направленность внимания ребенка, особенности восприятия окружающего мира и логику суждений.

Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – он начинает ходить в детский сад или в школу. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, осознал требования воспитателей и учителей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.

В последние года многие дети при поступлении в первый класс страдают социально-психологической дезадаптацией. Неразвитые навыки общения, неумение управлять своими чувствами, импульсивность поведения приводят к психологическим проблемам и нервным заболеваниям детей при переходе в школу.

Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиск путей оказания помощи детям до поступления их в школу привели к созданию программы для детей 6-7 лет «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста».

При разработке рабочей программы мы руководствовались следующими нормативно – правовыми документами:

— Законом «Об образовании» Российской Федерации

— Федеральным государственным образовательным стандартом

— ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

— ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования»

— Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении

— Международными актами в области защиты прав ребенка

— Законом «Об образовании в Свердловской области».

Принципы:

1. Психолого-педагогического принцип — обучения ребёнка, для определения структуры нарушения, выявления развития индивидуально-психологических процессов.

2. Принцип учёта онтогенетических закономерностей формирования функций и закономерностей психического развития детей.

3. Принцип учета возрастных границ.

4. Принцип дифференциаци – способствует раскрытию личностных особенностей и возможностей ребенка, дает возможность целенаправленно осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

5. Принцип интеграции – позволяет решить такие проблемы, как перегрузка ребёнка, согласовывать содержание образования по различным предметам, систематизировать его знания и умения.

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для развития эмоционально-личностной сферы старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей;

2. Восполнение дефицита произвольной саморегуляции, направленной на

анализ собственного поведения;

3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, неадекватная самооценка)

4. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирования адекватной оценочной деятельности,

5. Обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

6. Расширение знаний педагогов и родителей ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.

Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы коррекционно-развивающих воздействий:

— игровая терапия (эмоционально-двигательные, познавательные, сюжетно-ролевые игры)

— сказотерапия (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, этюдов)

— психогимнастика

— арт-терапия (работа с красками, пластилином, игры с водой, песком)

— релаксационные упражнения (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники)

— беседа

Особая роль отводится индивидуальным, подгрупповым занятиям с детьми в группе и в кабинете педагога-психолога, проведение которых не влияет на изменения сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм.

Все занятия имеют общую структуру.

Вводная часть, цель которой – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками

Рабочая часть, на нее приходится основная нагрузка всего занятия (этюды, упражнения, игры направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы). Завершающая часть, цель которого является закрепление положительных эмоций от работы на занятии (создание общего рисунка, релаксация и др.)

Поскольку не всегда созданы оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей в их ближайшем окружении (нарушения внутри семейных отношений, межличностных отношений ребенка со сверстниками и др., для более эффективного развития эмоционально-личностной сферы дошкольников была разработана и представлена система работы психолого-педагогической службы ДОУ с родителями и с педагогами.

Мониторинг результативности программы

Результативность, эффективность программы выявляется путем обследования, проводимого 2 раза в год: до начала занятий и после. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

-изучение психического развития (пакет методик)

-изучение эмоционально-личностной сферы (методика «Социометрия», «Лесенка»В. Г. Щур, «Рисунок семьи», «Эмоционально-мотивационная готовность к школе 6-7 лет по Д. В. Солдатовой)

— анкетирование воспитателей и родителей.

Критерием эффективности работы со старшими дошкольниками по программе формирования психологического здоровья является овладение детьми следующими нормами здоровьесберегающего поведения:

-умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения

-умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку

-умение словесно выражать свои желания, чувства

-умение посредством пантомимики выражать свои эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление, вина

-умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками

-умение самостоятельно использовать приемы саморасслабления и снятия психомышечного напряжения.

Источник

Елена Гордиенко
Психокоррекционная работа по развитию эмоциональной сферы дошкольника

Психокоррекционная работа по развитию эмоциональной сферы дошкольника.

Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.

Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребенка. Возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения.

В среднем наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно — мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды.

Задача психолога помочь ребенку наладить контакт друг с другом, учить слышать другого.

К концу дошкольного возраста ребенок начинает понимать, осознавать собственные переживания. Систематическая работа психолога по развитию эмоциональной сферы в этот период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Цель работы: эмоциональное развитие детей через систему занятий, игр, упражнений, взаимодействие с родителями, создание среды в ДОУ способствующей развитию эмоциональной сферы детей.

Задачи:

1. Изучить особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста;

2. Подобрать упражнения, игры способствующие формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

3. Разработать цикл занятий в соответствии с этапами психокоррекционной работы;

4. Разработать рекомендации педагогам по созданию условий в ДОУ, способствующих развитию эмоциональной сферы;

5. Организовать взаимодействие с родителями, разработать рекомендации родителям.

Объект: психическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Этапы работы :

Ориентировочный этап

Цель: установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком. Знакомство детей друг с другом, с правилами поведения в группе.

Занятие 1. Знакомство

Цель: знакомство детей с основными правилами, целями, задачами.

Знакомство

Психолог: Здравствуйте, дети! Мы — группа, нам предстоит заниматься вместе, поэтому очень важно познакомиться, узнать имя друг друга.

Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце.В сердце человека заключены: тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам. Меня зовут, педагог передает мягкое сердечко близкому ребенку, который называет свое имя и передает сердечко другому. Постарайтесь запомнить имена детей группы. (Педагог громко, четко и эмоционально! повторяет имя каждого ребенка).

Сердечко вернулось ко мне. Сейчас проверим, правильно ли я запомнила имя каждого из вас. Если я не смогу вспомнить, помогите мне (психолог называет детей). Я надеюсь, что вы тоже запомнили имена друг друга.

Ритуал приветствия.

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие,которое нужно пропеть: — Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)

Доброе утро, педагог-психолог (имя, отчество!

Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

Принятие правил.

Появляется мягкая игрушка (или кукла, здоровается с детьми, лично знакомится с каждым ребенком, спрашивает имя ребенка, гладит, предлагает познакомиться.Далее гость предлагает ребятам свои правила:

Никого не обижай, никого не унижай!

Слушай внимательно!

Хочешь сказать, подними руку!

Будь на своем месте!

Игрушка (кукла)предлагает потренироваться в соблюдении правил: поиграть в игру «Испорченный телефон». Дети делятся на две команды. Психолог объясняет, что нужно передать шепотом словечко так, чтобы оно не изменилось и не потерялось. Последний ребенок сигнализирует высоко поднятой рукой, об окончании цепочки и озвучивает слово.

Каждый передающий должен «разбудить» ребенка, которому должны передать слово, делая это бережно и осторожно. Таким образом,тренируемся соблюдать два правила: «никого не обижай, никого не унижай» и «слушай внимательно». В конце игры отмечаются дети, разбудившие другого тихонечко, поглаживая по голове, по плечу. Педагог благодарит всех детей за участие и предлагает разучить ритуал прощания.

Ритуал прощания.

Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Педагог-психолог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание!

У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать в ваших ладошках. Рукопожатие по кругу.

Этап объектирования трудностей развития.

Цель: диагностика развития эмоциональной сферы ребенка; объективирование негативных тенденций личностного развития в коммуникации со взрослыми; наблюдение за эмоциональными переживаниями ребенка.

Занятие 2. Удивительный мир эмоций и чувств

Цель: ознакомление детей с эмоциями; развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развитие выразительности жестов; снятие психомышечного напряжения.

Психолог. В жизни человека очень важно понимать чувства других — это родник добрых взаимоотношений. Поэтому мы с вами и будем знакомиться с разными эмоциями, чувствами, будем учиться понимать эмоции, чувства и настроение людей.

Психолог предлагает детям рассказать, какое у них сейчас настроение. Следит, правильно ли ребенок подбирает слова для выражения своего настроения. После этого психолог предлагает детям нарисовать свое настроение.

Обсуждение рисунков.

Релаксационное упражнение

«Воздушный шарик»

Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.

Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

Сделай паузу и сосчитай до пяти.

Снова вдохни и заполни легкие воздухом. Задержи его, считая до трех, представляя, что каждое легкое — надутый шарик.

Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.

Повтори три раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое — надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало

Занятие 3. Эмоциональное состояние

Цель : формировать представления детей о различных эмоциональных состояниях детей и взрослых, умения общаться со взрослыми и сверстниками; воспитывать желание дарит радость и хорошее настроение близким людям.

Игра «Какое настроение?».

Задание. Подобрать пиктограммы различных эмоциональных состояний к сюжетным картинкам-ситуациям.

Игра «Добрые и злые герои сказок».

Детям предлагаются картинки различных сказочных персонажей и кружки красного и черного цветов. Необходимо к добрым героям положить красные кружки, а к злым — черные и объяснить, почему так решили.

Психолог. Что значит делиться радостью?

Рисование или аппликация «Открытка».

Сделайте красивую открытку и подарите тому, кому хотите подарить радость и хорошее настроение.

Конструктивно-формирующий этап

Цель: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях, развитие эмоционально — волевой компетенции; формирование способности к произвольной регуляции эмоций.

Занятие 4. Радость

Цель: развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, пантомимики; снятие психомышечного напряжения.

Игра » Кто как радуется»

Дети становятся в круг. Педагог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, восклицания.

Психогимнастика «Ручеек радости»

Садимся на пол по кругу, берутся за руки, распределяются.

Психолог. Мысленно представьте себе, что внутри каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. В каждом ручейке — чистая, прозрачная, теплая вода. Ручеек маленький и очень озорной. Он не может усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем; мысленно представим себе, как чистая, прозрачная водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. Мы мысленно передаем друг другу радость.

Занятие 5. Страх

Цель: познакомить с новой эмоцией — страхом; учить распознавать, изображать и отреагировать имеющиеся страхи.

С помощью сюжетной картины и схематического изображения познакомить с новой эмоцией, ее проявлением в мимике, пантомимике, голосе.

Рисование «Я боюсь. » или «Я боялся. «

Работа в парах — поменяться с соседом рисунками, рассказать ему о своем страхе и способах с ним справиться.

Релаксационное упражнение «Что нам делать с этим чувством?»

Психолог. Если ты расстроен, испугался, представь, что ты можешь с этим сделать. Например, если ты боишься, ты можешь включить телевизор и посмотреть любимый мультфильм, выйти из комнаты или выбросить страх в мусорное ведро, рассмеяться.

А затем сделай то,что представил: например, надуй мяч из страха и закинь его подальше.

Занятие 6. Маленький храбрец

Упражнение «Воспитай свой страх»

После того как дети нарисуют свой страх и расскажут о нем, педагог предлагает ребенку перевоспитать страшилку.

Для этого нужно сделать его добрым. Вместе они придумывают, как это сделать,возможны варианты: пририсовать воздушный шарик, конфеты в руках у страшилки, исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое, одеть страшилку в нарядный, веселый костюм. Можно придумать и другие атрибуты.

Релаксационное упражнение «Самолет»

Займите позицию готовности, как при взлете, стоя прямо и разведя руки в стороны. Может быть, у вас есть особый звуковой сигнал перед взлетом? Представьте, что ваш самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту.

Вы летите! Что там сверху? Внизу? Что вы слышите?

Какие там запахи?

Что вы чувствуете, паря над облаками? Запомните ощущение и возьмите его с собой на землю. Вы приземляетесь.

В следующий раз, когда испугаетесь, представьте, что вы взлетаете над облаками. Вперед и вверх!

Занятие 7. Гнев

Цель: познакомить с эмоцией гнева; учить различать эмоцию по схематическому изображению; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них; продолжать учиться передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; снятие психомышечного напряжения.

Драматизация отрывка из сказки Л. Толстого «Три медведя»

Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами. Педагог обращает внимание на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.

Рисование гнева

Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев. Рассмотреть рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в детских работах.

Игра «Волшебный мешочек»

Если в группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию, предлагаем ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязками). После того как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.

Игра «Коврик злости»

Здесь ребенок вытирает ножки о коврик до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

Релаксационное упражнение «Что нам делать с этим чувством?»

Если ты расстроен, злишься, представь, что ты можешь сделать со своим чувством. Например, если ты злишься, ты можешь заорать или выбросить гнев в мусорное ведро,а также:

поджарить «гневный» омлет из «злобных» яиц,

нарисовать портрет собственного гнева, а затем сделай то, что представлял, — например, нарисуй мяч из гнева и забрось его подальше.

Занятие 8. «ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЕЙ ГРУСТИ«

Цель: продолжать формировать умение понимать эмоции других людей; познакомить с эмоцией грусти; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; обучать приемам саморегуляции.

Прослушивание и обсуждение «Истории про Обидку и Грустинку».

Жили-были на свете две подружи Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела. Как? (Ответы детей.) Обидка была зеленого цвета, очень пушистые ладошки у нее были липкими, поэтому она могла клеиться к прохожим. Грустинка выглядела. Как? (ответы детей.) Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками. Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинки были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось на пути. Давайте изобразим грусть. Вы сегодня выходили на улицу, вот там они к вам и пристали — я даже вижу их. (Подходит к кому-либо из детей и показывает.) Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка — на правом. Давайте их снимем, и пусть они летят дальше.

Психолог вместе с детьми в комическое форме начинают снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему трудно это делать.

Педагог предлагает детям нарисовать героев рассказа, после этого вырезать их по контуру и поиграть с ними.

Игра «Волшебный стул»

Кому-нибудь из детей кладется на плечо Грустинка или Обидка, он изображает соответствующего человека; (с соответствующим эмоциональным состоянием) садится на стульчик. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов адресованных их товарищу. После этого дети очереди подходят к волшебному стулу и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Для примера первым игру начинает психолог.

Релаксационное упражнение «Спаси птенца»

Представьте, что у вас в руках маленький беззащитный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. Теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику согните в ладонь, спрячьте в нее птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, прижмите ладони к своей груди, отдайте птенцу добро сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.

Занятие 9. Удивление

Цель: познакомить детей с эмоцией удивления; продолжать учить определять эмоциональное состояние других людей; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; тренировать умение владеть своими эмоциями.

Посмотрите на картину и скажите, как выглядит удивленный человек. (Ответы детей.) Правильно у него раскрыт рот, брови приподняты, глаза широко раскрыты. Одной рукой он может придерживать или прикрывать рот, как будто хочет сдержать восклицание. От удивления человек может вскрикнуть, присесть или просто замереть. Переживание удивления бывает очень коротким и чаще всего приятным.

С каким человеком можно сравнить по позе, жестам, мимике удивленного человека? (С радостным.)

Покажите, как вы удивляетесь? Закройте глаза, а потом быстро откройте, посмотрите друг на друга и удивитесь. (Дети выполняют задание.)

Релаксационное упражнение «Тропический остров»

Сядьте удобнее. Можете закрыть глаза. Вы видите прекрасный волшебный остров. Это может быть место, где вы однажды побывали, которое видели на картинке, или любое другое, нарисованное вашим воображением. Ты единственный человек на этом острове. Кроме тебя только звери, птицы и цветы. Какие звуки ты слышишь? Какие запахи чувствуешь? Видишь чистый берег и воду? Поплавай в море, какое оно? Какая погода на твоем острове? Забери это чувство с собой, возвращаясь назад в свою группу, ты можешь представлять этот остров, когда захочешь. Отправляйся в свой собственный райский уголок в любое время.

Обобщающе-закрепляющий этап

Занятие 10. Мир эмоций

Цель: закрепление знаний детей об эмоциях; закрепление умения определять эмоциональное состояние других, тренировка умения владеть своими эмоциями.

«Угадай эмоцию«

Вывешиваются по одному плакаты со схематичным изображением эмоций. Дети угадывают, какие эмоции изображены на них.

Упражнение «Фигуры эмоций«

Дети рисуют 5 больших фигур на листе А4. Потом, распознав 4 фигуры (радость, страх, гнев, злость) цветными карандашами, придумывают имя пятой фигуре, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.

«Назови эмоцию«

Передавая мяч по кругу, дети называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передают в другую сторону называют эмоции, помогающие общению.

«Изобрази эмоцию«

Педагог. С помощью чего можно выражать эмоции? (Их можно выражать с помощью движений, мимики, пантомимики, интонации.) Заранее приготовленные карточки с изображением той или иной эмоцией. (радость, страх, обида, грусть, и т. д.). Каждый ребенок по очереди достает карточку и пытается изобразить доставшуюся эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.

Взаимодействие с родителями

Цель: получение обратной связи от родителей о возможностях детей, особенностях и трудностях в эмоциональной сфере; знакомство родителей с упражнениями, играми способствующими развитию эмоциональной сферы; совместная деятельность с родителями.

Секреты успешного взаимодействия с ребенком.

Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или «чувство само ценности».

1. Безусловно, принимать его.

2. Активно «слушать» его переживания и потребности.

В. Проводить время вместе (читать, играть, заниматься).

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит, доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.Например:

Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты. —

Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем.) вместе.

Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

10. Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день.

Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделенное горе уменьшается).

Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать,начинает рассказывать о себе все больше: иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

Рекомендации педагогу ДОУ

-развитие эмоциональной сферы происходит в разных видах деятельности;

-соблюдать единство образовательных, развивающих и воспитательных функций (знакомя детей с эмоциями мы воспитываем чувство эмпатии, развиваем способность контролировать свое эмоциональное состояние);

-для активности необходимо, чтобы знания становились личным достоянием ребенка, чтобы он их прожил, прочувствовал, активно стремился сам добыть эти знания;

-стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

-сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими;

-не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения;

-необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;

-необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

Источник