Индивидуальная программа воспитания обучения и развития ребенка с уо
Наталья Романова
Индивидуального рабочая программа воспитания, обучения и развития
1. Пояснительная записка
Актуальность разработки программы обучения и развития воспитанников, имеющих умственную отсталость,обусловлена следующими проблемами:
необходимость создания продуктивных условий педагогического процесса;
отсутствие утвержденной программы коррекционно-развивающего обучения детей с УО;
Системный подход в планировании развития и обучения детей, имеющих умственную отсталость, заключается в организации обучения путем создания системы взаимосвязанных понятий через игру и опирается на познавательные возможности воспитанников.
Предлагаемая программа развития и обучения детей с УО, построена на общих принципах коррекционной педагогики.
Данная программа предназначена для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми:
• Костиным Амилем
• Рыжовым Глебом.
Программа составлялась с учетом особенностей детей.
Общее речевое развитие:
Не понимают обращенной к ним речи. В экспрессивной речи произносят отдельные звуки, звукокомплексы. Пассивный словарь обиходно – бытовой.
• Малочисленная жестовая символика.
• Несформированность импрессивной стороны речи.
• Несформированность жестовой символики как основы для развития коммуникативной стороны речи.
• Понимание обращённой речи ограниченно и связано только с личным опытом.
• Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных возможностей.
Особенности эмоционально-волевой сферы
В контакт не вступают, не обращают внимание и не отвечают на инициативу взрослого, в ответ на попытку со стороны взрослого наладить контакт проявляют негативные эмоции (плачут, кричат) или остаются безучастными. Эмоциональный фон детей характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью.
Особенности межличностного взаимодействия со взрослым.
• Значительные трудности продуктивного взаимодействия из-за того, что ребенок часто не принимает помощь.
• Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности, которая приводит к отказу от выполнения задания и заторможенности.
• Существенное снижение устойчивой работоспособности.
• Присутствие негативизма и отторжения помощи (отталкивает, злится, может перестать выполнять задание).
• Очень низкая мотивация общения и обучения.
Различные дефекты развития, психологические особенности, особенности межличностного взаимодействия воспитанников приводят к трудностям обучения в следствии:
• состояния здоровья;
• несформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью;
• дискоординации взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Дети не показывают радость, когда приходят в детский сад, не радуются похвале (улыбке взрослого, одобрению и др., не реагируют на других детей, часто проявляют негативизм. Элементарные бытовые навыки,такие как: одевание, раздевание, прием пищи, пользование туалетом не сформированы, детям требуется большая помощь со стороны взрослого. Навыки социального поведения не сформированы.
На основании выше изложенного создана индивидуальная программа обучения.
Программа разработана на основе:
1)Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой,
2)«Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, Москва «Просвещение» 2003
3)Образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7 лет, автор Н. В. Нищева.
Цель программы — создание условий для формирования способности ребёнка к обучению, овладения им различными бытовыми и социальными навыками через возможность включения его в какую-либо деятельность.
Задачи программы:
• развитие сенсорно — перцептивных процессов и двигательных функций;
• развитие коммуникативных умений;
• развитие графических действий;
• активизация познавательной деятельности и речи.
Форма проводимой работы
Данная программа предполагает проведение занятий в индивидуальном режиме.
Длительность программы
Общая нагрузка составляет ююююююю часов в неделю (ююююю часа в год).
Способы взаимодействия
Данная программа предполагает тесное сотрудничество с родителями воспитанников.
2. Содержание программы
Содержание программы обусловлено целями и задачами коррекционно-развивающего обучения, состоянием психофизических характеристик воспитанников, «зоной актуального развития», а также резервом организма, его сохранных функций.
Темы занятий подобраны таким образом, чтобы охватывались все направления индивидуального развития воспитанников и носят комплексный воздействующий характер. Основными условиями и факторами обучения являются собственная деятельность обучающегося и сотрудничество с взрослым. Обучение имеет практическую направленность, предполагающую доступную деятельность (предметная, игровая и т. д., с помощью которой осуществляется познание окружающего мира, с одной стороны, и обеспечивается использование и закрепление умений, навыков, с другой, формируется социальный опыт ребенка.
Особенность организации коррекционного процесса предполагает включение на каждом занятии коррекционных упражнений на развитие мелкой, общей моторики, массаж пальцев рук с речевым комментарием или мимическим движением, обязательными физическими паузами, зрительной и дыхательной гимнастиками. Форма обучения предполагает отработку и закрепление приобретенных навыков и умений.
Занятия с учетом многократного повторения того или иного материала, постепенного включения в контекст уже освоенных умений. По мере обучения содержание материала может быть увеличено или уменьшено в зависимости от психофизического состояния воспитанников. В этом случае программа подвергается корректировке.
Содержание программы обучения и воспитаниявключает следующие образовательные области:
1. Физическое развитие
2. Социально-коммуникативное развитие
3. Познавательное развитие
4. Речевое развитие
5. Художественно-эстетическое развитие
2.1. Режим подготовительной группе компенсирующей направленности
Прием и осмотр, игры 7.30-8.20
Утренняя гимнастика 8.20-8.30
Подготовка к завтраку, дежурство 8.30-8.35
Завтрак 8.35-8.55
Самостоятельная деятельность, игры 8.55-9.00
Занятия 9.00-11.00
Второй завтрак 10.10
Самостоятельная деятельность, игры до 11.00
Подготовка к прогулке 11.00-11.15
Прогулка 11.15-12.30
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 12.30-12.45
Обед 12.45-13.10
Подготовка ко сну 13.10-13.15
Дневной сон 13.15-15.15
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры. Игры, Чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность, развлечения 15.15-15.40
Подготовка к полднику 15.40-15.45
Полдник 15.45-16.00
Занятия, совместная деятельность, игры, самостоятельная деятельность, развлечения 16.00-16.45
Подготовка к прогулке 16.45-17.00
Прогулка 17.00-18.00
Уход детей домой до 18.00
Продолжительность одного занятия 30 минут.
Условия реализации программы
Для эффективного проведения данной программы необходимо:
Набор игрушек
Канцелярские товары: цветные карандаши,краски: акварель, гуашь, кисти, бумага, пластилин, клей.
Наглядно-демонстрационный материал, аудиозаписи, мультимедийные презентации.
Структура занятия (тьютор дублирует занятия воспитателя)
Вводная часть (создание мотивации).
Основная часть.
Заключительная часть.
Итог всего занятия.
1 часть:
Условия воспитания:
1. Здоровье — поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня. В процессе выполнения режимных моментов осуществлять принцип единства предъявляемых к ребёнку требований.Требовать от него социально-принятых норм поведения: слушать взрослого, смотреть в глаза при разговоре и т. п.
Требовать от детей аккуратного выполнения действий,связанных с самообслуживанием: мытьё рук перед едой, пользование салфеткой после еды и т. п.
2.часть:
Задачи, игры и приемы работы по основным линиям развития ребенка
1. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.
Учить действовать самостоятельно в быту:
•в спальне (приучать расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место);
•в ванной (умываться; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой);
•во время еды.
•одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви); продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.
•приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик);
•продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды).
2. Социальное развитие.
Учить взаимодействовать с новым взрослым и сверстниками в новых условиях.
Закреплять невербальные (жестовые) и вербальные (речевые)способы общения: показывать приветствие (прощание) рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть словом – «привет, пока, на, дай, это, то».
Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела и лица, их функции («Что твои руки умеют делать?», «Чем ты смотришь?» и т. д.); дифференцировать имя и фамилию; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку на «ты» и «Вы», по имени.Показывать на себя рукой и говорить: «Это, я ….».
Закрепить представление о том, что они мальчики.Учить обозначать себя словом: «Я». Учить узнавать своих сверстников по полу на картинках и фотографиях.
Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий, определять свою позицию в семье («Я -сынок»).Учить задавать вопросы: «Как тебя зовут?», «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?», Почему?» и т. п.
(Оформить альбом с фотографиями ребенка о его деятельности, во время которой он играет, пишет, читает, рисует и фото членов его семьи).
Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, продолжать учить выделять,называть и узнавать предметы и их изображение на картинке: это стол, стул, шкаф, кровать, также обозначать предметы обобщающим словом (например, мебель и т. д.). (Группы окружающих предметов – игрушки, посуда, мебель, транспорт, животные домашние и дикие, птицы, насекомые и т. д.).
Учить адекватно,использовать предметы окружения и знать их назначение: ручка, чтобы писать; стул, чтобы сидеть, книга, чтобы читать, игрушка, чтобы играть и т. д.
Формирование основных способов усвоения общественного опыта:
продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу (3-4 детали, по речевой инструкции.
3. Физическое развитие и физическое воспитание
• развитие общих движений:
• учить делать вдох через нос, а выдох — через рот;
• развивать движения рук (общие движения – взмахи руками в стороны, вверх, за спину, впереди груди, круговые движения);
• -совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью и др.);
• учить ходить «гусиным шагом» (приподнимая высоко колени);
• учить перешагивать (перепрыгивать) через один, два предмета (кирпичики из конструктора, веревку, обруч и т. п.);
• учить ходить на пятках, мысочках, а также наружной стороне стопы;
• учить ударять по мячу ногой из положения, стоя, попадая в «ворота»;
• учить подниматься и спускаться с лестницы, попеременно поднимая ноги;
• чередовать ходьбу на пятках и носках (до 3-х кругов на каждый вид ходьбы);
• учить выполнять различные движения (бег, ходьба) под музыку, ориентируясь на музыкальное сопровождение;
• учить бросать мячи в цель двумя руками;
• учить ловить мячи разного размера;
• учить прыгать на двух ногах; прыгать на одной ноге, передвигаясь вперед.
•
4. Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание:
Учить детей, выделять предмет из общего фона. Учить различать объемные формы (куб, шар). Учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы. Знакомить детей со словами шар, кубик. Учить детей, проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки. Учить складывать из 2-3 частей разрезную картинку. Учить детей, воспринимать (сличать)цвет: красный, желтый, зеленый, синий.
Пространство и время.
• формировать представления о временах года, частях суток.
• развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.
Ознакомление ребенка с окружающим миром проводить по следующим разделам:
• формирование восприятия формы (учить соотносить предметы по форме – телевизор, квадрат; зеркало – овал и т. д. ; по цвету; величине).
• учить находить предметы и игрушки, учитывая их расположение в комнате (найди машинку за стулом; положи мяч в корзину и т. д.)
• учить целостно, воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);
• учить находить в предметах окружающего мира известные формы (круг, треугольник, квадрат, овал, учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т. д.);
•учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине (2 группы, затем 3 группы);
Формирование активной речи:
•делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);
•расширение понимания речи (Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина – «би-би»). Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мячит корова?» и т. д. стимулировать формирование первых форм слов. Выражать свои потребности словами «дай пить», «бай-бай» и др. Формировать двусловные предложения).
Развитие мелкой моторики рук:
• пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (пальчики поздоровались, колечки – Зайчики, надуваем воздушный шарик и т. д. ;
• работа с мелким сыпучим материалом – чечевицей, фасолью, горохом, орехами (перекладывание крупы в различные емкости, выкладывать их по заданной линии и т. д.);
• учить работать на альбомном листе бумаги – определять середину, верх, низ, право, лево;
•формировать элементарные графические умения: рисовать геометрические формы и штриховать их;
•рисовать линии: дорожки слева направо; сверху вниз, прямые, ломаные, волнистые, прерывистые.
5.Продуктивные виды деятельности:
Рисование — рисовать зимние сюжеты: «Снег идет», «Огоньки зажглись», «Украсим снег», «Метель», «Дождик» (новогодний, «Снежинки».
Учить рисовать круглые предметы: «снежный ком», «снеговик», «шарики» для елки, «апельсины», «яблоки» и т. п.
Рисовать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кончиком кисти).
Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать.
Рисовать по подражанию.
Учить раскрашивать картинки разнообразно, используя не только основные цвета, но и оттенки.
Лепка
• лепить предметы круглой формы разной величины,
• развивать кругообразные движения руки («Снеговик», «Снежный ком»,
• прямые движения («Палочка для снеговика», «Столбики»).
• учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.
Аппликация — создавать зимние сюжеты: «Нарядим елочку», «Елочка», «Фонарики», «Флажки», «Снеговик», «Снежинки».
• учить приклеивать разные формы, чередовать их (бусы, треугольники, части домика и др.).
•продолжать учить резать ножницами: резать полоску на квадратики, делать надрезы по сторонам «салфетки», «снежинки».
Конструирование
• учить выкладывать узоры из геометрических форм по образцу (по чередованию с учетом форм, цвета, величины);
• учить строить из плоскостных палочек постройки по образцу и памяти;
• воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.
• воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.
• учить готовить и убирать рабочее место.
10. Трудовое воспитание.
• продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, чистить обувь, стирать носовые платки, убирать за собой посуду, мыть ее и т. д.);
•учить использовать бытовые приборы для хозяйственных нужд семьи: пылесосом, микроволновой печью, чайником, телевизором, музыкальным центром, а также соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор, застилать свою постель и т. д.).
Основные средства и способы организации коррекционно-развивающей работы:
1. Артикуляционная гимнастика
(с элементами дыхательной): выполняется в течение дня 3-5 раз.
2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной гимнастикой 3-5 раз в день.
3. Мимическая гимнастика выполняется 3-5 раз в день
4.Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы: выполняется ежедневно после сна.
5. Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится по тетради логопеда и дефектолога. Содержание данных занятий определено программой коррекционно-развивающей работы:
проговаривание слогов,
упражнения на развитие внимания, памяти, мышления;
самомассаж рук;
упражнения на развитие моторики
3 часть: работа с родителями.
осуществлять постоянное взаимодействие с родителями: консультирование, беседы, контроль за выполнением заданий специалистов;
осуществление принципа единства требований и подходов в процессе воспитания и образования ребёнка;
контроль за проведением медико-профилактических мероприятий (посещение ПНД).
4. Технологический аспект.
Посещение подготовительной группы компенсирующей направленности пять раз в неделю.
Индивидуально-коррекционные занятия – 3 раза в неделю по 25 минут.
Занятия с учителем-логопедом в подгруппе детей и индивидуально – 3 раза в неделю.
Занятия по развитию игровой деятельности, рисованию, лепке, физическому воспитанию – в подгрупповой форме с воспитателем.
Литература
1. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». Москва «Просвещение» 2003
2. Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – М., 2012.
3. «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. /СПб., 2014.
Источник
Московский институт образования.
Кафедра интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях.
Индивидуальная программа воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью.
Иванова Елена, 4,5 года.
Составила
Учитель-логопед Токарева Ольга Вадимовна.
Индивидуальная программа воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью.
Иванова Елена, 4,5 года
Девочка родилась от 4 беременности, 2 срочные роды. Ребенок желанный, воспитывается в полной семье. Воспитанием занимается мама. Папа не хочет замечать особенного развития дочки; умиляется, улыбается. Контакт со взрослым формальный, незнакомого человека не боится.
Характерны невербальные средства общения. Хотя, само общение затруднено. Лена отвлечена, внимание не удерживает. Простые предложения и просьбы не воспринимает. Выражая протест – мычит. Выразить пожелание не может.
Девочка двигательно расторможена, двигается по комнате быстро, хаотично, почти бегом, иногда натыкаясь на мебель. Общение экспрессивно-мимическое. Трудно поймать взгляд. Иногда по просьбе может протянуть взрослому игрушку. Негативно выражает протест.
Игровая деятельность не сформирована. Игрушки хватает и бросает. Любит телефон – громко говорит: «Алло!». Действует совместно со взрослым – может недолго постучать молоточком, прыгать, звонить погремушкой. Действие по образцу и речевой инструкции затруднены.
Лена опрятная девочка. Навыки одевания, раздевания не сформированы. Пытается кушать сама. Кушает не аккуратно. Прожевывает пищу плохо. Навык умывания – не сформирован. Самостоятельно в туалет просится иногда. Родителям приходится все время напоминать и помогать.
Свое имя не называет, маму и папу глазами находит, но имена не называет.
Линии развития
Основные линии развития
ЗАР
ЗБР
Ниже ЗБР
Социальное
Представление о себе
+
Представление о других
+
Представление об окружающем мире
+
Физическое
Общая моторика
+
Мелкая моторика
+
Согласованность действий обеих рук
+
Познавательное
Внимание
+
Память
+
Восприятие
+
Мышление
+
Количественные представления
+
Ознакомление с окружающим миром
+
Развитие речи
+
Деятельность
Игровая
+
Продуктивные виды д-ти
+
Трудовое воспитание, самостоятельность в быту.
+
Индивидуальная программа:
1. Условия воспитания:
Здоровье: — Рекомендуется выполнять четко режим дня. У Лены должно быть два разных набора игрушек и пособий. Первый — для свободных игр (3-4 игрушки), второй набор- для занятий, а затем убирается.
В процессе режимных моментов взрослые выполняют массаж рук ребенка. Массаж проводится не сколько раз в день. Можно играть в пальчиковые игры.
Навыки самообслуживания
и культурно-гигиенические навыки.
Учить Лену действовать самостоятельно в быту:
Умываться; чистить зубы; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы.
Учить пользоваться аккуратно ложкой, вилкой; вытирать рот, полоскать зубки после еды.
Следить за чистотой своих рук, одежды, убирать за собой посуду, мыть ее и т.д.;
Одеваться и раздеваться; надевать и снимать одежду и обувь; продолжать учить пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.
Приучать класть вещи на место, учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик;
учить пользоваться пылесосом, телевизором, музыкальным центром.
Учить соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль, поливать цветы, выбрасывать мусор, убирать игрушки на место.
Приучать расправлять одеяло после сна, убирать пижаму в определенное место;
3. Социальное развитие.
Учить взаимодействовать с новым взрослым в новых условиях.
Закреплять невербальные и вербальные способы общения: показывать приветствие, прощание рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть– «привет, пока, на, дай, это, то».
Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я, …..». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку.
Закрепить представление о том, что она девочка. Учить узнавать пол другого человека.
Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий.
Учить задавать простые вопросы: «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?», Почему?» и т.п.
Сделать альбом с фотографиями ребенка о его деятельности, где Лена играет, пишет, читает, рисует; и членов ее семьи.
Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, учить узнавать и называть предметы и их изображение на картинке: Мебель, транспорт, животные и т.д.
Учить использовать по назначению предметы: кровать – чтобы спать, стул, чтобы сидеть, телевизор – чтобы смотреть и т.д.
Продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу, по речевой инструкции.
Физическое развитие и физическое воспитание
развивать движения рук;
совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью, шишки; собирать в ладошки пальчиками мелкие предметы, фасоль и др.);
— учить перешагивать через камешки, кочки, веревку, обруч и т.д.
— учить ходить на пятках, носочках.
учить ударять по мячу ногой из положения стоя, попадая в «ворота»;
учить прокатывать мяч по полу в «ворота».
учить подниматься и спускаться с лестницы, чередуя ноги;
чередовать хождение на пятках и носках
учить выполнять различные движения под музыку, ориентируясь на темп и ритм;
бросать мячи в цель двумя руками;
ловить мячи разного размера;
учить прыгать на одной, двух ногах;
5. Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание и ознакомление с окружающим миром.
— Учить соотносить предметы по форме, по цвету; Например, аквариум – круг, книга – квадрат и т..д.
— учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т.д.);
— учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине.
— учить ориентироваться в пространстве, закрепить понятия право-лево. Н
-Находить предметы, ориентируясь на инструкцию. Например, найди мишку под стулом.
— учить целостно воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);
— учить находить место предмета в ряду других , раскладывать по порядку несколько предметов.
— учить находить все предметы на «зашумленной» картинке.
Счетные операции:
— учить воспринимать 3 предмета, соотносить с количеством пальцев, выделять по слову заданное количество;
— учить использовать при счете приемы наложения и приложения,
— продолжать формировать понятия: «поровну, больше, меньше;
Формирование наглядно-образного мышления
и элементов логического мышления:
учить классифицировать (4-й лишний, разложи картинки – какая к какой подходит и т.д);
игры «съедобное – несъедобное», «плывет — не плывет».
Игры «что сначала, что потом».
Ознакомление с окружающим.
Продолжать формировать представления об окружающей действительности, обращать внимание на причинно-следственные связи, на изменения погоды и природные явления.
Развитие речи.
— повторять за взрослым слога (глухие – звонкие, твердые — мягкие.
-отхлопывать количество слогов в словах. (1- 2- сложные слова)
-прослушивать звуки живой, неживой природы, звуки животных и звуков речи (речка, ветер, корова, звонок и т.д.).
учить выражать свои желания фразой. «Мама, дай!» «Катя, на!», «Папа, иди», «идем спать»;
при произнесении фразы обращать внимание на окончания слов
обогащать словарный запас
учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными. «Моя кукла», «Мой мяч»
учить изменять существительные по падежам.
Распространять словарь признаков, действий.
учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать сказки: «Колобок», «курочка Ряба», «Теремок» и т.д.
Учить задавать вопросы: Что это? Кто там? Где мама?
— Учить составлять простое предложение по картинке.
6. Продуктивные виды деятельности:
Рисование
Рисовать красками и кисточкой дождь, снег, листья и т.д. методом «примакивание».
Рисовать круглые предметы: «солнце», «Колобок» и т.п.
Рисовать фломастерами, карандашами,
Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать.
Аппликация
создавать сюжеты: «соберем букет», «колобок», «Снеговик».
Учить приклеивать разные формы, чередуя их .
Учить резать ножницами
Лепка
лепить предметы круглой формы
прямые движения палочка, столбик
Учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.
Конструирование
учить выкладывать узоры по образцу, чередуя величину, цвет, форму.
— учить строить из палочек постройки по образцу и памяти;
7. Трудовое воспитание.
— продолжать формировать навыки опрятности и гигиены убирать посуду, мыть руки и рот, чистить зубы.
— учить использовать бытовые приборы , соблюдать чистоту в комнате, поддерживать порядок.
Источник