Индивидуальная программа речевого развития ребенка до года

Индивидуальная программа речевого развития ребенка до года thumbnail

Юлия Петрова
Программа индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста «Развитие речи»

Актуальность программы

«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания»

(Л. С. Выготский)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя — это развитие речи детей.

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия.

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в РФ ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.

В конце учебного года на основе результатов диагностирования детей выяснилось, что у Ивана Ф. есть проблемы по развитию речи.

В связи с этой проблемой разработала программу индивидуальной работы с Иваном Ф. по развитию речи.

Цель

— создать условия для развития речи у ребёнка.

Задачи

— Расширение и уточнение словаря;

— совершенствования грамматического строя речи;

— привлечение внимания детей к собственной речи;

развитие речевого аппарата.

Содержание деятельности

1)Расширение и уточнение словаря:

— введение в активный словарь новых слов и понятий;

— реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций.

2) Развитие грамматического строя речи:

— формирование навыка согласования слов в словосочетании;

— формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково», форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);

развитие умения употреблять предлоги в речи.

3) Работа над звуковой культурой речи:

развитие артикуляционного аппарата;

— знакомство со звуками русского языка.

4) Развитие связной речи:

— рассказывание о предмете;

— рассказывание о себе по вопросам педагога;

— рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми.

месяц Мероприятие: форма, название Задачи мероприятия Участники

сентябрь Предварительная педагогическая диагностика Проверить уровень сформированности речи у ребёнка

Ребёнок, воспитатель

октябрь Упражнение «Домик открывается-закрывается»

Беседа по картине с животными «Кто как кричит?» Развивать артикуляционную моторику

Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки

ноябрь

Упражнение «Дождик»

Игра «Кап-кап и куп-куп» Развитие мелкой моторики

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

декабрь Упражнение «Подуем на горячую картошку»

«Как нам транспорт помогает» Развитие артикуляционной моторики

Побуждать рассказывать об изображенном на картинке

январь «Что бывает зимой?»

Игра «Что звучит в коробочке»

Развитие грамматического строя речи

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

февраль Игра «Угадай игрушку»

«Мишка спрятался в берлоге» Развитие слухового

восприятия, внимания, памяти

Развитие грамматики

март Рассказы о своей семье

Рисование горизонтальных линий «Дорожка для Вани» Побуждать правильно отвечать на вопросы

Развитие графических навыков

апрель Педагогическая диагностика ребёнка Проанализировать результаты работы

Предполагаемые результаты

— расширен словарный запас у ребёнка;

— грамматический строй речи соответствует возрастным особенностям;

— динамическое развитие речевого аппарата.

Материально-техническое обеспечение

— игрушки;

— дидактические игры;

— картины, демонстрационный и раздаточный материал;

— произведения художественной литературы;

— использование видеоматериалов (слайды, мультфильмы).

Список использованной литературы

— Диагностика речи дошкольников. В. Н. Макарова. — М., 2008.

— Занятия по развитию речи в детском саду. О. С. Нианова

Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1990.

— Хрестоматия для детей раннего возраста.

Источник

Индивидуальная программа развития речи дошкольника с ОВЗ
на 2017 – 2018 учебный год

Ф.И. ребенка: ______________________________________________________ Дата рождения:___ ___ 20___ г..Заключение ПМПК: ______________________

Цель программы: Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.
Задачи: Развитие понимания речи.
Развитие мелкой моторики
Развитие речевого дыхания
Формирование правильного звукопроизношения
Развитие фонематических процессов
Развитие артикуляционной моторики
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам.
Коррекция слоговой структуры слова.
Совершенствование грамматического строя речи.
Развитие связной речи
Совершенствование психологической базы речи: расширение объема зрительной и слуховой памяти; Развитие мышления, счётных операций
Срок реализации индивидуальной программы сопровождения – _________________

Содержание работы:
Сентябрь – декабрь
Развитие понимания речи
Развивать умение вслушиваться в обращённую речь.
Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. (Использовать наглядные ситуации режимных и игровых моментов. Важным условием является многократность повторений в различных наглядных ситуациях)
Формировать понимание обобщающего значения слов.
Готовить к овладению диалогической и монологической речью.
Развитие артикуляционной моторики: артикуляционные упражнения.
Познакомить с речевыми органами, которые находятся во рту.
Совершенствовать функции артикуляционного аппарата: развивать подвижность языка, губ, щёк.
Подготовка к постановке звуков «Основной комплекс»
Развитие речевого дыхания
Учить длительному, плавному выдоху, не надувая щёк, не поднимая плеч.
Усложнение: потом во время выдоха высунуть язык «лопаточкой».
Развитие мелкой моторики
Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, согласно лексической теме.
Развивать мелкую моторику с помощью дидактических игр: мозаика, «Волшебные верёвочки», «Шнуровка».
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам.
Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексическим темам: «Помещение детского сада», «Игрушки», «Золотая осень», «Овощи», «Одежда», «Фрукты», «Обувь», «Профессии людей», «Посуда», «Поздняя осень», «Продукты питания», «Зима», «Новый год».
Работа над слоговой структурой слов
Учить называть слова одно -, двух -, трёхсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, бумага) .
Совершенствование грамматического строя речи.
1. Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – ик, — к (домик, ручка)
2. Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевлённости/неодушевлённости.
3. Учить подбирать определения к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? Какой по форме) подбор определений (вопрос: какой по величине) .
4. Учить навыку согласования местоимений «мой», «моя» с существительными.
5. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идёт. Вова стоит) .
6. Практическое усвоение родительного падежа существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У.
7. Упражнение в образовании приставочных глаголов.
Развитие связной речи.
1. Закреплять навык составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что? ».
2. Учить запоминать короткие двустишия и потешки.
3. Формировать навык ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты)
4. Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Можно взять) .
5. Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
6. Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом.
7. Формировать навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они) .
8. Учить составлять первые простые рассказы из двух – трёх предложений (по вопросному плану) .
Совершенствование психологической базы речи: расширение объема зрительной и слуховой памяти; развитие мышления

Развивать внимание и память с помощью игр: «Хлопни в ладоши», «Что изменилось? », «Чего не стало? », «День – ночь», «Запомни, повтори», «Чьи это детёныши? »

Развивать мышление с помощью игр: «Что лишнее? », загадки, «Разложи картинки: что сначала, что потом», «Противоположности», «Подбери по смыслу», «Лото», мозаики, конструктор, «Собери картинку», «Времена года», «Геометрические формы», «Что перепутал художник? », «Найди одинаковые узоры».

Развивать счётные операции с помощью игровых упражнений и книжек с цифрами.

Январь – июнь
Развитие артикуляционной моторики: артикуляционные упражнения.
Продолжать совершенствовать функции артикуляционного аппарата: развивать подвижность языка, губ, щёк.
Дополнительные упражнения: «Толстячок», «Худышка», «Фокус», «Моторчик», «Перекати шарик», «Бублик»
Развитие речевого дыхания
1. Учить длительному, плавному, сильному выдоху с высунутым языком в виде «трубочки», не надувая щёк, не поднимая плеч.
2. Учить сильному выдоху с высунутым языком в форме «чашечки», примыкающей к верхней губе, не поднимая плеч.
Развитие мелкой моторики
1. Продолжать развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, согласно лексической теме.
2. Развивать мелкую моторику с помощью дидактических игр: мозаика, «Волшебные верёвочки», «Шнуровка».
Формирование правильного звукопроизношения
Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи.
Вызывать отсутствующие шипящие звуки.
Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.
Развитие фонематических процессов
1. Узнавание неречевых звуков (упражнения №1 — №5 по методике Ткаченко Т. А.) . Различение речевых и неречевых звуков. Определение источник а звука.
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (упражнения № 6 — № 10 по методике Ткаченко Т. А.)
3. Различение слов, близких по звуковому составу (упражнения № 11 — № 23 по методике Ткаченко Т. А.)
4. Дифференциация слогов:
— воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога,
— воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками,
— воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками, — воспроизведение слоговых сочетаний со стечением согласных звуков (та – кта, по – пто и т. д.)
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам.
Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексическим темам: «Части тела», «Головные уборы», «Дикие животные и их детёныши», «Домашние животные и их детёныши», «Зимующие птицы», «День защитника отечества», «Начало весны», «8 Марта», «Перелётные птицы», «Мебель», «Весна», «Профессии», «Межсезонная одежда», «Труд людей весной», «Сад – огород», «Транспорт», «Лето».
Работа над слоговой структурой слов
1. Дифференцировать короткие и длинные слова.
2. Отхлопывать предложенный ритмический рисунок слова.
Совершенствование грамматического строя речи.
1. Учить использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).
2. Учить распространять предложения путём введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений.
3. Употребление дательного падежа существительных в единственном числе.
4. Употребление творительного падежа существительных в единственном числе.
5. Знакомство с предлогом НА.
6. Знакомство с предлогом ПОД.
7. Дифференциация предлогов НА и ПОД.
8. Знакомство с предлогом В.
9. Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами. 10. Учить называть части предмета для определения целого (спинка- стул и т. д.) .
11. Упражнение в образовании относительных прилагательных (вопрос: какой по материалу).
12. Упражнение в употреблении предлогов В, НА, ПОД.
13. Учит подбирать слова к названному слову по ассоциативно – ситуативному принципу (санки – зима) .
14. Согласование прилагательного с существительным в роде.
15. Учить подбирать существительные к названию действия (кататься – велосипед) .
16. Учить употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, основных цветов (красный, синий, зелёный, черный) и наиболее распространённых материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.) .Развитие связной речи.
1. Закрепить навыки составления простых предложений по модели:»КТО? Что делает? Что? »; «Кто? Что делает? Чем? ».
2. Расширять объём предложений за счёт введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют.) .
3. Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу.
4. Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух – трёх – четырёх простых предложений (по картинному и вопросному плану) .
5. Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
6. Совершенствовать умения заканчивать одним- двумя словами предложение, начатое логопедом.

Логопедическое обследование ребёнка: сентябрь, май.
Анализ результатов логопедической работы, согласно мониторингу динамики развития ребёнка.

Программно-методическое сопровождение:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2011 г.
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. Вторая младшая группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Вторая младшая группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
4. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
5. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
6. Методы обследования речи детей. / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2005.
7. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. –– М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 32 с
8. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации/Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М. : Дрофа, 2009.
9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М. : Айрис – пресс, 2004.
10. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах/О. С. Яцель. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

Источник

Eлена Фурсова
Проект индивидуальной программы речевого развития ребенка

Участники проекта: воспитатели группы, педагоги специалисты, ребенок– 6 лет, родители.

Продолжительность проекта: три месяца (сентябрь-ноябрь)

Методы и приемы: Практический (упражнения,игры) Игровой (дидактические, словесные, подвижные, игры-драматизации) Словесный (рассказ, чтение, беседа, пояснение, объяснение, вопросы, указания Наглядный (наблюдение, показ картин, иллюстрации, показ рисунков, игрушек, показ образцов, открытки для рассматривания, альбомы)

Актуальность

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения, закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению школе. На мой взгляд, в настоящее время тема развития речи как нельзя актуальна. Так как в последние годы замечается увеличение числа детей с дефектами речи и отсутствием связной, логически построенной речи (ОНР — 60%, ФФНР — 30%, дизартрия- 10%). В проекте я постараюсь раскрыть подходы к организации профилактической работы, развития фонематического восприятия у ребенка 6 лет через активное сотрудничество всех специалистов и родителей.

Педагогическая характеристика

воспитанника детского сада

I. Сведения о родителях

Мать: Ольга Н. М., 1985г. р., магазин «Бэхетле», продавец, среднее

(ФИО, год рождения, место работы, должность, образование)

Бытовые условия__отдельная квартира, отдельную комнату не имеет__

Состав семьи _4 взрослых, 1 ребенок___

Взаимоотношения в семье_частые конфликты, имел место распад семьи

Состояние здоровья родителей_наличие хронических заболеваний___

Язык общения в семье___русский___

Воспитание в семье: преимущественно занимаются воспитанием ребенка ба-бушка и тетя, большую часть времени ребенок проводит с тетей;принципы воспитания: со стороны дедушки, матери, тети — строгое, но требование безусловного выполнения просьб, решений старших отсутствует; со стороны бабушки — мягкое, уговоры, выполнение желаний ребенка; ребенок не наказывается, проводит свободное время со взрослыми, без взрослых во дворе не гуляет, друзей нет.

II. Сведения о ребенке

С какого времени посещает детский сад с 3 лет_

Физическое состояние ребенка удовлетворительное, группа здоровья 2.

Аппетит___нормальный___

Сон засыпает не сразу; спит беспокойно, чутко; просыпается легко, сразу

Частые жалобы __головные боли, повышенная потливость, плохо переносит жару, езду в транспорте, повышенная обидчивость, плаксивость, грызет ногти. _

Ребенок правша

Особенности личности У ребенка наблюдается отсутствие критичности к своему состоянию. Ребенок склонен к раздражительности, колебаниям настроения, беспокойный, суетливый, часто проявляет грубость, непослушание. Характерны замкнутость, неуверенность в своих силах и возможностях, стеснительность. Ребенок склонен к реакциям истероидного типа.

Особенности общения и межличностных отношений При выборе партнеров по общению не имеет осознанного мотива выбора.Особенности отношения к взрослому: характерна отрицательная установка на педагогическое воздействие взрослого. Часто нарушает порядок, дисциплину, не любит соблюдать установленные нормы. Родители жалуются на непослушание. Усвоив по отношению к себе порицающее отношение, ребенок отвечает равнодушием или негативизмом. Утомляется от физических нагрузок, от общения, при умственных нагрузках. При утомлении нарушается внимание, появляется головная боль, появляется раздражительность,малейшая перемена в окружающей обстановке (неожи-данный звук, новое лицо, вещь) сразу же привлекает его внимание. В заданиях ориентируется быстро. Интерес к занятиям проявляет. Ребенок недостаточно критичен в оценке своих результатов при выполнении заданий. Принимает помощь взрослых в случае возникновения затруднений. Своевременно усваивает программныйматериал по некоторым видам учебной деятельности: легче дается развитие речи, математика; вызывает наибольшие трудности изодеятельность. На физкультурных и музыкальных занятиях страдает качество выполнения движений. Может организовать сюжетно-ролевую игру, себе отводит роль ведущего. Предпочитает подвижные игры с товарищами. Конфликтные ситуации в игре решает путем применения силовых методов, жалуется взрослому. Один играть не любит. Активный на прогулке; не сформированы навыки самообслуживания (не умеет шнуровать ботинки); в одежде неопрятный. В процессе приема пищи не поперхивается, но тщательно не прожевывает, и ест быстро. Столовые приборы держит неправильно. Пространственные представления нарушены (ориентация в схеме собственного тела, на листе бумаги).Когда слушает сказку или рассказ, сильно захватывается образами, волнуется, переживает. Запоминает медленно. Речевой материал помнит, но неточно воспроизводит. Рисунки неоригинальны и несодержательны по замыслу и по выполнению, однообразны. В средней группе использовал только темные краски. Навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования слабые, т. к. нарушена мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Цель:

Создание модели для проведения профилактической работы речевого развития детей основанной на интеграции специалистов и взаимодействии с семьёй.

Задачи:

— Способствовать развитию восприятия через использование многогранных возможностей игр на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, во взаимодействии логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО и воспитателя с ребёнком в коррекционной развивающей среде: логопедической группе.

— Обеспечить комфортное самочувствие, самовыражение ребёнка — логопата через реализацию его интересов и потребностей, через игровое взаимодействие со сверстниками.

— Воспитывать внимательное отношение к родному языку, желание говорить правильно и красиво.

Ожидаемый результат:

— Предполагаю, что, работая в данном направлении можно облегчить тяжесть речевой патологии у детей с более глубоким нарушением речевой системы

— Надеюсь на положительный результат сотрудничества с родителями: повышение уровня компетенции родителей в данном направлении, желание принимать активное участие в воспитании и образовании детей.

— Повышение своего личностного потенциала и уровня профессионального мастерства в овладении вариативными формами коррекционной работы.

Практическая значимость

1. Проект будет обсужден и представлен на методическом объединении

2. Проект программы может быть использован в других ДОУ

3. Методические пособия, брошюры изданные в ходе реализации проекта, будут рекомендованы для работы в других детских садах.

Источник