Индивидуальная программа развития речи ребенка с умственной отсталостью

Индивидуальная программа развития речи ребенка с умственной отсталостью thumbnail

Светлана Кашкарова
Индивидуальная программа по предмету «Развитие устной речи» для детей 1-х классов с глубокой умственной отсталостью

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР приказом СОШ №3

___ Е. И. Беляковцева от ___г. №___ «01» октября 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(Развитие устной речи)

для индивидуального обучения по общеобразовательной адаптированной программе для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья учащегося

на 2017-2018 учебный год

Название предмета Развитие устной речи

Класс 3г

Учитель: Кашкарова С. О.

Общее количество часов на предмет по учебному плану 30

Из них на:

1 четверть — __4_

2 четверть — __7_

3 четверть — 11

4 четверть — __8

По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34

Учебник:

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № ___ «» октября 2017г.

Руководитель МО учителей начальных классов___/Т. Н. Медуница/

Принято на заседании Педагогического Совета

Протокол №___ «» октября 2017г.

Рабочая программа разработана на основе нормативно –правовой базы:

• Федерального государственного образовательного стандарта 2 вариант

• Закон РФ «Об образовании»

• Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление правительства РФ, 10.03. 2000г. №212, 23.12.2002г., №919

• Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов» 26.12.2000г.

• Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР. – М. ,1983

Основные задачи программы:

развитие органов артикуляционного аппарата;

развитие речевого слуха, различение звуков окружающей действительности, уточнение и развитие слухового восприятия учащихся;

развитие движений кисти и пальцев рук;

развитие и уточнение зрительного восприятия учащихся, выработка умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке;

• формирование представлений о явлениях и объектах живой и неживой природы.

Содержание программы:

1.1. Пояснительная записка

1.2. Учебно – методическое обеспечение программы

1.3. Календарно тематическое планирование

1.1. Пояснительная записка

Актуальность: На сегодняшний день вопросы обучения и социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.

В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Новый ФГОС учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные возможности, особые образовательные потребности. В рамках внедрения ФГОС образовательная программа школы ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Цель программы: развитие устной речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

Адресат программы: учащиеся 1 класса с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.

Задачи:

развитие органов артикуляционного аппарата;

развитие речевого слуха, различение звуков окружающей действительности, уточнение и развитие слухового восприятия учащихся;

развитие движений кисти и пальцев рук;

развитие и уточнение зрительного восприятия учащихся, выработка умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке;

• формирование представлений о явлениях и объектах живой и неживой природы.

Программа рассчитана на 30 часов в год – 1 час в неделю.

Содержание программы:

Поставленные программой задачи отражаются в еёсодержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Учебно-тематический план

№ п/п Разделы программы Количество занятий

1 Растения в природе. 4

2 Животные и птицы. 21

3 Время года весна. 4

4 Лето. 1

Всего 30

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

• умение повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;

•умение отвечать на вопросы: кто это? что это? что делает?;

• уметь классифицировать по наглядному образцу;

• уметь различать звуки окружающей действительности.

Читайте также:  Алые паруса центр развития ребенка

Учащиеся должны знать:

• времена года, название животных, овощей и фруктов, названия птиц;

• элементарные правила поведения;

•применять слова : здравствуйте, до свидания, спасибо, извините.

1.2. Учебно – методическое обеспечение программы:

Методическая литература:

№ Автор Название Изд-во Год издания Кол-во экз.

1НИИ дефектологии АПН СССР Программы обучения глубоко умственно отсталых детей Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР; Москва1983

2 В. И. Ковалько Школа физминуток Москва 2005

3 Л. М. Шипицына Программа для детей с тяжелым нарушением интеллекта С. (К.)ОШ. VIIIвида Москва «Просвещение» 1996

5 Т. Б. Епифанцева Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития Москва 2001

1.3. Календарно – тематическое планирование

№ п/п Дата Корректировка Тема Кол-во часов

I четверть – 4 часа

1. 05.10.17 Обобщающее понятие по теме: «Овощи». 1

2. 12.10.17 Фрукты. 1

3. 19.10.17 Различение по форме. 1

4. 26.10.17 Обобщающее понятие по теме: «Фрукты». 1

II четверть – 7 часов

5. 09.11.17 Домашние животные (кошка). 1

6. 16.11.17 Домашние животные (собака). 1

7. 23.11.17 Сходства и различия (кошка, собака). 1

8. 30.11.17 Домашние животные (корова). 1

9. 07.12.17 Домашние животные (лошадь). 1

10. 14.12.17 Сходства и различия (корова, лошадь). 1

11. 21.12.17 Обобщающее понятие по теме: «Домашние животные». 1

III четверть – 11 часов

12. 11.01.18

18.01.18 Зима. 2

13. 25.01.18 Дикие животные (лиса). 1

14. 01.02.18 Дикие животные (заяц). 1

15. 08.02.18 Дикие животные (белка). 1

16. 15.02.18 Дикие животные (медведь). 1

17. 22.02.18 Обобщающее понятие по теме: «Дикие животные». 1

18. 01.03.18 Сравнение диких животных с домашними животными. 1

19. 08.03.18 Зимующие птицы. 1

20. 15.03.18 Перелетные птицы. 1

21. 22.03.18 Обобщающее понятие по теме: «Зимующие и перелетные птицы».

IV четверть – 8 часов

22. 05.04.18 Домашние птицы (курица, петух). 1

23. 12.04.18 Сходства и различия (курица, петух). 1

24. 19.04.18 Обобщающее понятие по теме: «Домашние птицы». 1

25. 26.04.18 Весна. 1

26. 03.05.18 Посадка в ящик для наблюдений семян овса. 1

27. 10.05.18 Труд взрослых в связи с сезонными изменениями в природе. 1

28. 17.05.18 Просмотр диафильмов: «Весенние работы на огороде». 1

29. 24.05.18 Лето. 1

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

(вариант D)

Обучающегося

__________________________________

(фамилия, имя, отчество)

(2 занятия в неделю, 68 занятий в год)

Ответственные за реализацию программы:

Учитель –дефектолог Мазунина К.В.

Учитель –логопед

Педагог – психолог

Оса, 2016 г.

СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Ф.И.О._______________________________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________________________

Статус: ______________________________________________________________________

Диагноз: умственная отсталость тяжёлая, ДЦП.

Заключение ПМПК: Создание специальных условий при обучении по адаптированной индивидуальной программе для глубоко умственно отсталых детей с учётом психофизических особенностей ребёнка с нарушением опорно – двигательного аппарата.

ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Сведения о родителях:

Мать

Отец

Контакт формальный, эмоционально реагирует на осмотр смехом. При взаимодействии со взрослым реагирует на эмоционально окрашенный голос (прислушивается), но на имя не реагирует. Взгляд на звучащем предмете, не фиксирует. На игрушку реагирует смехом, берёт в руки.

Системное недоразвитие речи тяжёлой степени. Обращённую речь не понимает, собственная речь отсутствует.

Не ориентируется в окружающем, помощь взрослого неэффективна.

Общая и мелкая моторика не развита.

Интерес к действиям взрослого не проявляет. Пассивен в принятии предлагаемого взрослым задания. Инструкции не выполняет.

Восприятие знакомых людей на основе тактильных ощущений, чувственных раздражителей.

Навыки самообслуживания не сформированы. Физиологические функции не контролирует, нуждается в подгузниках. Питание протертой пищей с ложки.

Настроение чаще всего ровное. Отсутствуют эмоциональные оттенки.

Двигательная функции: тонус мышц значительно снижен. Активные движения минимальные: может поднять ручки, ножки. Лежа на спинке снимает частично одежду – стягивает носочки с ног. Поворачивается на бок, голову держит неуверенно.

Общая оценка развития и поведения ребёнка: данные экспериментального обследования свидетельствуют о глубоком стойком нарушении физического развития и познавательной деятельности.

Подпись специалистов___________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (вариант D)».

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (вариант D) . Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможных начальных навыков адаптации в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Ребенок нуждается в постоянном присмотре во всех видах помощи.

Приоритетные предметные области:

1.Ознакомление с окружающим миром

2.Формирование предметно – практической деятельности

Читайте также:  Развитие ребенка в субкультуре детства

3.Сенсорное развитие

4.Коммуникация и развитие речи

5.Двигательно – моторная сфера

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Раздел специальной индивидуальной образовательной программы

Количество занятий

1

Ознакомление с окружающим миром

17

2

Формирование предметно-практической деятельности

17

3

Сенсорное развитие

17

4

Коммуникация и развитие речи

11

5

Двигательно – моторная сфера

6

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

68

Форма организации коррекционной работы: индивидуальные занятия с учителем 2 раза в неделю по 20 – 30 минут с обязательной динамической паузой 7-10 минут.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

  2. Формирование учебного поведения:

    • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

    • Умение выполнять инструкции педагога ( «посмотри на меня», «покажи»; «возьми»);

    • Использование по назначению учебных материалов;

    • Умение выполнять действия по подражанию, по образцу.

  1. Формирование умения выполнять задание:

    • В течение определенного периода времени;

    • От начала до конца;

    • С заданными качественными параметрами.

  1. Формирование умения с помощью и самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действия.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит, как на подгрупповых, индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.

Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.

Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).

Материально-техническое оснащение предмета: альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами; дидактические материалы: изображения (картинки, фото, пиктограммы), для демонстрации обучающимся; звучащие игрушки; аудио, видеоматериалы; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений об окружающем.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией. Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

Учить выполнять предметно-игровые действия: играть с воздушными шариками; махать ленточкой, используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого; учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке) и т.д.

Развивать мелкую моторику: обучать манипулятивным действиям с предметами. Формировать интерес к конструированию из кубиков, конструктора и т.д.

Материально – техническое оснащение предмета: игрушки, ленты разного цвета и длины, салфетки, платочки, коробки, кубики, конструктор, воздушные шары.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы. Стимулировать реагирование на возникшие в помещении (за его пределами) звуки. Формировать целостный образ предмета. Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.

Материально – техническое оснащение предмета: погремушки различного звучания, игрушки, пиктограммы, кубики; дидактический материал: изображения, предметные картинки; Монтессори – материал; аудио, видеоматериалы.

ДВИГАТЕЛЬНО — МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Обучение навыкам переворачивания (со спины на бок, с живота на бок, со спины на живот, с помощью и самостоятельно) и присаживания (сидеть с поддержкой); выполнение действий руками и ногами, контроль за положением головы (лёжа на животе приподнимать голову и удерживать её). Захват предметов руками в разных положениях (лёжа на спине, животе, боку).

Материально – техническое оснащение кабинета: сухой бассейн, маты, мячи и мячики, массажное оборудование, игрушки разные по текстуре и размеру.

КОММУНИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕРЕЧИ

Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.

Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.

Читайте также:  Статья в журнале развитие ребенка

Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.

Формировать алгоритм восприятия лица и тела.

Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;

Развивать общую и мелкую моторику.

Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;

Материально – техническое оснащение предмета: графические средства для альтернативной коммуникации: картинки с изображением объектов, людей, действий (фото, пиктограммы, символы); сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; мячики – ежики, мячи «Су – Джок», зонды для логопедического массажа; технические средства для альтернативной коммуникации; обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи; аудио и видеоматериалы.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема 2

Предметно-практическая деятельность с игрушками, конкретными предметами и дидактическим пособием.

6

Тема 3

Обучение манипулятивным действиям с игрушками.

6

4. Сенсорное развитие

Тема 1

Стимулировать реакцию на зрительный раздражитель.

4

Тема 2

Стимулировать реакцию на звук

3

Тема 3

Стимулировать реакцию на тактильные ощущения

3

Тема 4

Стимулировать реакцию на запах

3

Тема 5

Стимулировать реакцию на вкус

3

5. Коммуникация и развитие речи

Тема 1

Зрительная стимуляция

2

Тема 2

Обучение пониманию значения слов, простых инструкций

2

Тема 3

Формирование умения обращаться к взрослому.

2

Тема 4

Развивать органы артикуляции

4

6.Двигательно – моторная сфера

Тема 1

Переворачивание и присаживание

2

Тема 2

Выполнение действий руками и ногами

2

Тема 3

Контроль за положением головы (лёжа на спине, поднимает голову и удерживает её)

2

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

68

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной адаптации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Ожидаемые личностные результаты:

  1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.

  2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом

  3. Овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей обучающегося (мальчик, девочка).

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления:

* узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки, в соответствии с их функциональным назначением;

* выделять зрительно один предмет (объект, игрушку) из множества;

* определять на слух источник звука (голос животного, пение птиц);

*различать на вкус (сладкий, горький, кислый, соленый), (соотнесение со словом, символом);

*знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы (соотнесение со словом, символом);

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

*показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с педагогами, медицинским персоналом, родителями;

*показывать на себе части тела и лица;

*выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

  • при общении использовать мимику и жесты;

  • определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

  • понимать и выполнять действия с игрушкой;

  • повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

  • адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

  • использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года) __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала обучения____________________________________

Дата окончания обучения ______________ Подпись родителя ____________

Подпись специалистов:

Учитель – дефектолог: ______________________________ Мазунина К.В

Учитель – логопед: _______________________________

Педагог – психолог: ______________________________

Заявление родителей (законных представителей)

на реализацию Специальной Индивидуальной Программы Развития (СИПР)

Я,

____________________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителя или законного представителя)

ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка ____________________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

Обязуюсь обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации, регулярное посещение занятий в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций специалиста. О возможном не достижении ожидаемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных обстоятельств, связанных с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями ребенка, предупрежден(а).

Подпись родителя (законного представителя) ________________________

Источник